Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста.
статья по математике (младшая группа)
Вхождение в мир математики начинается с самого раннего детства. У детей раннего возраста важно сформировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения. Наиболее подходящей формой обучения первоначальным математическим представлениям является дидактическая игра. Условия, способствующие развитию математических представлений, создаются в ходе игр по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, конструированию, а также в свободной деятельности в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_elementarnyh_matematicheskih_predstavleniy.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование элементарных математических представлений
у детей раннего возраста.
"Математику уже затем учить следует,
что она ум в порядок приводит"
М.В. Ломоносов.
Вхождение в мир математики начинается с самого раннего детства.
Ранний возраст - важнейший стартовый период жизни человека.
Это период, когда у ребёнка закладываются основы интеллекта и мышления,
высокой умственной активности во взрослом состоянии. Математика должна
занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень
которого определяется качественными особенностями усвоения детьми
таких исходных понятий, как количество, величина, форма, пространственные отношения. Отсюда очевидно, что обучение в процессе
образовательной деятельности и в повседневной жизни, должно быть
направленно на формирование у детей раннего возраста основных
математических представлений и развитие математического мышления.
У детей раннего возраста важно сформировать первоначальные
представления о количественных и качественных различиях предметов
ближайшего окружения. В этот период нужно научить детей разнообразно
действовать с предметами: собирать однородные предметы вместе, отсоединять часть предметов от основной группы, отбирать игрушки
одинакового цвета, величины, формы, передвигать в разных направлениях.
А. В. Запорожец, считал, что процесс умственного развития ребёнка связан
с развитием его ощущений, восприятий, представлений. Поэтому
формирование математических представлений в раннем возрасте должно
быть связано с развитием сенсорного опыта ребёнка. Сенсорное
развитие ребёнка - это развитие его восприятия, формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,
положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного
развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст
наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств,
накопления представлений об окружающем мире. Известные представители
отечественной дошкольной психологии и педагогики справедливо считали,
что сенсорное воспитание является одной из основных сторон дошкольного
воспитания. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного
развития ребёнка и имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе и для многих других видов деятельности.
С детьми второго, третьего года жизни в детском саду не проводятся
специальные игровые занятия по развитию математических представлений.
Условия, способствующие развитию математических представлений,
создаются в ходе игр по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, конструированию, а также в свободной деятельности в группе.
При организации игр учитываются доступность и привлекательность,
строгую дозировку содержания, их игровой характер, используются
различные сюрпризные моменты. Успешности обучения способствуют резкие контрасты форм: шар - куб, цвета: красный - желтый, величины:
большой - маленький. Для игр подбираются знакомые игрушки, чтобы детям
было знакомо не только их название, но и возможность использования в играх. Используются принципы личностно ориентированного подхода,
подбираются содержание, формы и методы работы, с учётом уровня развития
ребёнка. В начале обучения каждому ребёнку предоставляется возможность
работать в присущем ему темпе, постепенно увеличивая его. Задача воспитателя - положительно оценивать каждый удавшийся шаг ребёнка,
попытку самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос, тем самым
содействуя развитию его и самостоятельности и активности.
Для ознакомления с простейшими знаниями о величине и форме предметов окружающего мира, нужно обращать внимание на размер предмета. Например, показать большую матрёшку, и передав её в руки
ребёнка сказать: "Матрёшка большая". После того, как ребёнок исследовал
большую матрёшку, передать ему маленькую матрёшку и сказать: "А это
маленькая матрёшка". Можно поставить две матрёшки на стол и сравнить,
а затем попросить ребёнка показать, где большая или маленькая матрёшка.
Для знакомства с формой предметов лучше использовать игрушки,
имеющие ярко выраженную форму сенсорных эталонов. Чтобы дети
научились различать и называть предметы по форме, например, шарик и
кубик, учить их сравнивать. Показать, что шарик катится с горки, а кубик
нет, потому что мешают уголки. Из шариков нельзя построить башенку,
положить шарик на шарик, а из кубиков можно. Дать ребёнку самому
попытаться построить башню, вначале из шариков, а потом из кубиков.
Наиболее подходящей формой обучения первоначальным математическим представлениям является дидактическая игра. Главная
особенность дидактической игры, состоит в том, что задания даются в
игровой форме. Ребёнок играя, не подозревает, что осваивает знания,
овладевает навыками действий с определёнными предметами. Ребёнок
играя, сразу видит результат своей деятельности, достижения результата
вызывает чувство радости. С целью развития представлений о величине
и форме предметов, с детьми можно проводить разнообразные действия
с предметами: собирание шариков и кубиков, собирание матрёшек, пирамидок, грибочков, соотнесение предметов с фигурными отверстиями
дидактических столиков, составление разрезных картинок из двух частей,
а во втором полугодии, из четырёх, собирание геометрической и магнитной
мозаики. Такие дидактические игры, способствуют развитию мелкой
моторики рук, координации движений глаз и рук, расширению словарного
запаса. Элементарные знания о величине, форме, количестве, уточняются,
закрепляются и в повседневной жизни детей. Например, во время
одевания на прогулку, можно сравнить обувь и одежду малыша.
Организация игровых упражнений на различение количества,
величины, формы предметов и развитие пространственных ориентировок,
создают необходимую основу для успешного формирования познавательных
действий и умений на следующих возрастных этапах развития ребёнка.
Обучение математике детей раннего возраста немыслимо без использования
дидактических и пальчиковых игр, стихов и сказок. Особая роль в создании
предметно - пространственной развевающей среды, отводится предметам,
пособие и играм, которые подталкивают ребёнка к мыслительной деятельности, учат сравнивать и различать, группировать и классифицировать, анализировать, выявлять существенные и несущественные признаки, устанавливать связь, моделировать. В свободном
доступе для детей должны находиться: разнообразные наборы однородных
и неоднородных предметов, игрушек, различный природный материал:
ленты разного цвета и размера, разнообразные шнурки, шишки, жёлуди,
т. е. разнообразный бросовый материал, карточки для наложения и
приложения и т. д. По ходу игры детям необходимо предоставлять
возможность свободно перемещаться по всей групповой комнате. Дети
могут располагаться на коврике, за столом, в разных зонах группы.
Положение может быть разнообразным: они могут сидеть, или лежать
на коврике, сидеть на коленках. Но самым важным моментом формирования
у детей элементарных математических представлений является, обеспечение
эмоционального комфорта, привлечение внимания, способствованию развитию познавательных процессов (внимания, памяти, мышления)
и обогащение их новыми впечатлениями и положительными эмоциями.
Целевые ориентиры формирования элементарных математических преставлений у детей раннего возраста:
- ребёнок раннего возраста может образовывать группы из однородных предметов;
- различает один и много предметов;
-различает большие и маленькие предметы, называет их размер;
-различает форму предметов, называет круг, квадрат, треугольник,
(крыша), прямоугольник (кирпичик);
-умеет по словесному указанию находить предметы по названию,
по цвету, по размеру;
-ориентируется в помещениях группы и на участке детского сада;
-ориентируется в частях собственного тела (голова, руки, ноги, уши) и называет их.
Для успешной работы по математике рекомендуется на протяжении
всего года возвращаться к повторению пройденного материала.
Примерные конспекты занятий по развитию элементарных
математических представлений.
ЗАНЯТИЕ №1
Задача: закреплять умение выделять отдельные предметы из группы
и составлять группу из отдельных предметов; различать понятие "один" и
"много".
Материал: у детей по одному фонарику (зеленого или синего цвета).
Ход занятия. Дети сидят на стульчиках, у них в руках разноцветные
фонарики. Воспитатель предлагает поиграть в игру "Разноцветные фонарики". Спрашивает у детей: "Сколько фонариков у Саши? (Один фонарик). Сколько фонариков у Киры? (Один фонарик). Сколько фонариков у других детей? (Много фонариков). Далее воспитатель говорит: Наступил вечер, в комнате стало темно, пора зажигаться фонарикам. Сначала зажглись синие фонарики. Дети с синими фонариками бегают по комнате и "освещают" все уголки. Потом зажглись зеленые фонарики. Аналогичные движения выполняют дети с зелёными фонариками. В комнате стало светло. Наступило утро. Сначала погасли зелёные фонарики. Дети с зелёными фонариками присаживаются на корточки. Потом погасли синие фонарики. Дети с синими фонариками присаживаются на корточки. Сколько фонариков
погасло? (Много фонариков). Игра повторяется 2-3 раза.
ЗАНЯТИЕ №2
Задача: Учить детей составлять группу из отдельных предметов, пользоваться словами " много" и "один".
Ход занятия: Проводится игра "Медведь и пчёлы". Дети садятся на стульчики - это пчёлки в домиках, в противоположной стороне сидит воспитатель, изображающий медведя.
Воспитатель говорит: "Вы все пчёлки, сколько пчёлок? - Много пчёлок.
Правильно, у нас пчёлок много. А я медведь. Сколько медведей?
Правильно - один медведь". После слов "Полетели пчёлки мёд собирать". Дети начинают бегать, размахивая руками- крылышками. Медведь просыпается и начинает ловить пчёлок. Он двигается медленно, давая возможность всем детям сесть на стульчики. ("Улетели пчёлки! Не поймал медведь пчёлок, пошел спать"). Сколько пчёлок у нас? Много пчёлок. А сколько медведей? Один медведь. Игра повторяется 2-3 раза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста
Вхождение в мир математики начинается с самого раннего детства. Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека. Это период, когда у ребенка закладываются основы интеллекта и мышления, высо...
План - конспект игры на формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста ( первая младшая группа)
План - конспект игры на формирование элементарных математическихпредставлений у детей раннего возраста ( первая млад...
"Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста"
Консультация для родителей...
Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста
Предлагаемый материал представляет методическую разработку по развитию математических представлений у детей раннего возраста....
Консультация для родителей "Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста"
Родителям в помощь....
Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста
Формирование первоначальных представлений о множествах, отношениях, геометрических фигурах, пространственных и временных отношениях - неотъемлемая часть познания ребёнком окружающего мира,...