Программа "Преемственность"
рабочая программа по математике (старшая, подготовительная группа) на тему

Гайдукова Мария Александровна

Программа "Преемственность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_preemstvennost.docx45.75 КБ

Предварительный просмотр:

         

Программа  курса

подготовки   к школе

«Преемственность»

(старшая группа)
   ГБОУ «Школа №1613» Д/О №3

Воспитатель: Гайдукова М.А.

                                                                 

2015г.

Программа по подготовке к школе «Преемственность»

Содержание:

      1.Пояснительная     записка.                                                                    

2.Учебный план  подготовки к школе.

3.Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей.

                                               Пояснительная     записка.    

             

            Программа «Преемственность» готовит детей к обучению в школе, осуществляется  преемственность между дошкольным и начальным общим образованием, целью которой становится успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую, создание предпосылок к школьному обучению.
Основные задачи:
- сохранение и укрепление здоровья;
- развитие личностных качеств;
- формирование ценностных установок и ориентаций;
-развитие творческой активности;
- формирование и развитие психических функций познавательной сферы;
- развитие эмоционально-волевой сферы;

- развитие коммуникативных умений;
- развитие умений действовать по правилам.
              Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. Программа «Преемственность»  не только ставит своей целью подготовить ребёнка  к обучению к школе, но и решает задачи
 общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
                Развитие потенциальных возможностей ребёнка посредством овладения им УУД, предложенными федеральными государственными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования.  Программа «Преемственность» начинает формировать предпосылки УУД:
-познавательные: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; анализ объектов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
-регулятивные: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
-
коммуникативные: овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; ориентация на партнёра по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
-личностные: мотивационные и коммуникативные, формирование Я-концепции и самооценки при подготовки к обучению в школе, положительное отношение к обучению в школе.
             Программа не предусматривает диагностику формирования предпосылок УУД. Подготовка к школе носит развивающий характер, не допускает дублирования программ первого класса, ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребёнка,
на зону его ближайшего развития.
               Особенностью содержания подготовки к школе является его интегрированная основа.

                           

                                 Учебный план  подготовки к школе
                         

              Учебный план устанавливает общее количество часов – 64. Занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность занятий – 30 мин.

 Учебно-методическое обеспечение программы:
1. Математические ступеньки (С.И. Волкова).
4. От слова к букве (Н.А. Федосова).
5. Развитие речи (Н.А. Федосова).
6.Готов ли я к школе (В.А.Солнцева, Т.В. Белова).

Образовательные области.

Учебные предметы.

Число учебных занятий в неделю.

Число учебных занятий в месяц.

Познание.

Математические ступеньки.

1

4

Коммуникация. Чтение художественной литературы. Обучение грамоте.

Развитие речи.

1

4

Итого:

2

8

            

Содержание психолого-педагогической работы по освоению

образовательных областей.

                                                     

                                              Математические ступеньки.

                                                                                                              С.И. Волкова

                                                   Пояснительная записка.

              Главные цели курса математики подготовительного курса – это формирование начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей дошкольников.
            В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая, геометрическая, содержательно-логическая.

             Основными методами , используемыми в период подготовки детей к обучению математике в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования.

                                                             Содержание.

Признаки (свойства)  предметов: цвет, размер, форма. Сравнение трёх и более предметов по цвету, форме, размеру.

Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве(справа, слева, в центре, внизу, вверху и т.д.)

Временные представления: раньше - позже, вчера, сегодня, завтра.

Цифры и числа от 1 до 10.

Счёт предметов. Сравнение по количеству ( больше, меньше, столько же). Устная нумерация: название, обозначение и последовательность чисел от 0  до 10.

Счёт в прямом и обратном порядке. Порядковый счёт, отличие от счёта количественного.

Равенство, его обозначение в математике. Знак «=». Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций. Цифры и числа: 1,2,3,4,5,6,7,8,9. Число 0. Число 10.

Простейшие геометрические фигуры: отрезок, круг, многоугольник.
Содержательно-логические задания на развитие внимания, воображения, памяти, мышления: игры «Весёлый счёт», «Исправь ошибку»; деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей; зрительные и слуховые диктанты с использование арифметического и геометрического материала; выделение существенных признаков объекта; проведение простейших логических рассуждений.

Планируемые результаты:

-знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;

-знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;

 -проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий.

                   

                       

Примерное календарно-тематическое планирование

по курсу «Математические ступеньки».

№ п/п

Тема программного материала.

Дата

Признаки предметов: цвет, размер, форма. Сравнение трёх и более предметов по цвету, форме, размеру.

01.10.15

08.10.15

Взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве(справа, слева, в центре, внизу, вверху и т.д.)

15.10.15

22.10.15

Временные представления: раньше - позже, вчера, сегодня, завтра.

29.10.15

05.11.15

Счёт предметов.

12.11.15

19.11.15

Сравнение по количеству ( больше, меньше, столько же).

26.11.15

03.12.15

Устная нумерация: числа от 0  до 10.

10.12.15

17.12.15

Счёт в прямом и обратном порядке.

24.12.15

12.01.16

Порядковый счёт, отличие от счёта количественного.

19.01.16

26.01.16

Равенство, его обозначение в математике. Знак «=».

02.02.16

09.02.16

Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций.

16.02.16

25.02.16

Цифры и числа: 1,2,3.

03.03.16

15.03.16

Цифры и числа: 4,5,6.

22.03.16

29.03.16

Цифры и числа: 7,8.9.

05.04.16

12.04.16

Число 0.

19.04.16

26.04.16

Число 10.

05.05.16

12.05.16

Простейшие геометрические фигуры: отрезок, круг, многоугольник.

19.05.16

26.05.16

                                                                                        Итого:

32 занятия

                                                   

                                                     

Развитие речи.

                                                                                                                        Н.А.Федосова

                                              Пояснительная записка.

          Курс «Развитие речи» включает в себя раздел «Речевое общение», «Подготовка к чтении.», «Подготовка к письму». Цель курса – совершенствование и развитие связной речи, развитие лексической стороны речи, совершенствование звуковой стороны речи, закрепление правильного произношения звуков, упражнение в дифференциации звуков на слух; развитие внимания и  интереса к слову; знакомство с гигиеническими правилами письма; развитие мелкой мускулатуры кисти руки, зрительных и двигательных анализаторов.

                                                          Содержание.

Речевое общение. Понятие об устной и письменной речи. Речевой этикет.
Жесты, мимика. Громкость, тон, темп устной речи.

Подготовка к чтению. Текст, предложение, слово – средства языка и речи, проводники мыслей и чувств. Членение устных текстов на предложения, предложений на слова.
Слово, слог, ударение. Наблюдение над значением слов и их звуковой структурой. Деление слов на слоги, слогов на звуки. Использование графических опор-схем для слогового анализа слов. Упражнение в составление слов из слогов, в дополнении слогов до слов с разным количеством слов, с ударением на разных слогах.
Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.
Звуковая структура. Слогообразующая роль гласных. Ударные и безударные слоги, ударные и безударные гласные. Слого - звуковой анализ слов. Буквы как значки звуков.

Подготовка к письму. Рисование декоративных узоров разных форм. Ознакомление с гигиеническими требованиями к посадке ученика, положению рук, тетради, ручки. Раскрашивание внутри и снаружи предметов, дорисовывание и т.д. Упражнения в развитии глазомера, пространственной ориентации на тетрадной странице, на рабочей строке, в развитии мелкой мускулатуры пальцев и тонких движений руки.

  Планируемые результаты:

       — ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;

       — знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);

       — артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;

       — обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;

       — следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре:

       — сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;

       — соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;

       — правильно произносить все звуки;

       — отчетливо и ясно произносить слова;

       — выделять из слов звуки;

       — находить слова с определенным звуком;

       — определять место звука в слове;

       — соблюдать орфоэпические нормы произношения;

       — составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;

       — составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;

       — пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;

       — соблюдать элементарные гигиенические правила;

       — ориентироваться на странице тетради.

                       Примерное календарно-тематическое планирование

                                                   по курсу «Развитие речи».

№ п/п

Тема программного материала.

Дата

Понятие об устной и письменной речи. Вежливые слова.

Ознакомление с гигиеническими требованиями письма. Раскрашивание предметов.

06.10.15

13.10.15

Жесты, мимика.

Рисование декоративных узоров разных форм.

20.10.15

27.10.15

Громкость, тон, темп устной речи.

Штриховка.

03.11.15

10.11.15

Текст, предложение, слово.

Строка и междустрочное пространство.

17.11.15

24.11.15

Слово, слог.

Рисование бордюров в ограниченном пространстве ( рабочая строка).

01.12.15

08.12.15

Слоговой анализ слов. Продолжи узор.

15.12.15

22.12.15

Ударение.

Письмо прямых наклонных линий (сверху вниз и слева направо).

29.12.15

Деление слов  на слоги.

Прямая наклонная линия (короткая и длинная).

14.01.16

Деление слогов на звуки.

Прямые линии с закруглением внизу.

21.01.16

Звуки и буквы. Прямые линии с закруглением вверху.

28.01.16

04.02.16

Гласные и согласные звуки.

Письмо длинной линии с петлёй вверху.

11.02.16

Звуковая структура.

Письмо длинной линии с петлёй внизу.

18.02.16

Слогообразующая роль гласных.

Письмо овалов и полуовалов.

01.03.16

10.03.16

Ударные и безударные слоги, ударные и безударные гласные.

Письмо овалов и полуовалов.

17.03.16

Слого - звуковой анализ слов.

Повторение изученных элементов.

24.03.16

31.03.16

Правильное употребление слов — названий предметов, признаков, действий; объяснение их значенийЭлементы букв.

07.04.16

14.04.16

Пересказ знакомой сказки.Элементы букв.

21.04.16

28.04.16

Составление рассказа по картинке.Элементы букв.

10.05.16

17.05.16

Рассказ из личного опыта.Элементы букв.

24.05.16

Сюжетный (свободный) рассказ по серии картинок.

Повторение изученных элементов.

30.05.16

                                                                                         Итого:

32 занятия

                     

                   

Взаимодействие с семьёй в период  подготовки к школе.

  Социальная среда — явление многогранное и включает целый ряд институтов, среди которых наиболее тесно связан с обществом такой социальный институт, как семья. Каждый член семьи, сохраняя автономность, входит в различные объединения, в разные социальные группы. Внутрисемейная организация складывается не только по воле ее членов, но и под влиянием внешних условий социальной жизни общества. Семья воздействует на отношения в обществе, влияет на характер всех процессов общественной жизни, является слепком социальной структуры общества.

       Семья составляет первое окружение человека после рождения, она является первой социальной средой, которая транслирует накопленные обществом культурно-исторические ценности. Кроме того, семья обладает собственными внутренними специфическими характеристиками, которыми и обуславливается незаменимый потенциал семьи. Общение с родителями выполняет в период взросления и становления ребенка важную задачу: родители обеспечивают безопасные условия для самостоятельного активного освоения ребенком мира объектов и социальных отношений.

       В то же время семья характеризуется эмоциональным характером взаимоотношений; постоянным и длительным воздействием на ребенка, проявляющимся в различных жизненных ситуациях; объективными возможностями систематического включения детей в социокультурную повседневную деятельность. Общение в такой атмосфере оказывает сильнейшее влияние на развитие ребенка, становится школой социальных чувств. Именно в этом и заключается одно из важнейших преимуществ развивающего потенциала семьи перед другими институтами, имеющими целью развитие личности ребенка.

       Существенно также и то, что в семье представлены различные возрастные, половые, профессиональные «подсистемы». Наличие в семье сложного, обогащающего образца, каковым выступают родители, способствует нормальному развитию ребенка, позволяет ему более полно проявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

       На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в дошкольное учреждение. Теперь его окружают новые люди — взрослые и дети, которых он раньше не знал. Они составляют иную общность, чем его семья. Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в детском саду, и дома, а дошкольное учреждение будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, поможет подготовиться к школе, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка — ему на благо. Но если с этого момента родители не будут принимать активное участие в разрешении трудностей, с которыми сталкивается ребенок, то последствия этого непредсказуемы.

       В целом взаимодействие — диалог педагога и родителей, его эффективность определяется тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами себя ощущают личностями и видят личность в каждом, с кем общаются.

       Сотрудничество педагога с родителями возможно, если оно сопровождается его постоянным профессиональным ростом. Педагог, знающий психологию общения, основы социологии и конфликтологии, может уверенно строить доверительный диалог с родителями, передавать свои профессиональные знания. Воспитателю необходимо проявлять большую инициативность в общении с ними. Конечно, дошкольное учреждение и само нуждается в изменении, в признании семей своих воспитанников в качестве равноправных партнеров по взаимодействию с общей целью — обеспечить детям счастливое детство.

       Активный курс на создание единого пространства развития ребенка должны поддерживать как детский сад, так и семья. Однако сами сотрудники дошкольных учреждений иногда берут на себя все заботы по воспитанию и обучению детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность и инициативу в общении с педагогическим коллективом учреждения. Эмоциональное самочувствие ребенка — это показатель характера взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.

       Многие родители нуждаются в конкретной помощи. Источником этой помощи может стать сам педагог при условии установления доверительного сотрудничества и взаимодействия. Назрела острая необходимость в соответствующем просвещении родителей, в осуществлении идивидуально-дифференцированного подхода к каждой семье.

       Рекомендации:

       — изучение образа жизни семьи, которое проявляется в ровных, «союзнических» отношениях воспитателей с родителями, основанных на взаимной выгоде, характеризующихся желанием добиться большего;

       — выявление содержательного аспекта практики взаимодействия семьи и детского сада, конкретные формы, в которые оно выливается;

       — расширение представлений о содержании и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней;

       — необходимость специального разъяснения роли семьи в воспитании детей, в осуществлении индивидуального подхода к каждому ребенку и важности объединения усилий детского сада и семьи по этому вопросу;

       — владение техникой и культурой общения с родителями;

       — преодоление практики эпизодического взаимодействия воспитателей с родителями как недостаточно эффективного;

       — переход к планируемому и постоянному индивидуально-дифференцированному взаимодействию с каждой конкретной семьей.

       Наиболее распространенные формы взаимодействия педагога и семьи:

       — родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, круглые столы, тематические практикумы, конференции, почтовые ящики.