Математические игры
картотека по математике
Предварительный просмотр:
Материал к занятиям. (Старший дошкольный возраст) |
«Путешествие в Фиолетовый лес»
Цель: развивать комбинаторные способности путем комбинирования цвета и формы. Развивать творческое воображение, память.
Материал: кубики Никитина, квадрат Воскобовича
Из кубиков Б. Никитина дети выкладывают изображения птицы и паука. Воспитатель прикрепляет на ковролин изображения птицы и паука или помещает их на панораму Фиолетового леса, говорит, что в загадочном Фиолетовом лесу живут ворон Метр и паук Юк со своими паучатами. Они предлагают отправится в сказку на лодочке из «Волшебного квадрата» В.Воскобовича. Играют с поделками.
«Птица»
Цель: развивать логическое мышление, творческое воображение.
Материал: кубики Никитина, квадрат Воскобовича.
Воспитатель показывает лодочку, напоминает детям, что они отправляются в Фиолетовый лес на лодочке по реке, прикрепляет на ковролин изображения уточек и гусей. Дети рассматривают их, представляют, как эти птицы плавают вокруг лодочки; считают, сколько уточек, сколько гусей, сколько всего плавающих птиц, кого больше? Кого меньше? Дети выкладывают силуэты птиц из набора кубиков «Сложи узор» .
Пальчиковая игра «Утята».
Раз, два, шли утята.
Три, четыре за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал.
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал.
А десятый испугался,
Громко-громко запищал:
Пи-пи-пи-не пищи!
Мы тут рядом,поищи.
(Поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого, а со звуков пи-пи-пи ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.)
«Страна Муравия»
Цель: развивать умение выявлять и абстрагировать свойства геометрических фигур.
Материал: Блоки Дьенеша, Коробочки-домики, игровизор, приложение «Лабиринты цифр», игра «Чудо - соты».
Каждый ребенок получает домик. Воспитатель называет, какие муравьишки должны спрятаться в домиках (например: красные, а дети прячут в свои домики соответствующие Блоки.)
Затем воспитатель просит спрятать всех больших муравьишек (всех круглых или всех не квадратных, не синих, толстых и т.д.)
Воспитатель называет сразу два свойства блоков (Муравьишек), которые должны попасть в домики (круглые большие или маленькие красные, квадратные не красные, большие не треугольные и т.д.)
Воспитатель указывает сразу три свойства блоков (муравьишек), которые должны попасть в домики (круглые, красные, большие, или желтые, маленькие, квадратные, красные - большие не треугольные, толстые не большие не синие и т.д)
Дети каждый раз пересчитывают муравьишек. Воспитатель поощряет стремление детей придумать новую комбинацию свойств.
Пальчиковая гимнастика
Ты, Мурашик не кричи!
Лучше маму поищи.
(Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук. Можно использовать резиновые игрушки.)
Муравьишки приглашают детей погулять по лабиринтам своей страны. Дети, используя свои игровизор и приложение «Лабиринты цифр», выполняют задания.
Прощаясь с муравьишками, дети делают из деталей игры «Чудо - крестики» портрет Мурашика.
«Блоки Дьенеша»
«Чудо-цветик»
Цель: развивать умение выделять свойства предметов, абстрагировать их от других, следовать определенным правилам при решении практических задач.
Материал: блоки Дьенеша, схемы; игра В.Воскобовича «Чудо-цветик», схемы, муравей Мурашик.
Воспитатель напоминает детям историю муравьишек, живущих в Фиолетовом лесу. Предлагает выложить дорожки для веселых муравьишек.
Упражнение можно организовать по-разному: все дети строят одну дорожку; дети разбиваются на пары, и каждая пара строит свою дорожку; каждый ребенок строит отдельную дорожку.
Правила построения написаны в схемах-таблицах.
Дети разбирают первое правило: за красным блоком стоит желтый, за желтым – красный, за красным – синий, за синим – снова красный. Стрелки показывают, какой по цвету блок за каким должен идти.
Затем дети разбирают второе и третье правила.
При выполнении упражнений меняются правила постройки дорожек, т.е. свойства блоков (если первое правило предполагало учитывать цвет, далее учитывать форму).
Для выкладывания дорожек используются правила, которые требуют ориентировки на два свойства блоков (цвет, форма).
Сначала дети строят дорожки по готовым правилам, потом придумывают правила сами
Муравьишки дарят детям игру «Чудо-цветик», дети выкладывают из деталей игры забавные фигурки по схемам.
«Блоки Дьенеша»
Цель: Развитие аналитической деятельности, умение классифицировать объекты.
Материал: карточки, блоки Дьенеша.
Воспитатель раздает карточки с двухэтажными домами.
В них сложнее расселить жильцов, но детям помогут схемы – подсказки, которые нарисованы возле большого двухэтажного дома.
Схемы подсказывают, какие жильцы фигурки должны поселиться на каждом этаже и в каждом подъезде дома. Дети уточняют и заселяют дом логическими блоками.
«Заполни клетки»
Цель: учить детей решать логические задачи на поиск недостающей фигуры. Учить путем зрительного и мыслительного анализа рядов фигур по горизонтали выбирать недостающие из шести предложенных фигур.
Воспитатель показывает детям таблицу с логической задачей на поиск недостающей фигур, обращает внимание на то, что в рядах имеются большие белые фигуры, внутри которых расположены малые фигуры трех цветов и пустая клетка со знаком вопроса. Недостающую фигуру надо выбрать на карточках и поместить в пустую клетку.
- Какие большие фигуры нарисованы в горизонтальном первом ряду? (круг, прямоугольник, квадрат.)
_Назовите маленькие фигуры, которые нарисованы в больших фигурах, какого они цвета?
(треугольник зеленого цвета, квадрат желтого цвета, круг красного цвета.)
Затем так же анализируются второй и третий ряд фигур, дети выясняют, что в третьем ряду треугольника с зеленым квадратом внутри.
«Сложи узор»
Цель: развивать умение анализировать, сравнивать, способность к комбинированию.
-В Фиолетовом лесу животных в клетках не держали. Их изображение высекали из камня, выкладывали цветной мозаикой. Воспитатель предлагает выложить силуэт белки, с помощью кубиков игры «Сложи узор» (Н.Никитина). Детям, успешно выполнившим задание, можно предложить выбрать и выложить изображение того животного, которое ему больше понравится. Дети выкладывают по памяти.
«Квадрат Воскобовича»
Цель: способствовать освоению приемов конструирования геометрических фигур и алгоритмов предметных форм.
Воспитатель приглашает детей в Фиолетовый лес, где их встречает ворон Метр.
-Ворон Метр решил рассказать вам новую сказку. В самом обыкновенном городе, в самом обыкновенном доме жила совсем обыкновенная семья: мама Трапеция, папа Прямоугольник и их сынишка Квадрат. (воспитатель прикрепляет на ковролин соответствующие геометрические фигуры).
Воспитатель показывает детям квадрат Воскобовича, который состоит из отдельных прямоугольников, которые разделены равными дорожками. Две самые длинные из них диагонали.
-Найдите их на своих квадратах и проведите по ним пальчиком. Воспитатель предлагает сосчитать все квадраты.
-Сколько получилось?
5-хорошо, 6-замечательно, 10-превосходно.
- Сколько треугольников входит в каждый квадрат? (4).
- Сколько в большом треугольнике маленьких треугольников? (4).
- Сложите квадрат пополам разными способами (4 способа).
- Что получилось? (прямоугольники, треугольники.)
- Сколько квадратов, треугольников в прямоугольнике?
-Сколько квадратов, треугольников в большом треугольнике?
- В этом загадочном большом треугольнике прячется еще одна фигура. Вы догадались, какая? (прямоугольник).
- Вы любите чудесные превращения? Они начинаются: уголки квадрата пришли в движение, и он как – то необычно сложился. В кого он превратился? (домик).
Сделайте домики из своих квадратов.
«Кубики для всех»
Цель: учить мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать.
- Эти кубики очень необычные, они склеены между собой и представляют 7 элементов. Дети рассматривают элементы игры
Воспитатель предлагает составить модели сначала из двух фигур, например, из 1 и2, 1 и 3, 1 и 4, и т.д. а затем отложить первую фигуру и прикладывают ко второй все остальные фигурки по очереди. Освоив способы соединения всех частей игры, дети выполняют задание самостоятельно, подбирая элементы согласно замыслу или по образцу.
«Прозрачный квадрат»
Цель: познакомить детей с эталонами формы и величины, соотношением целого и части, с физическими свойствами: прозрачность, гибкость; развивать сенсорные, познавательные и творческие способности.
Материал: «прозрачный квадрат» В.Воскобовича, схемы, сказка «Нетающие льдинки Айс», игровой персонаж Незримка Всюсь.
В гости к детям прилетел ворон Метр и подарил прозрачные пластинки нетающие льдинки озере Айс.
- Почему «нетающие льдинки» называют прозрачными? Что значит «прозрачный»?
Чем отличаются обыкновенные льдинки от «нетающих»?
- Озеро Айс находится в Фиолетовом лесу. Найти дорогу туда нелегко, потому что все время изо всех сил будет мешать Незримка Всюсь.
- Как вы думаете, почему он Незримка? (потому что его не видно).
- Незримка Всюсь разбросал все «нетающие льдинки» . Перед трудным и опасным путешествием надо собрать и пересчитать их.
Дети сортируют все пластинки по группам: треугольники, четырехугольники, многоугольники и называют их количество.
Воспитатель предлагает взять стопочку с треугольниками и разложить их по группам: большие, средние и маленькие треугольники.
- Каких пластинок больше? (меньше) всего?
Затем дети раскладывают по группам четырехугольники и многоугольники, называют их, раскладывают по алгоритму: большие, средние, маленькие.
Воспитатель предлагает детям сложить квадрат из пластинок с одинаковыми геометрическими фигурами: сначала сложить квадрат из двух одинаковых фигур, потом – из 4-х, потом – из 8-ми найти все варианты сложения квадрата из одинаковых геометрических фигур.
- Можно ли сложить их 3, 5 одинаковых геометрических фигур? Почему нельзя?
Затем дети складывают из 4 х пластинок по схеме лошадку. Ворон Метр «говорит», что её зовут лошадка Ош. Она поможет найти дорогу в Фиолетовом лесу и повезет нас до реки. Дети «садятся» на лошадку и «скачут».
- Большое спасибо тебе, лошадка Ош, нам жаль с тобой расставаться, но, а теперь нам предстоит путешествие по реке.
Лошадка «растаяла», остались лежать 4 ре «нетающие льдинки».
«Прозрачный квадрат»
Цель: способствовать развитию умения составлять различные предметы из пластинок «Прозрачного квадрата».
Невидимка Всюсь спрятал льдинки в волшебный мешочек и сделал их невидимыми. Чтобы «увидеть» льдинки, надо описать каждую. Ребенок достает из «Волшебного мешочка» пластинки и перечисляет признаки геометрических фигур. Остальные должны назвать фигуру.
Далее воспитатель предлагает сложить квадрат из двух различных геометрических фигур, из 3х, из 4х и т.д.
Дети по схеме складывают парусник АРУС, чтобы переплыть реку. А Незримка Всюсь – тут как тут:
- Я долго за вами наблюдал: и как вы паруса ставили, и как ориентировались, но все – таки веревочки вы плохо завязывали.
Вдруг парусник стало болтать из стороны в сторону. Как вы думаете, что сделал Всюсь? (развязал паруса). Давайте их закрепим и поплывем дальше. Пора приставать к берегу.
- Ты нас здорово выручил, парусник АРУС, спасибо тебе за все. Нам надо идти дальше. Давайте осмотрим место, к которому мы причалили. (воспитатель волшебными веревочками «рисует» горы на ковролине).
- Как же перебраться через горы? (птица, самолет).
- Есть особая птица и зовут её Самолетик. Сейчас мы с ним познакомимся. (Воспитатель складывает самолет из пластинок). Дети складывают по схеме. Воспитатель спрашивает, какие фигуры они использовали? Воспитатель предлагает попросить Самолетик перенести через горы детей. («Самолетик Тик, будь добр, перенеси меня через горы, помоги найти дорогу из Фиолетового леса»).
- Самолеты взревели, стали подниматься все выше и выше и перелетели через горы. Ещё одно испытание позади.
«Геоконт».
Цель: формировать навыки конструирования.
Материал: «Геоконт - конструктор», набор цветных резинок, изображения Малыша Гео, ворона Метра.
Воспитатель предлагает детям вспомнить сказку «Малыш Гео, ворон Метр и я, дядя Слава», в которой по приказу царя Малыш Гео отправляется в Фиолетовый лес за золотыми плодами. Сказочные приключения, необычные знакомства, новые знания ожидали Гео впереди. Малышу часто помогал ворон Метр, с его помощью малыш Гео, что такое прямая линия и отрезок.
Воспитатель выкладывает на большом Геоконте прямую линию, уточняет, что она бесконечна, нет ни начала, ни конца; затем вспоминают, что такое ломаная линия
- Как – то раз Малыш Гео и ворон Метр гуляли и увидели на дорожке большого Ужа. Уж лежал и грелся, вытянувшись во всю длину. Малыш Гео обратил внимание на то, что уж очень похож на прямую палку. Но когда уж пополз, Малыш и ворон увидели, как стало извиваться его тело. «какя же это линия ни прямая и ни ломаная?» - спросил Малыш у ворона. «Это кривая линия» - сказал ворон Метр. Воспитатель предлагает вспомнить, что еще напоминает кривую линию (волна на море, тропинка в лесу, серпантин). Дети выкладывают на своих Геоконтах кривую линию, по желанию придумывают названия.
Ворон Метр сказал Малышу Гео, что кривые линии бывают замкнутые и разомкнутые. Он предлагает Малышу Гео и детям поднять руки вверх и соединить пальцы обеих рук над головой.
- Какая у вас получилась линия?
- А теперь разведите слегка руки в стороны. Какая линия получилась?
Дети работают с линиями.
- Угадайте, на какой предмет похожа моя картинка? Попробуйте выложить ее на Геоконте.
Затем воспитатель выкладывает ключик и просит детей выложить свои варианты ключиков.
«Цифры по порядку»
Цель: закрепить знание цифр и чисел натурального ряда. Способствовать усвоению счета в пределах десяти. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать и сопоставлять, объединять предметы по признакам.
Материал: цифры, забавные цифры В.Воскобовича, «Прозрачная цифра», изображение Магнолика.
Воспитатель крепит на ковролин изображение Магнолика и сообщает, что это директор Цифроцирка, его имя Магнолик Нолик. Он приглашает детей на представление, но сначола предлагает расставить цифры по порядку.
Цифры расположены на ковролине в случайном порядке. Ребенок должен найти и назвать цифры в порядке возрастания, указывая их указкой. В качестве усложнения можно предложить детям назвать числа в порядке убывания или увеличить количество цифр.
Затем воспитатель знакомит детей с артистами – зверятами – цифрятами, постоянно прикрепляя их на ковролин:
- Ежик- Единичка – наездник, Зайка – Двойка – укротитель диких зверей, Мышка – тройка – воздушная гимнастка, Крыска Четверка – силачка, Пес Пятерка – жонглер, Кот – Шестерка – акробат, Крокодил Семерка – канатоходец, Обезьяна Восмерка – заклинательница змей, Лиса девятка – фокусница и маг по имени Магнолик Нолик.
Все герои собрались вместе на арене Цифроцирка. Найдите и назовите каждого.
- Скажите на какую цифру похож Магнолик? Ежик?
Помогите Магнолику Нолику построить всех артистов в ряд. Первым встал Ежик Единичка, кто следующий?
На арене маг Магнолик. Отгадайте, кого он спрятал под своей волшебной шляпой, если любимое число этого артиста больше двух, меньше девятки.
«Прозрачная цифра»
Цель: развивать конструктивные способности, умение объединять предметы по признакам.
Материал: игра «Прозрачная цифра».
- Ребята, Магнолик подарил детям новую игру, он назвал её «Разноцветные палочки». Прежде чем играть, надо разобраться, сколько в игре синих, красных, зеленых и желтых «палочек». Дети сортируют все пластинки по цвету полосок и пересчитывают их. –На каждой пластинке разное количество «палочек». Магнолик предлагает разложить их по группам. В первой группе – пластины с одной палочкой, во второй с двумя- ит.д.
- Магнолику нужны «уголки» (пластины с полосками в виде угла,), «колечки» (пластины с четырьмя полосками), «рельсы» (пластинки с полосками друг напротив друга), «воротики» (пластинки с тремя полосками). Дети помогают Магнолику найти соответствующие полоски.
Магнолик придумал фигуру. Он взял две пластины и положил друг на друга. На одной пластинке синяя палочка расположена слева на верху, на второй желтая палочка находиться по середине. Что получилось? (игру можно продолжить)
- Магнолик сложил из разноцветных палочек единицу, накладывая пластинки друг на друга и на схему. Давайте и мы сделаем точно также, а затем соберем единицу из палочек синего цвета.
Магнолик играет с детьми.
Физминутка «Стойкий солдатик»
На правой ноге постой – ка,
Будто ты солдатик стойкий,
Ногу левую - к груди,
Да смотри – не упади,
А теперь постой на левой,
Будто ты солдатик смелый.
«Геоконт»
Цель: дать детям понятие «угол», познакомить с «прямым», «острым», «тупым» углами.
Материал: «Геоконт», набор цветных резинок.
Воспитатель предлагает детям отправится в Фиолетовый лес, в котором Малыш Гео и паук Юк паучата играют в разнообразные игры на Геоконте, а ворон Метр играет в углы.
- Направьте из центра один луч прямо на меня, а другой луч направьте на окно, дерево и т. д. вы построили самый главный угол. Это – прямой угол, а самый главный он потому, что все остальные углы сравниваются с ним по величине.
Воспитатель переходит в другое место и просит направить на него луч.
- Как вы думаете? Этот угол меньше или больше главного, прямого? (Меньше). И называется он острым. А если у вас получился угол, который больше главного прямого, то это будет тупой угол. (Дети строят углы).
«Пять математических корзинок».
Цель: закрепить счет, познакомить с составом числа первого десятка с помощь. Зрительного, слухового и тактильно – осязательного анализаторов; способствовать совершенствованию мелкой моторики руки ребенка.
Материал: ковролин, волшебные веревочки – липучки, игра В.Воскобовича «Пять математических корзинок», забавные цифры.
Воспитатель приглашает детей в Фиолетовый лес. В лесу их встречают цифры – зверята. Воспитатель просит сосчитать их, назвать, поставить по порядку. Сказать кто стоит между Ежиком1 и Мышкой3, между Мшкой3 и Песиком5, между Песиком5 и Крокодилом7 и т.д. выложить названные цифры волшебными веревочками на ковролине. Назвать, какая цифра больше, какая меньше.
Далее воспитатель приглашает детей на поляну Волшебных корзинок. Обращает внимание детей на игру «Пять математических корзинок», предлагает рассмотреть полянки, назвать цвет полянок.
- Посчитайте, сколько у вас корзинок? Сколько корзинок у Саши и Даши Вместе? (10).
Дети вынимают все корзинки и грибы, раскладывают грибы по корзинам, находят полную, пустую, неполную. Затем считают грибы в каждой корзине и определяют, где меньше, где больше.
-Цифры – зверята даже с закрытыми глазами могут найти свои корзины. (Дети на ощупь кладут корзины на стол, по количеству выемок определяют хозяина каждой).
Мышка3 и Песик5 набрали в лесу полные корзины грибов. Когда они пришли домой, грибов в двух корзинах оказалось поровну. Кто потерял два гриба? (Дети вынимают соответствующие корзинки заполняют их грибами. Затем делают так, чтобы в двух корзинках грибов стало поровну).
- Друзья часто приглашают друг друга на свои поляны собирать грибы. На чьих полянках может набрать полные корзинки грибов Мышка3, Крыска4 и Песик5? Сколько грибов нужно добавить, чтобы их корзины были полными?
«Чудо - соты»
Цель: развивать сенсорные способности, психические процессы: внимание, память, мышление, творческие способности и мелкую моторику руки; способствовать развитию умения закрашивать и штриховать.
Материал: Игра В.Воскобовича «Чудо - соты», игровизоры, фломастеры,
Давным – давно, три дня назад,
Позавчера, со вторника на ужин,
Друзья собрались в игроград
На день рожденья к пчелке Жуже.
Воспитатель прикрепляет персонажей на ковролин, предлагает с ними познакомиться:
-Друзья сели на берегу и приуныли. Китенка Тимошки все не было. А он обещал привезти с Чудо – острова подарок для пчелки Жужи.
-Вдруг на горизонте появился фонтанчик, ура! Это Тимошка с новой игрой.
Воспитатель показывает игру и спрашивает:
-На что она похожа? (На радугу, на чудо-коврик, чудо-пирог).
- Вдруг игра упала и рассыпалась. Как ёе собрать? (Разложить детали по цветам).
- Сосчитайте и сравните количество всех частей. В чем секрет игры? (Если собрать все части одного цвета, получится одна целая «Сота», а если собрать пять сот вместе, получится «Улей»).
-Найдите в игре круг, овал, прямоугольник, трапецию, и треугольник. Обведите их карандашом на листах бумаги. Закрасьте овал зеленым фломастером, а круг –желтым.
- Найдите не круги, не овалы, не треугольники, не четырехугольники. (Это многоугольники).
-Обведите их на другом листе бумаги, заштрихуйте один многоугольник слева на право, а другой сверху вниз.
- Постройте разноцветную башню. Возьмите целую соту, положите сверху соту из двух частей. Какого цвета последний этаж?
-Постройте дорожку. (Воспитатель дает задание: первая сота целая, вторая- из двух частей…) какая сота следующая? Продолжите дорожку. Придумайте свою.
Воспитатель предлагает сложить вкусный праздничный пирог из всех сот. Как это надо сделать? (надо сложить соты на столе и присоединить их друг к другу гранями, углами).
«Разложи полочки по порядку»
Цель: учить детей раскладывать палочки в порядке возрастания и убывания длины. Способствовать развитию у детей представления о числе на основе счета и измерения.
Материал: ворон Метр, палочки Кюизенера.
Ворон Метр показывает детям цветные палочки, предлагает выложить их на столе. Дети считают и называют цвета каждой палочки.
- Выберите две палочки одного цвета. Какие они по длине? Выберите палочки одной длины. Какого они цвета?
- Какая из палочек длиннее (короче): красная или коричневая, оранжевая или синяя, голубая или фиолетовая? Приложите палочки друг к другу и, подровняв концы, с одной стороны, проверьте свой ответ.
- Я спрятал палочку длиннее зеленой. Назовите какую палочку я спрятал? (коричневую).
- Сделайте лестницу из белой, голубой, и зеленой палочек. Какого цвета палочка внизу (вверху, посередине)?
- Поднимитесь по лестнице, называя цвет каждой ступеньки. Также спуститесь по ступенькам вниз.
-Постройте из цветных палочек разноцветный поезд. Например, из красной, розовой, желтой и голубой. Сколько мест в каждом вагончике? Как это узнать?
Белая палочка – это одно место выбранная мера помогает ответить на вопрос.
- Сколько мест в каждом вагончике? Сколько билетов продано в вагон того или иного цвета? Сколько пассажиров поедет в каждом вагоне? Почему? (у каждой палочки есть свое число).
Ворон Метр благодарит детей за игру и улетает в свой волшебный лес.
«Двуцветный квадрат» В. Воскобовича
«Туфелька Золушки»
Цель: способствовать развитию мелкой моторики рук, пространственного мышления.
Материал: «Двуцветный квадрат» В. Воскобовича
Вспомним сказку про Золушку, как добрая Фея помогла Золушке побывать на королевском балу. Во дворце было очень весело время незаметно бежало вперед. Трижды побывала Золушка на балу. Два раза она не успела вернуться домой до наступления полуночи. А в третий раз время летело так быстро, что Золушка опомнилась, лишь услышав бой часов. Золушка помчалась вниз по лестнице, и хрустальная туфелька соскочила у нее с ног. Где же туфелька? Вы можете вернуть её Золушке, если превратите волшебный квадрат в туфельку. Для этого нужно сложить квадрат по диагонали и утопить один уголок (получается ежик) и отогнуть нижние правые уголки вверх.
«Чудо - цветик»
Цель: развивать математические представления (освоение состава десяти, соотношения целого и части), творческие способности.
Материал: ковролин, игра В.Воскобовича «Чудо - цветик», схемы сложения фигурок, изображения девочки Дольки, малыша Гео
Воспитатель рассказывает детям историю «Встреча в Фиолетовом лесу».
-Однажды Малыш Гео, весело напевая, шел по Фиолетовому лесу. И вдруг услышал чей – то плач. Он подошел поближе. На поляне Чудесных Цветов сидела маленькая девочка и горько плакала. Вокруг неё лежали разноцветные лепестки.
«Ты кто?» - спросил Малыш девочку.
«Меня зовут Долька», - ответила Долька.
«А почему ты плачешь?»
«Не могу разгадать тайну Чудо - цветиков»
(Воспитатель крепит изображение Малыша и девочки на ковролине).
Воспитатель предлагает помочь Дольке собрать лепестки. Дети складывают разноцветный, а потом одноцветный Чудо-цветик, обводят цветик карандашом по контуру, вырезают и раскрашивают его.
Дети придумывают названия всем частям Чудо-цветика (Двуглазка, Трехглазка, Четырехглазка).
Дети складывают новые цветы. У одного было -2,-3,-4
- Долька захлопала в ладоши: «Вот это да! Целая поляна Чудесных Цветов!»
Воспитатель просит детей найти Четырехглазку и закрыть её лепестками Чудо-цветика.
- Сколько лепестков понадобилось?
- Закройте лепестками Двуглазку, Трехглазку.
Возьмите Четырехглазку. Все остальные детали накладывайте сверху так, чтобы не осталось ни одной лишней детали.
А можно ли сделать из всех (без остатков) деталей головоломки Трехглазку, Двуглазку? Проверьте.
Сколько различных вариантов Пятиглазок можно сделать? Сколько Пятиглазок получается из одного Чудо – цветика? Сложите Пятиглазку, затем Десятиглазку.
Затем воспитатель предлагает рассмотреть альбом фигурок, выбрать понравившиеся фигурки и сложить их из деталей головоломки.
«Шнурок - затейник»
Цель: развивать логическое мышление, мелкую моторику рук.
Материал: игра В.Воскобовича «Шнурок - затейник», изображение ворона Метра, иллюстрации решеток мостов с геометрическим рисунком.
В гости к детям прилетел ворон Метр принес с собой иллюстрации решеток мостов с геометрическим рисунком. Обращает внимание на ритм рисунка. Просит определить из каких геометрических фигур можно составить свой вариант решетки. Дети придумывают узор и создают его с помощью шнурка;
Список литературы:
- Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в старшей группе д/сада», ТЦ «Учитель», воронеж,2004.
- В.В.Воскобович «Сказочные лабиринты игры».
- В.В.Воскобович. сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава». СПб, 1996.
- В.В.Воскобович сказка «Нетающие льдинки озера Айс», СПб. 1997.
- З.А.Михайлова «Математика от трех до семи». СПб.1995.
- Б.А.Никитин «Развивающие игры». Москва,1981.
- Л.А. Паршина «Совместная технология развития умственных и творческих способностей детей с помощью игры «Геоконт» Сборник ВОИПКРО,1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математическая игра, как средство математического развития дошкольников.
Математическая игра, как средство математического...
Математические игры своими руками на основе комплекса материалов для организации работы по развитию математических способностей у дошкольников – "Мате: плюс. Математика в детском саду".
Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию полный комплекс материалов для организации работы по развитию математиче...
План - конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы по формированию элементарных математических представлений Тема: «Математические игры с Машей»
Цель: ознакомление детей с числом 9, цифрой 9.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное...
: Семинар практикум для воспитателей "Логико- математические игры по ФЭМП в организационной образовательной деятельности и в свободное время «Математический кораблик»
Все логико-математические игры учат детей мыслить логически, удерживать в уме сразу несколько свойств предмета, уметь кодировать и декодировать информацию....
Конспект математической игры «Квест» по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Ягодка»
Образовательная область: Познанавательное развитие Разделы: ФЭМПТема: «5 ключей»...
Конспект занятия по развитию математических представлений в подготовительной группе «Путешествие в страну Математики» (математические игры с палочками Кюизенера)
развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и развитие любознательности....
Математическая игра, как средство математического развития дошкольников
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра – обязательный спутник детства. «У каждого ребенка наблюдается потребность в игре, которая объясняется его стремлением...