Картотека игр на формирование временных представлений
методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему

Алёна Алексеевна Смирнова

Картотека игр на формирование временных представлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_na_formirovanie_vremennyh_predstavleniy.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Что ты сейчас делаешь?»


Цель: активизация словаря детей за счёт слов-названий частей суток.
Ход игры: Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». Ребенка спрашивают, например: «Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда ты встаешь?» И т. п.
Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи.

Игра «Что за чем?»


Цель игры: Закрепить представление детей о последовательности частей суток.
Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч, задаёт вопрос:
- Утро. А за ним? (Поймавший отвечает на него – день, и бросает мяч воспитателю. т.д.


Игра «Когда это бывает»


Цель игры: Закрепить представление о временах суток.
Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга. Он бросает кому-нибудь
из детей мяч, задаёт вопрос:
- Что дети делают ночью дома?
- Что делают днём?
- Работает ли кто-нибудь ночью? Если да, то кто? И т.д.


Игра «Назови все части суток»


Цель: Учить различать и называть части суток.
Ход игры: У детей по одной картинке, на которой определённый временной отрезок. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, а потом сказать, у кого из них на картинке вечер и почему они так думают. Затем просит показать картинку на которой изображено утро. Любой ответ требует обоснования.


Игра «Назови пропущенное слово»


Цель: Учить ориентироваться во времени, знать, что происходит в определённый отрезок времени.
Ход игры: Дети образуют полукруг. Воспитатель бросает кому-нибудь из детей мяч, задаёт вопрос:
- Мы завтракаем ………, ужинаем ………., а обедаем………
- Сегодня у нас было рисование, а вчера………
- сегодня у нас математика, а завтра……….
Эту игру можно провести и на свежем воздухе.


Игра «Что наступило»


Цель: Учить правильно употреблять слова «сегодня», «завтра», «вчера».
Ход игры: У детей карточки, на которых изображены картинки из жизни, относящиеся к определённому времени суток. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, затем называет определённое время суток, например вечер. Дети, у которых есть соответствующая картинка, должны поднять карточку и рассказать, почему они считают, что это вечер. За правильный и хорошо составленный рассказ ребёнок получает фишку.


Игра « Разложи по порядку»


Цель: Закрепление умений ориентироваться во времени, называть части суток.
Ход игры: У детей по одной картинке, на которой определённый временной отрезок. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и построиться по порядку, начиная с утра, а затем сказать, в какой временной отрезок что происходило (утро, вечер, день, ночь). Другая подгруппа детей проверяет. Затем дети меняются местами и берут другие картинки.


Игра «Что мы делаем?»


Цель: Закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь.
Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает детям показать, что они делают утром. Играющие изображают разные действия, но не называют их. Задача ведущего – угадать, что изображают играющие. Затем игра продолжается, но вопрос задаётся о других частях суток.
Усложнение – Отгадывает не взрослый, а один из детей.


Игра «Вчера, сегодня, завтра» (с мячом)


Цель: Закреплять понятия - вчера, сегодня, завтра.
Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч кому-то из детей и говорит: «Мы играли в мяч ….» Ребёнок заканчивает фразу, отвечая на вопрос «когда?». Например: «Мы пойдём гулять в лес…(завтра); новогодний праздник был….(вчера); и т.д.


Игра «Дни недели по порядку».


Цель: Закреплять название дней недели.
Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч кому-то из детей и просит сказать, какой день идет до или после названного. Педагог чередует вопросы типа: «По каким дням у нас занятия по рисованию? А музыкальные? Куда мы ходили в среду?»


Игра «Живая неделя»


Цель: Закрепить умение называть дни недели по порядку.
Ход игры: Первый вариант. Цифры (от 1 до 7) перемешиваются и раскладываются на столе изображением вниз. Играющие выбирают любую карточку, выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Они превратились в дни недели. Первый ребёнок слева делает шаг вперёд и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?» И т.д.
Второй вариант. Дети делятся на команды по 7 человек. У каждой команды свой стол. Сколько команд, столько и столов, на которых лежат карточки с цифрами изображением вниз. На каждом столе карточки определённого цвета. Дети бегают по комнате. По сигналу воспитателя бегут к своим столам, беру по одной карточке и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой.
Третий вариант. Вместо карточек с цифрами карточки с кружками (от 1 до 7), поразному расположенными. Правила игры те же.


Игра «Отгадай-ка»


Цель: Закрепить название дней недели.
Ход игры: Воспитатель называет героев сказки «Рукавичка». Мышка готовила еду по понедельникам, лягушка - по вторникам, зайчик – по средам, а в остальные дни готовила еду лисичка.
- Сколько раз в неделю готовила лисичка?
- Назови эти дни?
Игру можно проводить и на других сказках.


Игра «Назови скорей»


Цель: Закрепить умение назвать последовательно дни недели.
Ход игры: Дети образуют круг. Ведущий бросает мяч кому-нибудь из детей и говорит:
«Какой день недели сегодня?» Ребёнок, поймавший мяч, отвечает: «Вторник», бросает мяч другому ребёнку и задаёт вопрос типа: «Какой день недели был вчера?» Так роль ведущего переходит от одного ребёнка к другому.


Игра «Неделька, стройся»


Цель: Упражнять в названии последовательности дней недели.
Ход игры: На столе в беспорядке лежат перевёрнутые карточки с цифрами и
кружками. Дети по сигналу берут карточки со стола. Ищут своих партнёров, т.е. подбирают карточки с кружками к цифре, выстраиваются по порядку.


Игра «Продолжай!».


Цель: Закреплять понятия - вчера, сегодня, завтра. (с мячом)
Ход игры: Дети встают в круг. Воспитатель произносит короткую фразу и бросает мяч. Тот, кому попал мяч, называет соответствующее время. Например: воспитатель бросает мяч и говорит: «На почту мы ходили...» «...вчера»,— заканчивает фразу ребенок, поймавший мяч. «Занятие по математике у нас было...» «...сегодня». «Рисовать мы будем...» «...завтра» и т. п.


Игра «Наоборот».


Цель: Закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь.
Ход игры: Воспитатель произносит слово, смысл которого связан с представлением о времени, а дети подбирают слово, обозначающее другое время дня, обычно в контрастном значении. Например, утро — вечер, завтра — вчера, быстро — медленно, рано — поздно и т. п.


Игра «Путешествие в утро, день, вечер, ночь».


Цель: Закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь.
Ход игры: Дети отправляются в путешествие по частям суток. Попадая в одну из частей суток, дети рассказывают, что люди (звери, птицы) делают в данное время суток. Можно создать игровую ситуацию. Например, Незнайка заблудился в частях суток. Дети помогают ему выбраться.


Игра «Назови соседей».


Цель: Закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь .
Ход игры: Ребёнку предлагается назвать соседей частей суток. Например, назови соседей утра. (У части суток − утра соседи − ночь и день, потому что до утра − ночь, а после утра − день.) И т. д.


Игра «Времена года». Игра с мячом.


Цель: развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.
Ход игры: ведущий бросает мяч и задает вопрос, ребенок должен ответить и бросить мяч обратно ведущему.
- Какие времена года вы знаете?
- Какой вы представляете зиму?
- А что случается зимой с водой в реках, озёрах, прудах?
- Как приспосабливаются животные к зиме?
- Какое время года наступит после зимы?
- Какие признаки весны вы знаете?
- Какое время года наступит после весны?
- Какие пословицы вы знаете о лете?


Игра «Какое слово подходит?»


Цель: развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.
Ход игры: Педагог задаёт детям разные вопросы, например: «Месяц зимы −
(перечисляет ряд любых месяцев, но среди них должен быть зимний месяц) − октябрь, ноябрь, сентябрь,
февраль».
Дети отвечают: «Февраль».
Месяц лета … (апрель, май, март,
июнь).
Месяц весны … (январь, декабрь, февраль,
март).
Время года …(март, апрель, вечер,
зима).
Части суток… (лето, май, апрель,
ночь).


Беседа с детьми.


Можно, задавая вопрос, бросать ребёнку мяч.
- Отгадайте загадку:
Пришёл на день,
А ушёл через год.
(Новый год)
- Какой последний месяц в году?
- Какой праздник в этом месяце отмечают?
- Когда приходит Новый год?
- Что будет после 1 января?
- Что будет, когда закончится январь?
- А потом?
- Сколько всего месяцев в году?
- Назовите все месяцы по порядку.


Игра «Круглый год».


Цель: развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.
Ход игры: Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Ведущий бросает кому-нибудь из играющих мяч и спрашивает: «Январь, какой это месяц в году?» Ребёнок, поймавший мяч, отвечает на вопрос. Ответив верно, он становится ведущим и задаёт свой вопрос играющим. Педагог помогает в выборе и формулировке разнообразных вопросов:
- Каким месяцем заканчивается год?
- Назови осенние месяцы?
- Какой месяц идёт после октября?
- В каком месяце день твоего рождения?


Игра «Двенадцать месяцев».


Цель: развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.
Ход игры: Воспитатель раскладывает на столе карточки с цифрами от 1 до 12
(изображением вниз) и перемешивает их. Играющие берут карточки и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой, указанной на карточке. Они «превратились» в 12 месяцев. Педагог задаёт вопросы:
Первый месяц, как тебя зовут?
Двенадцатый месяц, назови себя.
Карточки возвращаются на стол, перемешиваются и игра повторяется.


Игра «Исправь ошибку».


Цель: Закреплять название дней недели, частей суток, времен года и их
последовательности,
Ход игры: Педагог говорит предложение, в котором допускает ошибку. Дети
исправляют.
Примерные фразы:
- Вчера мы будем рисовать сказку.
- Завтра ходили кататься с горки.
- В будущем году мы ездили отдыхать на юг.


Игра с мячом «Бывает - не бывает»


Цель - развитие вербально - логического мышления, закрепление представлений о признаках времён года.
Ход игры: Дети встают в круг. Педагог называет признак определенного времени года. Ребенок ловит мяч, если этот признак подходит.


Игра «Повтори, не ошибись»


Цель – закреплять названия месяцев (по временам года).
Ход игры: Ребенок называет названия осенних (зимних, весенних …) месяцев по порядку по картинкам или без них.


Игра «Сравни»


Цель – учить составлять рассказ - сравнения признаков двух времён года или одного времени года по сезонам с одновременной демонстрацией картинок.
Ход игры: Дети сравнивают признаки времён года по картинкам-опорам.


Игра «Четвертый лишний»


Цель – учить исключать лишний предмет из ряда, объяснять принцип исключения.
Ход игры: Педагог показывает детям 4 картинки, 3 из них подходят к определенному времени года, а 1 не подходит. Дети должны определить, что не подходит и объяснить, почему не подходит.


Игра «Назови времена года, месяцы»


Цель - закрепление названий и последовательности времен года, месяцев по сезонам.
Ход игры: Ребенок раскладывает 4 картинки (времена года) по порядку и называет их. Затем подбирает к каждому времени года по 3 маленьких картинки (месяцы), называет их.


Игра «Когда деревья надевают этот наряд?»


Цель – формирование знаний о сезонных изменениях в природе.
Ход игры: Педагог показывает одну из картинок, читает отрывок из стихотворения, описывающего соответствующее время года, и спрашивает детей, когда, в какое время года это происходит в природе.


Игра «В какое время года нужны эти предметы?»


Цель – закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе.
Ход игры: Педагог показывает детям изображения времён года и предметов и
предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему.


Игра «Домики времён года»


Цель - закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе, о
порядке следования времён года, закреплять названия месяцев.
Ход игры: Педагог показывает детям (ребёнку) домики и рассказывает, что в каждом из них живет определенное время года. Дети определяют (по цвету), в каком домике, какое время года живёт. Затем домики раскладываются по порядку времён года. Дети называют месяцы каждого времени года по порядку, подбирают соответствующие картинки и вставляют их в окошечки. Педагог показывает детям изображения предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему. Дети объясняют свой выбор и вставляют картинки в окошечки домов.
Примечание: Домики раздаются детям, каждый ребенок должен назвать время года, его месяцы и подобрать нужные картинки к своему времени года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр, направленных на формирование временных представлений и для развития ориентировки в пространстве у старших дошкольников.

Картотека игр направлена на закрепление умения детей ориентироваться в пространстве от­носительно себя самого, других людей, различных предметов, обозначать словами положение предметов по отношению к ...

Картотека дидактических игр по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Для того, чтобы обучение дошкольников дало положительный результат, необходимо использовать разнообразные методы, включая индивидуальные занятия и закреплять знания в различных видах деятельности. ...

Картотека дидактических игр по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста.

Собраны дидактические игры на формирование у детей понятий сутки, неделя, месяц, год....

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры и упражнения по формированию временных представлений у детей...

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже поза...

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Игры и упражнения по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста....