Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников.
консультация по математике на тему
Познавательный интерес - основа учебной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_sformirovat_poznavatelnyy_interes_k_matematike_u_doshkolnikov.docx | 19.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников.
Подготовила:
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №119»
Глушкова А.Н.
««Приохотить» ученика к учению
гораздо более достойная задача учителя, чем «приневолить» его»
К. Д. Ушинский
«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного увлекательнее»
Б. Паскаль
«Ум в порядок приводит математика»
М.В. Ломоносов
В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
Познавательный интерес - основа учебной деятельности. Он способствует накоплению глубоких знаний, мотивирует умственную активность, создает благоприятный эмоциональный фон для развития психических процессов (мышления, памяти, речи, внимания и т. д.). Они в свою очередь являются предпосылками к учебной деятельности, а следовательно, и дальнейшему успешному обучению ребенка в школе.
Говоря о математических способностях как особенностях умственной деятельности, следует прежде всего указать на несколько распространенных среди педагогов заблуждений.
Во-первых, многие считают, что математические способности заключаются прежде всего в способности к быстрому и точному вычислению (в частности в уме). На самом деле вычислительные способности далеко не всегда связаны с формированием подлинно математических (творческих) способностей. Во-вторых, многие думают, что способные к математике школьники отличаются хорошей памятью на формулы, цифры, числа. Однако, как указывает академик А. Н. Колмогоров, успех в математике меньше всего основан на способности быстро и прочно запоминать большое количество фактов, цифр, формул.
Особенности познавательных интересов у дошкольников:
1. Стремление к познанию заложено у ребенка самой природой
2. Без специального обучения познавательный интерес к математике у дошкольников характеризуется неустойчивостью, ситуативностью, поверхностным, неглубоким восприятием и познанием математических понятий и закономерностей.
3. У детей формируется только эмоционально-познавательное отношение к предметам и явлениям и заключается оно в стремлении ребенка узнать как можно больше новой информации. Ребенок интересуется тем или иным явлением или предметом до тех пор, пока он эмоционально занимает его.
4.Главная особенность интереса дошкольника состоит в его игровом характере (первоначально интерес включен в игровую и практическую деятельность детей и
возникает лишь эпизодически).
5. Только деятельность, носящая проблемный характер, вызывающая активность, умственное напряжение и развивающая кругозор, ведет к развитию познавательного
интереса
Следует помнить, чтобы научить детей дошкольного возраста «любить» математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность приемов, развивающих игр и упражнений.
Условия развития познавательного интереса к математике:
1.Наличие четко обоснованных целей и содержания образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях
2.Учет возрастных психологических и индивидуальных особенностей
3.Личностно-ориентированный подход к обучению:
-создание благоприятной психологической атмосферы и эмоционального настроя;
-опора на имеющийся опыт самого ребенка,
-создание условий для активного учения дошкольника, для его самостоятельного познания;
-диалог не только в системе "педагог - дети", но и "ребенок - дети", "ребенок – ребенок"
4. Развивающая предметно-пространственная среда:
-одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы
-активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности;
-занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, материалы стимулируют проявление детьми познавательного интереса.
5. Развитие познавательного интереса в деятельности
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»
Традиционные формы работы с детьми по ФЭМП:
- настольно-печатные игры
- логические таблицы
- лабиринты
- игры для развития логического мышления (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, различные головоломки, ребусы)
- игры на составление целого из частей, домино и др.
- игры «Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Пифагор», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг» (Дети могут придумывать новые, более сложные силуэты из двух-трех наборов к игре и составлять один и тот же силуэт из разных наборов)
- счетные палочки (для счетных операций, составления геометрических фигур и предметов)
- задачи-головоломки
- использование фланелеграфа, учебной и магнитной доски, атрибутов к сюжетно-ролевым играм «Магазин», «Ателье», «Бизнесмены», «Кондитерская фабрика», «Школа» и др.
Нетрадиционные формы работы с детьми по ФЭМП:
- моделирование
- элементарные опыты
- занимательные проблемные ситуации
- математические сказки,
- вопросы
- наглядные методы
- занятия-соревнования
- занятия КВН
- театрализованные занятия
- занятия - сюжетно-ролевые игры
- занятия-сомнения (поиска истины),
- занятия-путешествия.
- занятия-сказки.
- занятия-диалоги
- занятия типа «Следствие ведут знатоки»
- занятия типа «Поле чудес»
- занятие «Интеллектуальное казино»
- занятия с использованием ИКТ и др.
Интеграция педагогического процесса.
Интеграция – это состояние связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
- сочетание различных форм организации детей на занятиях (фронтальной, групповой) с учетом дифференцированного обучения
- своевременная смена видов деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, изобразительной, конструктивной и др.) на основе математического содержания
- разнообразие выполняемых заданий
Взаимодействие с семьями воспитанников:
-альбомы- тетради
-родительское собрание «Нужна ли малышам математика?»;
-лекция «Ох уж эта математика: как ребенок постигает науку»;
-устный журнал «Изучаем математику. Как и где?»;
-консультации «Чем и как занять ребенка дома», «Домашняя игротека, или Как правильно выбирать игрушки»;
-круглый стол «Как развивать математические способности детей»;
-просмотр видеофрагментов образовательных ситуаций с детьми
-фотосалоны «Юные математики»;
-информационные стенды
-привлечение родителей к совместному творчеству: к созданию тематических газет «Путешествие в мир математики», «В стране геометрических фигур» в рамках недели математики,
-к совместным детско-родительским проектам «Математика и природа», «Математика и музыка» и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников
Консультация для педагогов«Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников»...
Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников
Консультация для педагогов...
Консультация для воспитателей «Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников»
Формирование элементарных математических представлений у детей — один из разделов образовательной программы ДОО. Как увлечь дошкольников занимательной математикой и при этом ...
Педагогический совет №3. Консультация для воспитателей «Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников»
Формирование элементарных математических представлений у детей — один из разделов образовательной программы ДОО. Как увлечь дошкольников занимательной математи...
«Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников»
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников
Формирование элементарных математических представлений у детей — один из разделов образовательной программы ДОО. Как увлечь дошкольников занимательной математикой и при этом ...
«Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников»
Консультация для педагоговна тему«Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников»...