факультатив "Всезнайка"
методическая разработка по математике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МКДОУ детский сад №6
Планирование факультатива «Всезнайки»
в подготовительной группе
на 2013-2014 учебный год
Руководители: Игнатенко Н.В.
Лохман Г.Е.
г. Россошь
План – программа факультатива «Всезнайки» в подготовительной группе
Пояснительная записка.
1.Актуальность:
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. Ребёнок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.
Проблема: На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка имеет поисково-познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Направление деятельности: Познавательно – речевое развитие.
2.Основные задачи:
Цель: Развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование.
Задачи:
1.Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.
2.Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей, продолжать работу по развитию мелкой моторики.
3.Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных качеств, закреплять культурно-гигиенические навыки.
3.Формы организации обучения:
Проводится кружок 1 раза в неделю, длительностью 30 минут. Дни занятий - четверг 16.00 – 16.30. Факультатив посещяют 19 детей.
4.Предполагаемый результат:
• Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения.
• Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы.
• Применяет выводы к новым данным, делает обобщение.
Список детей
1. Алтынбаев Богдан
2. Беликов Данил
3. Болдарев Евгений
4. Бондарева Вероника
5. Висицкий Арсений
6. Герасимова Лиза
7. Золотарёва Даша
8. Зюбан Виктор
9. Игнатенко Анастасия
10. Катков Герман
11. Ковалёва Анна
12. Корягин Данил
13. Мартыненко Виктория
14. Минаков Иван
15. Михина Виктория
16. Рощупкина Юлия
17. Руденко Данил
18. Свистельник Ирина
19. Халикова Ева
Месяц | Неделя | Тема | Программное содержание |
сентябрь | I | Знакомство с оборудованием для исследовательской деятельности. | Поддержать и развить интерес у ребёнка к исследованиям, открытиям. |
II | Может ли растение дышать? | Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. | |
III | На свету и в темноте. | Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. | |
VI | Почему цветы осенью вянут? | Установить зависимость роста растений от температуры поступаемой влаги. | |
октябрь | I | Подземная кладовая «Почва» | Познакомить детей с полезными ископаемыми земли. Обогатить знания детей о свойствах почвы, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. |
II | Для чего корешки? | Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функции растения | |
III | Живой кусочек. | Установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения. | |
VI | Лабиринт. | Установить, как растение ищет свет. | |
Ноябрь | I | «Песок и глина». | Способствовать расширению знаний детей о свойствах песка и глины. Развивать умение сравнивать, делать выводы, развивать мелкую моторику. |
II | «Изготовление игрушек из глины». | Создать условия для расширения представлений о свойствах песка и глины. Воспитывать эстетический вкус. Продолжать развивать пальцевую моторику. | |
III | Наши помощники- глаза | Познакомить со строением глаза, функцией его частей. | |
VI | Если не видишь. | Выявить возможность частичной компенсации зрения другими органами (например, пальцами), как можно положительно и отрицательно влиять на глаза. | |
Декабрь | I | «Знакомство с термометром» | Учить детей наблюдать за температурными изменениями. Отмечать свои наблюдения в календаре. Сравнивать, делать выводы. |
II | «Измерение глубины снежного покрова» | Развивать интерес к исследовательской деятельности. | |
III | Помощница вода. | Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи. | |
VI | Умная галка. | Познакомить с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. | |
Январь | II | «Вода и её свойства» | Развивать речь детей, активизировать словарь: жидкая, прозрачная, бесцветная. Подвести к пониманию того, что вода может менять цвет. |
III | «Изготовление ледяных фигурок» | Стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Воспитывать аккуратность в работе с водой. | |
VI | Посадка лука. | Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука; учить создавать ситуацию опыта; развивать наблюдательность, умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся; учить связывать причину и следствие, правильно строить суждения и делать выводы; закреплять умение правильно отражать наблюдения в рисунке. | |
Февраль | I | «Испытание магнита» | Дать представление о магните и его свойстве притягивать предметы, выявить предметы которые могут стать магнетическими, используя магнит. |
II | «Поможем воде стать чистой» | Развивать логическое мышление. Развивать умение схематично изображать проделанные действия. Закрепить в речи слова: фильтр, воронка. | |
III | Газ. Свойства воздуха. | Развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. | |
VI | Взаимодействие и переход вещества из одного вида в другой. | Развивать познавательную активность детей, способность устанавливать причинно-следственные связи. | |
Март | I | «Ткань и её свойства» | Способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах тканей: плащевая, костюмная, ситец, мешковина и т.д. |
II | « Свойства бумаги» | Формировать представления о свойстве бумаги, размокает в воде. Развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. | |
III | Две пробки. | Выявить, как действуют сила притяжения. | |
VI | Почему все падает на землю? | Понять, что Земля обладает силой притяжения. | |
Апрель | I | «Приключение Буратино» | Углубить знания детей о свойствах дерева. Учить анализировать ситуации, планировать эксперимент. |
II | «Свойства металла» | Расширять знания детей о металле и его свойствах. Учить сравнивать, делать выводы. | |
III | Волшебный шарик. | Установить причину возникновения статистического электричества. | |
VI | Чудо- прическа. | Познакомить с проявлением статистического электричества и возможностью снятия его с предметов. | |
Май | I | «Волшебная бумага» | Дать представление о свойствах копировальной бумаги – точное копирование рисунка. Воспитывать чувство взаимопомощи. |
II | «Дружба красок» | Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета. Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений, чувство цвета. | |
III | Разные отражения. | Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете. | |
VI | Солнечные зайчики. | Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете; научить пускать солнечных "зайчиков" (отражать свет зеркалом). |
Литература
1. Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. – Волгоград: Перемена, 1995.
2. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2001. – №1.
3. Рыжова Н.А. Игры с водой и песком // Обруч, 1997г.-№ 2
4. Рыжова Н.А. Опыты с песком и глиной // Обруч, 1998г. - № 2
5. О.В.Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина "Неизведанное рядом