Программа "Преемственность"
рабочая программа по математике (старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Программа курса
подготовки к школе
«Преемственность»
(старшая группа)
ГБОУ «Школа №1613» Д/О №3
Воспитатель: Гайдукова М.А.
2015г.
Программа по подготовке к школе «Преемственность»
Содержание:
1.Пояснительная записка.
2.Учебный план подготовки к школе.
3.Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей.
Пояснительная записка.
Программа «Преемственность» готовит детей к обучению в школе, осуществляется преемственность между дошкольным и начальным общим образованием, целью которой становится успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую, создание предпосылок к школьному обучению.
Основные задачи:
- сохранение и укрепление здоровья;
- развитие личностных качеств;
- формирование ценностных установок и ориентаций;
-развитие творческой активности;
- формирование и развитие психических функций познавательной сферы;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие умений действовать по правилам.
Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. Программа «Преемственность» не только ставит своей целью подготовить ребёнка к обучению к школе, но и решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Развитие потенциальных возможностей ребёнка посредством овладения им УУД, предложенными федеральными государственными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. Программа «Преемственность» начинает формировать предпосылки УУД:
-познавательные: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; анализ объектов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
-регулятивные: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
-коммуникативные: овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; ориентация на партнёра по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
-личностные: мотивационные и коммуникативные, формирование Я-концепции и самооценки при подготовки к обучению в школе, положительное отношение к обучению в школе.
Программа не предусматривает диагностику формирования предпосылок УУД. Подготовка к школе носит развивающий характер, не допускает дублирования программ первого класса, ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребёнка, на зону его ближайшего развития.
Особенностью содержания подготовки к школе является его интегрированная основа.
Учебный план подготовки к школе
Учебный план устанавливает общее количество часов – 64. Занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность занятий – 30 мин.
Учебно-методическое обеспечение программы:
1. Математические ступеньки (С.И. Волкова).
4. От слова к букве (Н.А. Федосова).
5. Развитие речи (Н.А. Федосова).
6.Готов ли я к школе (В.А.Солнцева, Т.В. Белова).
Образовательные области. | Учебные предметы. | Число учебных занятий в неделю. | Число учебных занятий в месяц. |
Познание. | Математические ступеньки. | 1 | 4 |
Коммуникация. Чтение художественной литературы. Обучение грамоте. | Развитие речи. | 1 | 4 |
Итого: | 2 | 8 | |
Содержание психолого-педагогической работы по освоению
образовательных областей.
Математические ступеньки.
С.И. Волкова
Пояснительная записка.
Главные цели курса математики подготовительного курса – это формирование начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей дошкольников.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая, геометрическая, содержательно-логическая.
Основными методами , используемыми в период подготовки детей к обучению математике в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования.
Содержание.
Признаки (свойства) предметов: цвет, размер, форма. Сравнение трёх и более предметов по цвету, форме, размеру.
Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве(справа, слева, в центре, внизу, вверху и т.д.)
Временные представления: раньше - позже, вчера, сегодня, завтра.
Цифры и числа от 1 до 10.
Счёт предметов. Сравнение по количеству ( больше, меньше, столько же). Устная нумерация: название, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10.
Счёт в прямом и обратном порядке. Порядковый счёт, отличие от счёта количественного.
Равенство, его обозначение в математике. Знак «=». Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций. Цифры и числа: 1,2,3,4,5,6,7,8,9. Число 0. Число 10.
Простейшие геометрические фигуры: отрезок, круг, многоугольник.
Содержательно-логические задания на развитие внимания, воображения, памяти, мышления: игры «Весёлый счёт», «Исправь ошибку»; деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей; зрительные и слуховые диктанты с использование арифметического и геометрического материала; выделение существенных признаков объекта; проведение простейших логических рассуждений.
Планируемые результаты:
-знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;
-знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
-проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий.
Примерное календарно-тематическое планирование
по курсу «Математические ступеньки».
№ п/п | Тема программного материала. | Дата |
Признаки предметов: цвет, размер, форма. Сравнение трёх и более предметов по цвету, форме, размеру. | 01.10.15 08.10.15 | |
Взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве(справа, слева, в центре, внизу, вверху и т.д.) | 15.10.15 22.10.15 | |
Временные представления: раньше - позже, вчера, сегодня, завтра. | 29.10.15 05.11.15 | |
Счёт предметов. | 12.11.15 19.11.15 | |
Сравнение по количеству ( больше, меньше, столько же). | 26.11.15 03.12.15 | |
Устная нумерация: числа от 0 до 10. | 10.12.15 17.12.15 | |
Счёт в прямом и обратном порядке. | 24.12.15 12.01.16 | |
Порядковый счёт, отличие от счёта количественного. | 19.01.16 26.01.16 | |
Равенство, его обозначение в математике. Знак «=». | 02.02.16 09.02.16 | |
Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций. | 16.02.16 25.02.16 | |
Цифры и числа: 1,2,3. | 03.03.16 15.03.16 | |
Цифры и числа: 4,5,6. | 22.03.16 29.03.16 | |
Цифры и числа: 7,8.9. | 05.04.16 12.04.16 | |
Число 0. | 19.04.16 26.04.16 | |
Число 10. | 05.05.16 12.05.16 | |
Простейшие геометрические фигуры: отрезок, круг, многоугольник. | 19.05.16 26.05.16 | |
Итого: | 32 занятия |
Развитие речи.
Н.А.Федосова
Пояснительная записка.
Курс «Развитие речи» включает в себя раздел «Речевое общение», «Подготовка к чтении.», «Подготовка к письму». Цель курса – совершенствование и развитие связной речи, развитие лексической стороны речи, совершенствование звуковой стороны речи, закрепление правильного произношения звуков, упражнение в дифференциации звуков на слух; развитие внимания и интереса к слову; знакомство с гигиеническими правилами письма; развитие мелкой мускулатуры кисти руки, зрительных и двигательных анализаторов.
Содержание.
Речевое общение. Понятие об устной и письменной речи. Речевой этикет.
Жесты, мимика. Громкость, тон, темп устной речи.
Подготовка к чтению. Текст, предложение, слово – средства языка и речи, проводники мыслей и чувств. Членение устных текстов на предложения, предложений на слова.
Слово, слог, ударение. Наблюдение над значением слов и их звуковой структурой. Деление слов на слоги, слогов на звуки. Использование графических опор-схем для слогового анализа слов. Упражнение в составление слов из слогов, в дополнении слогов до слов с разным количеством слов, с ударением на разных слогах.
Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.
Звуковая структура. Слогообразующая роль гласных. Ударные и безударные слоги, ударные и безударные гласные. Слого - звуковой анализ слов. Буквы как значки звуков.
Подготовка к письму. Рисование декоративных узоров разных форм. Ознакомление с гигиеническими требованиями к посадке ученика, положению рук, тетради, ручки. Раскрашивание внутри и снаружи предметов, дорисовывание и т.д. Упражнения в развитии глазомера, пространственной ориентации на тетрадной странице, на рабочей строке, в развитии мелкой мускулатуры пальцев и тонких движений руки.
Планируемые результаты:
— ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
— знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
— артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;
— обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;
— следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре:
— сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;
— соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;
— правильно произносить все звуки;
— отчетливо и ясно произносить слова;
— выделять из слов звуки;
— находить слова с определенным звуком;
— определять место звука в слове;
— соблюдать орфоэпические нормы произношения;
— составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
— составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
— пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
— соблюдать элементарные гигиенические правила;
— ориентироваться на странице тетради.
Примерное календарно-тематическое планирование
по курсу «Развитие речи».
№ п/п | Тема программного материала. | Дата |
Понятие об устной и письменной речи. Вежливые слова. Ознакомление с гигиеническими требованиями письма. Раскрашивание предметов. | 06.10.15 13.10.15 | |
Жесты, мимика. Рисование декоративных узоров разных форм. | 20.10.15 27.10.15 | |
Громкость, тон, темп устной речи. Штриховка. | 03.11.15 10.11.15 | |
Текст, предложение, слово. Строка и междустрочное пространство. | 17.11.15 24.11.15 | |
Слово, слог. Рисование бордюров в ограниченном пространстве ( рабочая строка). | 01.12.15 08.12.15 | |
Слоговой анализ слов. Продолжи узор. | 15.12.15 22.12.15 | |
Ударение. Письмо прямых наклонных линий (сверху вниз и слева направо). | 29.12.15 | |
Деление слов на слоги. Прямая наклонная линия (короткая и длинная). | 14.01.16 | |
Деление слогов на звуки. Прямые линии с закруглением внизу. | 21.01.16 | |
Звуки и буквы. Прямые линии с закруглением вверху. | 28.01.16 04.02.16 | |
Гласные и согласные звуки. Письмо длинной линии с петлёй вверху. | 11.02.16 | |
Звуковая структура. Письмо длинной линии с петлёй внизу. | 18.02.16 | |
Слогообразующая роль гласных. Письмо овалов и полуовалов. | 01.03.16 10.03.16 | |
Ударные и безударные слоги, ударные и безударные гласные. Письмо овалов и полуовалов. | 17.03.16 | |
Слого - звуковой анализ слов. Повторение изученных элементов. | 24.03.16 31.03.16 | |
Правильное употребление слов — названий предметов, признаков, действий; объяснение их значенийЭлементы букв. | 07.04.16 14.04.16 | |
Пересказ знакомой сказки.Элементы букв. | 21.04.16 28.04.16 | |
Составление рассказа по картинке.Элементы букв. | 10.05.16 17.05.16 | |
Рассказ из личного опыта.Элементы букв. | 24.05.16 | |
Сюжетный (свободный) рассказ по серии картинок. Повторение изученных элементов. | 30.05.16 | |
Итого: | 32 занятия |
Взаимодействие с семьёй в период подготовки к школе.
Социальная среда — явление многогранное и включает целый ряд институтов, среди которых наиболее тесно связан с обществом такой социальный институт, как семья. Каждый член семьи, сохраняя автономность, входит в различные объединения, в разные социальные группы. Внутрисемейная организация складывается не только по воле ее членов, но и под влиянием внешних условий социальной жизни общества. Семья воздействует на отношения в обществе, влияет на характер всех процессов общественной жизни, является слепком социальной структуры общества.
Семья составляет первое окружение человека после рождения, она является первой социальной средой, которая транслирует накопленные обществом культурно-исторические ценности. Кроме того, семья обладает собственными внутренними специфическими характеристиками, которыми и обуславливается незаменимый потенциал семьи. Общение с родителями выполняет в период взросления и становления ребенка важную задачу: родители обеспечивают безопасные условия для самостоятельного активного освоения ребенком мира объектов и социальных отношений.
В то же время семья характеризуется эмоциональным характером взаимоотношений; постоянным и длительным воздействием на ребенка, проявляющимся в различных жизненных ситуациях; объективными возможностями систематического включения детей в социокультурную повседневную деятельность. Общение в такой атмосфере оказывает сильнейшее влияние на развитие ребенка, становится школой социальных чувств. Именно в этом и заключается одно из важнейших преимуществ развивающего потенциала семьи перед другими институтами, имеющими целью развитие личности ребенка.
Существенно также и то, что в семье представлены различные возрастные, половые, профессиональные «подсистемы». Наличие в семье сложного, обогащающего образца, каковым выступают родители, способствует нормальному развитию ребенка, позволяет ему более полно проявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.
На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в дошкольное учреждение. Теперь его окружают новые люди — взрослые и дети, которых он раньше не знал. Они составляют иную общность, чем его семья. Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в детском саду, и дома, а дошкольное учреждение будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, поможет подготовиться к школе, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка — ему на благо. Но если с этого момента родители не будут принимать активное участие в разрешении трудностей, с которыми сталкивается ребенок, то последствия этого непредсказуемы.
В целом взаимодействие — диалог педагога и родителей, его эффективность определяется тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами себя ощущают личностями и видят личность в каждом, с кем общаются.
Сотрудничество педагога с родителями возможно, если оно сопровождается его постоянным профессиональным ростом. Педагог, знающий психологию общения, основы социологии и конфликтологии, может уверенно строить доверительный диалог с родителями, передавать свои профессиональные знания. Воспитателю необходимо проявлять большую инициативность в общении с ними. Конечно, дошкольное учреждение и само нуждается в изменении, в признании семей своих воспитанников в качестве равноправных партнеров по взаимодействию с общей целью — обеспечить детям счастливое детство.
Активный курс на создание единого пространства развития ребенка должны поддерживать как детский сад, так и семья. Однако сами сотрудники дошкольных учреждений иногда берут на себя все заботы по воспитанию и обучению детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность и инициативу в общении с педагогическим коллективом учреждения. Эмоциональное самочувствие ребенка — это показатель характера взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
Многие родители нуждаются в конкретной помощи. Источником этой помощи может стать сам педагог при условии установления доверительного сотрудничества и взаимодействия. Назрела острая необходимость в соответствующем просвещении родителей, в осуществлении идивидуально-дифференцированного подхода к каждой семье.
Рекомендации:
— изучение образа жизни семьи, которое проявляется в ровных, «союзнических» отношениях воспитателей с родителями, основанных на взаимной выгоде, характеризующихся желанием добиться большего;
— выявление содержательного аспекта практики взаимодействия семьи и детского сада, конкретные формы, в которые оно выливается;
— расширение представлений о содержании и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней;
— необходимость специального разъяснения роли семьи в воспитании детей, в осуществлении индивидуального подхода к каждому ребенку и важности объединения усилий детского сада и семьи по этому вопросу;
— владение техникой и культурой общения с родителями;
— преодоление практики эпизодического взаимодействия воспитателей с родителями как недостаточно эффективного;
— переход к планируемому и постоянному индивидуально-дифференцированному взаимодействию с каждой конкретной семьей.
Наиболее распространенные формы взаимодействия педагога и семьи:
— родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, круглые столы, тематические практикумы, конференции, почтовые ящики.