Математический конкурс: "Раз-ступенька, два - ступенька" для детей старшего дошкольного возраста и их родителей (законный представителей).
материал по математике (старшая группа) на тему

 Абдуллаева Селминат Мирземагамедовна

Цели:

Обучающие:

1.     Закрепить знания детей о геометрических фигурах , прямой и обратный счет в пределах 10.;

2.     Закрепить умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, определять его стороны, углы, центр ;

 

Развивающие:

 Развивать смекалку, воображение, логическое мышление;

 Воспитательные:

Развивать чувство ответственности, сопереживания и взаимовыручки внутри команды;

Материалы и оборудование :мяч, мешочек с объёмными геометрическими фигурами ; наборы плоскостных  геометрических фигур; квадраты, разрезанные  на несколько частей разными способами; веревка, связанная в кольцо; флажки; листы ватмана с наклеенными на них цифрами; наборы цветной бумаги; ножницы; клей.

 

 

Ход конкурса

Воспитатель: Уважаемые родители! Дорогие дети! Сегодня мы проводим конкурс "Раз- ступенька, два - ступенька". В конкурсе принимают участие  дети нашей группы и их родители. В конкурсе участвуют команды "Эрудиты" и  "Знайки" ( команды смешанные - дети и взрослые).

Мы  будем играть, считать, думать. Будьте внимательны. Поторапливайтесь, но не ошибайтесь. За правильные ответы вас ждут призы. Работа команд будет оцениваться флажками: у кого в конце конкурса окажется больше флажков, тот и победит.

 Математическая разминка "Передавай и считай"( игра малой подвижности).

Команды вместе становятся в круг, передают мяч, считая до 10 и обратно.

Задание 1 Дидактическая игра «Волшебный мешочек». Воспитатель: Ребята, сейчас каждый из участников команды на ощупь определяет и называет объёмную геометрическую фигуру и на столе находят такую же плоскостную.

Задание 2 Дидактическая игра "Сложи квадрат". Воспитатель: Сейчас в каждой команде родители будут из разрезанных частей складывать квадрат, а дети проверять правильность выполнения задания и если что помогут им. Оценка задания.

Задание 3 для капитанов "Найди свою маму". Все мамы разойдутся по группе, я завяжу глаза нашим капитанам и буду задавать направление движения. Например: сделать 3 шага прямо, повернуться налево(направо), идти прямо, повернуться налево(направо) и пройти прямо. Оценка задания.

Задание 4 "Выложи правильно". Каждой команде я дам лист с написанным на нем задании. На столах у вас лежат чистые листы, наборы геометрических фигур. Сначала одна мама читает задание, а её ребенок выкладывает фигуры на листе бумаги, потом следующая и т. д. Например: В правом нижнем - 2 круга. В левом нижнем - 4 квадрата и т д.

Задание 5 "Самый ловкий". Встаньте в круг со своими родителями и возьмите в руки веревку(веревка связано в кольцо). Образуйте круг, овал, треугольник. Какая команда быстрее? Оценка задания.

Воспитатель: А теперь последнее задание для команд.

Задание 6 "Кто красивее украсит цифру?". Одна команда будет украшать цифру "2", другая "5". Члены каждой команды совместно должны придумать украшение для своей цифры и распределить работу.

Воспитатель: Ребята, кто расскажет, как из полоски бумаги вырезать несколько одинаковых фигур? (Ребенок отвечает, что нужно сложить полоску бумаги, совмещая уголки, пополам, потом еще раз пополам. Из полученного квадрата можно вырезать круг, если получится прямоугольник, то овал).

Родители могут нарисовать на квадрате цветок, а дети вырезать. Постарайтесь придумать ритм, чтобы фигуры чередовались по цвету или по размеру.

Анализ: отметить у каждой украшенной цифры наиболее удачные моменты, указать на ритм узора, цветовую гамму. Родитель и ребенок представляют свою работу.

Итог. Молодцы! Со всеми заданиями вы справились успешно. Давайте подведем итоги. Команда "Эрудиты" набрала больше флажков, но мне хочется отметить работу команды "Знайки" при выполнении последнего задания: они до конца выдержали ритм при оформлении цифры, и работа у них получилось более яркая, поэтому я даю им за последнее задание флажок. Давайте посчитаем флажки и выясним, какая же команда сегодня оказалась самой сообразительной и ловкой.(При подсчете выясняется, что команды получили одинаковое количество флажков). В итоге победила дружба!

А теперь скажите, какое задание вам понравилось больше всего. А какое оказалось самым трудным? А теперь получайте призы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аттестационное задание №

Проект "Формирование у дошкольников элементарных математических представлений посредством дидактических игр" для детей старшего дошкольного возраста  и их родителей (законных представителей) муниципального бюджетного дошкольного учреждения "Детский сад комбинированного вида №4 "Морозко".

Выполнил:

Абдуллаева Селминат Мирземагамедовна

Воспитатель

(должность)

Муниципальное бюджетное

дошкольное учреждения

"Детский сад комбинированного вида №4

"Морозко"

(место работы)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся характер. Работа воспитателя должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума. Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все больше значение.  Дошкольники не знают, что математика трудная дисциплина и не должны узнать об этом никогда. Задача современного воспитателя – дать ребенку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности.

Основная  часть

Актуальность  темы

"Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности".

В. А. Сухомлинский

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Огромное значение в умственном воспитании и развитии человека занимает математика.

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими  математических  представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание.

. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений.

Дидактическая игра с её обучающей задачей, облеченной в игровую, занимательную  форму, привлекла к себе внимание видных зарубежных и  русских педагогов. Эдуар Сеген, Декроли, Мария Мантессири, Сорокина А.И. и многие другие широко использовали дидактические игры и подчеркивали их огромную роль в воспитании детей.

 В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Дидактические игры оправдывают в решении задач индивидуальной работы с детьми в свободное от занятий время. Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

Основная особенность дидактических игр определена названием - обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр.

. В развитии мышления дошкольников большую роль играют дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, развивается произвольное восприятие.

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Только в игре ребенок радостно и легко раскрывает свои творческие способности, развивает наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности.

В дидактических играх, особенно коллективных, формируется и качества личности детей. Они учатся учитывать интересы своих товарищей, сдерживать свои желания, у них развивается чувство ответственности, воспитываются воля и характер.

Всю информацию, которую ребёнок получает от дидактических игр, он легче запоминает, дольше удерживает в памяти и чётче воспроизводить как на занятиях, так и в повседневной жизни, использует в любой обстановке.

Постановка проблемы: На занятиях по формированию элементарных математических представлений у многих детей отсутствовал интерес к математике, существовали затруднения с мышлением, вниманием. Чтобы повысить уровень математического развития, активность детей, развить у них интерес к математике, я  решила  использовать  дидактические игры по математике.

Цель  проекта: Развитие умственных способностей детей посредством  дидактических  игр.

Задачи  проекта:

1. Вызвать интерес  у детей к  дидактическим играм,  как к обучающему виду игр;

2.Развивать  психические процессы:  память,  воображение, восприятие, внимание ,  мышление.

3. Формировать у  дошкольников  способность  сравнивать,  сопоставлять,  делать  выводы  и  обобщать.

4. Воспитывать  у  детей  нравственные  качества  личности:  учитывать  интересы своих  товарищей,  сдерживать  свои  желания.  быть  ответственными  и волевыми.

Гипотеза: Формирование элементарных математических представлений  у  дошкольников  будет осуществляться эффективнее посредством дидактических игр.

Тип проекта: Информационно - познавательный

Участники проекта: Дети старшей группы, их родители, воспитатель.

Сроки реализации проекта: Долгосрочный.(Сентябрь - май).

Предполагаемый результат

 Данный проект поможет решить целый комплекс воспитательных, образовательных, развивающих  задач: 

•    у детей возрастет интерес к математике, стремление к преодолению
трудностей.

•повысятся  уровень математического развития.

  • дети будут  применять математические знания и умения в самостоятельной деятельности, проявить  творческую инициативу;

• расширится знания родителей о  дидактических  играх.

.осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью  дидактических  игр,  

•.активное участие родителей в создании дидактических игр своими руками.

.Обогащение родительского опыта приемам взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

.Повышение компетентности родителей при выборе игр.

План реализации проекта

Подготовительный этап:

1.Сбор и анализ первичной информации по данной проблеме;

2. Изучение и  переработка практического материала в  изучаемых  публикациях,  литературе;

3. Сбор пословиц, поговорок,  считалок, загадок, сказок с математическим содержанием;

4. Приобретение развивающих  игрушек, дидактических  игр, необходимых материалов  для  пополнения  развивающей  среды;

5. Анкетирование родителей «Учим  играя»;

6. Объявление на родительском собрании темы проекта и аргументация

важности данной темы.

Основной этап

Реализация проекта на данном этапе предполагает организованную

образовательную и совместно-партнерскую деятельность.

Сотрудничество с семьёй:

• Консультации для родителей: "Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста", "Как развивать внимание", "Играя учимся";

•Мастер - класс по изготовлению дидактических игр по ФЭМП.

• Круглый стол "Дидактические игры и упражнения как средства формирования математических представлений у детей";

• Родительские собрания:

"Давайте поиграем", "Дидактические игры для детей дошкольного возраста"

•Папки-передвижки : "Играем вместе с детьми", "Занимательная математика дома в повседневной жизни"

• Памятки :"Играя мы можем научить детей", "Какие игрушки нужны детям"

"Виды игрушек".

Развлечения:

• Физкультурно  - математический досуг:"Семь раз отмерь, один раз отрежь".

•Математический конкурс: "Раз-ступенька, два - ступенька".

 

Родители с детьми:

 • Выпуск семейной газеты « Занимательная математика»

• Изготовление дидактических игр своими руками.

Формы реализации:

  • обучение в повседневных бытовых ситуациях;
  • демонстративные опыты;
  • театрализация с математическим содержанием;
  • коллективное занятие (свободное участие детей в нем);
  • подгрупповое занятие с четкими правилами, обязательное для всех;
  • свободные беседы о истории математики, связи математики и разных видов искусства – музыки, архитектуры, декоративно - прикладного искусства, дизайна;
  • самостоятельная исследовательская деятельность в развивающей среде;
  •  индивидуально-творческая деятельность,
  •  творческая деятельность в малой подгруппе(3-6 детей),
  • учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия),
  •  игровой тренинг.

Методы и приемы

  •  практические (игровые);
  •  экспериментирование;
  •  моделирование;
  • воссоздание;
  •  преобразование;
  •  конструирование.
  • сюжетно – ролевая игра;
  • игра – драматизация 

Основные средства:

  • информирование родителей о задачах и содержании математического воспитания в детском саду и семье;
  • участие родителей в работе по развитию математических способностей детей в дошкольном учреждении (математические праздники, конкурсы, КВН);
  • создание обогащенной развивающей среды в группе;
  • проведение бесед
  • создание игровых ситуаций;
  • проведение интеллектуальных игр;
  •  проведение праздников, развлечений, конкурсов, КВН.

 Заключительный  этап

-  Выставка дидактических игр, изготовленных вместе с детьми и родителями.

-Самостоятельная деятельность детей в математическом уголке.

-Использование дидактических игр по ФЭМП на НОД.

- Итоговое мероприятие-викторина(конкурс):"Раз-ступенька, два - ступенька"

Приложение №1

Перспективный план совместной деятельности с детьми.

 

Форма

 Тема, цель

 Сроки проведения

1.Мониторинг

2. Беседы о истории математики, связи математики и разных видов искусства – музыки, архитектуры,

Определить уровень  математических способностей детей.

Конкретизировать представление детей об использовании математики в разных сферах жизни

Сентябрь

Дидактические игры:

"Веселые числа"

Развивать память, мышление, внимание.

"Танграмм"

Упражнять в умении составлять новые

геометрические фигуры из имеющихся по образцу и замыслу.

"Сложи квадрат"

Развитие мыслительной деятельности,

пространственного представления.

Октябрь

Прогулка с элементами игр

Дидактические игры

 Продолжать формировать понятия: "высокий", "низкий"; закреплять представление о форме, величине предмета.

"Колумбово яйцо". Развивать воображение, мышление.

"Чудо-руковички". Развитие мелкой моторики.

Ноябрь

Ноябрь

Комплексное занятие

"Прогулка на поляну"

Развивать умение составлять задачи  по предметным картинкам, закреплять знания прямого и обратного счета в пределах 10.

Декабрь

1.Математический КВН внутри группы

"Математика-это весело"

Развивать логическое мышление, пространственное представление, смекалку и сообразительность;

Продолжать учить отгадывать математические загадки на сложение и вычитание в пределах 10;

Январь

Проведение открытого занятия:

«Путешествие в автобусе»;

Закреплять знания о числовом ряде, геометрических фигурах, составе числа.

Упражнять в ориентировке на листе бумаги, измерение длины с помощью условной мерки.

Февраль

Дидактические игры

"Чудо-коврики".Упражнять детей в умении производить арифметические действия, закреплять состав числа.

"Головоломки с палочками". Научить детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек.

Март

 Занятие

Игры

"Играем с Машей и Медведем". Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры, называть дни недели.

"Сосчитай на ощупь". Совершенствовать навыки счета через тактильные анализаторы.

"Поймай рыбку". Упражнять детей в решении простейших арифметических задач.

Апрель

Математический конкурс

 "Раз-ступенька, два - ступенька".

Закрепить умение считать, обозначать цифрами числа, развивать ориентировку в пространстве и на листе бумаги.

Май

Фронтальные занятия:

Коллективные занятия, где ребята свободно участвуют в нем

Расширение и закрепление знаний и умений детей

В течение года

Использование дидактических  игр  во всех видах детской деятельности: игра, труд, самостоятельная деятельность

Расширение и закрепление знаний и умений детей

В течение года

 Использование игр с математическим содержанием на всех других занятиях: лепка, рисование, ознакомление с окружающим миром, музыка, физкультура

Стимулировать активность детей

В течение года

Экспериментирование

Закрепление  и применение полученных знаний

В течение года

Прогулка с элементами игр.

Закрепление  и применение полученных знаний

В течение года

Рассматривание книг, пособий, картин.

Расширить кругозор,  повышение умственной активности детей

В течение года

Самостоятельная игровая деятельность детей

Стимулировать активность детей

В течение года

Работа в рабочих тетрадях по математике

Закрепление  и применение полученных знаний

В течение года

Приложение №2

План работы с родителями

№ п/п

Форма мероприятия

Тема мероприятия

Сроки проведения

1.

Анкетирование

«Учим  играя»

Сентябрь

2.

Родительское

собрание

"Дидактические игры для детей дошкольного возраста"

Октябрь

3.

Консультация для

родителей

«Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста»,

Ноябрь

4.

Круглый стол

"Дидактические игры и упражнения как средства формирования математических представлений у детей";

 

 Декабрь

5.

Выпуск семейной газеты

«Занимательная математика»

Январь

6.

Папки-передвижки

"Играем вместе с детьми", "Занимательная математика дома в повседневной жизни"

Февраль

7

Памятка

:"Играя мы можем научить детей",

Март

8

Мастер-класс

«Дидактические игры своими руками»

Апрель

9

Математический конкурс

"Раз-ступенька, два - ступенька".

Май

Приложение №3

План работы  с  педагогами

Психолого-педагогическое просвещение

Консультация: "Создание предметно-развивающей среды по формированию у детей математических способностей"

ноябрь

КВН среди педагогов

март

Выступление  на тему: «Развитие математических способностей детей посредством дидактических игр»

апрель

Приложение 4

Математический конкурс: "Раз-ступенька,  два - ступенька"  для детей старшего дошкольного возраста и их родителей (законный представителей).

Цели:

Обучающие:

  1. Закрепить знания детей о геометрических фигурах , прямой и обратный счет в пределах 10.;
  2. Закрепить умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, определять его стороны, углы, центр ;

Развивающие:

 Развивать смекалку, воображение, логическое мышление;

 Воспитательные:

Развивать чувство ответственности, сопереживания и взаимовыручки внутри команды;

Материалы и оборудование :мяч, мешочек с объёмными геометрическими фигурами ; наборы плоскостных  геометрических фигур; квадраты, разрезанные  на несколько частей разными способами; веревка, связанная в кольцо; флажки; листы ватмана с наклеенными на них цифрами; наборы цветной бумаги; ножницы; клей.

Ход конкурса

Воспитатель: Уважаемые родители! Дорогие дети! Сегодня мы проводим конкурс "Раз- ступенька, два - ступенька". В конкурсе принимают участие  дети нашей группы и их родители. В конкурсе участвуют команды "Эрудиты" и  "Знайки" ( команды смешанные - дети и взрослые).

Мы  будем играть, считать, думать. Будьте внимательны. Поторапливайтесь, но не ошибайтесь. За правильные ответы вас ждут призы. Работа команд будет оцениваться флажками: у кого в конце конкурса окажется больше флажков, тот и победит.

 Математическая разминка "Передавай и считай"( игра малой подвижности).

Команды вместе становятся в круг, передают мяч, считая до 10 и обратно.

Задание 1 Дидактическая игра «Волшебный мешочек». Воспитатель: Ребята, сейчас каждый из участников команды на ощупь определяет и называет объёмную геометрическую фигуру и на столе находят такую же плоскостную.

Задание 2 Дидактическая игра "Сложи квадрат". Воспитатель: Сейчас в каждой команде родители будут из разрезанных частей складывать квадрат, а дети проверять правильность выполнения задания и если что помогут им. Оценка задания.

Задание 3 для капитанов "Найди свою маму". Все мамы разойдутся по группе, я завяжу глаза нашим капитанам и буду задавать направление движения. Например: сделать 3 шага прямо, повернуться налево(направо), идти прямо, повернуться налево(направо) и пройти прямо. Оценка задания.

Задание 4 "Выложи правильно". Каждой команде я дам лист с написанным на нем задании. На столах у вас лежат чистые листы, наборы геометрических фигур. Сначала одна мама читает задание, а её ребенок выкладывает фигуры на листе бумаги, потом следующая и т. д. Например: В правом нижнем - 2 круга. В левом нижнем - 4 квадрата и т д.

Задание 5 "Самый ловкий". Встаньте в круг со своими родителями и возьмите в руки веревку(веревка связано в кольцо). Образуйте круг, овал, треугольник. Какая команда быстрее? Оценка задания.

Воспитатель: А теперь последнее задание для команд.

Задание 6 "Кто красивее украсит цифру?". Одна команда будет украшать цифру "2", другая "5". Члены каждой команды совместно должны придумать украшение для своей цифры и распределить работу.

Воспитатель: Ребята, кто расскажет, как из полоски бумаги вырезать несколько одинаковых фигур? (Ребенок отвечает, что нужно сложить полоску бумаги, совмещая уголки, пополам, потом еще раз пополам. Из полученного квадрата можно вырезать круг, если получится прямоугольник, то овал).

Родители могут нарисовать на квадрате цветок, а дети вырезать. Постарайтесь придумать ритм, чтобы фигуры чередовались по цвету или по размеру.

Анализ: отметить у каждой украшенной цифры наиболее удачные моменты, указать на ритм узора, цветовую гамму. Родитель и ребенок представляют свою работу.

Итог. Молодцы! Со всеми заданиями вы справились успешно. Давайте подведем итоги. Команда "Эрудиты" набрала больше флажков, но мне хочется отметить работу команды "Знайки" при выполнении последнего задания: они до конца выдержали ритм при оформлении цифры, и работа у них получилось более яркая, поэтому я даю им за последнее задание флажок. Давайте посчитаем флажки и выясним, какая же команда сегодня оказалась самой сообразительной и ловкой.(При подсчете выясняется, что команды получили одинаковое количество флажков). В итоге победила дружба!

А теперь скажите, какое задание вам понравилось больше всего. А какое оказалось самым трудным? А теперь получайте призы.

ИТОГИ ПРОЕКТА

Проектная деятельность стимулирует у детей развитие логического мышления, воображения, повысила мотивацию к исследовательской деятельности.

Проект позволил детям расширить математические знания о количестве и счете, форме, величине предметов, ориентиру в пространстве, времени. Дети стали использовать эти знания в самостоятельной деятельности.

Участие в проекте родителей повысило значимость проводимой работы, показало актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка.

Дети получили ответы на интересующие вопросы и сделали выводы, что математика очень интересная наука. Математические понятия можно не только изучать и знакомиться с ними. Используя их в исследованиях, создавая много нового и интересного, можно играть в разные игры.

Данный проект позволил сделать процесс по формированию элементарных математических представлений у детей более интересным и доступным.

Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.

Использование современной научной литературы помогло мне осуществить данный проект и проявить на практике свои профессиональные знания, фантазию, творчество.

Литература

1. Е. Н. Михина «Развивающие игры для детей 2-7 лет» Волгоград: Учитель, 2013.

2. Е. Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» ТЦ «Учитель», 2006г.

3. Ерофеева Т. И. и др. «Математика для дошкольников». – М., 2006.

4. Леушина А. М. «Занятия по математике в детском саду», - М.:2005..

5. Б. П. Никитин «Ступеньки Творчества или развивающие игры», Москва, Просвещение, 1991 г.

6. Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений, Мозаика-Синтез, 2012. — 80с.

7. Смоленцева, А. А. Сюжетно-дидактические игры. — М.: Просвещение, 1987. — 96 с.

8. Сорокина А. И. Дидактическая игра в детском саду. — М.: Просвещение, 1982. — 98 с.

9. Столяр А. А. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников,»– М.: 2006.

10.Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников.

11.Л. Ю. Козина «Игры для дошкольников по математике» Москва 2008г.

12.В. П. Новикова «Развивающие игры и занятия» Москва Мозаика- Синтез 2008г.

13.В. А. Кутецкий «Психология математических способностей дошкольников» Москва-Кноус2005г,

14.В. П. Новикова «Математические игры в детском саду» Москва Мозаика- Синтез 2011

Цель: формирование элементарных математических представлений.

Задачи:

1. Закрепить знание детей о геометрических фигурах, закрепить знания детей о цифрах и числах, прямой и обратный счет в пределах 10, знания о мерах измерения длины, веса;

2. Формировать умение решать и составлять задачи;

3. Развивать логическое и образное мышление;

4. Воспитывать чувства коллективизма, командный дух, сознание ответственности каждого за общий результат.

Материалы и оборудование: набор цифр, набор геометрических фигур, мяч, картинки для решения задач, мешочек с объёмными геометрическими фигурами, карандаши, листы бумаги с изображением круга, ростомер, весы, медали, фишки, конверт, магнитофон.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, к нам в группу сегодня пришло письмо. Вам хочется узнать, от кого оно?

Воспитатель открывает конверт и читает:

«Дорогие, ребята, пишет вам Знайка, хотите показать свои знания и умения в математике? Тогда эти задания для вас, я хочу с вами поиграть в интересную викторину».

- Ребята вы готовы поиграть в викторину. Тогда разделимся на 2 команды «Весёлые треугольники» и «Умные квадраты».

Дети делятся на две команды. Задания расположены по всей группе.

1 задание. Математическая разминка «Передавай и считай» (игра малой подвижности).

Команды вместе становятся в круг, передают мяч, считая до десяти и обратно.

2 задание. «Придумай и реши задачу».

Предлагается каждой команде картинка с математическим содержанием для составления задач на сложение и вычитание.

3 задание. «Геометрические фигуры».

Команды в конверте получают геометрические фигуры, называют и характеризуют их (можно загадывать соперникам):

«Как называется четырёхугольник, у которого все стороны равны и углы прямые» (квадрат);

«Какая фигура не имеет углов, похожа на колобок?» (круг);

«Эта фигура похожа дверной проем или окно» (прямоугольник);

«Эта фигура похожа на пирамиду, крышу дома, морковь (треугольник).

4 задание. «Цифровой ряд в пределах 9».

На столах лежат перевернутые цифры от 1 до 9. На одном столе красные цифры на другом - черные, цвет цифр распределяется между командами. Команды бегают под звон бубна. Как только удары перестают звучать, команды берут со столов цифры и выстраиваются по порядку в две колонны по цвету цифр. Затем задания для команд:

1. Пусть тот, у кого цифра 3, присядет 5 раз.

2. Пусть тот, у кого цифра 5, назовет число на одну единицу больше.

3. Пусть тот, у кого цифра семь, топнет ногой 2 раза.

5 задание. Дидактическая игра «Составь число».

Воспитатель: Ребята, сейчас вы из карточек, на которых изображены цифры от 0до 9, должны составить числа, например, 10 (1 и 0),12 (1 и 2).

6 задание. «Выложи фигуры».

Воспитатель: По моему заданию вы выкладываете необходимое количество фигур, затем действуйте по моему заданию.

Задания:

Выложите 5 треугольников, квадратов на 1 меньше.

Сделайте фигур поровну (два способа: добавить один квадрат или убрать один треугольник).

Дети выполняют задание, воспитатель спрашивает, каким способом ребёнок добился равенства.

7 задание. «Измерь».

Воспитатель: Ребята, сейчас вы должны измерить цветные ленточки с помощью мерки. (Используется две мерки разной длины, дети измеряют цветные ленточки).

8 задание. «Ответь».

Воспитатель: Ребята, сейчас ответьте на вопросы:

- Чем измеряют вес?

- Что тяжелее 1 кг железа или 1 кг пуха?

- Какой день недели был вчера?

- Назови пятый день недели.

9 задание. Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

Воспитатель: Ребята, сейчас каждый из участников команды на ощупь определяет и называет объёмную геометрическую фигуру и на столе находят такую же плоскостную.

10 задание. «Весёлые художники или оживи круг».

Воспитатель: Ребята, сейчас каждый из вас дорисует рисунок, оживляя круг, например, рисует лицо или яблоко, или руль и т.д.

За каждое правильно выполненное задание дети получают фишки, в конце игры воспитатель подводит итог, выигрывает та команда, у которой больше фишек. Детям обеих команд вручаются медали за первое и второе места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста. В помощь родителям.

Математическая тетрадь предназначена для детей старшего дошкольного возраста и направлена на развитие  логического мышления, мелкой моторики, навыков счета, познавательного интереса. Родители мог...

Памятка для родителей: Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста Что могут родители?

Памятка для родителей: Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возрастаЧто могут родители?Способствовать активному использованию математических понятий...

Консультация «Зачем нужен ВФСК ГТО в дошкольном возрасте»? Целевая аудитория: родители/законные представители воспитанников ДОО

Посмотрим с физической точки зрения, почему ГТО стоит прививать, именно, начиная с дошколят? Физическое развитие ребенка – это, прежде всего двигательные навыки. Например, в два года ребенок уже...

Положение о проведении выставки-конкурса совместного творчества обучающихся дошкольного возраста и их родителей (законных представителей) "Осенние фантазии"

Положения о проведении выставки-конкурса совместного творчества обучающихся дошкольного возраста и их родителей (законных представителей( "Осенние фантазии"....