Самообразование "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

Черемшинская Анна Александровна

В условиях реализации ФГОС на этапе завершения дошкольного образования главными целевыми ориентирами являются: любознательность, воображение, наблюдательность, способность к выбору принятию собственных решений. Все это тесно связанно с развитием логического мышления детей. Ребенку, не овладевшему операциями логического мышления, труднее будет даваться успешность обучения в школе, скорость усвоения материала, так как уже на первых уроках он должен применять умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планы по самообразованию воспитателя МКДОУ №3 «Родничок» Черемшинской Анны Александровны

Тема: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»

Цели:    - Создать условия для эффективного использования логико-математических игр как эффективного  средства подготовки детей к школе.

        - Способствовать к развитию познавательной активности детей.

Задачи:

  1. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.
  2. Развивать воображение детей.
  3. Развивать логическое мышление детей.
  4. Развитие у старших дошкольников логических приемов (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).
  5. Формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения.
  6. Повысить уровень знаний у детей по развитию элементарных математических представлений.

Сроки

Формы работы

Практические результаты

Сентябрь - Октябрь

  1. Изучить теоретические основы данной темы «Моделирование как метод развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста».
  2. Работа с методическими рекомендациями по теме «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста» (ifourok.ru).
  3. Чтение статьи И.А. Чупариновой «Логика для дошкольников» (nsportal.ru Детский сад).

Изучение занимательных материалов:

- «Малыши играют в шахматы» (В.Г. Гришин М.: Просвещение, 1991-158с.)

- «Игровые задачи для дошкольников» (З.А. Михайлова Спб.: Детство Пресс, 2015-144с.)

- «Я решаю логические задачи 5-7 лет» (М.: ТЦ Сфера, 2007-48с.)

- «100 игр на развитие мышления» (А.В. Ермилова Ростов н/Д.: Феникс, 2015-95с.)  

Ноябрь-Декабрь

  1. Чтение математической сказки: «В стране «Математике» в пластилиновом районе»  (анализ и обсуждение сказки с детьми).
  2. Проведение НОД, с использованием игрового занимательного материала «Головоломки из счетных палочек».
  3. Проведение индивидуальной и подгрупповой деятельности с использованием блоков Дьенеша: д/и «Угощение для медвежат»; д/и «Логический поезд»; д/и «Украсим елку бусами».

- Инсценировка математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», участие детей.

- Создание карточки-схемы для головоломок из счетных палочек.

- Работа с родителями:

консультация и материал в родительский уголок  «Использование в игре и обучение «Задатки на сообразительность и развитие воображения»».

- Участие во Всероссийской викторине «Хочу все знать» - «Путешествие в мир математике» (1 место)

Январь-Февраль

  1. Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера: «Построение лестницы»).
  2. Игры на развитие внимания и логического мышления: «цветы на клумбах», «Я загадала», «Выбери нужное», «Я беру с собой в дорогу».
  3. Математическое развлечение «Путешествие в страну чудес».
  4. Развитие умственных и речевых способностей с помощью словесных игр: «Расселили птиц», «Ассоциации», «Придумай предложение».

- Консультация для родителей «Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте». Наглядный материал в родительский уголок по теме консультации.

- Проведение математического развлечения «Путешествие в страну чудес», активное участие детей.

- Работа с родителями: Консультация и наглядный материал в родительский уголок «Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников».  

- Словесные игры с детьми: «Расселили птиц», «Ассоциации», «Придумай предложение».

Март

  1. Консультация для воспитателей на тему: Развиваем логическое мышление».
  2. Игры на воссоздание силуэтов и моделирование на плоскости «Танграм», «Листик».
  3. Работа в обучающих тетрадях по развитию логического мышления.

- Работа в тетрадях по развитию логики и игры на плоскости.

- Картотека «Игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения дошкольников».

- Участие в олимпиаде Всероссийского конкурса «Ларец со сказками К.И. Чуковского» (2 место).

Апрель-Май

  1. Игры на развитие внимания и логического мышления: «Четвертый лишний», «Кто кем был и кто кем будет», «Варианты слов», «Запомни-повтори».
  2. Игры на развитие познавательных интересов: «Задачи-шутки», «Рассыпанные буквы», «Выложи на память», «Игра-головоломка».
  3. Математическая викторина «Игра в КВН»

- Создание геометрических игр: «Колумбово яйцо», «Танграм», «Волшебный круг», «Вьетнамская игра», «Листик», «Монгольская игра», «Пифагор».

- Приобретение: «Кубик-рубик», «Змейка» с инструкцией; «Домино», «Лото» и т.д.

- Рекомендация –консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала».

- Проведение математической викторины «Игрв в КВН».

- В течение года работал кружок «Юный шахматист». Итоговое мероприятие: «В гостях у шахматного короля».

- Фото-отчет   для родителей о проделанной работе по самообразованию «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста».



Предварительный просмотр:

Отчет по теме самообразования

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»

         Для самообразования я выбрала тему «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

           Логическое мышление – мышление, основанное на рассуждении и доказательстве.   В процессе развития логического мышления у ребенка формируется умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей. Также развиваются такие качества как любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание. Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова. 

           Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.
Для того чтобы в некоторой мере облегчить процесс  включения ребенка в школьное обучение, мною и была выбранная данная тема.

       Целью изучения  темы стало создание условий для максимального развития логического мышления  дошкольников и подготовка к успешному обучению в школе.

       Для раскрытия выбранной мною темы были поставлены следующие задачи:

  • создать условия для развития логического мышления у детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
  • обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации и.т.д.;

- укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое;

- воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности.

Новизна опыта  состоит:

  • в подборке и систематизации разного рода игр, упражнений пособий, литературы, нацеленных на развитие логического мышления детей ;
  •  в комплексном использовании занимательного дидактического материала  в непосредственно образовательной, игровой и самостоятельной деятельности.

Мной была изучена и взята в помощь при работе следующая методическая литература: 

- «Малыши играют в шахматы», В.Г. Гришин;

- «Игровые задачи для дошкольников», З.А. Михайлова;

- «Я решаю логические задачи», Е.В. Колесникова;

- «100 игр на развитие мышления»,

- «Увлекательные игры и упражнения для развития памяти детей старшего дошкольного возраста», А.В. Сунцова;

- Тесты для подготовки к школе», А. Герасимова.

Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. 

         Развитие логического мышления включает в себя  целенаправленное использование  развивающих и дидактических игр. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.

         В своей работе я использую следующие развивающие игровые технологии:

- Логические блоки «Дьенеша» - Развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение и познавательные способности. В  наборе нет  ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется  четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной;

- Палочки Кюизенера - Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной. Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развить у детей представление о числе на основе счета и измерения. Они способствуют развитию детского творчества, познавательной активности, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей;

- Игры – головоломки: «Танграм», «Листик», «Головоломка Пифагора», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо»-Игры-головоломки развивают: пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач.

        Игры – головоломки способствуют успешной подготовке детей к школе. Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры на несколько частей. Играть необходимо по принципу от простого - к сложному;

- Настольные логические игры: «Домино» (животные, транспорт), «Лото» (числа, животные), «Посчитай-ка», «Фигуры», «Цвет и форма», «Найди закономерность», «Противоположности» ит.д.  - Цель этих игр – развивать у детей логическое мышление, составлять целый предмет из отдельных частей. Усложнением в этих играх является увеличение количества частей, а также усложнение сюжета картинок, их содержание;

- Игры с счетными палочками - счетные палочки  развивают: концентрацию внимания (сосредоточенность), пространственное мышление, логику, воображение, мелкую моторику.

Как я использую палочки: считаем, выкладываем буквы, слова, цифры, примеры, строим схемы предложений, строим геометрические фигуры, строим лестницы, колодцы, железные дороги, строим дорожки, соблюдая ритм, и еще устраиваем превращения - это когда переложив одну-две палочки получаем другую фигуру, выкладываем различные картинки;

- Словесно-логические игры и упражнения - «Закончи предложение», «Подбери общее понятие», «Лишнее слово», «Отгадай загадку»,«Логические задачи»,«Задачи-шутки»,«Занимательные вопросы», «Вопросы на смекалку» и т.д. Данные игры и упражнения направлены на развитие умственных и речевых способностей  у детей;

- Работа в тетрадях по развитию логики, с картотекой «Игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения дошкольников»;

- «Змейка», «Кубик – Рубик», «Игры-разума» - развивают логическое мышление, пространственное воображение.

         Параллельно с работой над самообразованием, я вела кружок «Юный Шахматист», потому что Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста.

Цель данного кружка: расширение кругозора детей, знакомство с древней игрой «шахматы», в процессе обучения игре в шахматы способствовать концентрации внимания, развитию логического мышления, памяти, внимания, наблюдательности, интереса к игре в шахматы.

Задачи:

- Расширять кругозор детей, формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками;

- Закреплять умение ориентироваться на плоскости, развивать логическое мышление, память, наблюдательность, внимание.

- Развивать мелкую моторику рук, глазомер.

- Воспитывать настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах, спокойствие.

        Работая над темой «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста» я использую не только развивающие и дидактические игры, но и провожу занятия и развлечения в нетрадиционной форме. С этой целью разработала и провела  инсценировку математической сказки «В стране Математике», математическое развлечение «Путешествие в страну чудес», математическую викторину «Игра в КВН», итоговое мероприятие кружка «Юный Шахматист» «В гостях у шахматного короля». Во всех этих и других проводимых мной занятиях я способствовала развитию у детей интереса к решению познавательных, творческих задач. Также мы активно учувствовали в Всероссийских олимпиадах: «Хочу все знать», «Путешествие в мир математики», «Будем с книгой мы дружить», «Буквы с нами говорят», «Путешествие в мир природы», учувствовало пять детей и  заняли первое место; «Ларец со сказками К.И. Чуковского», учувствовало десять воспитанников и заняли второе место.  

        Хотелось бы отметить, что для более эффективного развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, необходимо включать в работу и родителей. Для этого я использую разные формы работы с родителями:

-консультации о подборе игр по формированию логического мышления:    «Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте»; «Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников»; «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала». Был создан фото-отчет для родителей  о проделанной работе;

- индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку;

  • совместный выбор и приобретение дидактических и развивающих игр;
  • родительские собрания.

        Одним из критериев результативности опыта является оценка уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. По итогам проведенных обследований наблюдается повышение уровня развития логического мышления дошкольников.

 Дошкольники научились:

-логически мыслить, определять закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельностью;

-путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять числовые задания, находить ответ к загадкам;

-правильно отвечать на поставленные вопросы;

-ориентироваться в пространстве, выполнять графические диктанты;

-ставить цель и собственными усилиями добиваться результата.

        Опыт показывает, что дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания об окружающем мире, у детей возрастает самоконтроль и самостоятельность в их деятельности, увеличивается багаж знаний по математике. Именно в этом виде деятельности происходит интеллектуальное и эмоционально-личностное развитие.                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр и упражнений" (обобщение педагогического опыта)

Каким образом построить систему педагогической работы по развитию логических приемов мышления старших дошкольников на основе использования логических игр и упражнений? Будет ли данная деятельность име...

Опыт работы "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»".

Краткое описание работы:·        Основные противоречия, решаемые в опыте: Обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень интеллектуального развити...

Консультация на тему: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр»

В данной консультации рассмотрены игры на развитие логического мышления, которые могут использовать воспитатели, студенты и родители для работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Чтобы  повысить компетентность родителей в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье, научить их организовать интересную, увлекательную игровую деятельность в се...

Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Проблема развития математического образования на сегодняшний день стоит остро. Поэтому в 2013 году Министерством образования и науки Российской Федерации была разработана Концепция развития математиче...