Занятие по ФЭМП в старшей группе
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему
Тема: ТРЕУГОЛЬНИК
Цель:
1) сформировать представление о треугольнике как общей форме некоторых предметов, умение распознавать треугольную форму в предметах окружающей обстановки;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);
3) закрепить счет до трех, умение сравнивать предметы по свойствам;
тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
treugolnikstarshaya_gruppa.docx | 21.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: ТРЕУГОЛЬНИК
Цель:
- сформировать представление о треугольнике как общей форме некоторых предметов, умение распознавать треугольную форму в предметах окружающей обстановки;
- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);
- закрепить счет до трех, умение сравнивать предметы по свойствам;
- тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: изображение 3 клоунов, 3 колпачка, карточки с разным количеством точек и предметов, предметные картинки с изображением предметов не треугольной формы.
Раздаточный: круги, треугольники, квадраты, таблицы, предметные картинки с изображением предметов треугольной формы, карточка с изображением 3 клоунов. :
Ход занятия:
Воспитатель собирает детей около фланелеграфа, на котором 3 клоуна.
- Сколько клоунов пришли к вам в гости? (Три.)
Воспитатель рассказывает, что клоуны не могут отыскать свои колпачки и просят помочь им.
Игра «Колпачки» (начало).
Дети садятся за столы, на которых находятся лежащие вперемешку 2 треугольника красного и зеленого цвета одного размера и 2 круга красного и зеленого цвета одного размера. Размер круга таков, что круг вписывается в треугольник. Показывая на геометрические фигуры, воспитатель говорит детям, что это разные головные уборы. Круги — это беретки, а треугольники - это колпачки.
- Какую форму имеют беретки? (Круглую.)
- Сколько береток? (Две.)
- Сколько колпачков? (Два.)
- Сколько клоунов просят вас о помощи? (Три.)
- Сможете ли вы выполнить просьбу клоунов? (Нет.)
- Почему вы не сможете этого сделать? (Потому что не хватает одного колпачка.)
- Где можно его купить? (В магазине.)
Игра «Колпачки» (продолжение).
Воспитатель предлагает сначала позвонить в магазин и узнать, есть ли там нужные головные уборы.
Продавец в магазине просит объяснить, какой именно головной убор нужен.
Возникает затруднение, так как большинство детей не знают название треугольника.
- Сумели ли вы объяснить продавцу, какой головной убор нужен? (Нет.)
- Почему не сумели? (Потому что не знаем, как назвать его форму.).
- Игра «Колпачки» (окончание).
- Попробуйте сами узнать название формы, которую имеет колпачок, чтобы вы смогли рассказать об этом продавцу.
Воспитатель предлагает детям, положить красный круглый берет на зеленый колпачок клоуна.
- Весь ли колпачок уместился под круглым беретом?
- Что выглядывает из-под круглого берета?
Если дети не знают слова «угол», то воспитатель называет его сам.
- Сколько уголков выглядывает снизу?
Дети считают вместе с воспитателем, проводя пальцем по дуге от одной стороны угла к другой: один, два, три.
- Как же назвать фигуру, у которой 3 уголка? Догадайтесь!
Здесь важно создать атмосферу поиска, когда дети высказывают
свои версии. Среди версий могут быть правильные, поскольку название «треугольник» детям уже встречалось.
Воспитатель хвалит всех детей, предложивших свои версии.
- Молодец, Антон! Почти угадал! А Маша точно сказала: треугольник, Повторите еще раз все вместе: треугольник.
- Как вы теперь объясните продавцу, какой головной убор вам нужен?
Дети говорят, что им нужен треугольный колпачок.
Если в ходе обсуждения никто из детей сам не назовет общую форму треугольника, можно закрепить с ними способ действий в ситуации затруднения:
- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? (Надо спросить у взрослого.)
Физминутка : «Велосипед».
Воспитатель рассказывает, что до магазина довольно далеко, и предлагает детям доехать до него на велосипеде.
Дети ложатся на ковер на спину, сгибают ноги в коленях, крутят педали, едут.
«В Игра магазине».
Дети подходят к отдельному столу, на котором находятся красные треугольники по количеству детей, а также красные круги и квадраты. Размер треугольников больше или меньше размера первых двух колпачков.
- Сколько треугольных колпачков вам нужно купить? (Один.)
Дети из множества фигур выбирают один треугольник и несут его к
своему столу.
- Сколько у вас треугольных колпачков? (Три.)
- Какой колпачок не такой, как остальные? (Зеленый, так как остальные колпачки красные)
Воспитатель кладет перед каждым ребенком полоску, на которой нарисованы три круга-личика такие же, как на фланелеграфе.
- Клоун с желтыми волосами хочет, чтобы ему одели не красный колпачок.
После того как дети выполнят задание, воспитатель дублирует действие на доске и предлагает детям проверить, правильно ли они нарядили клоуна.
- Клоун с оранжевыми волосами хочет, чтобы ему одели не большой колпачок.
Дети выполняют задание, воспитатель делает это на фланелеграфе.
- Какой колпачок у вас остался? (Большой красный.)
- На какого клоуна вы его наденете? (На клоуна с коричневыми волосами.)
Игра «Найди свое место».
Дети собираются около воспитателя.
Воспитатель говорит детям о том, что клоуны просят детей навести в их домике порядок. Для этого нужно найти свое место.
На столах лежат карточки с нарисованными на них точками (от 1 до 3). Каждый ребенок получает карточку с определенным количеством предметов и ищет место, на котором находится карточка с таким же количеством точек.
Проверка осуществляется индивидуально по мере выполнения детьми задания.
Воспитатель может задать детям вопросы:
- Что нарисовано на твоей картинке? (Например, стулья.)
- Сколько стульев нарисовано?
Ребенок отвечает, согласовывая числительное с существительным в роде.
Игра «Подбери по форме».
Дети по 4 человека садятся за столы. У каждого ребенка имеется таблица.
На середине стола находятся предметные картинки. Для удобства проверки картинки треугольной формы должны быть такими: 4 картинки, на которых нарисован треугольный зонтик, 4 картинки с треугольной рыбкой, 4 картинки с треугольным деревом. Картинки круглой и квадратной формы могут быть разными.
Клоуны просят детей подобрать картинки, по форме напоминающие треугольник, и положить в коробку (в пустые клетки).
Перед началом выполнения задания воспитатель спрашивает детей, какая фигура нарисована на коробке, и просит детей обвести пальчиком эту фигуру.
Дети обводят треугольник несколько раз.
Воспитатель предлагает детям нарисовать треугольник пальчиком по воздуху.
- Какие предметы вам нужно найти? (Треугольные.)
- Как вы будете их искать? Воспитатель предлагает детям, взяв карточку, обвести предмет, нарисованный на ней, пальчиком и определить, треугольный предмет или нет.
Воспитатель говорит детям, что все картинки, которые они положат в пустые клеточки, должны быть разными.
После того как все дети выполнили задание, воспитатель говорит, что клоуны просят рассказать, какие картинки они положили в пустые клеточки. Один ребенок называет первую картинку, например, треугольная рыбка. Остальные дети находят эту картинку у себя и хором повторяют: треугольная рыбка. Следующую картинку называет другой ребенок, все дети находят ее у себя и хором называют и т. д.
- Почему вы не положили в коробку остальные картинки? (Потому что они не треугольные.)
6. Итог занятия.
У кого вы сегодня побывали?
Чем вы смогли помочь клоунам?
Воспитатель говорит детям, что смогли помочь клоунам найти колпачки и разложить аккуратно вещи, потому что научились находить предметы треугольной формы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе
Математика - точная наука, но детям интересней сказки и игры. Приходится совмещать...
конспект занятия по ФЭМП в старшей группе
"Королевство Математики"...
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе
Это не просто занятие, а путешествие по любимым сказкам....
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе "Цветик-семицветик"
Знакомство с цифрой 7, совершенствовать навыки прямого и обратного счета; закрепить знания о геометрических фигурах, умение изображать их на бумаге; закрепить навыки штриховки; ориентировки на б...
Занятия по ФЭМП в старшей группе детского сада. Планы занятий. И.А. Помораева, В.А. Позина.
Перспективный план по ФЭМП в старшей группе детского сада....
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Сравнение групп предметов. Знаки = и ≠».
Конспект занятия в старшей группе по ФЭМП «Сравнение групп предметов. Знаки = и ≠»....
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Счёт в пределах 1-10».(Старшая группа.)
Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10, учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?»Закреплять представления о ч...