Конспект открытого занятия по математике в старшей группе с использованием мандал «В поисках сокровищ Василисы Прекрасной»
методическая разработка по математике (старшая группа)

Бавыкина Наталья Николаевна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №80 Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект открытого занятия по математике в старшей группе с использованием мандал

«В поисках сокровищ Василисы Прекрасной»

Подготовила: воспитатель первой категории - Бавыкина Наталья Николаевна

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель: закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете, названии геометрических фигур, закрепление дней недели, создание геометрических мандал

Задачи:

Образовательные:

  • тренировать умение считать в пределах десяти, умение составлять числовой ряд;
  • закреплять знания о геометрических фигурах;
  • упражнять в решении математических примеров;
  •  тренировать умение сравнивать численность двух групп предметов;
  • формировать у детей интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях.
  • активизировать словарь; добиваться полного ответа на поставленный вопрос.

Развивающие:

  • развивать: внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать логическое мышление детей, смекалку, сообразитель­ность;
  • доставить радость и удовольствие от игр развивающей направлен­ности;
  • поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь;
  • создавать мандалы из геометрических фигур.

Воспитательные:

  • воспитывать положительную мотивацию к обучению, интереса к математике;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу

Использование современных технологий:

- Кубики Дьеныша;

- Мате плюс;

- Геометрические мандалы;

- Приемы здоровьесберегающих технологий (смена видов деятельности, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика).

Участники: дети старшей группы (5-6 лет) и воспитатель группы №7

Предварительная работа:

- Чтение русской народной сказки «Василиса Премудрая»;

- Рассматривание иллюстраций к сказке;

- Заучивание текста пальчиковой гимнастики и физминутки;

- Игры с кубиками Дьеныша, геометрическими фигурами, собирание мандал из геометрических фигур.

Методы и приемы:

- Сюрпризный момент;

- Беседа;

- Ответы на вопросы;

Наглядные:

- демонстрация получившихся мандал гостям.

Практические:

- Пальчиковая и артикуляционная гимнастика;

- математический пазл;

- графический диктант на полях «Мате»

-Изготовление мандал из геометрических фигур;

Предметно-практическая среда:

- клубок с нитками, кольцебросы разного размера, геометрические фигуры для аквариумов, кубики Дьеныша, поля Мате в клетку с карточками.

Раздаточный материал:

- карточки-цифры с 1 до 10; поля Мате с картинками; математический пазл «Баба  Яга» с изображением и числовым рядом до 10; карточки для сравнения количества предметов и знаки (>, <, =);  карточки разного размера с изображениями сказочных героев, карточки с изображениями примеров для сложения и вычитания, камни геометрические для аквариума и кубики Дьеныша, деревянные наборы для конструирования.

Методы и приемы: объяснение, указание, пояснение, вопросы, показ, игровой прием, поощрение, педагогическая оценка.

Ход занятия

Вводная часть:

Организационный момент:

Ход занятия

1.Круг радости.

В круг широкий вижу я

Встали все мои друзья.

Мы пойдем сейчас направо.

А теперь пойдем налево.

В центр дружно соберёмся.

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем.

Путешествовать начнем.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся и подарим им хорошее настроение (дыхательная гимнастика: сдуваем с ладошек свои улыбки).

Ой, ребята, посмотрите, какой интересный конверт! Кто же его нам прислал, как вы думаете? (Ответы детей) Правильно, Василиса Прекрасная.

Василиса нам оставила послание: «Дорогие ребята, приглашаю Вас отправиться в увлекательное путешествие в мир математики на поиски моих сокровищ. Путешествовать нам предстоит по дням недели, как только вы выполните все задания, вы найдете мои сокровища. Удачи в поисках. Ваша Василиса».

Итак, отправляемся в путешествие. Давайте подойдем к первому мольберту.

Дети вместе с воспитателем подходят к мольберту. На нем закреплен оранжевый кружок с заданием, на котором стоит цифра 1. Воспитатель: Ребята, какой первый день недели?  (ответы детей) Правильно, понедельник. Нам приглашает Василиса в город «Цифроград», там цифры поссорились между собой и не хотят становиться в строй, давайте поможем им помириться, приглашаю Вас пройти за столы  и выполнить первое задание. На тарелочках лежат разноцветные кружки с числами от 1 до 10.

Воспитатель: Выложите цифры по порядку.

Дети выкладывают их и получают числовой ряд.

Воспитатель просит детей выборочно посчитать до 10 и обратно.

Назовите число  меньше 7 на 1, больше 5 на один, больше 3 на один.

Назовите соседей числа 3, соседей числа 5, соседей числа 4.

Оставьте столько цифр по порядку, сколько дней в неделе. Дети оставляют кружки с цифрами от 1 до 7.

Как Вы думаете, ребята,  что обозначают эти цифры на разноцветных кружках?

Правильно, дни недели.

  • Назовите дни недели по порядку, начиная с понедельника.
  • Сколько всего дней в неделе? 
  • Какой сегодня день недели?
  • Какой был вчера день недели?
  • Какой будет завтра день недели?
  • Сколько всего рабочих дней в неделе? Назовите их.
  • Сколько всего выходных дней в неделе? Назовите их.

Молодцы ребята! Вы отлично справились с первым заданием.

Теперь переходим к следующему дню недели. Проходим к мольберту, на котором закреплен кружок желтого цвета с цифрой 2

Воспитатель: Дети, какой следующий день недели за пнедельником? Что обозначает желтый кружок? (ответы детей) Правильно, вторник.

А вот и задание: Василиса Прекрасная предлагает Вам вспомнить виды транспорта и выложить тот вид транспорта, на котором вы любите путешествовать.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами подумаем, на чем можно отправиться в путешествие?

(ответы детей)

Можно отправиться на машине, можно на поезде, можно на ракете, можно на самолёте, на метле, а можно на волшебном ковре-самолёте.

Воспитатель:

Предлагаю Вам пройти к столам и выложить из кубиков Дьеныша тот вид транспорта, на котором вы любите путешествовать. Воспитатель включает спокойную музыку.

Ребята выкладывают из кубиков Дьеныша: ракету, машину, поезд, самолет.

Воспитатель спрашивает несколько детей, на каком виде транспорта можно путешествовать, и какие фигуры они использовали для постройки транспорта (большие, маленькие, широкие, узкие).

Молодцы! Вспомнили виды транспорта. И с заданием справились.

Переходим к следующему дню недели. Дети с воспитателем подходят к мольберту, на котором закреплен зеленый кружок с цифрой 3 и новым заданием.

Воспитатель: Василиса просит Вас назвать день недели, следующий за вторником (Ответы детей). Правильно, день недели – среда. Нам предстоит выполнить необычный графический диктант. Давайте сначала подготовим наши пальчики к нему.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

Шу-шу-шу, шу-шу-шу, сижу тихо, не шуршу

(дети легко ударяют ладошками по коленям)

Уши-уши-уши, уши-уши-уши – приготовим уши

 (потягивают за мочки ушей)

Уша-уша-уша, уша-уша-уша – буду сказку слушать

 (приставляют ладонь то к одному, то к другому уху)

 Ша-ша-ша, Ша-ша-ша – очень сказка хороша (хлопают в ладоши)

Воспитатель: Проходите к столам, ребята.  

На столах разложена дидактическая игра: поле Мате в клетку с набором карточек с изображениями главных героев сказки.

Воспитатель: Как вы думаете, из какой сказки эти герои? (ответы детей) Правильно, из сказки «Василиса Прекрасная». Дети выполняют диктант, выставляя карточки по игровому полю.

Воспитатель: Возьмите поле и слушайте задание, я буду диктовать, а вы будете выполнять. Мы будем с вами двигаться по клеткам, переставляя Ивана Царевича из левого верхнего угла в правый нижний. Бабу Ягу, Водяного и Василису Прекрасную расставим на пути Ивана Царевича.

Молодцы! Справились с заданием.

Выходим из-за столов, чтобы продолжить наше путешествие. Какой день недели следующий за средой? (Ответы детей). Правильно, четверг. Подходим к мольберту, на котором закреплен синий кружок с цифрой 4 и новым заданием.

А вот и задание от Василисы. Она просит собрать математический пазл, с героем сказки, которого повстречал в лесу на своем пути Иван Царевич.

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, кто это? Тогда скорее проходите к столам и собирайте пазл.

Дети под звуки леса выполняют задание.

Воспитатель: Кто у нас получился? (ответы детей)

Правильно, Баба Яга. Молодцы! Снова отлично справились с заданием.

Наверное, вы устали и нам пора немного отдохнуть. Подходите все ко мне. За то, что вы так быстро собрали пазл, Баба Яга дала нам клубочек волшебный. Давайте посмотрим, куда он нас приведет. Клубочек покатился по тропинке, следуйте и Вы за клубком. Он привел нас на болото. Дети выполняют физминутку.

Физминутка

На болоте две подружки

Две зелёные лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали

Ручками хлопали

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались

Вот здоровья в чём секрет

Всем друзьям физкультпривет!

          Ну вот мы немного отдохнули, давайте продолжим наше путешествие. Какой день недели следует за четвергом? (Ответы детей). Правильно, пятница. Подходим к мольберту, на котором закреплен голубой кружок с цифрой 5 и новым заданием.

А вот и следующее задание. Василиса предлагает нам пройти за столы и выполнить задание на сравнение. Вам необходимо сосчитать количество предметов слева, справа и выбрать подходящий знак (>, <, =).

Дети работают с карточками, на которых изображены предметы, сравнивают их и выбирают подходящий знак для сравнения.

И с этим заданием вы справились.

А теперь берем карточки с изображениями примеров на сложение и вычитание. Вам предстоит их решить и ответ выложить соответствующей  цифрой.

Молодцы, ребята, и с этим заданием справились.

Какой день недели следует за пятницей? (Ответы детей). Правильно, суббота. Подходим к мольберту, на котором закреплен фиолетовый кружок с цифрой 6 и новым заданием.

А вот и задание:

Необходимо поставить фигуры сказочных героев (принцесс и принцев) по убыванию от большего к меньшему. Девочкам подобрать каждой принцессе карету, а мальчикам подобрать подходящего размера лошадей.

Молодцы справились с заданием.

Какой день недели следует за субботой? (Ответы детей) Правильно, воскресение. Переходим к мольберту, на котором закреплен красный кружок с цифрой 7 и новым посланием от Василисы.

«Какие вы умные, смышленые и внимательные, такие сложные задания выполнили. Вы выполнили все задания недели, и за смелость вашу и смекалку я хочу показать вам мои сокровища. Только ветер мои сокровища (геометрические фигуры) разбросал по замку и все перепутал».

          Воспитатель: Ребята, давайте поможем Василисе собрать украшения? Для этого возьмем в руки кольца, которые нам нужны для выполнения этого задания.  Как Вы думаете, что мы будем сегодня собирать в круге? (ответы детей) Правильно, мандалы. А что такое мандала? (ответы детей). Правильно узор в круге. Воспитатель включает спокойную музыку релакс, под которую дети собирают мандалы на столах в кольцах от кольцебросов (кольца разного размера, дети выбирают их сами для создания сложного рисунка), используют разные геометрические фигуры.

Дети проговаривают, из каких геометрических фигур они создавали мандалы.

Дети демонстрируют мандалы гостям.

На мольберте появляется Василиса и благодарит их за помощь.

          Воспитатель: Вот и сказочке конец, а кто не ленился, да Василисе помогал, тот молодец.

Воспитатель: На этом наше путешествие подошло к концу. Спасибо вам ребята. И до новых встреч. Вы сегодня очень постарались и ваши мандалы получились такие разные и интересные. Вам понравилось наше путешествие? Что больше всего вам понравилось на занятии? (Ответы детей) За то, что Вы отлично справились с заданием, Василиса Прекрасная дарит вам камушки из ее сокровищницы.

Список используемой литературы:

1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. М.: Мозаика-Синтез, 2006.

2. Баряева Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие

3. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2005. 320 с.

4. Давидчук А. Дошкольный возраст: развитие элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, 1997. № 1. с. 72.

5. Дошкольник изучает математику. Как и где? / Сост. и общая ред. Т.И. Ерофеевой. М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. 128 с.

6. Ерофеева Т. Использование игровых проблемных ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике // Дошкольное воспитание, 1996. № 2. с. 17.

7. Корнеева Г., Родина Е. Современные подходы к обучению дошкольников математике // Дошкольное воспитание, 2000, № 3. с. 46-48.

8. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. М.: Просвещение, 1988. 136 с.

9. Тарунтаева Т.В. развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М., 1980.

10. Коновалова Н.Л., Матвеева Н.Ю. статья «Адаптация гиперактивных детей дошкольного возраста к групповой работе при помощи  арт-терапии».- В кн.: «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии». Часть 3.-М.: Изд. «Международный центр науки и образования», 2012.-198с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе на тему: «Путешествие на остров сокровищ»

Цель: обобщение и закрепление элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе, с использованием игровой технологии «Весёлая математика».

Методы: словесные, наглядные, практические.Цель: Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки комплексного применения матем...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе, с использованием игровой технологии «Весёлая математика».

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений, знаний и способов действий умение ...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе, с использованием игровой технологии «Путешествие на планету Математики».

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе, с использованием игровой технологии «Путешествие на планету Математики»....

Конспект открытого занятия по математике в старшей группе с использованием комплекта Мате: плюс «В гости к зебрику»

Цель:  Закрепление математических знаний и умений посредством игры.Задачи:1.      Развивать мыслительные операции, внимание.2.      Развивать пре...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе, с использованием игровой технологии «Весёлая математика».

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений, знаний и способов действий умение ...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе, с использованием игровой технологии. Тема: «Путешествие на планету Математики».

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе, с использованием игровой технологии.Тема: «Путешествие на планету Математики»....