экологическое воспитание в детском саду
статья на тему
Предварительный просмотр:
«Экологическое воспитание в детском саду»
Дошкольный возраст характеризуется повышенной любознательностью в различных сферах, но особый интерес дети проявляют к природе. Поэтому экологическое воспитание в детском саду занимает важное место в развитии познания окружающего мира, выработке гуманного отношения ко всему живому и формировании осознанного поведения в природной среде.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. Источником знаний о природе являются наблюдения. «Начало познания должно всегда начиняться с осязания, потому что ничего не существует в познании, чего раньше не было в ощущениях, поэтому и ученье необходимо воспринимать не словесным объяснением вещей, а предметным наблюдением их», писал он. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике отечественного дошкольного воспитания.
В экологическом словаре экологическое воспитание определяется как целенаправленная систематическая педагогическая деятельность, направленная на: развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранительной работы .
Понятие «экологическое воспитание детей дошкольного возраста» рассматривается в научных работах С.Н. Николаевой , Н. А. Рыжовой , О.А. Соломенниковой и др., где оно интерпретируется как целенаправленный процесс формирования культуры взаимодействия с миром природы, основанный на синтезе эмоционально-чувственного, интеллектуального и деятельностно-практического компонентов.
Е.И. Волкова рассматривает экологическое воспитание дошкольников как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций .
В условиях современного социума особую актуальность приобретает научная позиция С. Н. Николаевой, которая определяет цель экологического воспитания как становление начал экологической культуры у детей, развитие их экологического сознания, мышления, то есть формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие .
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с точки зрения Л. М. Маневцовой и П. Г. Саморуковой, предполагает: воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание), формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие), развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее) .
ФГОС дошкольного образования предполагает деятельностный подход к определению содержания и организации экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста. На взгляд В.М. Ворошиловой, экологически направленную деятельность дошкольников можно определить как форму активности личности, обуславливающую развитие экологического сознания .
Экологическое воспитание дошкольников В.И. Ядешко и Ф.А. Сохин рассматривают, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д. .
Наблюдению - как важному методу познания природы придавали очень большое значение все педагоги дошкольного воспитания: Е. И. Тихеева, О. Иогансон, А.А. Быстров, П. М. Басе, Э.И. Залкинд, С. А. Веретенникова, П. Г. Саморукова и др. Исследования Э.И.Залкинд, А. И. Васильевой, П.Г. Саморуковой, Г.С. Филиппюк и др. показали, что правильная организация чувственного восприятия объектов природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Целенаправленные наблюдения дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщенные представления, научить детей ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений.
Э.И.Залкинд, А.И.Васильева, П.Г. Саморукова и другие подчеркивают, что наилучшим условием формирования познавательной деятельности в дошкольном возрасте является специальная организация, наблюдений и целенаправленное руководство ими со стороны педагога. Они рассматривали наблюдение с точки зрения содержания и смысла наблюдаемых явлений, отражающих различные связи живого организма с внешней средой.
П. Г. Саморукова отмечает, что наблюдение - оптимальный метод экологического воспитания на трех линиях развития - чувство, познание, творчество. Опосредованное познание природы, считает она, (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.), имеет второстепенное значение: его задача - расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от наблюдения в ходе непосредственного контакта с объектами природы .
Таким образом, актуальность вопросов экологического воспитания путём использования наблюдений обусловлена тем, что систематическое использование наблюдений в ознакомлении с природой в наибольшей мере обеспечивает достижение целей экологического воспитания дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание в детском саду
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...
Экологическое воспитание в детском саду
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...
Экологическое воспитание в детском саду № 11
Экологическое воспитание, проводимое в детском саду. Отчёт о проделанной работе....
Доклад на педсовет по теме "Экологическое воспитание в детском саду.
В этом докладе изложен мой опыт работы по экологическому воспитанию , представлены формы и методы работы с детьми и их родителями....
Экологическое воспитание в детском саду
Доклад для родительского собрания...
Методы и приёмы по экологическому воспитанию в детском саду
Данная статья раскрывает основные методы и приёмы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста....
Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».
Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».Автор: Минакова М.О., воспитатель МАДОУ детский сад № 44....