Формирование элементарных математических представлений посредствам дидактических игр
методическая разработка по математике на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ручеёк»
с. Мильково
.
План работы по самообразованию по теме:
Подготовила: Тур Н.А. - воспитатель старшей разновозрастной группы
с. Мильков
Актуальность
Цель: создать оптимальные условия для математического развития дошкольников через дидактические игры в процессе режимных моментов.
В течение всей жизни человек формируется и развивается в деятельности. Дошкольный возраст – короткий, но очень важный период становления личности: именно в это время ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающем его мире и у него вырабатываются навыки адекватного поведения. Первостепенное значение для умственного развития детей имеет приобретение ими математических представлений, т.к. математика необходима как для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач и, конечно, для успешного обучения в школе.
Знакомство с математикой не должно стать скучным занятием для детей. Ведь, как известно, память ребёнка избирательна. Ребёнок запомнит лишь то, что ему интересно, что его удивило, вызвало какие-либо эмоции. Именно, поэтому задача педагогов и родителей вызвать неподдельный, живой интерес к занятиям математикой.
Следует отметить, что не всегда малыши понимают смысл выполняемых ими действий, не ведают, для чего нужно считать, измерять, сравнивать. Во избежание этого следует правильно подбирать методы и формы работы с детьми, опираясь на предметно-чувственную деятельность. Воспитателю необходимо вести поиск и применять методы обучения, обеспечивающие кроме формирования у детей математических представлений ещё и развитие психических функций – восприятия, памяти, мышления, воображения. Это и станет залогом успешной подготовки детей к обучению математике в школе.
В настоящее время разработана система так называемых обучающих игр. В отличие от существующих они позволяют формировать у детей принципиально новые знания. Игры, содержание которых ориентировано на формирование математических понятий, способствуют абстрагированию в мыслительной деятельности, учат оперировать обобщенными представлениями, формируют логические структуры мышления. Особое значение имеют дидактические игры при формировании представлений о пространственных отношениях, форме, величине. Большая часть программных задач из этих разделов решается с помощью дидактических игр.
Таким образом, дидактические игры играют огромную роль в воспитании и обучении ребенка – дошкольник.
Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.
Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:
1. Развивать эмоциональную отзывчивость детей через игры с математическим содержанием.
2. Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей.
3. Формировать приемы логического мышления (сравнение, обобщения, классификации).
4. Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.
5. Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.
План на 2017 -2018 учебный год
№\№ | Этапы разработки | Сроки реализации | Содержание работы | Практические выходы |
1 | Изучение методической литературы по данной теме | сентябрь - май | Анализ изученной литературы. | |
2 | Работа с детьми | сентябрь-май | Игровая деятельность математической направленности в группе, на прогулках. | Игры во время самостоятельной и совместной деятельности в группе и на прогулках. |
сентябрь-май | Отражение и закрепление полученных знаний в творческой деятельности. | Математика в изобразительной деятельности (лепке, аппликации, рисовании). | ||
январь | Придумывание сказок про геометрические фигуры. | Сборник сказок. | ||
март | Игровая деятельность с использованием математических заданий. | Подготовка Картотека Задачки в стихах | ||
3 | Работа с семьёй | сентябрь | Привлечение родителей к изготовлению пособий и игр по математики | Создание уголка «Занимательная математика». |
октябрь | Консультация для родителей " Использования дидактических игр в процессе ФЭМП у дошкольников" | Информация в родительском уголке | ||
апрель | Информация в уголок для родителей | Лэпбук «Занимательная математика» | ||
4 | Самореализация | ноябрь | Составление картотеки игр по развитию математических представлений | Представление картотеки на педагогическом совете |
январь | Консультация для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности» | Выступление на педагогическом совете. | ||
май | Отчёт по теме самообразования. | Выступление на итоговом педсовете. |
2018-2019 учебный год
№\№ | Этапы разработки | Сроки реализации | Содержание работы | Практические выходы |
2 | Работа с детьми | Сентябрь - май | Игровая деятельность математической направленности в группе, на прогулках. «Подбери фигуру», «Справа-слева», «Длинное-короткое», «Продолжи ряд», «Подбери по цвету», «Волшебные квадраты» ….. | Игры во время самостоятельной и совместной деятельности в группе и на прогулках. Изготовлены материал для дидактических игр. |
3 | Работа с семьёй | Сентябрь | Анкетирование родителей | Анкета для родителей «Математика для развития Вашего ребенка» |
Октябрь | Создание информации для родителей | Буклет "Дидактические игры по ФЭМП дома" | ||
Декабрь | Информация в родительский уголок по данной теме | Лэпбук "Царица знаний" | ||
Февраль | Создание информации для родителей | Памятка «Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста» Консультация "Математика для дошкольников" | ||
Самореализация | Октябрь | Консультация для педагогов | Выступление на педагогическом совете | |
Ноябрь - январь | Составление картотеки и изготовление дидактических игр | Представление картотеки и дидактических игр на педагогическом совете Картотека: "Дидактические игры по ФЭМП"(по всем возрастам). Дидактические игры:
| ||
Март- май | Изготовление дидактической игры | Представление дидактической игры и проведение мастер класса "Квадрат Воскобовича" |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление из опыта работы: " Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр "
" Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр "...
ОПЫТ РАБОТЫ «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»
Вашему вниманию хочу предоставить презентацию из опыта работы на тему:...
"Формирование элементарно-математических представлений посредством дидактических игр".
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учрежде...
Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр
Статья содержит материал по формированию элементарных математических представлений посредством игр с болками Дьенеша, а также дидактические игры на формирование временных представлений....
Консультация для педагогов "Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр".
Консультация для педагогов....
"Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»
Главные и важные части интеллектуального и личностного развития дошкольника - это развитие элементарных математических представлений. Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе и яв...
Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр)
Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений...