Конспект образовательной деятельности «Путешествие в фиолетовый лес»
методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему
В ходе организованной образовательной деятельности дети «отправляются» в волшебный Фиолетовый лес, чтобы помочь Малышу Гео разгадать загадочную шифровку. Для этого им приходится пройти различные испытания, в том числе и самостоятельное изучение состава числа 12.
Данное интегрированное занятие было проведено с детьми коррекционной подготовительной к школе группы. Конспект может быть использован в работе педагогов с детьми и общеобразовательной подготовительной к школе группе и с учениками первого класса. Данный материал будет интересен педагогам, использующих развивающие игры и технологию В.В. Воскобовича "Сказочные лабиринты игры".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry2.docx | 638.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание работы: В ходе организованной образовательной деятельности дети «отправляются» в волшебный Фиолетовый лес, чтобы помочь Малышу Гео разгадать загадочную шифровку. Для этого им приходится пройти различные испытания, в том числе и самостоятельное изучение состава числа 12.
Данное интегрированное занятие было проведено с детьми коррекционной подготовительной к школе группы (6-7 лет с ОНР III уровня речевого развития). Конспект может быть использован в работе педагогов с детьми и общеобразовательной подготовительной к школе группе и с учениками первого класса. Данный материал будет интересен педагогам, использующих развивающие игры и технологию В.В. Воскобовича "Сказочные лабиринты игры".
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие и художественно-эстетическое развитие (в той или иной степени).
Цель: знакомство с составом числа 12.
Задачи:
Познавательные:
• продолжать учить составлять и решать простые арифметические примеры на сложение и на вычитание на наглядной основе; при решении задач пользоваться знаками действий: «+», «–» и «=»;
• продолжать учить раскладывать число на меньшие части и составлять из меньших большее (на наглядной основе);
• познакомить с числом 12, его составом;
• отрабатывать умение детей ориентироваться на ограниченной территории, располагать предметы и их изображения в указанном направлении (вверх, вниз, слева, справа и т.д.);
• формировать умение «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве;
• закреплять знания звуков и букв, определения звуков в слове, различения гласных и согласных звуков, представления о твердости-мягкости;
• упражнять в составление 2-составных слов (однопалубный, двухпалубный, трехпалубный…);
• создавать условия для поисково-исследовательской деятельности;
• расширять представления об окружающем мире.
Коррекционно-развивающие:
• развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 5 мин);
• активизировать и обогащать словарь детей;
• совершенствовать навыки связной речи;
• развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях;
• стимулировать развитие и формирование познавательного интереса;
• развивать чувство ритма;
• развивать общую и мелкую моторику;
• развивать внимание, память, мышления, воображение, творчество.
Воспитательные задачи:
• развивать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
• воспитывать умение выслушивать и дополнять высказывания других детей;
• воспитывать желание помочь окружающим, оказать помощь и поддержку;
• воспитывать бережное отношение к здоровью.
Предварительная работа с детьми:
• решение простых арифметических примеров на сложение и на вычитание на Счетовозике;
• проведение графических диктантов разного уровня сложности;
• состав числа 11 на кораблике Буль-буль;
• игровые задания на Игровизоре;
• использование гимнастики для глаз, для ума.
Материалы и оборудование:
Игры Воскобовича: Счетовозики (по числу детей), кораблики Буль-буль (по числу детей), Игровизоры(по числу детей), маркеры и салфетки (по числу детей), коврограф Ларчик, разноцветные веревочки, Умные стрелочки; персонажи – Малыш Гео и Ворон Метр;
карточки разных цветов с арифметическими примерами (желтые - на сложение в пределах первого десятка, синие – на вычитание в пределах первого десятка, красные – сложение и вычитание в пределах второго десятка); песочные часы продолжительностью 1 минута; солевая грелка «Лор»; сундук; глобус, записки с заданиями;
проектор, экран, ноутбук с презентацией.
Ход:
Воспитатель: Ребята, нас опять зовет на помощь Малыш Гео.
На презентации слайд №1. Малыш Гео и Ворон Метр держат шифровку
Голос Малыша Гео: Ребята, Незримка Всюсь заколдовал Ворона Мэтра, и теперь тот не может говорить (это в волшебной – то стране!). Колдовство потеряет силу, если разгадать шифровку.
Воспитатель: Что же будем делать?
Дети: Отправимся в Фиолетовый лес на помощь
Воспитатель: Как туда можно попасть? (ответы детей)
Слайд №2
Воспитатель: Смотрите, чтобы быстрее добраться, Малыш Гео предлагает вам Счетовозики. Как только все решат свои примеры, Счетовозики вмиг доставят вас в Фиолетовый лес. Но сначала разминка для ума!
Дети выполняют упражнения: «Крюки» (замок), Перекрестные шаги, Ушки, восьмерка руками, восьмерка глазами.
Воспитатель: Теперь все готовы! Пример каждый выберет себе сам.
Каждый ребенок выбирает для себя пример по степени сложности – простой (желтые карточки - на сложение в пределах первого десятка), средней сложности (синие карточки – на вычитание в пределах первого десятка), повышенной трудности (красные карточки – сложение и вычитание в пределах второго десятка).
Дети решают («вышивают») на Счетовозике выбранные примеры
9-6=3
Воспитатель: Все справились с заданием и получили свой «билет». Крепче держим Счетовозики и вперед!
Дети строятся, изображая поезд под звук паровозика
Слайды - Счетовозик въезжает на полянку, далее - картинка Фиолетового леса
Воспитатель: Вот и прибыли. Что же делать дальше?
Слайд – Малыш Гео с Игровизором
Дети: Нужно выполнить какое-то задание на Игровизоре.
Дети берут Игровизоры. В первый Игровизор вложено задание.
Воспитатель: А вот и задание. Но сначала определим, кто будет записывать задание с помощью Умных стрелочек, а кто выполнять веревочками на Коврографе, остальные – на Игровизорах.
С Умными стрелочками идет заниматься тот, у кого имя начинается на гласный звук.
Дети анализируют, у кого из присутствующих имя начинается на гласный звук. (Данное задание проектируется исходя из Вашего конкретного случая)
Воспитатель: Выполнять задание на Коврографе идет тот, у кого имя начинается на звук «К» (в нашем случае это трое ребят – Кирилл, Катя, Ксюша, поэтому добавочное задание)
- Идет тот из троих, у кого фамилия на звук «С» (это двое из троих - Сафронов и Сидорова )
- Идет тот из двоих, у кого имя начинается на мягкий звук (Кирилл выходит к Коврографу)
(Данное задание проектируется исходя из Вашего конкретного случая)
Воспитатель диктует задание графического диктанта, дети воспринимают на слух и выполняют на Игровизорах, а выбранные дети - на коврографе веревочкой, и ковровой полянке Умными стрелочками и цифрами.
Графический диктант:
1. Поставить точку на 5 клеток вверх от Центра;
2. Внимание, сложное движение - вправо, вниз (дети знают, что если не называется цифра, то значит это движение на 1 клетку);
3. Вправо;
4. Внимание, сложное движение - вправо, вниз;
5. 2 вправо;
6. Внимание, сложное движение – 2 влево, 2 вниз;
7. 3 влево.
На Коврографе все выполняется веревочками.
Дети рисуют на Игровизорах.
А на другом Коврографе или, в моем случае, на полянке Фиолетового леса, выставляются в ряд Умные стрелочки, согласно задания
Воспитатель: Теперь нужно дорисовать зеркально вторую половину
Воспитатель: Что у вас получилось?
Дети: Получился кораблик
Воспитатель: Что это может означать?
Дети: Где-то рядом Гусь Капитан и его Матросы - Лягушки.
-Дальше путешествие будет на кораблике.
- Нужно спешить на какой-то водоем.
-Но как найти дорогу?
Слайд с запиской, которую дети читают сами: «Ищите под нашей планетой»
Воспитатель: Где же нужно искать?
Дети рассуждают и приходят к выводу, что искать нужно под глобусом
Находят под глобусом записку-картинку
Записка-картинка:
1 - Лев-Павлин
2 – Павлин
3 - Лань
4 - Лев
5 - Пони
6 - мультяшное личико
Воспитатель: Что это значит?
Дети: Нужно это все изобразить.
Дети по очереди встают в ряд, изображая каждый каждый этап, а один смотрит, что получится. (Лев-Павлин - это граница между Львом и Павлином, значит поднять вместе руки вверх; Павлин – поднять правую руку в верхний - правый угол; Лань - левая нога в левую сторону; Лев - поднять левую руку в верхний левый угол; Пони - правая нога в правую сторону. Личико - обозначает то, что кто-то один смотрит, что получилось)
Воспитатель: Что же получилось?
Дети: - Буква «Ж»
- Жук
- Снежинка
Воспитатель: Когда обычно бывают снежинки?
Дети: Зимой
Слайд - Гимнастика для глаз «Снежинка» (дети выполняют электронную гимнастику для глаз)
Слайд-анимация «Идет снег в Фиолетовом лесу»
Воспитатель: Что-то стало холодно, давайте погреемся – разогреем пальчики, руки-ноги. Разгоним кровь.
Массаж конечностей. Дети растирают руки (в том числе пальчики) и ноги.
Воспитатель: Но становится еще «холоднее». Только язычок и губы еще шевелятся – во рту теплее. Мы замерзнем! На помощь! SOS!
Слайд – Лягушонок Озеркин, рядом машина Скорой помощи, на которой изображение солевой грелки «Лор»
Воспитатель: Что это значит? Почему здесь машина Скорой помощи?
Дети высказывают предположения, и решают, что нужно искать в аптечке
Достаем из аптечки грелку, исследуем. Дети нажимают на кнопочку, начинается процесс кристаллизации, сопровождающийся выделением тепла
Дети: Чудо! Мы согрелись! Спасибо!
Слайд - Лягушонок Озеркин с надписью: «И не дайте замерзнуть озеру».
Дети читают сами (кто умеет)
Воспитатель: Как мы можем помочь озеру грелкой?
Прикладываем к озеру на полянке Фиолетового леса– «оно становится теплое». «Случайно» находим в озере записку.
Текст записки: «Спасибо – вы не дали замерзнуть озеру – и к вам приплыли ваши кораблики. Посмотрите направо. Кораблики помогут вам»
Дети смотрят направо и находят сундук. Достают из сундука кораблики и персонажей Малыша Гео и Ворона Метра.
Слайд с числом 12
Воспитатель: Что это значит?
Дети: Нужно составить число 12, как мы составляли 11
Воспитатель: Как можно составить 12 с помощью десятка? Как по-другому назвать десяток?
Дети: Десяток по-другому - дцать. Две на дцать - получается двенадцать (показывают)
Дети составляют на корабликах десяток и два флажка, получается 12
Воспитатель: А теперь давайте устроим соревнование, кто за 5 минут больше построит вариантов состава числа 12. Сколько палуб получится у вашего корабля? Как называется кораблик, у которого одна палуба? (однопалубный) Две палубы? (двухпалубный). Три палубы? (трехпалубный) и т.д.
Дети составляют разные варианты состава числа 12 из флажков кораблика Буль-буль, используя двойные, тройные и т.д. и записывают на Игровизорах результат. Например: 10+2=12, 5+5+1+1=12, 3+4+3+2=12, 4+4+4=12, 5+3+2+2=12 и т.п.
При этом дети не забывают следить за временем, сами переворачивая песочные часы по истечении каждой минуты (в сумме 5 минут)
Аналогичное задание дети выполняли с числом 11, поэтому не возникло затруднений без предварительного объяснения. Таким образом, дети сами усвоили новый материал с помощью кораблика Будь-буль. При этом они называют кораблик по числу полученных палуб, упражняясь в составление 2-составных слов.
Воспитатель: Подводим итоги. У кого получилось больше палуб?
Выявляем победителя, аплодируем.
Снова слайд с шифровкой
Воспитатель: Настало время разгадать шифровку. Наверное, мы не зря составляли число 12?
Возможные варианты детей, если правильного ответа нет, воспитатель помогает
Воспитатель: Помните, мы когда-то говорили о том, что цифры можно записать буквами. Значит, что может означать эта надпись Д+Д=Д?
Дети анализируют свои записи примеров и делают выводы
Дети: Д (два) + Д (десять) = Д (двенадцать)
Слайд с Вороном Метром.
Голос Ворона Метра: «Спасибо, ребята! Вы помогли Малышу Гео разгадать загадку Незримки Всюсь, и вернули мне способность говорить»
Голос малыша Гео: И у нас теперь праздничное настроение! Давайте потанцуем!
Физминутка «Собрались на празднике все мои друзья» (Студия детского праздника "Мальвина" )
Воспитатель: А нам пора возвращаться. Счетовозики уже готовы, составим пример, который мы разгадали 10+2=12 и в путь!
Дети «вышивают» пример.
Затем строятся, изображая поезд под звук паровозика
Слайд-анимация - Счетовозик уезжает с полянки Фиолетового леса
Итог.
Воспитатель: Что вам понравилось в нашем путешествии? (Ответы детей)
Какие добрые дела вы совершили? (Ответы детей)
Что нового вы узнали? (Ответы детей)
Чему научились? (Ответы детей)
Воспитатель: А свои впечатления от путешествия вы можете нарисовать или слепить из пластилина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности "Путешествие по островам"
В процессе совместной образовательной деятельности у детей формируются представления о том, что такое дружба, что важно в дружеских взаимоотношениях. Развиваются добрые, теплые взаимоотношения между д...
Конспект образовательной деятельности "Путешествие по Грамотейке"
Это занятие было представлено на методическом объединении воспитателей города Свободного. Тема - подготовка к обучению грамоте. Образовательная область - познание....
Конспект образовательной деятельности "Путешествие Деда Мороза"
Возраст детей: старшая группа Образовательная область: познание (фоормирование целостной картины мира) Тип занятия: обобщающее...
Конспект образовательной деятельности "Путешествие по родному краю"
Непосредственно образовательная деятельность "Путешествие по родному краю" проводилась в рамках проекта "Социально-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем". С помо...
Конспект образовательной деятельности "Путешествие к звездам"
Конспект образовательной деятельности "Путешествие к звездам"...
Конспект образовательной деятельности "Путешествие в страну звуков" для детей старшей группы, проведенной 17 февраля 2017 года с использованием игровой, информационно- коммуникативной, здоровьесберегающей технологии. Образовательная область: "Речево
Задачи:Обучающие: Продолжать учить различать согласные и гласные звуки. Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.Закреплять умение понимать учебную задачу, выполнят...