«Цветные числа» Х. Кюизенера в дошкольном возрасте
консультация по математике (подготовительная группа) на тему

Жук Алла Ивановна

Возможности дидактического материала с использованием палочек Кюизенера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palochki_kyuezenera_dlya_vospitateley.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

 «Цветные числа» Х. Кюизенера в дошкольном возрасте.

    Жук Алла Ивановна          

Цель:

  • Способствовать повышению интереса педагогов к поиску эффективных методов и технологий в работе с детьми в системе предматематической подготовки детей.
  • Повышение уровня профессионализма воспитателей.

Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме. Поэтому, целесообразно использовать на занятиях по математике дидактические игры с использованием палочек Кюизенера.

Джордж Кюизенер (1891 - 1976) - бельгийский педагог, автор уникальной методики. В течение многих лет работы учителем начальной школы, Джордж Кюизенер сделал многое для того, чтобы помочь своим ученикам в учебе. Его труды по обучению географии, биологии, музыке, искусству завоевали ему уважение коллег в родной Бельгии.

Одним из его изобретений был набор цветных деревянных палочек. В основу метода легла методика Фридриха Фребеля, немецкого педагога позапрошлого столетия. Кюизенер использовал их при обучении арифметике и обнаружил, что метод оказался весьма действенным. Он получал стабильно высокий результат обучения, а ученикам нравилось то, что они делали. Опыт Кюизенера нашел отражение в книге "Числа и цвета" (1952 г.). Комплект цветных счетных палочек изготовлен по аналогии с венгерским вариантом учебного пособия, известного под названием "Кюизенер".

 С математической точки зрения, палочки - это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка  как результат его самостоятельной практической деятельности.

          С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию отношений больше-меньше, больше-меньше на..., научить делить целое на части и измерять объекты, показать в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в запоминании состава числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления.

Кроме этого, играя с палочками, дети осваивают такие понятия как "левее",  "длиннее", "между", "каждый", "одна из ...", "какой-нибудь", "быть одного и того же цвета", "быть не голубого цвета", "иметь одинаковую длину" и др.

Цветные числа дают возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия. Моделированием можно заниматься с детьми разного возраста. Маленькие дети с интересом строят гаражи для машин, песочницы для кукол, которые могут быть разного цвета, размера, формы. Дети постарше моделируют по рисунку, а потом по схеме. Желательно сначала предложить детям цветную схему в натуральную величину палочек. Дети накладывают палочки на схему, а потом, со временем, учатся выкладывать на столе, на ковре. Затем можно предложить моделировать произвольно, перенести эти модели на бумагу, т. е. создать схему. Моделируя геометрические фигуры, дети постигают их свойства, сходства и различия.

При использовании цветных чисел, реализуется еще один из важнейших принципов дидактики - принцип наглядности.

          В наборе содержатся палочки  десяти различных цветов. Палочки различных цветов имеют разную длину. Форма у всех одна – параллелепипед. Наименьшая палочка имеет длину 10 мм, является кубиком. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной.  

Подбор палочек в одно "семейство" (класс) происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в "семейство красных" входят числа кратные двум, "семейство синих" состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета ("семейство белых") целое число раз укладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное "семейство".  Выбор цвета преследует цель облегчить использование дидактического материала.

В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел.

Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Возможна и фронтальная работа со всеми детьми.

Занятие с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.

Приоритетной является личностно - ориентированная модель общения, предполагающая наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства.

Плюсы методики Кюизенера:

  • Эта методика универсальна. Ее применение не противоречит никаким другим методикам, а потому она может быть использована, как самостоятельно, так и в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами,  дополняя их.

  • Использование "чисел в цвете" позволяет  развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения.  Именно такое представление о числе является наиболее полноценным.

  • Хотя палочки Кюизенера предназначены непосредственно для обучения математике и объяснения математических концепций, они оказывают дополнительное положительное воздействие на ребенка: развивают мелкую моторику пальцев, пространственное и зрительное восприятие, приучают к порядку.

  • Палочки, как дидактическое средство, вполне соответствуют специфике и особенностям математических представлений дошкольников, уровню развития детского мышления, а также их возрастным возможностям.

  • Упражнения  предлагаются  детям  в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Цветные числа" Х.Кюизенера.

Данная презентация предназначается для родителей и педагогов.Она поможет сделать занятия с детьми более эффективными за счет использования инновационного материала.Она знакомит с назначением палочек К...

"Цветные числа" Х.Кюизенера в детском саду.

"Цветные числа"  Х.Кюизенера в детском саду.Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет н...

Конспект интегрированного музыкального занятия Тема: « Весенняя мозаика цветных звуков» (для детей старшего дошкольного возраста)

Данный материал музыкального интегрированного занятия имеет несколько образовательных задач, с которыми дети в ходе всего занятия справляются при помощи знакомых игровых ситуаций и уже ,имеющегося муз...

ПРОЕКТ «Цветные числа» Х.Кюизенера»

Наблюдение за воспитательно-образовательным процессом по ФЭМП позволило сделать вывод о том, что основные логическое операции у детей старшего дошкольного возраста сформированы недостаточно. В дошколь...

Конспект занятия с цветными счетными палочками Кюизенера «Знакомство с палочками Кюизенера» (младший дошкольный возраст)

Конспект занятия с цветными счетными палочками Кюизенера «Знакомство с палочками Кюизенера» (младший дошкольный возраст) Цель: Знакомство с палочками Кюизенера Задачи:1. Поз...

Картотека дидактических игр и упражнений с палочками Кюизенера. Средний дошкольный возраст

Палочки Кюизенера — это полифункциональный дидактический материал. Для обучения по данной методике педагог использует различные приёмы, прежде всего игровые. Однако, чтобы деятельность была...