Выступление на методическом объединении воспитателей МБДОУ "Детский сад №12 г. Калининска Саратовской области" по теме: "Содержание центров занимательной математики в ДОУ".
консультация по математике на тему
Примерное содержание центров занимательной математики в группах ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_2018.docx | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 г. Калининска Саратовской области»
Выступление на методическом объединении воспитателей в МБДОУ «Детский сад №12 г. Калининска Саратовской области» на тему: «Содержание центров занимательной математики в ДОУ».
Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский сад №12 г. Калининска Саратовской области» Попенко Светлана Николаевна.
2018 г.
ФГОС ДО устанавливает требования к развивающей предметно-пространственной среде как одному из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Развивающая предметно-пространственная среда должна позволять организовать как совместную деятельность педагога с детьми, так и самостоятельную детскую деятельность, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке взрослого.
Инновационность подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГОС, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.
Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» через процесс формирования элементарных математических представлений в группах ДОУ организуются центры занимательной математики.
Центр занимательной математики должен быть оснащён материалами и атрибутами, позволяющими детям в самостоятельной деятельности отрабатывать навыки, закреплять уже имеющиеся знания, открывать для себя новое в области математики через своеобразные детские виды деятельности: игровую, поисково-исследовательскую, конструктивную, речевую и т.д.
Примерное содержание центра занимательной математики в группах ДОУ:
1.Разнообразные игры на развитие сенсорных чувств в соответствии с возрастом и развитием детей:
Разнообразные игры на формирование элементарных математических представлений по количеству и счету, величине и форме предметов, ориентировке в пространстве и времени.
2.Разнообразный счетный, наглядный материал: плоскостные предметные картинки для счета; мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др.; счетные палочки; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; природный материал для счета; комплекты цифр и т.д.
3.Занимательный материал математического содержания:
— задачи–шутки, головоломки, ребусы, игр на нахождение сходства и различия и др.;
— математические загадки;
— математические считалки;
— математические развивающие, логические игры, соответствующие возрасту детей (игры Никитина, рамки-вкладыши Монтессори, Танграм, Монгольская игра, Колумбово яйцо, Вьетнамская игра, Волшебный круг, Пентамино,Геоконт, Уникуб, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др.)
— приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, магниты, мерные ложки, резиновые груши разного объема.
Для группы раннего возраста:
В центре сенсорного развития рекомендуется иметь разнообразный дидактический и наглядный материал:
- Дидактические игры на цвет, форму, величину, развитие тактильных ощущений;
- Развивающие игры – блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, рамки-вкладыши Монтессори и т.п., с методическими пособиями к ним (альбомы, инструкции и т.п.);
- Атрибуты, материалы для игр с песком и водой;
- Наглядный материал по сенсорному воспитанию;
- Настольно-печатные игры;
- «Чудесный мешочек»;
- Картотека художественного слова по ознакомлению детей с сенсорными эталонами.
- Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, магниты, мерные ложки, резиновые груши разного объема
Для детей младшей группы:
В центре занимательной математики могут быть расположены дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:
- сравнивать предметы по различным признакам ( размеру, форме, цвету, назначению);
- группировать предметы на основе общих признаков (это — посуда, это — обувь; ленты одинаковой длины и одинакового цвета); составлять целое изображение из 6-8 частей («Игрушки», «Животные», «Цветы»): лото (посуда, одежда, мебель, животные, растения);
- составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т.д.;
- реальных объектов: игры «Замри», «Волшебные картинки», «Придумай сам», и др.;
- Дидактические игры: «Лото», парные картинки, крупная и средняя пластиковая мозаика, например: «Геометрические фигуры», пазлы из 6 – 18 частей, наборы разрезных картинок на кубиках, картинки – трафареты: «Сложи цветок», «Сложи елочку», «Сложи домик с окошком (для петушка)», «Чудесный мешочек» и т.д.
- Развивающие игры: «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори и т.д. в соответствии с возрастными задачами.
Для детей средней группы:
Центр занимательной математики средней группы может содержать:
Дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:
— сравнивать предметы по различным признакам (размеру, форме, цвету, назначению и т.д.);
— группировать предметы на основе общих признаков (это — посуда,
это – обувь, это — мебель; ленты одинаковой длины и одинакового цвета); составлять целое изображение из 6-8 частей («Игрушки», «Животные», «Цветы» и т.п.): лото (посуда, одежда, мебель, животные, растения); мозаика геометрическая;
— составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т.д.;
— составлять простой план-схему с использованием разнообразных замещенийреальных объектов: игры «Замри», «Волшебные картинки», «Придумай сам», «Где мама?» и др.;
Дидактические игры:
-игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой»);
-модели: числовая лесенка, ряд величин, спиралевидные модели на познание временных отношений;
-игры для освоения величинных, числовых, пространственно-временных отношений («Составь такой же узор»);
-игры с алгоритмами, включающие 3-5 элементов («Выращивание дерева») и т.п.
Развивающие игры: «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори и т.д. в соответствии с возрастными задачами.
Для детей старшего дошкольного возраста:
В группах старшего дошкольного возраста центр занимательной математики может содержать:
- Трафареты, линейки и другие измерительные эталоны
- Дидактические игры:
— игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей («Дроби», «Составь круг»);
— игры с цифрами, монетами;
— игры для развития числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины. («Сравни и подбери») ;
— Игры с алгоритмами («Вычислительные машины»).
— Модели числовых и временных отношений («Числовая лесенка», «Дни недели»).
— Календарь, модель календаря.
- Развивающие игры
— игры, развивающие психические процессы: шахматы, шашки, нарды, лото-бочонки и т.п.
— игра-пособие «Стосчет» Н.А. Зайцева, часы-конструктор, весы;
— игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др. в соответствии с возрастными задачами
- Природный и «бросовый» материал.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – М.: «Мозаика-Синтез», 2008 г.
2.Богульская З.М., Смирнова Е.О.Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: «Просвещение», 1991 г.
3.Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. – СПб.: «Детство-Пресс», 2006 г.
4.ФГОС ДО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерацииоктября 2013 г. № 1155.
5.Чеплашкина И.Н. и др. Математика – это интересно. – СПб.: «Акцидент», 1996 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении воспитателей«ПРОВЕДЕНИЕ МОНИТОРИНГА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
В современных условиях образовательный мониторинг может быть определен как система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечив...
Выступление руководителя методического объединения воспитателей младших и средних групп. Тема: «Значение и развитие мелкой моторики детей. Роль семьи в преодолении дефектов речи»
Вступительное слово руководителя методического объединения воспитателей младших и средних групп по вопросам речевого развития «Логопедическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста». Т...
Выступление на методическом объединении воспитателей групп раннего возраста на тему «Интегрированные методы обучения в раннем развитии детей»
В связи с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования встает вопрос об использовании интегративного подхода к образованию детей дошкольн...
Выступление на методическом объединении воспитателей в МБДОУ "Детский сад №12 г. Калининска Саратовской области" на тему: "Развитие познавательных и интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста"
Выступление на методическом объединении воспитателей в МБДОУ "Детский сад №12 г. Калининска Саратовской области" на тему: "Развитие познавательных и интеллектуальных способностей у детей дошкольного в...
Выступление на методическом объединении воспитателей младших групп детских садов по теме: "Формы взаимодействия ДОУ и семьи при формировании у дошкольников интереса к художественной литературе".
Выступление на методическом объединении воспитателей младших групп детских садов. Интерес к художественной литературе у детей возникает при правильной организации совместной деятельности детского сада...
Конспект выступления на методическом объединении воспитателей на тему: «Роль семейных ценностей в патриотическом воспитании дошкольников».
Конспект выступления на методическом объединении воспитателей на тему:«Роль семейных ценностей в патриотическом воспитании дошкольников»....