Конспект образовательной деятельности «Путешествие в фиолетовый лес»
методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему

Антонова Марина Юрьевна

В ходе организованной образовательной деятельности дети «отправляются» в волшебный Фиолетовый лес, чтобы помочь Малышу Гео разгадать загадочную шифровку. Для этого им приходится пройти различные испытания, в том числе и самостоятельное изучение состава числа 12.
Данное интегрированное занятие было проведено с детьми коррекционной подготовительной к школе группы. Конспект может быть использован в работе педагогов с детьми и общеобразовательной подготовительной к школе группе и с учениками первого класса. Данный материал будет интересен педагогам, использующих развивающие игры и технологию В.В. Воскобовича "Сказочные лабиринты игры".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry2.docx638.99 КБ

Предварительный просмотр:


Описание работы: В ходе организованной образовательной деятельности дети «отправляются» в волшебный Фиолетовый лес, чтобы помочь Малышу Гео разгадать загадочную шифровку. Для этого им приходится пройти различные испытания, в том числе и самостоятельное изучение состава числа 12.
Данное интегрированное занятие было проведено с детьми коррекционной подготовительной к школе группы (6-7 лет с ОНР III уровня речевого развития). Конспект может быть использован в работе педагогов с детьми и общеобразовательной подготовительной к школе группе и с учениками первого класса. Данный материал будет интересен педагогам, использующих развивающие игры и технологию В.В. Воскобовича "Сказочные лабиринты игры".

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие и художественно-эстетическое развитие (в той или иной степени). 
Цель: знакомство с составом числа 12.
Задачи: 
Познавательные:
• продолжать учить составлять и решать простые арифметические примеры на сложение и на вычитание на наглядной основе; при решении задач пользоваться знаками действий: «+», «–» и «=»; 
• продолжать учить раскладывать число на меньшие части и составлять из меньших большее (на наглядной основе);
• познакомить с числом 12, его составом;
• отрабатывать умение детей ориентироваться на ограниченной территории, располагать предметы и их изображения в указанном направлении (вверх, вниз, слева, справа и т.д.);
• формировать умение «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве;
• закреплять знания звуков и букв, определения звуков в слове, различения гласных и согласных звуков, представления о твердости-мягкости; 
• упражнять в составление 2-составных слов (однопалубный, двухпалубный, трехпалубный…);
• создавать условия для поисково-исследовательской деятельности;
• расширять представления об окружающем мире.
Коррекционно-развивающие:
• развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 5 мин);
• активизировать и обогащать словарь детей; 
• совершенствовать навыки связной речи;
• развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях; 
• стимулировать развитие и формирование познавательного интереса;
• развивать чувство ритма;
• развивать общую и мелкую моторику;
• развивать внимание, память, мышления, воображение, творчество. 
Воспитательные задачи:
• развивать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
• воспитывать умение выслушивать и дополнять высказывания других детей; 
• воспитывать желание помочь окружающим, оказать помощь и поддержку;
• воспитывать бережное отношение к здоровью.

Предварительная работа с детьми: 
• решение простых арифметических примеров на сложение и на вычитание на Счетовозике;
• проведение графических диктантов разного уровня сложности;
• состав числа 11 на кораблике Буль-буль;
• игровые задания на Игровизоре;
• использование гимнастики для глаз, для ума.

Материалы и оборудование: 
Игры Воскобовича: Счетовозики (по числу детей), кораблики Буль-буль (по числу детей), Игровизоры(по числу детей), маркеры и салфетки (по числу детей), коврограф Ларчик, разноцветные веревочки, Умные стрелочки; персонажи – Малыш Гео и Ворон Метр; 
карточки разных цветов с арифметическими примерами (желтые - на сложение в пределах первого десятка, синие – на вычитание в пределах первого десятка, красные – сложение и вычитание в пределах второго десятка); песочные часы продолжительностью 1 минута; солевая грелка «Лор»; сундук; глобус, записки с заданиями; 
проектор, экран, ноутбук с презентацией.

Ход:

Воспитатель: Ребята, нас опять зовет на помощь Малыш Гео. 
На презентации слайд №1. Малыш Гео и Ворон Метр держат шифровку 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/37590_fd38b2b751c6bf3052a7e4af1a595a15.jpg.jpg


Голос Малыша Гео: Ребята, Незримка Всюсь заколдовал Ворона Мэтра, и теперь тот не может говорить (это в волшебной – то стране!). Колдовство потеряет силу, если разгадать шифровку. 
Воспитатель: Что же будем делать?
Дети: Отправимся в Фиолетовый лес на помощь
Воспитатель: Как туда можно попасть? (ответы детей)
Слайд №2

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/37590_00b3949cd4a8ae3e52ea1327e385d2cc.jpg.jpg


Воспитатель: Смотрите, чтобы быстрее добраться, Малыш Гео предлагает вам Счетовозики. Как только все решат свои примеры, Счетовозики вмиг доставят вас в Фиолетовый лес. Но сначала разминка для ума! 
Дети выполняют упражнения: «Крюки» (замок), Перекрестные шаги, Ушки, восьмерка руками, восьмерка глазами.

Воспитатель: Теперь все готовы! Пример каждый выберет себе сам.
Каждый ребенок выбирает для себя пример по степени сложности – простой (желтые карточки - на сложение в пределах первого десятка), средней сложности (синие карточки – на вычитание в пределах первого десятка), повышенной трудности (красные карточки – сложение и вычитание в пределах второго десятка).
Дети решают («вышивают») на Счетовозике выбранные примеры

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/37590_f2c4ce09e2a5600ce071a3c90ecb7267.jpg.jpg



9-6=3

Воспитатель: Все справились с заданием и получили свой «билет». Крепче держим Счетовозики и вперед! 

Дети строятся, изображая поезд под звук паровозика 
Слайды - Счетовозик въезжает на полянку, далее - картинка Фиолетового леса 

Воспитатель: Вот и прибыли. Что же делать дальше? 
Слайд – Малыш Гео с Игровизором

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/37590_ef93aec7335c8634ea7dab8571496399.jpg.jpg



Дети: Нужно выполнить какое-то задание на Игровизоре.

Дети берут Игровизоры. В первый Игровизор вложено задание.

Воспитатель: А вот и задание. Но сначала определим, кто будет записывать задание с помощью Умных стрелочек, а кто выполнять веревочками на Коврографе, остальные – на Игровизорах.

С Умными стрелочками идет заниматься тот, у кого имя начинается на гласный звук.
Дети анализируют, у кого из присутствующих имя начинается на гласный звук. (Данное задание проектируется исходя из Вашего конкретного случая)

Воспитатель: Выполнять задание на Коврографе идет тот, у кого имя начинается на звук «К» (в нашем случае это трое ребят – Кирилл, Катя, Ксюша, поэтому добавочное задание)
- Идет тот из троих, у кого фамилия на звук «С» (это двое из троих - Сафронов и Сидорова )
- Идет тот из двоих, у кого имя начинается на мягкий звук (Кирилл выходит к Коврографу) 
(Данное задание проектируется исходя из Вашего конкретного случая)
Воспитатель диктует задание графического диктанта, дети воспринимают на слух и выполняют на Игровизорах, а выбранные дети - на коврографе веревочкой, и ковровой полянке Умными стрелочками и цифрами.

Графический диктант: 
1. Поставить точку на 5 клеток вверх от Центра; 
2. Внимание, сложное движение - вправо, вниз (дети знают, что если не называется цифра, то значит это движение на 1 клетку); 
3. Вправо; 
4. Внимание, сложное движение - вправо, вниз;
5. 2 вправо;
6. Внимание, сложное движение – 2 влево, 2 вниз;
7. 3 влево.

На Коврографе все выполняется веревочками.


Дети рисуют на Игровизорах.


А на другом Коврографе или, в моем случае, на полянке Фиолетового леса, выставляются в ряд Умные стрелочки, согласно задания 


Воспитатель: Теперь нужно дорисовать зеркально вторую половину

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/37590_9d89896dd801cf57bda41d0e78880218.jpg.jpg

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/37590_887c8a5bc1bede5e010609b9ce5d48af.jpg.jpg


Воспитатель: Что у вас получилось? 
Дети: Получился кораблик
Воспитатель: Что это может означать?
Дети: Где-то рядом Гусь Капитан и его Матросы - Лягушки.
-Дальше путешествие будет на кораблике.
- Нужно спешить на какой-то водоем.
-Но как найти дорогу?

Слайд с запиской, которую дети читают сами: «Ищите под нашей планетой»

Воспитатель: Где же нужно искать?

Дети рассуждают и приходят к выводу, что искать нужно под глобусом
Находят под глобусом записку-картинку

Записка-картинка: 
1 - Лев-Павлин
2 – Павлин 
3 - Лань 
4 - Лев 
5 - Пони
6 - мультяшное личико 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/37590_fb96cdb6136e6f02337e51108e93f980.jpg.jpg


Воспитатель: Что это значит?
Дети: Нужно это все изобразить.

Дети по очереди встают в ряд, изображая каждый каждый этап, а один смотрит, что получится. (Лев-Павлин - это граница между Львом и Павлином, значит поднять вместе руки вверх; Павлин – поднять правую руку в верхний - правый угол; Лань - левая нога в левую сторону; Лев - поднять левую руку в верхний левый угол; Пони - правая нога в правую сторону. Личико - обозначает то, что кто-то один смотрит, что получилось)

Воспитатель: Что же получилось?
Дети: - Буква «Ж»
- Жук
- Снежинка 
Воспитатель: Когда обычно бывают снежинки? 
Дети: Зимой

Слайд - Гимнастика для глаз «Снежинка» (дети выполняют электронную гимнастику для глаз)

Слайд-анимация «Идет снег в Фиолетовом лесу»

Воспитатель: Что-то стало холодно, давайте погреемся – разогреем пальчики, руки-ноги. Разгоним кровь. 

Массаж конечностей. Дети растирают руки (в том числе пальчики) и ноги.

Воспитатель: Но становится еще «холоднее». Только язычок и губы еще шевелятся – во рту теплее. Мы замерзнем! На помощь! SOS! 

Слайд – Лягушонок Озеркин, рядом машина Скорой помощи, на которой изображение солевой грелки «Лор»

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/37590_724b12b7a74fc5f4f971ab9a989b61a3.jpg.jpg


Воспитатель: Что это значит? Почему здесь машина Скорой помощи?

Дети высказывают предположения, и решают, что нужно искать в аптечке
Достаем из аптечки грелку, исследуем. Дети нажимают на кнопочку, начинается процесс кристаллизации, сопровождающийся выделением тепла


Дети: Чудо! Мы согрелись! Спасибо!

Слайд - Лягушонок Озеркин с надписью: «И не дайте замерзнуть озеру». 
Дети читают сами (кто умеет)

Воспитатель: Как мы можем помочь озеру грелкой?

Прикладываем к озеру на полянке Фиолетового леса– «оно становится теплое». «Случайно» находим в озере записку.
Текст записки: «Спасибо – вы не дали замерзнуть озеру – и к вам приплыли ваши кораблики. Посмотрите направо. Кораблики помогут вам»
Дети смотрят направо и находят сундук. Достают из сундука кораблики и персонажей Малыша Гео и Ворона Метра.


Слайд с числом 12

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/37590_a2758678db8979c38f256bba579dfa5e.jpg.jpg


Воспитатель: Что это значит?
Дети: Нужно составить число 12, как мы составляли 11
Воспитатель: Как можно составить 12 с помощью десятка? Как по-другому назвать десяток? 
Дети: Десяток по-другому - дцать. Две на дцать - получается двенадцать (показывают)

Дети составляют на корабликах десяток и два флажка, получается 12

Воспитатель: А теперь давайте устроим соревнование, кто за 5 минут больше построит вариантов состава числа 12. Сколько палуб получится у вашего корабля? Как называется кораблик, у которого одна палуба? (однопалубный) Две палубы? (двухпалубный). Три палубы? (трехпалубный) и т.д.
Дети составляют разные варианты состава числа 12 из флажков кораблика Буль-буль, используя двойные, тройные и т.д. и записывают на Игровизорах результат. Например: 10+2=12, 5+5+1+1=12, 3+4+3+2=12, 4+4+4=12, 5+3+2+2=12 и т.п.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/37590_3bc2d0f0a61ade235f1e41b202a132eb.jpg.jpg


При этом дети не забывают следить за временем, сами переворачивая песочные часы по истечении каждой минуты (в сумме 5 минут)
Аналогичное задание дети выполняли с числом 11, поэтому не возникло затруднений без предварительного объяснения. Таким образом, дети сами усвоили новый материал с помощью кораблика Будь-буль. При этом они называют кораблик по числу полученных палуб, упражняясь в составление 2-составных слов.


Воспитатель: Подводим итоги. У кого получилось больше палуб? 

Выявляем победителя, аплодируем.
Снова слайд с шифровкой

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/37590_f6a998174e17e9f31e65e424c87ca2af.jpg.jpg


Воспитатель: Настало время разгадать шифровку. Наверное, мы не зря составляли число 12?

Возможные варианты детей, если правильного ответа нет, воспитатель помогает

Воспитатель: Помните, мы когда-то говорили о том, что цифры можно записать буквами. Значит, что может означать эта надпись Д+Д=Д?

Дети анализируют свои записи примеров и делают выводы
Дети: Д (два) + Д (десять) = Д (двенадцать)

Слайд с Вороном Метром. 
Голос Ворона Метра: «Спасибо, ребята! Вы помогли Малышу Гео разгадать загадку Незримки Всюсь, и вернули мне способность говорить»
Голос малыша Гео: И у нас теперь праздничное настроение! Давайте потанцуем!

Физминутка «Собрались на празднике все мои друзья» (Студия детского праздника "Мальвина" )

Воспитатель: А нам пора возвращаться. Счетовозики уже готовы, составим пример, который мы разгадали 10+2=12 и в путь!

Дети «вышивают» пример.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/37590_67447af7d3dca055381ee85fc15c4cda.jpg.jpg


Затем строятся, изображая поезд под звук паровозика
Слайд-анимация - Счетовозик уезжает с полянки Фиолетового леса


Итог.
Воспитатель:
 Что вам понравилось в нашем путешествии? (Ответы детей)
Какие добрые дела вы совершили? (Ответы детей)
Что нового вы узнали? (Ответы детей)
Чему научились? (Ответы детей)
Воспитатель: А свои впечатления от путешествия вы можете нарисовать или слепить из пластилина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности "Путешествие по островам"

В процессе совместной образовательной деятельности у детей формируются представления о том, что такое дружба, что важно в дружеских взаимоотношениях. Развиваются добрые, теплые взаимоотношения между д...

Конспект образовательной деятельности "Путешествие по Грамотейке"

Это занятие было представлено на методическом объединении воспитателей города Свободного. Тема - подготовка к обучению грамоте. Образовательная область - познание....

Конспект образовательной деятельности "Путешествие Деда Мороза"

Возраст детей: старшая группа Образовательная область: познание (фоормирование целостной картины мира) Тип занятия: обобщающее...

Конспект образовательной деятельности "Путешествие по родному краю"

Непосредственно образовательная деятельность "Путешествие по родному краю" проводилась в рамках проекта "Социально-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем".  С помо...

Конспект образовательной деятельности "Путешествие к звездам"

Конспект образовательной деятельности "Путешествие к звездам"...

Конспект образовательной деятельности "Путешествие в страну звуков" для детей старшей группы, проведенной 17 февраля 2017 года с использованием игровой, информационно- коммуникативной, здоровьесберегающей технологии. Образовательная область: "Речево

Задачи:Обучающие: Продолжать учить различать согласные и гласные звуки. Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.Закреплять умение понимать учебную задачу, выполнят...