Кружок в детском саду (второй год обучения)
рабочая программа по математике (средняя группа) на тему

"Первые шаги в математику"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_srednyaya_gruppa.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

     

                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«Первые шаги в математика»

(второй год обучения)

на 2017- 2018 учебный год

   

Содержание

  1. Целевой раздел

Пояснительная записка

Модель реализации программы

  1.  Организационный раздел

Методическое обеспечение реализации программы

  1. Содержательный раздел

Тематический план занятий кружка

Литература

Приложения


  1. Пояснительная записка.

Данный кружок «Первые шаги в математику» ведется в группе второй год. Организация кружка «Занимательная математика» даёт возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. 

Формирование и развитие математических представлений у детей является основой интеллектуального развития, способствует общему умственному воспитанию ребёнка.

Актуальность  темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.

В связи с этим меня заинтересовала проблема – как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям.

Этапы формирования умственных действий:

1. Ориентировочный – знакомство детей с тем, как и в каком порядке надо действовать, что делать и с чего начинать. Основной акцент ставится на методы и способы выполнения действия, задается структура и последовательность выполнения его (показ и объяснение).

2. Этап выполнения действий в материальной форме. Практическое освоение действий с реальными объектами или их заместителями: схемами, моделями, изображениям (практическое выполнение детьми действий).

3. Этап выполнения действий в форме внешней (громкой речи) работа без опоры на реальные предметы, последовательность и способы выполнения проговариваются вслух (перенос из наглядно-действенного плана в речевой – внутренний).

4. Выполнение действий без озвучивания – «про себя».

Максимально быстрое, свернутое, результативное собственно умственное действие возможно только в младшем школьном возрасте. Способность выполнять его проявляется и у некоторых дошкольников.

Задачи:

  • Формировать у детей умение осуществлять последовательные мыслительные операции - анализ и сравнение групп предметов (фигур), выделять и обобщать признаки, сопоставлять, устанавливать их отличия на графическом изображении таблицы.
  • Развивать пространственное мышление ребенка на основе конструктивного характера; развивать умение ориентироваться на листе бумаги, его творческое воображение, чувство цвета и формы, а также мелкую моторику рук.
  • Развивать сенсорные способности детей дошкольного возраста, их пространственные представления, сообразительность, умение анализировать сложную форму и воссоздание ее из частей.
  • Формирование позитивного отношения к освоению логики; развитие интеллектуального, эмоционального, социально-личностного компонента.

Цель программы - овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности. Выравнивание стартовых условий будущих первоклассников к началу обучения в школе.

Принципы работы:

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

  1. Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого из детей и всего коллектива в целом.
  2. Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
  3. Принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих, воспитательных.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

  • системность,
  • наглядность,
  • цикличность построения занятий,
  • доступность,
  • проблемность,
  • развивающий и воспитательный характер проведения заданий.

Методические приемы:

  • констатация успеха;
  • поддержка ребенка в ситуации неудачи;
  • одобрение поведения;
  • анализ игровой ситуации расширение кругозора;
  • создание ситуации успеха постепенное усложнение задачи;
  • безопасности, доверия;
  • демонстрация опыта в целях познавания свойств предметов, отношений;
  • анализ образцов поведения сказочных героев.
  • прием антропоморфизма (очеловечивание предметов);
  • прослушивание тематических аудиозаписей, сказок, звуков природы;
  • тематический просмотр видеозаписей;
  • эффект неожиданности, непривычности задания, игры, решения , поощрения
  • движение к открытию комплимент благодарность.

Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.

Ожидаемый результат:

1. Выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;

2. Сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности (выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам);

3. Ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся

справа, слева, вверху, внизу;

4. Разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;

5. Сопоставлять части и целое для предметов и действий;

6. Называть главную функцию (назначение) предметов;

7. Расставлять события в правильной последовательности;

8. Выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;

9. Применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;

10. Описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

11. Находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;

12. Проводить аналогию между разными предметами;

13. Запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.

14. Проявлять доброжелательное отношения к сверстнику, выслушать, помогать по необходимости.

  1. Особенности организации программы.

Программа «Первые шаги в математику» разрабатывалась для детей 4 - 5 лет.

Для успешного освоения содержания программы численность детей в группе не должна превышать 14 человек.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, по четвергам (таб. 1)

Таблица1

Временной период

Кол-во занятий

Длительность занятия – 20 минут

Количество занятий рассчитано с учетом каникул

В неделю

1

В месяц

4

В год

30

Режим занятий: 1 раз в неделю, группа – из 14 детей

Способы проверки результатов.

Оценка эффективности  реализации кружковой деятельности проводится на основе:

  • данных планового мониторинга  уровня  познавательного развития детей в филиале №2 МАДОУ д/с №18 г.Туймазы (сентябрь и апрель);
  • бесед с воспитанниками и их родителями;
  • проведение консультаций для родителей

Разделы рабочей программы:

1.«Количество и счёт»

Цель: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счётом в пределах 5, упражнять в решении простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между количеством предметов, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.

2.«Ознакомление с геометрическими фигурами»

Цель: закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.

3.«Определение величины»

Цель: развивать умение сравнивать длину, размер предметов, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

4.«Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»

Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени; познакомить с часами, днями недели, названиями месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев.

5.«Решение логических задач»

Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

Требования к уровню подготовки:

1.Количество и счет:

- дать детям представление о том, что множество может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы;

- учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов;

- учить считать до 5, пользуясь правильными приемами счета;

- сравнивать 2 группы предметов, именуемые числами 1-2, 2-2, 2-3, 3-3, 3-4, 4-4, 4-5, 5-5;

- формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета;

- учить уравнивать неравные группы 2 способами, добавляя к меньшей группе 1 предмет или убирая из большей группы 1 предмет;

- отсчитывать предметы из большего количества;

- считать предметы на ощупь, считать звуки, движения (в пределах 5);

- на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.

2. Величина:

- совершенствовать умение сравнивать 2 предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать 2 предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи;

- учить соизмерять предметы по 2 признакам величины;

- устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности – в порядке убывания или нарастания величины;

- вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов.

3. Форма:

- развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе, цилиндре;

- учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов;

- познакомить с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником;

 - различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны;

- формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой – маленький куб (шар, цилиндр, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);

- учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами.

4. Ориентировка в пространстве:

- развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед – назад, направо – налево, вверх – вниз);

- обозначать словами положение предметов по отношению к себе;

- познакомить с пространственными отношениями: далеко – близко.

5. Ориентировка во времени:

- расширять представление детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро – день – вечер – ночь);

- объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра.

3.Перспективный план занятий кружка «Первые шаги в математику»

Тема: «Сравнение двух равных групп предметов»

Цель: Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько - сколько. Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький. Упражнять в определении пространственных направлений от себя и назывании их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.

 Тема: «Сравнение двух групп»

Цель:  Упражнять в сравнении двух групп предметов, равных по цвету, форме, определяя их 13 предметов» равенство или неравенство на основе сопоставления пар, учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько - сколько. Закреплять умения различать и называть части суток.

ОКТЯБРЬ

1 неделя

Тема: «Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник»

Цель: Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный - короткий; широкий - узкий.

2 неделя

Тема: «Сравнение групп предметов по величине и форме»

Цель: Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, обозначая результаты сравнения словами: высокий, низкий, выше, ниже. Продолжать учить сравнивать две группы предметов. Разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар.

3 неделя

Тема: «Число 3»

Цель: Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос « Сколько?». Упражнять в умении определять геометрические фигуры осязательно – двигательным путем. Закреплять умение различать правую и левую руки.

4 неделя

Тема: «Число 3»

Цель: Учить считать в пределах 3. Упражнять в сравнении двух предметов по величине, обозначать результаты сравнения соответствующими словами: длинный - короткий, широкий – узкий, высокий -узкий. Расширять представление о частях суток и их последовательности.

НОЯБРЬ

1 неделя

Тема: «Счёт в пределах трёх»

Цель: Продолжать учить считать в пределах 3, соотнося число с элементом множества, самостоятельно обозначать итоговое число, правильно отвечать на вопрос « Сколько?». Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры независимо от их размера. Развивать умение определять пространственное направление от себя.

2 неделя

Тема: «Знакомство с порядковым значением числа»

Цель: Закреплять умение считать в пределах 3, познакомить с порядковым значением числа, 4 учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?». Познакомить с прямоугольником на основе сравнения его с квадратом.

3 неделя

Тема:  «Число 4»

Цель: Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4; учить считать в пределах 4. Развивать умение составлять целостное изображение предметов из частей.

4 неделя

Тема: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».

Цель: Закреплять умение считать в пределах 4, познакомить с порядковым значением числа, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». Раскрыть на конкретных примерах значение понятий быстро, медленно.

ДЕКАБРЬ

1 неделя

Тема: «Число 5»

Цель: Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на вопрос «Сколько?». Упражнять в различении геометрических фигур

2 неделя

Тема: «Счёт до 5»

Цель: Продолжать учить считать в пределах 5, познакомить с порядковым значением числа 5, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?». Совершенствовать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

3 неделя

Тема: 15.12.16 «Равенство и неравенство двух групп предметов»

Цель:  Закреплять умение считать в пределах 5, формировать представление о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета. Продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам величины, обозначать результаты сравнения соответствующими выражениями.

4 неделя

Тема: «Порядковое значение числа»

Цель: Продолжать формировать представление о порядковом значении числа, закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». Познакомить с цилиндром, учить различать шар и цилиндр. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.

5 неделя

Тема: «От 1 до 5»

Цель: Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу. Продолжать уточнять представления о цилиндре, закреплять умение 15 различать и называть шар, куб, цилиндр.

ЯНВАРЬ

2неделя

Тема: «Счёт и отсчёт предметов в пределах 5»

Цель: Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу и названному числу. Познакомить со значением слов далеко - близко. Развивать умение составлять целостное изображение предмета из его частей.

3 неделя

Тема: «Далеко – близко»

Цель: Упражнять в счете звуков на слух в пределах 5. Уточнить представление о значении слов далеко - близко. Учить сравнивать три предмета по величине, раскладывая их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначая результаты сравнения: длинный, короче, короткий, самый короткий, длиннее, самый длинный.

4 неделя

Тема: «Сравнение предметов по длине»

Цель: Упражнять в счете звуков в пределах 5. Продолжать учить сравнивать три предмета по длине, раскладывая их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначая результаты сравнения. Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

ФЕВРАЛЬ

1неделя

Тема: «Вчера, сегодня, завтра»

Цель: Продолжать упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5. Закреплять представление о значении слов вчера, сегодня, завтра. Учить сравнивать три предмета по ширине, раскладывая их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначая результаты сравнения.

2 неделя

Тема: «Ориентировка в пространстве»

Цель: Учить считать движения в пределах 5. Учить сравнивать 4-5 предметов по ширине, раскладывая их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

3 неделя

Тема: «Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник»

Цель: Учить воспроизводить заданное количество движений. Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности. Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры.

МАРТ

1 неделя

Тема: «Направо, налево»

Цель: Упражнять в умении воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5). Учить двигаться в заданном направлении (вперёд, назад, налево, направо). Закреплять умение составлять целостное изображение предмета из отдельных частей.

2 неделя

Тема: «Сравнение предметов по величине»

Цель: Закреплять умение двигаться в заданном направлении. Объяснять, что результат счета не зависит от величины предметов. Учить сравнивать предметы по величине, раскладывая их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

3неделя

Тема: «Выше – ниже»

Цель: Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов. Учить сравнивать 3 предмета по высоте, раскладывая их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

4 неделя

Тема: «Куб, шар»

Цель: Показать независимость результата счета от расстояния между предметами. Упражнять в умении сравнивать 4-5 предметов по высоте, раскладывая их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

5 неделя

Тема: «Счёт в пределах 5»

Цель: Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами. Продолжать знакомить с цилиндром па основе сравнения его с шаром.

АПРЕЛЬ

1 неделя

Тема: «Далеко – близко»

Цель: Совершенствовать представление о значении слов далеко - близко. Показать независимо от результата счета от формы расположения предметов в пространстве.

2неделя

Тема: «Части суток»

Цель: Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?». Совершенствовать умение устанавливать последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь.

3 неделя

Тема: «Счёт и отсчёт предметов (в пределах 5)»

Цель: Упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь. Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: шаром и кубом. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.

4 неделя

Тема: «От 1 до 5»

Цель: Закреплять представление о том, что результат 17 счета не зависит от качественных признаков предмета. Упражнять в умении сравнивать предметы по величине в пределах 5.

МАЙ

1 неделя

Тема: «Повторение»

Цель: Закрепление программного материала

2 неделя

Тема: «Повторение»

Цель: Закрепление программного материала.

3 - 4 неделя

Тема: Мониторинг

Литература

  1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса: научное издание. -  Минск: Университетское, 1990.
  2. Бабаева, Т. И. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство»: учеб.-метод, пособие / Т. И. Бабаева, М. В. Крулехт, 3. А. Михайлова. - СПб.: Детство-Пресс, 2007.
  3. Богуславская, 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / 3. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. -М.: Просвещение, 1991.
  4. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада: практич. пособие / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
  5.  Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. М.: «Книжный дом «Университет», 1999. - 332 с.
  6. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина [и др.]; под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович. -3-е изд., перераб. - СПб.: Детство-Пресс, 2007. - 244 с.
  7. Математика от трех до семи: учеб.-метод. пособие для воспитателей дет. садов / сост. 3. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. - СПб.: Детство-Пресс, 2001.
  8. Новикова, В. П. Математика в детском саду: 3-4 года. Младший дошкольный возраст: конспекты занятий: учеб.-метод, пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  9. Первые шаги в математику. Вторая младшая группа: метод, пособие / сост. Л. В. Буланова, М. В. Корепанова, А. М. Яценко, Л. С. Яценко. - Волгоград: Волгоградский гос. ин-т повышения квалификации работников образования, 2004
  10.  Талызиной Н.Ф. "Уверена что будущее психологии за деятельностным подходом": статья в журнале  «Психологический журнал», том 26, № 4, с. 106-113
  11.  Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности / М.: Открытый институт "Развивающее образование", 2010.

Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРУЖОК В ДЕТСКОМ САДУ "НИТКОГРАФИЯ"

НИТКОГРАФИЯ "ЦВЕТИК СЕМИЦВЕТИК"...

Кружок в детском саду "Будущий первоклассник"

Приближается то время, когда  ребенок будет носить гордое звание первоклассника. В связи с этим в нашем детском саду открыт кружок «Будущий первоклассник», где мы готовим ребенка к школе, даём не...

Дистанционное обучение в детском саду. Вторая младшая группа. План на апрель.

В период пандемии мы, педагоги, перешли к работе в дистанционном режиме. Предлагаю план работы на апрель во второй младшей группе по программа "От рождения до школы".  В работе сочетают...

Дистанционное обучение в детском саду. Вторая младшая группа.

Занятие в дистанционном режиме во второй младшей группе...

Дистанционное обучение в детском саду. Вторая младшая группа.

Конспекты  дистанционных сценариев- занятий во второй младшей группе...

Дистанционное обучение в детском саду. Вторая младшая группа.

Конспект- сценарии занятий  для детей второй младшей группы...

Дистанционное обучение в детском саду. Вторая младшая группа.

Конспект- сценарии занятий  для детей второй младшей группы...