Математические игры для старших дошкольников
картотека по математике (старшая, подготовительная группа) на тему

Семенова Светлана Петровна

Практикой дошкольного образования уже давно доказано, что на успешность усвоения знаний детей влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, благодаря которой у ребенка повышается познавательная активность, интерес к деятельности. Знания, данные детям в игровой занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Поэтому задача воспитателя состоит в том, чтобы как можно больше использовать в образовательной деятельности игрового материала. Занимательный материал не только увлекает ребенка, но и способствует развитию внимания, памяти, мышления, речи.

Предлагаю вашему вниманию несколько вариантов математических игр для старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл varianty_matematicheskih_igr.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

Практикой дошкольного образования уже давно доказано, что на успешность усвоения знаний детей влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, благодаря которой у ребенка повышается познавательная активность, интерес к деятельности. Знания, данные детям в игровой занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Поэтому задача воспитателя состоит в том, чтобы как можно больше использовать в образовательной деятельности игрового материала. Занимательный материал не только увлекает ребенка, но и способствует развитию внимания, памяти, мышления, речи.

Предлагаю вашему вниманию несколько вариантов математических игр для старших дошкольников.

Игра «Танцующие цифры»

Цель: Совершенствование представлений о числах и цифрах.

Материал: 2 набора карточек с цифрами от 0 до 10 двух цветов, 2 ленты того же цвета уложены на полу параллельно одна другой – ориентир для построения цифр;  музыка.

Ход игры: На столе в случайном порядке лежат все карточки изображением вниз. Играющие берут по 1 карточке и под музыку выполняют танцевальные движения. Когда музыка останавливается, «цифры» строятся по порядку вдоль полоски такого же цвета, как и их карточка.

По считалке выбирают водящего, который начинает цепочку заданий. Он обращается к любому участнику противоположной команды. Тот, выполнив задание, получает право задать вопрос другой команде. Таким образом, задания адресуются то одной, то другой команде.

Задания могут быть такими:

- Число больше3 на 1?

- Как называется фигура, у которой столько же углов, какое число у тебя?

- Число, стоящее между 5 и 7?

- Посчитай числа от себя в обратном порядке.

- Число меньше 8 на 1?

- В названии какой сказки встречается твое число?

- Цифра, похожая на неваляшку?

- Назови соседей твоего числа. И т.д.

Игра «Угадай-ка»

Цель: Совершенствование опыта пространственных ориентировок и навыков счета.

Материал: Магнитная доска, на ней панно, составленное из нескольких групп однородных и единичных предметов, отличающихся по количеству, величине, цвету, форме, поднос с такими же запасными предметами.

Ход игры: Ведущий задает свой вопрос всем детям, а затем предлагает одному ребенку ответить. Если тот отвечает правильно, то становится ведущим.

Варианты вопросов:

- Назови 2 группы предметов, равных по количеству.

- Назови 3 любых предмета слева от пня.

- Назови 4 предмета, которые ниже березы.

- Кто летает выше бабочки?

- Назови 5 предметов красного цвета.

- Назови 5 круглых по форме предметов. И т.д.

Игра «Расскажи о себе»

Цель: Закрепление представлений о величине и способах соизмерения.

Материал: Полоски бумаги разной длины и цвета, круги из обруча на 4-5 детей, внутри каждого круга – символы – домики одного или двух цветов, обозначающие, что сюда могут «войти» полоски только указанного цвета; бубен.

Ход игры: На столе лежат полоски разной длины и цвета. Каждый ребенок берет по 1 полоске. Звучит бубен, дети прыгают на месте. По звуковому сигналу играющие находят в кругу символ – домик, соответствующий цвету полоски, и располагаются около этого круга. Все «жители» домика соизмеряют свои полоски, накладывая или прикладывая их друг к другу, а также обращают внимание на цвет своей полоски и полоски товарища. Затем каждый рассказывает о своей полоске. По сигналу все направляются к столу, меняют полоски на другие. Звучит бубен, игра продолжается.

Варианты высказываний детей:

- У меня красная полоска, она такая же по цвету, как у Маши, но длиннее Колиной и равна Настиной полоске.

- Моя желтая полоска по цвету похожа на Ванину, но длиннее Катиной.

- Моя зеленая полоска короче Наташиной и Катиной, но длиннее Олиной и такого же цвета, как у Оли.

- Моя синяя полоска такой же длины, как Надина красная полоска. И т.д.

Игры на развитие у детей пространственных представлений:

- «Кто, где?» Ведущий с мячом в центре круга бросает мяч ребенку и спрашивает: «Кто слева (справа) от тебя?» «Кто перед тобой?» «Что у тебя над головой?» и т.д.

- «Найди игрушку» Ребенку дается задание отыскать спрятанную игрушку, двигаясь по заданию ведущего: «Сделай 2 шага вперед, повернись направо, сделай 3 шага вперед, повернись налево, сделай 1 шаг вперед» и т.д.

- «Веселые клеточки».  Дети на бумаге в клетку выполняют рисунок под диктовку воспитателя, начиная от точки: «3 клетки вправо, 1 вверх, 2 вправо, 4 вниз и т.д.»

- «Расскажи по картине». Детям предлагается по картине задавать вопросы и отвечать на них о месторасположении предметов на картине.

Игры на закрепление счета:

- «Считай дальше», «Считай обратно». Водящий бросает мяч ребенку, называет число в пределах 10 и дает задание: «Считай дальше» или «Считай обратно».

-«Стройся по порядку». Дети берут карточку с цифрой и двигаются врассыпную под музыку, когда музыка останавливается, нужно быстро построиться по порядку от 1 до 10.

- «Посчитай и ответь». Детям предлагаются задания посчитать, сколько в комнате углов, окон, дверей, столов, девочек, мальчиков, ламп и т.д.

- «Вставайте в круг по 2 (3,4,5 и т.д.) Дети двигаются по кругу под музыку, когда музыка останавливается, воспитатель называет,  по сколько человек нужно встать в круг.

- «Отгадай число». Воспитатель на ухо водящему загадывает число, играющие должны отгадать это число, задавая вопросы, водящий должен отвечать только «да» или «нет».

Игры на закрепление геометрических фигур:

- «Найди предметы». Предлагается в окружающей обстановке найти предметы, похожие на геометрическую фигуру.

- «Чудесный мешочек». Дети на ощупь определяют и называют форму предмета.

Игры на ориентировку во времени:

- «Что мы делаем сейчас». Дети выполняют условленные действия, ведущий угадывает и называет время суток, в которое происходят эти события.

- «Живая неделя». Дети по карточкам с цифрами от 1 до 7 выстраиваются по порядку, называют свой день недели. Можно добавить задания: назвать своих соседей, назвать выходные, рабочие дни и т.д.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математические игры для старших дошкольников.

Дидактическая игра« Состав числа»Цель: Совершенствовать знания о составе изученных чисел. Формировать умение представлять числа в виде суммы двух слагаемых. Выполнять арифметические ...

Математические игры для старших дошкольников

Обучение детей раннего возраста простым математическим приёмам является непростой задачей, поэтому знакомство малышей с математикой должно происходить в увлекательной и красочной атмосфере, способной ...

ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Игры для развития логики и математических способностей (рекомендует Т. В. Кузнецова)...

Математические игры для старших дошкольников

Математические игры для старших дошкольников...

Математические игры для старших дошкольников

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста...

Математическая игра для старших дошкольников "Накорми пингвинов"

настольно-печатная математическая игра "Накорми пингвинов"Краткое описание: игра для детей 5 – 7 лет на формирование элементарных математических представлений, развитие логи...