Проект: "В стране умных игр"
проект по математике (старшая группа) на тему

Мелешина Инна Владимировна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждание детский сад общеразвивающего вида №11 «Светлячок» муниципального образования Тимашевский район.

 

 

 

 

 

 

 

Проект

 

«В стране Умных игр»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Мелешина И.В.

 

 

 

 

 

г.Тимашевск

2016г.

 

Актуальность проекта.

Следует помнить, что бы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

Противоречия:

         Проводя непосредственно организованную деятельность и мониторинг усвоения программных требований по разделу ФЭМП, я заметила, что большинство детей, плохо усваивает программный материал, часто ошибаются, сомневаются в своих ответах. Дети затрудняются при выполнении заданий на нахождение закономерностей, при решении логических задач.

Проведенный анализ литературы, изучение и анализ педагогической деятельности ДОУ свидетельствует о том, что проблема условий и средств интеллектуального развития дошкольников остается во многом нерешенной и выявляет ряд противоречий между высокими требованиями современной системы образования к развитию логического мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с одной стороны и недостаточным вниманием педагогической науки к использованию потенциала развивающей игры и поиску условий её использования в формировании элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с другой стороны. Наличие противоречий и большая практическая значимость их разрешения подчёркивают важность и актуальность рассматриваемой проблемы

Поэтому, на данный момент остаётся открытым вопрос о приемлемых и действенных формах обучения детей, позволяющих решить проблему формирования элементов логического мышления и элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Решение данных споров осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях, а также использование потенциала развивающих игр и авторских пособий в работе с детьми по ФЭМП. И здесь на первый план выходит игра, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Ведь чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это развивает в свою очередь способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Увлекательные развивающие, математические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает развивающую игру важным средством формирования элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Новизна проекта:

     Заключается в применении в педагогической практике современного детского сада систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием. В основу, которого положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр, раскрывается роль педагога на каждом этапе. Четко обозначены направления работы по ФЭМП не только в НОД, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей, что позволят формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей и делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.

 

 Цель проекта:

ü  Развитие элементов логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

Образовательные

ü Расширить и систематизировать знания детей по разделу ФЭМП.

ü Учить способам практической деятельности в области математики.

Развивающие

ü Развивать познавательные процессы: восприятие, память, логическое мышление, внимание, воображение, волю;

ü Развивать творческие способности детей.

Воспитательные

ü формировать у детей интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Направления деятельности по реализации проекта

     
 Подпись: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОКПодпись: РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИimage
 
 Подпись: БЛОК СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИimage Подпись: ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИimage
 
 Подпись: БЛОК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОРГАНИЗОВАННОЙ ПЕДАГОГОМimage Подпись: ТВОРЧЕСТВО ПЕДЕГОГАimage
 

 

 

 

 

 

 

ü  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные принципы реализации проекта

 

-         Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников);

-         Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);

-         Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;

-         Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);

-         Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);

-         Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).

 

 

Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми в ходе проекта:

Словесные

Вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка (поощрение, порицание, одобрение; похвала), разъяснение.

Наглядные

Демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца

Практические

Игровые действия, внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемый результат:

ü Положительная динамика мониторинга формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

ü  Формирование операций логического мышления (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, абстрагирование)

ü  Формирование представления о математических понятиях (схемах, знаках, алгоритмах, кодировании, декодировании информации, кодирование со знаком отрицания и.т.д.).

ü Получение математических знаний о пропорции, симметрии;

ü  Овладение умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое

ü  Формирование конструкторских умений и навыков у детей

ü  Развитие одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным мышлением, способностями в конструктивной деятельности.

 

Полученный результат:

 

image

               По результатам моих наблюдений, на первой недели занятий с детьми выявлен низкий показатель знаний по формированию элементарных математических представлений, но в результате углубления с детьми в мир математики и использования разнообразных математических игр, на четвертой недели низкий уровень знаний уже не преобладал.

             В дальнейшем моей задачей будет поиск решений по минимизации низкого уровня знаний детьми по ФЭМП.

 

Литература:

1.                       «Логика и математика для дошкольников». Е.А. Носова, Г.Л. Непомнящая.

2.                       «Дидактические игры и занятия в ДОУ». Е.Н. Панова.

3.                       «Ступеньки творчества или развивающие игры». Б.П. Никитин.

4.                       «Дидактические игры в детском саду». А.И. Сорокина.

5.                       «Давайте поиграем». А.А. Столяр.

6.                       «Игровые задачи для дошкольников». З.А. Михайлова.

7.                       «Методика обучения математике в детском саду». Е.И. Щербакова.

8.                       «Игровые занимательные задачи для дошкольников». З.А. Михайлова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презинтация69.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждание детский сад общеразвивающего вида №11 «Светлячок» муниципального образования Тимашевский район.

Проект

«В стране Умных игр»

Воспитатель: Мелешина И.В.

г.Тимашевск

2016г.

Актуальность проекта.

Следует помнить, что бы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

Противоречия:

        Проводя непосредственно организованную деятельность и мониторинг усвоения программных требований по разделу ФЭМП, я заметила, что большинство детей, плохо усваивает программный материал, часто ошибаются, сомневаются в своих ответах. Дети затрудняются при выполнении заданий на нахождение закономерностей, при решении логических задач.

Проведенный анализ литературы, изучение и анализ педагогической деятельности ДОУ свидетельствует о том, что проблема условий и средств интеллектуального развития дошкольников остается во многом нерешенной и выявляет ряд противоречий между высокими требованиями современной системы образования к развитию логического мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с одной стороны и недостаточным вниманием педагогической науки к использованию потенциала развивающей игры и поиску условий её использования в формировании элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с другой стороны. Наличие противоречий и большая практическая значимость их разрешения подчёркивают важность и актуальность рассматриваемой проблемы

Поэтому, на данный момент остаётся открытым вопрос о приемлемых и действенных формах обучения детей, позволяющих решить проблему формирования элементов логического мышления и элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Решение данных споров осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях, а также использование потенциала развивающих игр и авторских пособий в работе с детьми по ФЭМП. И здесь на первый план выходит игра, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Ведь чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это развивает в свою очередь способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Увлекательные развивающие, математические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает развивающую игру важным средством формирования элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Новизна проекта:

        Заключается в применении в педагогической практике современного детского сада систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием. В основу, которого положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр, раскрывается роль педагога на каждом этапе. Четко обозначены направления работы по ФЭМП не только в НОД, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей, что позволят формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей и делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.

 Цель проекта:

  • Развитие элементов логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

Образовательные

  • Расширить и систематизировать знания детей по разделу ФЭМП.
  • Учить способам практической деятельности в области математики.

Развивающие

  • Развивать познавательные процессы: восприятие, память, логическое мышление, внимание, воображение, волю;
  • Развивать творческие способности детей.

Воспитательные

  • формировать у детей интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности.

Направления деятельности по реализации проекта

Основные принципы реализации проекта

  • Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников);
  • Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);
  • Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
  • Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);
  • Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);
  • Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).

Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми в ходе проекта:

Словесные

Вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка (поощрение, порицание, одобрение; похвала), разъяснение.

Наглядные

Демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца

Практические

Игровые действия, внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование.

Ожидаемый результат:

  • Положительная динамика мониторинга формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
  •  Формирование операций логического мышления (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, абстрагирование)
  •  Формирование представления о математических понятиях (схемах, знаках, алгоритмах, кодировании, декодировании информации, кодирование со знаком отрицания и.т.д.).
  • Получение математических знаний о пропорции, симметрии;
  •  Овладение умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое
  •  Формирование конструкторских умений и навыков у детей
  •  Развитие одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным мышлением, способностями в конструктивной деятельности.

Полученный результат:

               По результатам моих наблюдений, на первой недели занятий с детьми выявлен низкий показатель знаний по формированию элементарных математических представлений, но в результате углубления с детьми в мир математики и использования разнообразных математических игр, на четвертой недели низкий уровень знаний уже не преобладал.

             В дальнейшем моей задачей будет поиск решений по минимизации низкого уровня знаний детьми по ФЭМП.

Литература:

  1. «Логика и математика для дошкольников». Е.А. Носова, Г.Л. Непомнящая.
  2. «Дидактические игры и занятия в ДОУ». Е.Н. Панова.
  3. «Ступеньки творчества или развивающие игры». Б.П. Никитин.
  4. «Дидактические игры в детском саду». А.И. Сорокина.
  5. «Давайте поиграем». А.А. Столяр.
  6. «Игровые задачи для дошкольников». З.А. Михайлова.
  7. «Методика обучения математике в детском саду». Е.И. Щербакова.
  8. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». З.А. Михайлова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта на тему: «Умные игры – умные дети»

Презентация проекта  на тему: «Умные игры –  умные дети»...

Презентация проекта по занимательной математике "В стране умных игр"

Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходит...

Проект в стране умных игр

Проект в стране умных игр...

Проект на тему: «В стране Умных игр»

Следует помнить, чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с и...

Проект по ФЭМП "В стране умных игр"

Проект по ФЭМП для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности . Цель проекта : создать условия для усвоения детьми математических представлений, обеспечить успешное развитие с...

Проект "В стране умных игр"

Познавательный проект "В стране умных игр" для детей среднего дошкольного возраста...

Познавательный проект "В стране умных игр"

Данный материал основан на использовании в работе со старшими дошкольниками методического пособия "Дары Фрёбеля"...