Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике в подготовительной группе с учетом ФГОС «Приглашение в сказку»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
формирование элементарных математических представлений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике в подготовительной группе с учетом ФГОС
«Приглашение в сказку»
Цель: формирование элементарных математических представлений.
Оборудование: плакат с цифрами от 1 до 20; магнитная доска; бабочки из картона с точками на крыльях; «замок» с составом чисел 4, 6, 5, 7, 10; «бревнушки» с числами; карточки с пропущенными числами; домики – желтый
прямоугольный, синий – квадратный, оранжевый – прямоугольный, зеленый – квадратный; плакат с примерами, фломастеры.
Раздаточный материал: тетради в клетку; простой карандаш; карточки с пропущенными числами.
Образовательные области | Задачи | Последовательная деятельность | Время | Предполагаемые ответы детей |
Социально-коммуникативная.
Познавательное развитие, речевое развитие.
Физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Познавательное, физическое развитие.
Познавательное развитие; социально-коммуникативное.
Познавательное развитие; социально-коммуникативное.
Физическое развитие, речевое развитие.
Познавательное развитие, социально-коммуникативное.
Познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие.
Познавательное развитие, социально-коммуникативное.
Познавательное развитие.
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. | Эмоциональный настрой на работу.
Сообщение темы. Развитие речевого слуха, внимания.
Развитие координации и речи с движением.
Упражнять в работе по клеткам
Совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 20; называть числа в прямом и обратном порядке.
Совершенствовать навыки счета.
Развитие общих речевых навыков, координации и речи с движением.
Формировать умение определять большее и меньшее число используя знаки -«больше», «меньше», «равно»
Закрепить знание о задаче, ее структуре; формировать умение на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание при решении использовать знаки действий «плюс», «минус», «равно».
Закрепить умения называть последующее и предыдущее число, обозначать цифрой.
Формирование знаний о последовательности дней недели, месяцев. Формирование умений определять время по часам с точностью до 1 часа.
Учить решать примеры с числами первого десятка.
Организация окончания деятельности.
| 1. Приветствие «Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. Ты мой друг и я твой друг. Дружат все друзья вокруг.
2. «Лети, лети, лепесток, через запад на восток…» Из какой сказки эти слова? Сколько лепестков было у цветка? Какие сказки вы знаете, где встречается число семь? Ребята я приглашаю вас сегодня в сказку, вы согласны? Повторяем слова из сказки «Цветик – семицветик»: «Лети, лети, лепесток, через запад на восток… Вели, чтобы ребята оказались в сказке! Итак, летим к сказке, а на чем, вы узнаете, когда выполните графический диктант. Вы готовы?
3. Упражнения для пальчиков пальцев и рук «Непосильный труд» Нитку вдеть – для пальца непосильный труд, Но зато два пальца платьице сошьют. Три- в тетради нашей пишут хоть куда. Десять – поле пашут, строят города. (Движение для пальцев рук: встряхивание, поглаживание, постукивание, массирование, Разминание).
4. Графический диктант «Ракета»: 1 клетка по диагонали вправо вверх; 6 клеток вправо; 2 клетки по диагонали вправо вверх; 6 клеток вниз; 2 клетки по диагонали влево вверх; 6 клеток влево; 1 клетка по диагонали влево вверх.
На ракете летим в сказку. В одной далекой сказочной стране жил-был Волшебник. Он был очень добрый. Настолько добрый, что всем доверял. И вот попал он в плен к злому колдуну. Не стало доброго волшебника. Затужили все: и звери, и птицы, и люди. Нам надо пойти и освободить его. Вы готовы? Если вы готовы, отправляемся в путь-дорогу дальнюю, через дремучий лес. А чтобы не скучно было, давайте представим, что лес – наши числа. Вот они, в рядочке. Называйте подряд.
Вот и закончился лес. Но, смотрите, здесь что-то страшное произошло – на лесной опушке заколдованные бабочки. Не могут они взлететь – у них на крыльях неодинаковое количество пятнышек, поэтому они не взлетают. У бабочек должно быть одинаковое количество пятнышек, сколько на левом крылышке, столько и на правом. Надо восстановить недостающие пятнышки на крыльях у бабочек. Вот и освободили вы бабочек. Теперь они могут взлететь в любое время. Они очень благодарны вам ребята. А теперь тихо! Мы подходим к замку Колдуна. Сейчас он спит. Но в любую минуту может проснуться, выглянуть в окно и увидеть нас. Если он нас увидит, он может заколдовать нас: окутать паутиной или облаком лени. Я предлагаю побыстрее закрыть окна на нижних этажах замка. Секрет: в пустое окно надо поставить такую цифру, чтобы в сумме получилось число стоящее на башне замка. (Состав числа 4, 5, 6, 7, 10.)
5. Речевая гимнастика «В темном лесу есть избушка» В темном лесу есть избушка. (дети шагают) Стоит задом наперед. (дети поворачиваются) В той избушке есть старушка.(грозят пальцем) Бабушка Яга живет. (грозят пальцем другой руки) Нос крючком, (показывают пальчиком) Глаза большие, (показывают) Словно угольки горят. (покачивают головой) Ух, сердитая какая! (бег на месте) Дыбом волосы стоят. (руки вверх) Закрыли все окна башни? Все на месте?
А теперь молча, чтобы колдун не услышал, идем дальше. Ой смотрите! Впереди огненная река. А через нее Колдун построил мост. Но он очень хитрый – любое бревнышко может провалиться. Только одно бревно надежное. Найдите его.
Перейти-то мы перешли. Только что же вы так шумели? Проснулся Колдун! Ох! Чувствую лень – это он облако лени напускает на нас, чтобы мы забыли про доброго Волшебника, не стали его искать. А чтобы этого не произошла, нам надо решить задачи на сложение и вычитание. Вспомните, что такое задача? Сколько частей в задаче? Назовите их. Вот эти задачи. 6. Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание.
Вот и освободились мы с вами от облака лени. А перед нами белочка и зайчик. Спорят они: каких цифр не хватает у них на карточках, определить не могут. Помогите им, ребята.
7. Упражнение «Смежные числа» Звери убежали. А перед нами четыре дома. В каком доме поселился добрый Волшебник? Сорока на хвосте новость принесла, что Волшебник живет не в оранжевом и не в квадратном доме. В каком же?
Закройте глаза. Чувствуете, как добрый Волшебник гладит вас по головкам в знак благодарности? Он приглашает вас на угощенье во второй месяц лета, в третий день недели, ровно в три часа дня.
8. Решение примеров Добрый Волшебник прислал вам эти воздушные шары. Решите примеры и вы прочтете, что он вам передает.
Я поздравляю вас с окончанием нашего долгого, но интересного пребывания в сказке. Что вам больше всего понравилось? Кому вы сегодня помогли? Какие препятствия вы преодолели, спасая доброго Волшебника?
Что бы вы хотели пожелать доброму Волшебнику?
| 1 мин.
3 мин.
1 мин.
3 мин.
4 мин.
1 мин.
2 мин.
3 мин.
2 мин.
1 мин.
5 мин.
1 мин. | Дети берутся за руки.
Сказка В.Катаева «Цветик-семицветик» У цветка было семь лепестков. Сказки «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов». Да!
Готовы.
Дети выполняют упражнения для пальцев рук
Дети под диктовку выполняют графический диктант
Дети занимают места на «ракете» из модулей
Дети соглашаются
Дети называют числа от 1 до 20; прямой и обратный счет.
Дети дорисовывают недостающее количество пятнышек на крылышках.
Дети подбирают необходимые числа.
Дети рассказывают стихотворение и выполняют действия в соответствии с текстом. Все выполнили. Все на месте.
Дети по очереди разбирают «бревнышки» определяют правильность поставленных знаков «больше», «меньше», «равно». Находят правильное «бревнышко» и переходят огненную реку.
Задача – это рассказ, в котором надо что-то узнать. Задача состоит из четырех частей: условие, вопрос, решение, ответ. 1. У Вовы было 6 шаров, 2 шара лопнуло. Сколько шаров осталось у Вовы? 2. Над полянкой летало 4 бабочки, затем к ним прилетело еще две бабочки. Сколько бабочек стало на полянке?
Дети на карточках печатают недостающие цифры, определяют «соседей» чисел. Волшебник живет в желтом домике.
Дети называют второй летний месяц – июнь; третий день недели – среда; дети рассказывают и показывают, что большая стрелка будет стоять на двенадцати, а маленькая на три.
Дети решают примеры со знаком «плюс» и со знаком «минус» в пределах десяти, расставляют ответы в определенной последовательности – по порядку от 1 до 10. и читают слова «Вы -молодцы!»
Мы помогли доброму Волшебнику, освободили его из плена злого колдуна. Выполняли различные задания: графический диктант, считали до двадцати, выручили бабочек, переходили через огненную реку, решали задачи и примеры.
Чтобы он был осторожен с незнакомыми людьми, не был доверчив. |
Используемая литература:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
2. Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе детского сада под редакцией И.А. Помораева, В.А. Позина.
3. Сценарии занятий по математике. Подготовка к школе. Р.М. Хамидулина.
Конспект занятия по математике
Тема: « Мультиматематическая страна»
Цель:
Познакомить детей с независимостью числа от цвета и величины.
Задачи:
Обучающие
продолжать учить детей считать в пределах 10 с использованием различных анализаторов.
упражнять детей различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
учить составлять из геометрических фигур необычные дома.
закреплять умение детей ориентироваться в пространстве с помощью «мячика – попрыгайчика»
закрепить понятия «право», « лево», «вверху», « внизу», « в центре» при помощи графического диктанта.
побуждать детей давать ответы полными предложениями.
Развивающие
способствовать развитию у детей связной речи.
развивать внимание, мышление
воспитывать интерес к математическим играм .
Оборудование:
Демонстрационный материал: картинки с жителями «мультиматематической страны»;
Раздаточный материал: геометрические фигуры разной величины и формы; фрукты: ( лимоны и апельсины);
Дидактическая юбка с изображением необычных домов( используя геометрические фигуры); « мячик – попрыгайчик»; карандаши, ½ альбомного листа; 2 дерева, листочки разного цвета и величины; 2 спортивные дорожки; волшебный сундучок, цветок.
Предварительная работа:
Индивидуальная работа с детьми; занятия по аппликации, лепке, математике; дидактические и развивающие игры.
Ход занятия:
Здравствуйте ребята! Сегодня мы отправимся в необычное путешествие. Вы любите мультфильмы? ( ответы детей)
Мы с вами совершим путешествие в « мультиматематическую страну». А чтобы попасть в эту страну нам понадобится волшебный цветок. Вы все этот цветок знаете из мультфильма. Это «цветик – семицветик». Давайте заглянем в наш волшебный сундучок. ( В волшебном сундучке воспитатель с детьми находят цветок) А теперь нам предстоит сказать волшебные слова и оторвать один листик. Но перед тем как сказать эти слова давайте закроем глаза, чтобы началось волшебство)
( Дети закрывают глаза, произносят слова. В это время воспитатель надевает дидактическую юбку, карманы которой при помощи геометрических фигур преобразились в необычные дома.)
Волшебные слова: « Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Лишь коснешься ты земли
Будь по нашему вели!»
( Вели, чтобы мы оказались в волшебной стране.)
Ребята! Оказывается мы уже в волшебной стране. Посмотрите, что произошло с моей одеждой. Какая она стала красивая. Что вы видите на ней? ( ответы детей)
А разве дома на ней обычные? ( ответы детей)
Какие геометрические фигуры помогли составить эти дома? Только давайте договоримся, что отвечать вы будите как взрослые, не одним словом, а полным предложением. Согласны?
Костя, расскажи нам о красном домике ( ответ)
А ты Юля, расскажи нам о зеленом домике( ответ)
(продолжается опрос о желтом, голубом, оранжевом, синем, фиолетовом домиках.)
Какие вы сегодня внимательные!
А к вам в гости пришли герои мультфильма « Ну, погоди!» Отгадайте, кто они? ( ответы детей) Правильно! Это волк и заяц. ((Выставляют картинки героев мультфильм). Волк и заяц слушали ваши ответы и решили посмотреть какие вы сообразительные.
На столах у вас стоят раздаточные тарелочки. В них вы видите различные геометрические фигуры. Я предлагаю вам ненадолго стать строителями и построить необычные домики из ваших геометрических фигур. (выполнение задания)
У вас получились красивые домики. Сейчас вы отложите их в сторонку, а после занятия мы наклеим их на большой лист бумаги. У нас получится новая « мультиматематическая улица». И мы эту улицу подарим волку и зайцу. Согласны? ( ответы детей). Посмотрите, и нашим героям эта затея понравилась.
Но нам пора продолжать наше путешествие.
Давайте пройдем по тропинке в лес.( Дети следуют за воспитателем).
« В лес отправимся гулять,
Будем весело шагать.
По тропиночке пойдем
Друг за дружкою гуськом…»
Пока мы шли в сказочной стране наступила осень. Осень раскрасила лес яркими красками. Каким красивым кажется сказочный лес. А особенно деревья.
« И стоят деревья- мамы,
И тревожно шелестят,
И глядят на самых – самых
Желтых маленьких листят…» М. Яснов.
( Дети встречают два дерева на пути. На деревьях листья разного цвета)
Посмотрите какие красивые деревья перед нами. Скажите, что необычного вы видите на них? (ответы детей )
Одинаковые ли эти листочки? (ответ: разные) Чем они отличаются? (ответ: цветом)
Давайте сосчитаем листочки на дереве, которое слева от нас. (счет детей до 10)
А теперь сосчитаем листочки на дереве, которое справа от нас. (счет до 10). Количество листочков на деревьях одинаковое? (ответ: Да)
Что же получается? Цвет разный у листочков, а количество одинаковое. Значит, количество предметов не зависит от цвета? ( ответ: Нет)
Ветер- озорник сорвал листочки с деревьев и упали они на дорожки. (дети подходят к спортивным дорожкам). Посмотрите, одинаковые ли листочки ?( ответ: Нет.) Чем же они отличаются? (ответы детей) Конечно величиной. А теперь сосчитайте, сколько листьев упало на эту дорожку (счет детей до 10) , а сколько на другую дорожку упало листиков?. (счет детей до 10) Так что получается? И на одной дорожке 10 листочков и на другой тоже 10? Значит количество их одинаковое. А что же вы заметили разного в этих листочках?( ответы детей) Правильно! Величина листочков разная. Значит, количество предметов не зависит от чего? ( ответ детей) От величины. Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка « Раз-два-три-четыре-пять.»
Чтоб получше нам размяться,
Будем глубже наклоняться.
Наклоняемся вперед,
А потом наоборот. ( Наклоны вперед и назад.)
Вот еще одно заданье-
Выполняем приседанья.
Не ленись приседать!
Раз – два – три – четыре – пять.( Приседания.)
Мы шагаем дружно, бодро,
Но пора закончить отдых. ( ходьба на месте.)
( Дети рассаживаются по местам.)
Пока мы с вами отдыхали, к нам пришел еще один мультипликационный герой. Отгадайте кто же он? Это веселый сладкоежка. У него есть друг, маленький мальчик Малыш. А еще он может летать. ( ответы детей.) ((Карлсон).
Карлсон принес вам угощения (фрукты) А сейчас давайте сосчитаем вкусные угощения в ваших тарелочках. Сверху в ряд выложите апельсины, а снизу лимоны. Сосчитайте апельсины и лимоны и скажите чего же больше и на сколько? (ответы детей) Правильно, апельсинов на один больше чем лимонов.
Но к нам еще кто, то стучится. Пойду, посмотрю. Посмотрите, да ведь это же кот Матроскин из мультфильма. И он пришел не с пустыми руками. Он принес красивый мяч и предлагает поиграть с ним.
Вы согласны? ( ответы детей.) Тогда положите перед собой листы бумаги и возьмите в руки карандаш. Я думаю, вы мячики все умеете рисовать. Так вот, наш мячик будит прыгать, а вы будите его рисовать в той части листа, где я назову. И так, вперед!
(Графический диктант.) Наш мячик прыгнул прямо в центр нашего листа. ( Нарисуйте его там.) Но вот он отскочил в правый верхний угол; И вдруг отпрыгнул в нижний левый угол; Но вдруг нашему мячику показалось, что он солнышко и прыгнул наш мячик в верхний левый угол; Но вот наш мячик совсем устал и укатился он в нижний правый уголок.
Но нам ребята пора возвращаться домой. Давайте закроем глаза, я оторву у нашего цветочка лепесток, а вы скажите волшебные слова.
« Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Лишь коснешься ты земли
Быть, по-моему, вели!»
( Вели, чтобы мы оказались в группе.)
Вот мы и дома! Где же мы сегодня с вами побывали? ( ответы детей.) Что же вам понравилось в путешествии? (ответы детей.) Что вы узнали нового? (ответы детей.)
Используемая литература:
1. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988.
2. Л.С.Метлина, "Математика в детском саду", пособие для воспитателя детского сада, М., 1984 г.
азработка конспекта занятий на тему Измерение объема в ДОУ
ГБОУ СПО «Торжокский педагогический колледж им.Ф.В.Бадюлина»
Отделение Дошкольное образование
Методическая разработка
открытого урока
по дисциплине
«Теория и методика математического развития»
Тема занятия: «Измерение объёма жидких веществ»
Преподаватель Соколова Наталья Юрьевна
2013
План открытого занятия
Дисциплина Математическое развитие дошкольников
Курс Детский сад. Подготовительная группа.
Тема Измерение объёма жидких веществ.
Тип урока Изучение нового материала.
Цель занятия:
Дидактическая: Показать детям, что в жизни необходимо уметь измерять объём сосудов. Отрабатывать навыки детей сравнивать сосуды по объёму с помощью мерки. Подвести детей к выводу, что объём не зависит от формы предмета. Дать представление детям о мере литр и пол-литра. Повторить: состав натурального ряда от 1 до 10; свойства геометрических фигур.
Развивающая: Формировать у ребёнка познавательные интересы и познавательные действия через его включение в различные виды деятельности.
Воспитывающая: Учить детей быть организованными, самостоятельными, внимательно слушать, выполнять работу качественно и в срок.
Форма обучения: Коллективная, дифференцированная.
Методы обучения: Практические, наглядные и словесные методы.
Средства обучения: Два прозрачных кувшина, которые одинаковые по объёму, но разные по признакам (один – узкий и высокий, а другой – широкий и низкий); коробка посылочного типа; набор стаканов; подкрашенная вода в большой посуде; литровая банка; две пол-литровые банки; литровые коробки из под молока и литровые бутылки из под молока; наборы геометрических фигур.
Межпредметные связи: Общение, развитие речи, трудовая деятельность, игровая деятельность.
Список используемой литературы:
1. Программа развития и воспитания в детском саду «Детство». /под ред. Т. И. Бабаевой /- «Детство-Пресс», 2005
2. Кангина Н.Н. Математика в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2011
3. Щербакова Е. И. Теория методика математического развития дошкольников. М: Академия, 2000
11. Структура занятия
Элементы занятия | Время |
Продолжительность, мин. | |
1. Организационный момент. | 1 |
2. Постановка цели и задач занятия. | 1 |
3. Изучение нового материала. | 15 |
4. Физкультминутка. | 5 |
5. Повторение ранее изученного материала. | 5 |
6. Подведение итога занятия. | 3 |
Итого 30 мин. |
12. Технологическая карта занятия
№ этапа | Содержание этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность студента | Методы и формы обучения |
1. | Организационный момент | предлагает детям сесть на стулья; раздаёт раздаточный материал; приветствует детей | садятся на стульчики; слушают воспитателя; -настраиваются на работу. | словесный метод |
2. | Сообщение цели занятия | - предлагается сюрпризный момент; - нацеливает детей на работу; | слушают воспитателя; проявляют заинтересованность; настраиваются на работу; | словесный метод |
3. | Изучение нового материала. | - предлагает решить проблемную ситуацию; - предлагает сделать вывод о проделанной работе; - предлагает познакомиться с новыми понятиями; -предлагает решить ещё одну проблемную ситуацию | - решают проблемную ситуацию - делают вывод о проделанной работе - знакомятся с новыми понятиями; - решают проблемную ситуацию | коллективная и групповая формы; практические методы, словесный; наглядный; |
4. | Физкультминутка. | - предлагает поиграть; -во время игры задаёт вопросы | - настраиваются на игру; -играют, отвечая на вопросы | коллективная форма; приёмы: игровой, вопросы детям; |
5. | Повторение ранее изученного материала. | - предлагает выполнить практическое задание; - излагает инструкцию; -контролирует работу детей; - принимает работу; -задаёт вопросы детям. | - настраиваются на выполнение работы; - слушают инструкцию, осмысливают; - выполняют работу; - сдают работу; - отвечают на вопросы. | дифференцированная форма; приём: инструкция; практический метод (продуктивная деятельность). |
6. | Подведение итога занятия | - анализирует и даёт оценку успешности достижения цели в ходе занятия | самооценка работы осознание детьми значимости полученных результатов | словесный метод (беседа) |
13. Пояснительная записка
Тема занятия: «Измерение объёма жидких веществ». Данное занятие проводится в подготовительной группе детского сада. Изучение вместимости сосудов – часть математических знаний. При этом используются виды деятельности: счёт предметов и простейшие измерения, которые тесно связаны с элементарными потребностями человека.
Умения и знания детей об измерении вместимости сосудов, как показывают исследования (Р. Л. Березина, Л. Георгиев и другие), находятся на самом низком уровне. Большинство детей не знают, как можно измерить молоко в кувшине: «сантиметром», «линейкой», «смерить на весах» и т. д. Их ответы свидетельствуют о том, что они далеки от практики измерения объёмов жидкостей, и само слово измерить вызывает у них лишь знакомые ассоциации. Не знают названия меры для измерения объёмов жидкостей. Отсутствуют у детей и чёткие представления о разной вместимости сосудов, не знают они и приёмов сравнения их объёма. Данная тема является актуальной. Однако, в методической литературе недостаточно разработок по данной теме.
Один из принципов ФГОС для дошкольного образования:
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности. Решение задач развития детей должно быть направлено на приобретение опыта в видах деятельности (в том числе познавательно – исследовательской).
Исходя из вышеизложенного, я предлагаю конспект занятия, который окажет существенную помощь воспитателям при изучении данной темы.
Конспект занятия.
Воспитатель входит с коробкой.
- Сегодня на занятие по математике я пришла с посылкой! Давайте откроем её, посмотрим что там? Ага! Письмо от кота Леопольда! Он прислал свой портрет.
Воспитатель портрет показывает детям и прикрепляет его на фланелеграф. Достаёт письмо и читает.
-Дорогие ребята, у меня скоро день рождения и я хочу пригласить друзей! Но у меня возникли вопросы, на которые я не могу ответить, помогите мне, пожалуйста! Ну, что же поможем Леопольду?
-Да!
Воспитатель достаёт из коробки два прозрачных кувшина.
- Первый вопрос. Если налить в оба кувшина сок, то в каком кувшине сока будет больше?
Дети высказывают свои предположения. Воспитатель:
- Чем отли еристику предметов. Воспитатель помогает уточнить.
- Слева: высокий и узкий, а справа: низкий и широкий.
Воспитатель заполняет до краёв оба кувшина подкрашенной водой, переливая её из большой посуды.
- В какой кувшин вошло больше воды?
- Не знаем.- А что нужно сделать, чтобы узнать?
- Измерить!
- Чем будем измерять?
- Стаканами! (Дети видят, что на подносе много стаканов).
Воспитатель ставит кувшины на разные столы, просит детей разлить воду по стаканам. Так как кувшины полные, налить в первые стаканы воспитатель помогает детям. Далее каждый из детей сам заполняет по одному стакану. Воспитатель обращает внимание детей на то, чтоналивать необходимо полностью, но не через край. Когда вся вода перелита в меры, воспитатель:
– Посчитаем, сколько стаканов получилось.
Показывают и считают вслух дети, стоящие за одним столом.
- Один стакан, два стакана, три стакана, четыре стакана, пять стаканов. Всего пять стаканов!
Далее аналогично считают стаканы дети, стоящие за другим столом.
Воспитатель:
- Что же мы ответим Леопольду?
Воспитатель напоминает вопрос. Дети отвечают:
- Сока в обоих кувшинах будет одинаково.
Воспитатель достаёт из посылки коробки и бутылки из под молока и говорит:
- Второй вопрос от Леопольда: Пришёл я в магазин за молоком. Продавец спрашивает, сколько надо молока: литр или пол-литра? Не знаю. Ребята, объясните мне, сколько будет литр, а сколько будет пол-литра? Давайте вместе будем разбираться.
Воспитатель ставит на стол литровую банку и говорит:
- Это литровая банка и помещается сюда литр воды.
Воспитатель заполняет её водой и говорит:
-Вот сколько воды содержится в одном литре. А как вы думаете, пол-литра это сколько будет воды?
- Половино этой воды.
-Верно!
Воспитатель достаёт две пол-литровые банки и говорит:
- В одну банку помещается половина литра воды (пол-литра) и в другую банку помещается половина литра воды (пол-литра воды). Давайте разольём из литровой банки воду по двум пол-литровым банкам. Кто желает из вас это сделать?
Вызывается по имени ребёнок и воспитатель помогает ему разлить воду. Воспитатель задаёт детям вопросы:
- Алёша, повтори, что ты сейчас сделал?
- Что мы узнали?
- Литр – это пол-литра и ещё пол-литра!
Воспитатель:
- А можем мы узнать, сколько стаканов воды помещается в один литр ?
- Да !
- Что надо сделать?
- Измерить!
- Выходим к столу, выливаем воду из своих стаканов в литровую банку и не забываем считать.
Воспитатель контролирует выполнение детьми практической работы. Когда работа выполнена, воспитатель:
- В литр помещается пять стаканов!
Поднимите руки вверх те, чьи родители покупают молоко в коробках и бутылках. Дома вместе с родителям измерьте, сколько стаканов молока в них содержится.
Давайте решим с вами, чт о напишем Леопольду?
Дети высказывают свои предложения. Воспитатель уточняет как более точно и правильно сформулировать.
- Кувшины одинаковые по объёму, хотя разные по форме. Что бы узнать сколько, надо измерить мерой. Литр – это пол- литра и ещё пол –литра. В литр помещается пять стаканов воды.
А давайте Леопольду отправим литровую и пол-литровую банки.
Воспитатель:
- Давайте отдохнём. Физкультминутка. Поиграем в мяч.
Дети встают в круг, бросают друг другу мяч и при этом называют числа от 1 до 10. Затем числа называются в обратном порядке. Далее воспитатель, бросая мяч, задает вопросы детям:
- Назови «соседей» чисел: 4, 2, 6.
- Назови число большее на 1, чем 5; больше на 2, чем 3; меньше на 1, чем 3 и т. д.
После окончания игры, воспитатель:
А вы помните, что у Леопольда день рождения? Давайте сделаем и отправим ему подарки! У вас на столах разные геометрические фигуры. Я предлагаю из них составить апликации.
Дети работают в группах. Апликации разноуровневого характера. Воспитатель приглашает детей за разные столы, называя их по именам, учитывая их уровень математического развития. В первую группу входят дети, которые имеют низкий уровень математического развития, работают с первой картинкой. Вней меньшее количество геометрических фигур. Во вторую группу объединены дети, имеющие средний уровень математических способностей. В третью группу входят дети, имеющие высокий уровень математического развтия. Во время работы воститатель контролирут работу детей . В заключении, каждая группа детей свою работу должна положить в посылку, но при этом назвать, сколько каких фигур они использовали.
Воспитатель:
- Ну, ребята, на вопросы Леопольда мы ответили, посылку ему собрали. Всем вам большое спасибо за работу!
Конспект занятия по методике математического развития
проведённого в подготовительной группе ДОУ № 2
составил преподаватель
ГБОУ СПО «Торжокского педагогического колледжа им. Ф. В.Бадюлина»
Соколова Наталья Юрьевна
Тема занятия: Измерение объёма жидких веществ.
Разработка конспекта занятий на тему Измерение объема в ДОУ
Цель занятия:
Дидактическая: Показать детям, что в жизни необходимо уметь измерять объём сосудов. Отрабатывать навыки детей сравнивать сосуды по объёму с помощью мерки. Подвести детей к выводу, что объём не зависит от формы предмета. Дать представление детям о мере литр и пол-литра. Повторить: состав натурального ряда от 1 до 10, свойства геометрических фигур.
Развивающая: Формировать у ребёнка познавательные интересы и познавательные действия через его включение в различные виды деятельности.
Воспитывающая: Учить детей быть организованными, самостоятельными, внимательно слушать, выполнять работу качественно и в срок
Оборудование: Два прозрачных кувшина, которые одинаковые по объёму, но разные по признакам (один – узкий и высокий, а другой – широкий и низкий); коробка посылочного типа; набор стаканов; подкрашенная вода в большой посуде; литровая банка; две пол-литровые банки; литровые коробки из под молока и литровые бутылки из под молока; наборы геометрических фигур.
План занятия:
Элементы занятия | Время |
Продолжительность, мин. | |
1. Организационный момент. | 1 |
2. Постановка цели и задач занятия. | 1 |
3. Изучение нового материала. | 15 |
4. Физкультминутка. | 5 |
5. Повторение ранее изученного материала. | 5 |
6. Подведение итога занятия. | 3 |
Итого 30 мин. |
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Этапзаня- тия | Деятельность педагога | Деятельность детей | Методическое обоснование и самоанализ |
1. | предлагает детям сесть на стулья; раздаёт раздаточный материал;приветствует детей | садятся на стульчики; слушают воспитателя; настраиваются на работу. | Словесный метод, учитывать, с каким настроением пришёл каждый из детей . |
2. | Воспитатель входит с коробкой. - Сегодня на занятие я пришла с посылкой! Давайте откроем её, посмотрим что там? Ага! Письмо от кота Леопольда! Он прислал свой портрет. Воспитатель портрет показывает детям и прикрепляет его на фланелеграф. Достаётписьмо и читает. -Дорогие ребята, у меня скоро день рождения и я хочу пригласить друзей! Но у меня возникли вопросы, на которые я не могу ответить, помогите мне, пожалуйста! Ну, что же поможем Леопольду? | слушают воспитателя; проявляют заинтересованность; настраиваются на работу; - Да! | Сюрпризный момент: заинтересовывает детей, активизирует детей к деятельности (помочь). |
3.. | Воспитатель достаёт из коробки два прозрачных кувшина. - Первый вопрос. Если налить в оба кувшина сок, то в каком кувшине сока будет больше? - Чем отличаются друг от друга кувшины? Воспитатель помогает уточнить. - Слева: высокий и узкий, а справа: низкий и широкий. Воспитатель заполняет до краёв оба кувшина подкрашенной водой, переливая её из большой посуды. - В какой кувшин вошло больше воды? - А что нужно сделать, чтобы узнать? - Чем будем измерять? Воспитатель ставит кувшины на разные столы, просит детей разлить воду по стаканам. Так как кувшины полные, налить в первые стаканы воспитатель помогает детям. Воспитатель обращает внимание детей на то, что наливать необходимо полностью, но не через край. Когда вся вода перелита в меры, воспитатель: – Посчитаем, сколько стаканов получилось. - Что же мы ответим Леопольду? Воспитатель напоминает вопрос. Воспитатель достаёт из посылки коробки и бутылки из под молока и говорит: - Второй вопрос от Леопольда: Пришёл я в магазин за молоком. Продавец спрашивает, сколько надо молока: литр или пол-литра? Не знаю. Ребята, объясните мне, сколько будет литр, а сколько будет пол-литра? Давайте вместе будем разбираться. Воспитатель ставит на стол литровую банку и говорит: - Это литровая банка и помещается сюда литр воды. Воспитатель заполняет её водой и говорит: -Вот сколько воды содержится в одном литре. А как вы думаете, пол-литра это сколько будет воды? -Верно! Воспитатель достаёт две пол-литровые банки и говорит: - В одну банку помещается половина литра воды (пол-литра) и в другую банку помещается половина литра воды (пол-литра воды). Давайте разольём из литровой банки воду по двум пол-литровым банкам. Кто желает из вас это сделать? Вызывается по имени ребёнок и воспитатель помогает ему разлить воду. Воспитатель задаёт детям вопросы: - Алёша, повтори, что ты сейчас сделал? - Что мы узнали? - Литр – это пол-литра и ещё пол-литра! Воспитатель: - А можем мы узнать, сколько стаканов воды помещается в один литр ? - Что надо сделать? - Выходим к столу, выливаем воду из своих стаканов в литровую банку и не забываем считать. Воспитатель контролирует выполнение детьми практической работы. Когда работа выполнена, воспитатель: - В литр помещается пять стаканов! Поднимите руки вверх те, чьи родители покупают молоко в коробках и бутылках. Дома вместе с родителям измерьте, сколько стаканов молока в них содержится. Давайте решим с вами, чт о напишем Леопольду? Воспитатель уточняет как более точно и правильно сформулировать. - Кувшины одинаковые по объёму, хотя разные по форме. Что бы узнать сколько, надо измерить мерой. Литр – это пол- литра и ещё пол –литра. В литр помещается пять стаканов воды. А давайте Леопольду отправим литровую и пол-литровую банки. | Дети высказывают свои предположения. Дети дают характеристику предметов. -Не знаем. - Измерить! - Стаканами! (Дети видят, что на подносе много) Дети начинают выполнять практическую деятельность, проявляется интерес к познанию через действие. Далее каждый из детей сам заполняет по одному стакану. Показывают и считают вслух дети, стоящие за одним столом. - Один стакан, два стакана, три стакана, четыре стакана, пять стаканов. Всего пять стаканов! Далее аналогично считают стаканы дети, стоящие за другим столом. Дети отвечают: - Сока в обоих кувшинах будет одинаково. Дети с интересом рассматривают банку. Дети следят за действием воспитателя. - Половино этой воды. -Да! -Измерить! Дети высказывают свои предложения. | Формы: коллективная и групповая. Методы: Практические, словесный, наглядный. Дидактические задачи: Показать детям, что в жизни необходимо уметь измерять объём сосудов. Отрабатывать навыки детей сравнивать сосуды по объёму с помощью мерки. Подвести детей к выводу, что объём не зависит от формы предмета. Дать представление детям о мере литр и пол-литра. Развивающие задачи: Формировать у ребёнка познавательные интересы и познавательные действия через его включение в различные виды деятельности. Развивается общение детей между собой, уважительные отношения друг к другу. |
4. | Воспитатель: - Давайте отдохнём. Физкультминутка. Поиграем в мяч. Далее воспитатель, бросаямяч, задает вопросы детям: - Назови «соседей» чисел: 4, 2, 6. - Назови число большее на 1, чем 5; больше на 2, чем 3; меньше на 1, чем 3 и т. д. | Дети встают в круг, бросают друг другу мяч и при этом называют числа от 1 до 10. Затем числа называются в обратном порядке. | Форма: Коллективная. Приёмы: игровой, вопросы детям; Дидактическая задача: Повторить: состав натурального ряда от 1 до 10 |
5. | После окончания игры, воспитатель: -А вы помните, что у Леопольда день рождения? Давайте сделаем и отправим ему подарки! У вас на столах разные геометрические фигуры. Я предлагаю из них составить апликации. Воспитатель приглашает детей за разные столы, называя их по именам, учитывая их уровень математического развития. Во время работы воститатель контролирут работу детей . В заключении, каждая группа детей свою работу должнаположить в посылку, но при этом назвать, сколько каких фигур они использовали. | Дети работают в группах. Апликации разноуровневого характера. В заключении, каждая группа детей свою работудолжна положить в посылку, но при этом назвать, сколько каких фигур они использовали. | Форма: Дифференцирован- ная. В первую группу вхо-дят дети, которые име ют низкий уровень математического раз-вития, работают с пер вой картинкой. Вней меньшее количество геометрических фи гур. Во вторую груп пу объединены дети, имеющие средний уровень математичес ких способностей. В третью группу входят дети, имеющие высокийуровень. Методы:словесный (инструкция); практический (продуктивная деятельность). Дидактическая задача: Повторить свойства геометрических фигур. Воспитательные задачи: Учить детей быть организованными, самостоятельными, внимательно слушать, выполнять работу качественно и в срок. |
6. | Воспитатель: - Ну, ребята, на вопросы Леопольда мы ответили, посылку ему собрали. Всем вам большое спасибо за работу! | По мере возможности дети помогают убрать оборудование | Методы:словесный (беседа). Связь с трудовой деятельностью. |
чаются друг от друга кувшины?
Дети дают характ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике в подготовительной группе с учетом ФГОС «Путешествие Колобка в «Лесную школу»
Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).Развитие речи, наблюдательности, мыслительной активности, умения высказывать и обосновывать свои суждения.Раз...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике в подготовительной группе с учетом ФГОС «Приглашение в сказку»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике в подготовительной группе с учетом ФГОС«Приглашение в сказку» Цель: совершенствовать умение порядкового счета в пределах 10, на...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе с учетом ФГОС «Путешествие в сказку»
Непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП с детьми седьмого года жизни...
Сценарий итогового организованной образовательной деятельности по математике в подготовительной группе с учетом ФГОС «Приглашение в сказку»
Обобщение математических представления детей подготовительной группы....
Конспект непосредственно образовательной деятельности интегрированного занятия в подготовительной группе с учетом ФГОС Тема: «Как «Р» и «Рь» по России путешествовали»
Автоматизация и дифференциация звуков «р» и «рь». Развитие связной речи. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие фонематического слуха. Воспитание любви к Родине....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике в подготовительной группе на тему: «Веселое путешествие в страну Математика» в соответствии с ФГОС.
: воспитывать личностные качества у каждого ребенка – устойчивость интереса к математическим знаниям и умениям, целеустремленность, сосредоточенность, любознательность....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике в подготовительной группе с учетом ФГОС «Приглашение в сказку»
Формирование элементарных математических представлений....