«Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста»
консультация по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
План:
1. Части суток.
2. Вчера, сегодня, завтра.
3. Дни недели.
4. Времена года. Месяцы.
5. Часы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_vremeni.docx | 29.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста»
План:
1. Части суток.
2. Вчера, сегодня, завтра.
3. Дни недели.
4. Времена года. Месяцы.
5. Часы.
Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.
Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость. Возникает вопрос, в какой именно последовательности знакомить детей с этими мерами времени, с какой меры начать? В повседневном домашнем обиходе и в детском саду у детей рано складываются более или менее определенные представления о реальной продолжительности таких промежутков времени, как утро, день, вечер, ночь. Следовательно, воспитатель имеет возможность уточнить и конкретизировать знания детей о частях суток, формировать навыки распознавания и умения называть эти части суток уже в младшей группе.
В средней группе необходимо углублять и расширять эти знания и давать представления о последовательности частей суток и о сутках в целом, знакомить с чередованием трех суток и значением слов вчера, сегодня, завтра. В старшей и подготовительной к школе группе на основе имеющихся у детей знаний можно знакомить их при помощи календаря с неделей, месяцами, годом. Параллельно надо развивать и само чувство времени, начать знакомить с длительностью таких мер времени, как 1 минута, 3, 5, 10 минут, полчаса и час. Научить пользоваться такими приборами измерения времени, как песочные и обычные часы. Наряду с этим надо учить детей самостоятельно вычленять временную последовательность в рассматриваемых явлениях, действиях, а также самостоятельно восстанавливать ее или устанавливать заново.
1.
Первая единица измерения времени доступная пониманию ребенка дошкольного возраста – это сутки. Сутки складываются из четырех частей: утра, вечера и ночи.
В математическом развитии младших дошкольников большое значение имеют понимание и правильное использование ими слов, указывающих на время действия: было, есть, будет; различение и название частей суток: утро, день, вечер, ночь; понимание слов, которые указывают на продолжение и соотношение времени: долго, недолго, сейчас, позже, раньше; обозначение последовательности логически связанных событий в несложных сюжетах.
Если малыша 2-3 лет знакомят лишь с контрастными временными понятиями «день» и «ночь», «утро» и «вечер», то ребенку постарше необходимо дать представление об их последовательности и непрерывности. Продемонстрировать это можно с помощью наблюдений за окружающим миром и специально обучающих игр. В процессе выполнения игровых заданий взрослому важно донести до сознания малыша, что утро, день, вечер и ночь всегда следуют друг за другом в неизменном порядке. Понятие же «сутки» вводится в речь ребенка как обобщающее слово.
Время суток маленький исследователь отмечает по изменению освещенности и положению на небе солнца ( днем светло, потому что на небе светит солнце, а ночью темно – солнца нет; утром солнце появляется – оно «просыпается», а вечером «уходит спать»). Важным признаком частей суток для ребенка также является смена видов деятельности, как собственной (сон, подъем, приход в детский сад, игры, прогулка, возвращение домой), так и окружающих его взрослых. Точный распорядок дня: время для принятия пищи (завтрак, обед, полдник, ужин), сна, прогулок – имеют неоценимое значение для усвоения дошкольником представлений о частях суток. Необходимо почаще задавать ребенку вопросы о том, какое сейчас время суток, по каким признакам это можно понять, какое время суток скоро наступит, а какое уже прошло, сколько всего частей в сутках, какое время суток больше всего нравится и почему.
В качестве методических приемов обучения широко используются наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций, чтение, беседы, дидактические игры.
Полезно, читая ребенку сказки, стихи, рассказы, рассматривая иллюстрации к ним, а также просматривая мультфильмы, обращать внимание малыша на упоминания в них времени суток. Можно и самим делать предположения о том, когда могли происходить те или иные события.
2.
После того, как ребенок усвоит понятие сутки, его можно начинать знакомить с такими временными категориями, как «сегодня», «вчера» и «завтра». Под влиянием обучения осознается, что всегда одни сутки сменяют другие. Сутки, которые идут сейчас, называются сегодня, те, которые прошли – вчера, а сутки, которые еще не настали – завтра. Эти слова вслед за взрослым малыш начинает повторять уже в 2-3 года, но употребляет их беспорядочно, часто говоря одно вместо другого. Лишь около четырех лет маленький человек начинает понимать, что перед «завтра» обязательно должно быть «сегодня», а каждому «сегодня» предшествует «вчера». Важно помочь малышу разобраться в этих постоянно сдвигающихся, а оттого весьма сложных для восприятия ребенка временных понятиях (ведь то, что было «завтра», становится «сегодня», а «сегодня» неизменно превращается во «вчера»).
У маленького ребенка настоящее господствует над прошлым и будущим. Лишь став постарше, дошкольник постепенно начинает выделять прошедшее время и несколько позднее – будущее (это отражается в появлении в его речи соответствующих форм глаголов: настоящего, прошедшего и будущего времени). Но даже тогда, когда, ребенок осознает существование прошлого и будущего, оно имеет для него реальное значение, то есть всегда связано с ним самим, его близкими людьми и конкретными жизненными ситуациями.
В повседневном общении с ребенком нужно побуждать его употреблять слова «есть», «было» и «будет», соотнося их с прошлым, настоящим и будущем временем. Для уточнения этих представлений воспитатель проводит беседы о том, что делали вчера, сегодня (утром, днем, вечером, ночью), что будут делать завтра.
Только когда ребенок усвоит понятия «вчера», «сегодня» и «завтра», можно познакомить его с более отдаленными временными категориями: «позавчера» и «послезавтра». Позавчера – это то, что было не вчера, а еще на один день раньше. Аналогично послезавтра будет не завтра, а еще через один день.
3.
Чтобы определить дни для работы и дни для отдыха люди придумали неделю. Семь суток входит в одну неделю. Из них пять дней посвящается труду, а последние два – отдыху.
Для того, чтобы дети лучше усвоили название дней недели, их последовательность, можно ознакомить их с происхождением названий дней. Понедельник – это первый день недели, по нему судят о том, что началась новая неделя. Вторник – второй день, среда – третий, или средний день рабочей недели, четверг – четвертый, а пятница – пятый рабочий день. Суббота и воскресенье – это выходные дни. Взрослые не идут на работу, а дети в детский сад.
Как правило, дети лучше всего запоминают названия тех дней недели, которые для них эмоционально более значимы. Это выходные дни, проведенные дома с родителями, - суббота и воскресенье, а также первый день недели, когда они приходят в детский сад, - понедельник и последний рабочий день – пятница, так как следующий день выходной. Детям же, не посещающим детское учреждение и находящимся дома с мамой-домохозяйкой, труднее разобраться в днях недели: все дни для них становятся похожими.
Так как дни недели усваиваются ребенком в связи с его собственным жизненным опытом, то необходимо связать каждый из них с занятиями, которыми малыш занимается в эти дни. Естественно, что ежедневные режимные моменты (завтрак, прогулка, дневной сон) включать не следует. Например, в понедельник у детей в детском саду проводится музыкальное занятие, во вторник – рисование, в среду – физкультура, в четверг – математика, а в пятницу – лепка.
Доступно объяснить дошкольнику понятие «неделя» можно с помощью пособия в виде круга, на котором обозначено семь цветных секторов, по количеству дней недели. Так как названия дней недели в основном соотносятся с их номером по порядку, то на цветных секторах пособия имеет смысл поставить цифры от 1 до 7. Количественные и временные представления при пользовании такой моделью недели будут развиваться у малыша во взаимосвязи. Это пособие нужно повесить на видном месте и вместе с детьми следить за тем, чтобы часы всегда правильно указывали день недели. Каждое утро устанавливать стрелку на соответствующем секторе циферблата и проговаривать название этого дня недели и его порядковый номер. Рассказать, что полный оборот стрелки на часах «Дни недели», означает, что прошла целая неделя и наступает следующая. А это значит, что снова будет понедельник, за ним вторник, потом среда и т.д. Так будет происходить бесконечно.
4.
Со временами года (сезонами) лучше всего знакомить попарно: зима и лето, весна и осень.
При формировании у детей представлений о временах года, широко используются картинки и словесный материал: рассказы, сказки, стихи, загадки, пословицы.
К четвертому году жизни у ребенка, как правило, формируется представление о временах года. Ребенок может выделить общие признаки сезонных изменений в природе и деятельности людей.
Для дальнейшего развития представлений ребенка о временах года хорошо используется пособие – часы «Времена года». Каждая часть разного цвета (белый – зима, зеленый – весна, красный – лето, желтый – осень). Вместе с ребенком вращать стрелку и называть сезоны, следующие друг за другом. Попросить ребенка рассказать, что он делал летом, осенью и почему у зимы белый цвет, а у осени желтый. Задать вопросы: «Сколько всего времен года? Может ли быть такое, чтобы, после весны сразу наступила осень? Назови времена года, начиная с зимы».
Когда у ребенка уже сформировались знания о порах (временах) года и их характерных признаках каждого сезона то, следует остановиться на том, что каждая пора года продолжается определенный отрезок времени, и времена года повторяются. Именно это ритмичное повторение и привело людей к мысли взять общую продолжительность зимы, весны, лета и осени вместе за меру для обозначения больших промежутков времени. Назвали эту меру год. «Год содержит много дней, - говорит воспитатель, - их столько, сколько листочков в этом календаре», - показывает отрывной календарь.
Внимание обращают на то, что годами измеряют большие промежутки времени, например исторические события, возраст человека.
Детям поясняют, что для удобства люди разделили год на двенадцать меньших отрезков, которые назвали месяцами, в каждый из четырех сезонов года входит по три месяца.
Воспитатель должен объяснить, почему люди назвали так эти месяцы. Наблюдения за явлениями в природе и деятельности людей создают нужные ассоциации в представлениях детей о каждом месяце. Например, январь – елочка, украшенная огнями; февраль – вьюга, длинная ночь, занесенные снегом дома; март – березка, над которой кружат грачи, мамин праздник и т.д..
Чтобы закрепить сведения о том, что год делится на четыре сезона, а в каждом из них – по три месяца рекомендуется познакомить ребенка с художественными произведениями, например, сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» и цикл стихотворений «Круглый год», сказка – загадка В.Даля «Старик-годовик» и др. Полезно рассматривать репродукции пейзажей И.Шишкина, И.Левитана, Н.Рериха, Н.Ге и других художников. А также используются загадки, пословицы, приметы о месяцах года.
5.
В группе седьмого года жизни предусмотрено ознакомление с такими единицами времени как час, минута, секунда. Ориентирование во времени приобретают все более совершенные формы: дети должны при выполнении практических заданий укладываться в отведенное для этого время, планировать и рассчитывать свои действия по времени, ориентируясь по обычным и песочными часами.
Благодаря целенаправленной работе формируются представления, и понятия о некоторых особенностях времени: объективность, т.е. невозможность ускорить, изменить его; необратимость – время всегда идет вперед, нельзя вернуть день вчерашний. На разных примерах жизненных ситуаций нужно показать важность экономии времени, точного использования его. Опираясь на опыт детей, следует подчеркнуть, что время измеряют особым оборудованием – часами. Дети знакомятся с циферблатом часов, у них формируется понятия о часе, получасе, четверти часа, минуте, секунде.
Для этих занятий понадобятся демонстрационные часы (картонный циферблат с движущимися стрелками) и обычные часы. Необходимо обратить внимание детей на: одинаковой ли длины стрелки; как они двигаются; какая стрелка двигается быстрее; за какое время большая стрелка делает один круг; какой путь за это время проходит короткая стрелка; что показывает каждая стрелка и т.п.
Детям приводят примеры из режима дня (дома и в детском саду). При этом они сами устанавливают маленькую стрелку на часах. Дети должны усвоить, что может быть 2 часа дня и 2 часа ночи, 6 часов вечера и 6 часов утра.
Знания актуализируются, если они закрепляются в жизненных ситуациях. Например, воспитатель обращает внимание на часы: «Сейчас девять часов и пять минут. Занятие закончится через полчаса. Который это будет час?» В конце занятия дети снова смотрят на часы, уточняют, как долго шло занятие.
После того как усвоены понятия «час», «полчаса», можно ознакомить с понятиями «четверть часа» и «без четверти час».
Дети вспоминают, как они делили круг на четыре части, что такое четверть, половина, три четверти или круг без одной четверти. На циферблате можно также условно выделить четыре части. Обозначая время, люди часто говорят не точно, а называют части: четверть первого, половина второго, без четверти три часа.
При ознакомлении детей с меньшими единицами времени (минута, секунда) можно использовать песочные часы. Систематические наблюдения за временем формируют у них чувство времени, отношения к нему.
Приложение:
Игры:
«Мяч бросай – время суток называй» (…дни за днями называй; ...дни недели называй; …месяц называй).
В ходе игры надо бросать друг другу мяч: «Я начну, ты продолжай, время суток (дни, дни недели, месяцы) называй. Вечер (вчера, среда, май)». Ребенок должен поймать мяч, сказать: «Ночь (сегодня, четверг, июнь)» и бросить мяч обратно.
«Что мы делаем, не скажем, что мы делаем покажем».
Попросите ребенка, ничего не говоря, показать, что он делает ночью (спит), затем днем (играет, рисует, кушает, гуляет), утром (делает зарядку, умывается), вечером (смотрит телевизор, ложится в кровать). Другие дети отгадывают.
Аналогично проводится игра с временами года: что он делает летом (купается, загорает), осенью (собирает грибы), зимой (катается на лыжах, играет в снежки), весной (пускает кораблики).
«Подбери слово».
Произнесите фразу и попросите ребенка закончить ее нужным словом. Например:
«Утро, день, вечер, ночь вместе – это…». (Сутки).
«Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье вместе - это …». (Неделя).
«Март, апрель и май – это…». (Весенние месяцы) – аналогично с другими месяцами.
«Весна, лето, осень, зима вместе – это…». (Год).
«Лишнее слово».
Перечислите ряд слов и попросите ребенка найти среди них лишнее по смыслу.
«Лето, осень, ночь, зима».
«Вторник, среда, четверг, лето».
«Суббота, вчера, сегодня, завтра».
«Я начну, а ты продолжи».
Предложите ребенку помочь вам перечислить время суток, дни недели, время года и месяца. Предупредите, что вы только начнете, а ему нужно будет продолжить.
«День…» (Вечер, ночь, утро)
«Лето…» (Осень, зима, весна)
«Четверг…» (Пятница, суббота, воскресенье, понедельник, вторник, среда)
«Март…» (Апрель, май)
«Вчера…» (сегодня, завтра)
Загадки:
Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется. Как их зовут? (Брат – день, а сестра – ночь).
Что за гость, что прогоняет ночь прочь? (Утро)
К вечеру умирает, поутру рождается. (День)
Вслед за вечером пришла – в небе звезды зажгла. (Ночь)
Назовите точно: что между днем и ночью? (Вечер)
Вчера было, Дел у меня немало:
Сегодня есть Я белым одеялом
И завтра будет. Всю землю укрываю
(Время) Белю поля, дома
Как называется пора Зовут меня…
Между завтра и вчера? (Зима)
(Сегодня)
Братцев этих ровно семь. Я соткана из зноя
Вам они известны всем. Несу тепло с собою.
Каждую неделю кругом Движения полна.
Ходят братцы друг за другом. Зовут меня…
Попрощается последний - (Весна)
Появляется передний.
(Дни недели) Я раскрываю почки
В году у дедушки В зеленые листочки,
Четыре имени. Я реки согреваю.
Кто это? «Купайтесь!» - приглашаю.
(Весна, лето, осень, зима) Деревья одеваю,
Двенадцать братьев Посевы поливаю,
Друг за другом ходят, И любите за это
Друг друга не находят. Вы все меня. Я…
Кто такие? (Лето)
(Месяцы)
Несу я урожаи Солнце печет,
Поля вновь засеваю, Липа цветет,
Птиц к югу провожаю, Рожь поспевает,
Но не касаюсь сосен Когда это бывает…
И елочек. Я… (Летом)
(Осень)
Ветер с листьями играет, Что за птицы пролетают
Листья с веток обрывает, По семерке в каждой стае?
Листья желтые летят Вереницею летят,
Прямо на руки ребят. Не воротятся назад.
Когда это бывает? (Дни недели)
(Осенью)
Снег на полях, Без ног и без крыльев оно,
Лед на водах, Быстро летит, не догонишь его.
Вьюга гуляет, (Время)
Когда это бывает? Друг за дружкой чередой
(Зимой) Мирно ходят брат с сестрой.
Тает снежок, Братец будет весь народ,
Ожил лужок, А сестра, наоборот.
День прибывает, (День и ночь)
Когда это бывает? После ночи наступило,
(Весной) Землю солнцем озарило.
Стихи:
Утром я с горки катался,
Днем я с друзьями играл,
Вечером пел и смеялся –
Кажется, все рассказал.
(В.Басько)
Я вчера была в кино –
Мне понравилось оно.
А сегодня мы хотим
Сходить с мамой в магазин.
День сегодня выходной –
Будет мамочка со мной.
Ну а завтра в семь утра
На работу ей пора.
Сегодня друг пришел ко мне:
Исполнилось три года мне.
Вчера же, без сомненья,
Мне было только два.
В отличном настроении
Справляю день рождения.
Скажите, а четыре
Мне завтра ожидать?
Позавчера у друга был –
Два дня назад, я не забыл.
Послезавтра мы идем
В цирк с сестренкою вдвоем.
Начинается неделя,
Дни недели полетели:
Понедельник, вторник и среда –
Мне запомнить ерунда.
Затем четверг и пятница
Как по рельсам катятся.
И субботу с воскресеньем
Назову я без сомненья.
Как все дни недели
Быстро пролетели!
В понедельник я проснулся,
А во вторник я зевнул,
В среду сладко потянулся,
А в четверг опять заснул.
Спал я в пятницу,
В субботу не ходил я а работу,
Но зато уж в воскресенье
Спал весь день без пробужденья!
(Дж.Родари «Лежебока» перевод С.Я.Маршака)
Придумала мать дочерям имена:
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса.
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – все под солнцем цветет,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды –
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.
(нем. песенка в переводе А.Кузнецовой)
Весенний март, апрель и май
Никогда не забывай!
В июне, июле и августе
Ждут нас летние радости.
В сентябре, октябре, ноябре
Осень стоит на дворе.
Декабрь, январь и февраль,
Морозами нас не пугай!
Пальчиковая гимнастика:
Как запомнить дни недели?
(развести руки в стороны)
Повторяем: понедельник,
(указательным пальцем правой руки загнуть большой палец на левой)
Вторник и среда –
(загнуть указательный и средний пальцы)
Вот это да!
(не разгибая пальцы, развести руки в стороны)
Потом четверг и пятница –
(загнуть безымянный палец и мизинец)
Как вам это нравится?
(не разгибая пальцы, развести руки в стороны)
Субботу, воскресенье
(загнуть кулаком левой руки мизинец и безымянный палец на левой)
Все помним, без сомненья!
(не разгибая пальцы развести руки в стороны)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста"
Проект «Формирование представлений времени у детей дошкольного возраста» рассчитан работу с детьми дошкольного возраста (3-7лет) и реализуется в МБДОУ №81 «Мальвина» с 2008 года. Дан...
Презентация к проекту "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста"
Презентация к проекту...
Методика формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста.
«Что такое время? Покажите его!», - но его нельзя потрогать, посмотреть. Как же ребенку показать время? Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различ...
Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Подготовила воспитатель: Лобанова Ольга Валентиновна
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно глядя на чесы. Время - это отражение вечного развити...
Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Подготовила воспитатель: Лобанова Ольга Валентиновна
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно глядя на чесы. Время - это отражение...
Презентация к методической разработке "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста". Игра "Ракета времени"
В средней группе воспитатель закрепляет в активном словаре детей названия частей суток, углубляет и расширяет представления об этих отрезках времени, обращаетвнимание на последовательность их смены. В...
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА- ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЧАСТЯМИ СУТОК
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском са...