мастер-класс "Знакомство детей средней группы с понятиями "число", "цифра"
материал по математике (средняя группа) на тему

Кузнецова - Попова Галина Николаевна

основу из основ математики составляет понятия числа. Однако, число,как впрочем, любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить, что такое число, цифра...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx16.89 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс по теме «Знакомство детей средней группы с понятиями «число» и «цифра».

Основу из основ математики составляет понятие числа. Однако, число, как в прочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить, что такое число, цифра.

Ведущая деятельность детей - игровая деятельность. Формированию у ребёнка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Такие игры учат ребёнка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы.

Для того, чтобы образовательная работа не превращалась в скучное заучивание и натаскивание, а приносила детям радость, я использую изодеятельность.

Это деятельность, где ребёнок поставлен в ситуацию наименьшего влияния взрослого, что не мало важно, для проявления самостоятельности в поиске решений той или иной задачи, умения обобщать полученные представления, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи и отношения.

Знакомство проходит в игровой форме с использованием приёма одушевления. Каждое число имеет свой образ. Это театрализованное представление историй-мифов о числах, которое я рассказываю детям, используя математический театр.

Предлагаю 4 этапа знакомства детей с числом 4 и графическим образом – цифрой 4.

Занятие №1

Звучит музыка А.Вивальди. На занавесе – изображение разных времён года, разных частей суток, цифра четыре в разных шрифтах. На сцене – принцесса Четыре. Это спокойная, уравновешенная девушка в длинном зелёном платье, на котором вышиты 4 снежинки, 4 цветка, 4 ягодки, 4 желтых листа.

- Сегодня к нам пришла новая гостья. Как её зовут вы узнаете, если назовёте вот эту геометрическую фигуру. ( показ квадрата).

Квадрат- это геометрическая фигура нашей принцессы. Сколько сторон и углов у квадрата? Четыре. Вот так и зовут нашу гостью – принцесса Четыре. Символ нашей принцессы – цифра 4. ( показ цифры). На что похожа цифра 4? ( ответы детей).

«Я – четыре, острый локоть оттопырил.

Четыре – это стул, который я перевернул»

Эта принцесса повелительница четырёх времён года. Назовите их? У неё есть четыре платка. На каждое время года есть свой платок. Взмахнёт она осенним платком, на улице начнётся листопад. Взмахнёт зимним (весенним, летним) платком? ( ответы детей). Что ещё в природе в окружающей обстановке бывает по четыре? ( ножки у стола, стула; колёса у машины, лапы у кошки ит.д.)

«Четыре в комнате угла,

Четыре ножки у стола.

И по четыре ножки

У мышки и у кошки».

Давайте сделаем нашей гостье приятно и вылепим для неё цифру 4 на цветном квадрате.

Занятие №2

- Сегодня к нам в группу принесли коробочку. Кто бы её мог нам прислать?

Загадка:

«Лапок у кошки столько,

Ножек у кошки столько

О какой цифре я говорю

Кто отгадал загадку мою?»

(Дети отгадывают загадку. Открывается коробка. Достать цифру 4)

Как называется эта цифра? Значит коробочку нам прислала принцесса Четыре.

Здесь живут загадки:

«Четыре синих солнца у бабушки на кухне.

Четыре синих солнца горели и потухли.

Поспели щи, шипят блины,

До завтра солнца не нужны» (газовая плита)

«Под крышей четыре ножки

На крыше –суп да ложка» (стол)

«Вспушит она свои бока

Свои четыре уголка,

И тебя как ночь настанет,

Всё рано к себе притянет» ( подушка)

« Он давно знаком со мной

Каждый угол в нём прямой

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его… ( квадрат)

Знакомство с четырёхугольниками (прямоугольник, трапеция, ромб)

Классификация по форме ( по цвету)

Украшение салфеток четырёхугольниками для принцессы Четыре.

Занятие №3

-Сегодня принцесса Четыре пригласила нас в свою волшебную страну. Но прежде, чем туда отправиться принцесса хочет узнать, все ли хорошо вы знаете о числе 4 и запомнили, как выглядит цифра 4.

Игра «Найди и закрась цифру 4»

Игра «Отсчитай 4 палочки и сложи четырёхугольник»

Принцесса вами очень рада, что вы справились со всеми заданиями. Теперь мы отправимся в волшебную страну. Принцесса Четыре поедет на поезде, в котором 4 вагона.

Игра «Найди поезд»

А мы с вами отправимся на самолёте.

«Руки в стороны – в полёт отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд, левое крыло вперёд

1, 2, 3,4 полетел наш самолёт»

Вот мы и в волшебной стране. У принцессы Четыре в её стране всё должно быть какой формы? (четырёхугольной)

И всё должно быть по четыре. Сколько веток на деревьях? Лепестков у цветов? Лап у животных? Животные в этой стране совсем необычные (показ образца).

Игра «Составь из четырёхугольников необычное животное»

Дайте имя своему животному.  Они будут жить в этой волшебной стране.

Занятие №4

- Сегодня в гостях у нас снова принцесса Четыре?

Принцесса пришла сегодня с вами поиграть и проверить, как хорошо вы умеете считать и запомнили её цифру.  

Чтение стиховорения

«В шкафу у Андрюшки лежали игрушки:

Барабан, мяч, погремушка,

Утёнок, жираф, котёнок Катюшка,

Щенок по имени Гав, весёлый Петрушка.

Стал играть в игрушки Андрюшка.

Достал он автобус, ежа,

Цыплёнка по имени Плюшка.

То ли шкаф тал мал,

То ли выросли все игрушки пока он играл.

Всё перепутал Андрюшка.

Куда поставить и сколько игрушек?

Почему он не может поставить игрушки?

Потому что не научился считать наш Андрюшка.

Игра « Посчитай игрушки и поставь нужную цифру»

(4 полки с количеством игрушек: 1, 2, 3, 4. Работа на доске с демонстрационным материалом).

Для принцессы сделаем подарок.

Игра « Цифра для принцессы»

( дети находят цифру 4 среди других цифр, наклеивают на листок, рисуют столько предметов. Сколько показывает цифра)

Принцесса на прощание дарит куб, на котором цифра 4 и четыре горошины внутри.

Игра «Угадай» ( 4 куба с разным количеством горошин:1,2,3,4. Дети на слух определяют количество горошин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по теме «Число и цифра 4.Счет в пределах 4.Геометрические фигуры» для детей средней группы (4-5 лет)

Конспект НОД по теме «Число и цифра 4.Счет в пределах 4.Геометрические фигуры» для детей средней группы (4-5 лет)...

Мастер-класс по НОД по математическому и сенсорному развитию детей средней группы на тему «Путешествие в страну цифр и геометрических фигур»

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах и счета до 5....

Конспект непосредственная образовательная деятельность с использованием ИКТ по познавательному развитию (ФЭМП) на тему: «Счет до семи, знакомство с цифрой 7» для детей средней группы

Презентация по познавательному развитию (ФЭМП). Цель: Познакомить детей с цифрой 7. Задачи: Учить количественному счету (до семи); совершенствовать счет предметов в разном расположении; продолжать учи...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе "Знакомство с цифрой 3. Соотнесение цифры с количеством предметов. Времена года (осень) "

Конспект занятия по ФЭМП  в средней группе  "Знакомство с цифрой 3. Соотнесение цифры с количеством предметов. Времена года (осень) "...

Конспект занятия по математике для детей средней группы: "Число и цифра 4"

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей 4-5 лет на тему: "Число и цифра 4"...