Кружок в детском саду (второй год обучения)
рабочая программа по математике (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«Первые шаги в математика»
(второй год обучения)
на 2017- 2018 учебный год
Содержание
- Целевой раздел
Пояснительная записка
Модель реализации программы
- Организационный раздел
Методическое обеспечение реализации программы
- Содержательный раздел
Тематический план занятий кружка
Литература
Приложения
- Пояснительная записка.
Данный кружок «Первые шаги в математику» ведется в группе второй год. Организация кружка «Занимательная математика» даёт возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление.
Формирование и развитие математических представлений у детей является основой интеллектуального развития, способствует общему умственному воспитанию ребёнка.
Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.
В связи с этим меня заинтересовала проблема – как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям.
Этапы формирования умственных действий:
1. Ориентировочный – знакомство детей с тем, как и в каком порядке надо действовать, что делать и с чего начинать. Основной акцент ставится на методы и способы выполнения действия, задается структура и последовательность выполнения его (показ и объяснение).
2. Этап выполнения действий в материальной форме. Практическое освоение действий с реальными объектами или их заместителями: схемами, моделями, изображениям (практическое выполнение детьми действий).
3. Этап выполнения действий в форме внешней (громкой речи) работа без опоры на реальные предметы, последовательность и способы выполнения проговариваются вслух (перенос из наглядно-действенного плана в речевой – внутренний).
4. Выполнение действий без озвучивания – «про себя».
Максимально быстрое, свернутое, результативное собственно умственное действие возможно только в младшем школьном возрасте. Способность выполнять его проявляется и у некоторых дошкольников.
Задачи:
- Формировать у детей умение осуществлять последовательные мыслительные операции - анализ и сравнение групп предметов (фигур), выделять и обобщать признаки, сопоставлять, устанавливать их отличия на графическом изображении таблицы.
- Развивать пространственное мышление ребенка на основе конструктивного характера; развивать умение ориентироваться на листе бумаги, его творческое воображение, чувство цвета и формы, а также мелкую моторику рук.
- Развивать сенсорные способности детей дошкольного возраста, их пространственные представления, сообразительность, умение анализировать сложную форму и воссоздание ее из частей.
- Формирование позитивного отношения к освоению логики; развитие интеллектуального, эмоционального, социально-личностного компонента.
Цель программы - овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности. Выравнивание стартовых условий будущих первоклассников к началу обучения в школе.
Принципы работы:
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
- Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого из детей и всего коллектива в целом.
- Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
- Принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих, воспитательных.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
- системность,
- наглядность,
- цикличность построения занятий,
- доступность,
- проблемность,
- развивающий и воспитательный характер проведения заданий.
Методические приемы:
- констатация успеха;
- поддержка ребенка в ситуации неудачи;
- одобрение поведения;
- анализ игровой ситуации расширение кругозора;
- создание ситуации успеха постепенное усложнение задачи;
- безопасности, доверия;
- демонстрация опыта в целях познавания свойств предметов, отношений;
- анализ образцов поведения сказочных героев.
- прием антропоморфизма (очеловечивание предметов);
- прослушивание тематических аудиозаписей, сказок, звуков природы;
- тематический просмотр видеозаписей;
- эффект неожиданности, непривычности задания, игры, решения , поощрения
- движение к открытию комплимент благодарность.
Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.
Ожидаемый результат:
1. Выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;
2. Сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности (выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам);
3. Ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся
справа, слева, вверху, внизу;
4. Разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
5. Сопоставлять части и целое для предметов и действий;
6. Называть главную функцию (назначение) предметов;
7. Расставлять события в правильной последовательности;
8. Выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
9. Применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;
10. Описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
11. Находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;
12. Проводить аналогию между разными предметами;
13. Запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.
14. Проявлять доброжелательное отношения к сверстнику, выслушать, помогать по необходимости.
- Особенности организации программы.
Программа «Первые шаги в математику» разрабатывалась для детей 4 - 5 лет.
Для успешного освоения содержания программы численность детей в группе не должна превышать 14 человек.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, по четвергам (таб. 1)
Таблица1
Временной период | Кол-во занятий | Длительность занятия – 20 минут Количество занятий рассчитано с учетом каникул |
В неделю | 1 | |
В месяц | 4 | |
В год | 30 |
Режим занятий: 1 раз в неделю, группа – из 14 детей
Способы проверки результатов.
Оценка эффективности реализации кружковой деятельности проводится на основе:
- данных планового мониторинга уровня познавательного развития детей в филиале №2 МАДОУ д/с №18 г.Туймазы (сентябрь и апрель);
- бесед с воспитанниками и их родителями;
- проведение консультаций для родителей
Разделы рабочей программы:
1.«Количество и счёт»
Цель: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счётом в пределах 5, упражнять в решении простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между количеством предметов, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.
2.«Ознакомление с геометрическими фигурами»
Цель: закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
3.«Определение величины»
Цель: развивать умение сравнивать длину, размер предметов, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
4.«Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»
Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени; познакомить с часами, днями недели, названиями месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев.
5.«Решение логических задач»
Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).
Требования к уровню подготовки:
1.Количество и счет:
- дать детям представление о том, что множество может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы;
- учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов;
- учить считать до 5, пользуясь правильными приемами счета;
- сравнивать 2 группы предметов, именуемые числами 1-2, 2-2, 2-3, 3-3, 3-4, 4-4, 4-5, 5-5;
- формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета;
- учить уравнивать неравные группы 2 способами, добавляя к меньшей группе 1 предмет или убирая из большей группы 1 предмет;
- отсчитывать предметы из большего количества;
- считать предметы на ощупь, считать звуки, движения (в пределах 5);
- на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.
2. Величина:
- совершенствовать умение сравнивать 2 предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать 2 предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи;
- учить соизмерять предметы по 2 признакам величины;
- устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности – в порядке убывания или нарастания величины;
- вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов.
3. Форма:
- развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе, цилиндре;
- учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов;
- познакомить с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником;
- различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны;
- формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой – маленький куб (шар, цилиндр, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
- учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами.
4. Ориентировка в пространстве:
- развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед – назад, направо – налево, вверх – вниз);
- обозначать словами положение предметов по отношению к себе;
- познакомить с пространственными отношениями: далеко – близко.
5. Ориентировка во времени:
- расширять представление детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро – день – вечер – ночь);
- объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра.
3.Перспективный план занятий кружка «Первые шаги в математику»
Тема: «Сравнение двух равных групп предметов»
Цель: Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько - сколько. Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький. Упражнять в определении пространственных направлений от себя и назывании их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.
Тема: «Сравнение двух групп»
Цель: Упражнять в сравнении двух групп предметов, равных по цвету, форме, определяя их 13 предметов» равенство или неравенство на основе сопоставления пар, учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько - сколько. Закреплять умения различать и называть части суток.
ОКТЯБРЬ
1 неделя
Тема: «Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник»
Цель: Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный - короткий; широкий - узкий.
2 неделя
Тема: «Сравнение групп предметов по величине и форме»
Цель: Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, обозначая результаты сравнения словами: высокий, низкий, выше, ниже. Продолжать учить сравнивать две группы предметов. Разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар.
3 неделя
Тема: «Число 3»
Цель: Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос « Сколько?». Упражнять в умении определять геометрические фигуры осязательно – двигательным путем. Закреплять умение различать правую и левую руки.
4 неделя
Тема: «Число 3»
Цель: Учить считать в пределах 3. Упражнять в сравнении двух предметов по величине, обозначать результаты сравнения соответствующими словами: длинный - короткий, широкий – узкий, высокий -узкий. Расширять представление о частях суток и их последовательности.
НОЯБРЬ
1 неделя
Тема: «Счёт в пределах трёх»
Цель: Продолжать учить считать в пределах 3, соотнося число с элементом множества, самостоятельно обозначать итоговое число, правильно отвечать на вопрос « Сколько?». Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры независимо от их размера. Развивать умение определять пространственное направление от себя.
2 неделя
Тема: «Знакомство с порядковым значением числа»
Цель: Закреплять умение считать в пределах 3, познакомить с порядковым значением числа, 4 учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?». Познакомить с прямоугольником на основе сравнения его с квадратом.
3 неделя
Тема: «Число 4»
Цель: Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4; учить считать в пределах 4. Развивать умение составлять целостное изображение предметов из частей.
4 неделя
Тема: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».
Цель: Закреплять умение считать в пределах 4, познакомить с порядковым значением числа, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». Раскрыть на конкретных примерах значение понятий быстро, медленно.
ДЕКАБРЬ
1 неделя
Тема: «Число 5»
Цель: Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на вопрос «Сколько?». Упражнять в различении геометрических фигур
2 неделя
Тема: «Счёт до 5»
Цель: Продолжать учить считать в пределах 5, познакомить с порядковым значением числа 5, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?». Совершенствовать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.
3 неделя
Тема: 15.12.16 «Равенство и неравенство двух групп предметов»
Цель: Закреплять умение считать в пределах 5, формировать представление о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета. Продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам величины, обозначать результаты сравнения соответствующими выражениями.
4 неделя
Тема: «Порядковое значение числа»
Цель: Продолжать формировать представление о порядковом значении числа, закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». Познакомить с цилиндром, учить различать шар и цилиндр. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.
5 неделя
Тема: «От 1 до 5»
Цель: Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу. Продолжать уточнять представления о цилиндре, закреплять умение 15 различать и называть шар, куб, цилиндр.
ЯНВАРЬ
2неделя
Тема: «Счёт и отсчёт предметов в пределах 5»
Цель: Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу и названному числу. Познакомить со значением слов далеко - близко. Развивать умение составлять целостное изображение предмета из его частей.
3 неделя
Тема: «Далеко – близко»
Цель: Упражнять в счете звуков на слух в пределах 5. Уточнить представление о значении слов далеко - близко. Учить сравнивать три предмета по величине, раскладывая их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначая результаты сравнения: длинный, короче, короткий, самый короткий, длиннее, самый длинный.
4 неделя
Тема: «Сравнение предметов по длине»
Цель: Упражнять в счете звуков в пределах 5. Продолжать учить сравнивать три предмета по длине, раскладывая их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначая результаты сравнения. Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
ФЕВРАЛЬ
1неделя
Тема: «Вчера, сегодня, завтра»
Цель: Продолжать упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5. Закреплять представление о значении слов вчера, сегодня, завтра. Учить сравнивать три предмета по ширине, раскладывая их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначая результаты сравнения.
2 неделя
Тема: «Ориентировка в пространстве»
Цель: Учить считать движения в пределах 5. Учить сравнивать 4-5 предметов по ширине, раскладывая их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.
3 неделя
Тема: «Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник»
Цель: Учить воспроизводить заданное количество движений. Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности. Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры.
МАРТ
1 неделя
Тема: «Направо, налево»
Цель: Упражнять в умении воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5). Учить двигаться в заданном направлении (вперёд, назад, налево, направо). Закреплять умение составлять целостное изображение предмета из отдельных частей.
2 неделя
Тема: «Сравнение предметов по величине»
Цель: Закреплять умение двигаться в заданном направлении. Объяснять, что результат счета не зависит от величины предметов. Учить сравнивать предметы по величине, раскладывая их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.
3неделя
Тема: «Выше – ниже»
Цель: Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов. Учить сравнивать 3 предмета по высоте, раскладывая их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.
4 неделя
Тема: «Куб, шар»
Цель: Показать независимость результата счета от расстояния между предметами. Упражнять в умении сравнивать 4-5 предметов по высоте, раскладывая их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.
5 неделя
Тема: «Счёт в пределах 5»
Цель: Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами. Продолжать знакомить с цилиндром па основе сравнения его с шаром.
АПРЕЛЬ
1 неделя
Тема: «Далеко – близко»
Цель: Совершенствовать представление о значении слов далеко - близко. Показать независимо от результата счета от формы расположения предметов в пространстве.
2неделя
Тема: «Части суток»
Цель: Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?». Совершенствовать умение устанавливать последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь.
3 неделя
Тема: «Счёт и отсчёт предметов (в пределах 5)»
Цель: Упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь. Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: шаром и кубом. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.
4 неделя
Тема: «От 1 до 5»
Цель: Закреплять представление о том, что результат 17 счета не зависит от качественных признаков предмета. Упражнять в умении сравнивать предметы по величине в пределах 5.
МАЙ
1 неделя
Тема: «Повторение»
Цель: Закрепление программного материала
2 неделя
Тема: «Повторение»
Цель: Закрепление программного материала.
3 - 4 неделя
Тема: Мониторинг
Литература
- Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса: научное издание. - Минск: Университетское, 1990.
- Бабаева, Т. И. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство»: учеб.-метод, пособие / Т. И. Бабаева, М. В. Крулехт, 3. А. Михайлова. - СПб.: Детство-Пресс, 2007.
- Богуславская, 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / 3. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. -М.: Просвещение, 1991.
- Волчкова, В. Н. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада: практич. пособие / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. М.: «Книжный дом «Университет», 1999. - 332 с.
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина [и др.]; под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович. -3-е изд., перераб. - СПб.: Детство-Пресс, 2007. - 244 с.
- Математика от трех до семи: учеб.-метод. пособие для воспитателей дет. садов / сост. 3. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. - СПб.: Детство-Пресс, 2001.
- Новикова, В. П. Математика в детском саду: 3-4 года. Младший дошкольный возраст: конспекты занятий: учеб.-метод, пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Первые шаги в математику. Вторая младшая группа: метод, пособие / сост. Л. В. Буланова, М. В. Корепанова, А. М. Яценко, Л. С. Яценко. - Волгоград: Волгоградский гос. ин-т повышения квалификации работников образования, 2004
- Талызиной Н.Ф. "Уверена что будущее психологии за деятельностным подходом": статья в журнале «Психологический журнал», том 26, № 4, с. 106-113
- Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности / М.: Открытый институт "Развивающее образование", 2010.
Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КРУЖОК В ДЕТСКОМ САДУ "НИТКОГРАФИЯ"
НИТКОГРАФИЯ "ЦВЕТИК СЕМИЦВЕТИК"...
Кружок в детском саду "Будущий первоклассник"
Приближается то время, когда ребенок будет носить гордое звание первоклассника. В связи с этим в нашем детском саду открыт кружок «Будущий первоклассник», где мы готовим ребенка к школе, даём не...
Дистанционное обучение в детском саду. Вторая младшая группа. План на апрель.
В период пандемии мы, педагоги, перешли к работе в дистанционном режиме. Предлагаю план работы на апрель во второй младшей группе по программа "От рождения до школы". В работе сочетают...
Дистанционное обучение в детском саду. Вторая младшая группа.
Занятие в дистанционном режиме во второй младшей группе...
Дистанционное обучение в детском саду. Вторая младшая группа.
Конспекты дистанционных сценариев- занятий во второй младшей группе...
Дистанционное обучение в детском саду. Вторая младшая группа.
Конспект- сценарии занятий для детей второй младшей группы...
Дистанционное обучение в детском саду. Вторая младшая группа.
Конспект- сценарии занятий для детей второй младшей группы...