Проект "Математический знайка" 2015год
проект по математике (подготовительная группа) на тему
Проект "Математический знайка" расчитан на детей подготовительной группы. Цель программы- повышение интереса к математике, посредством создания условий для исследовательской деятельности, развития творческих умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6 дошкольные группы»
Тема проекта:
«Математический знайка»
Исполнители:
Воспитанники и дети
подготовительной группы № 7( 24 )
Руководители:
Воспитатели: Асанова Э.О.
Пентюрина О.В..
2015г
Тема проекта:
«Математический Знайка»
Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.
Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что уровень развития логического мышления дошкольника при поступлении в школу ниже среднего. Поэтому на поиск решения данной проблемы встает необходимость разработать систему развития логического мышления с использованием занимательного математического материала, которая приведет к повышению качества логического мышления на занятиях и в повседневной жизни детей.
Цель проекта: повышение у детей интереса к математике по средствам создания условий для исследовательской деятельности, развитие творческих способностей, навыков и умений детей.
Задачи:
--формирование у детей представления о творческой деятельности как способе познания окружающего мира;
- формирование умения самостоятельно использовать полученные знания, вовлекать сверстников в совместную деятельность;
- поддерживать интерес к познанию, созданию нового, необычного;
- содействие развитию творческой активности детей, родителей и педагогов.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители (законные представители)
Продолжительность проекта: 3 года (средняя, старшая, подготовительная группа)
Ожидаемые результаты по проекту:
• Использование педагогами активных форм взаимодействия с семьёй по формированию элементарных математических представлений.
• Повышение уровня знаний детей о геометрических фигурах.
• Повышение активности детей в поисково-исследовательской деятельности по разделу «Фигуры и формы».
• Формирование повышенного интереса к играм и упражнениям с геометрическими фигурами.
Реализация задач проекта предусматривает интеграцию всех образовательных областей по данной теме.
Основные этапы реализации проекта: | Совместная деятельность педагога с детьми |
Подготовительный | |
Знакомить детей с геометрическими фигурами, цифрами, разнообразными линиями; | продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами через Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Строители», «Детский сад» Конструирование из геометрических фигур. Решение головоломок их счетных палочек. Развивающие игры: «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша», «Геометрическое лото», «На что похоже», «Квадраты Никитина», «Геоконт», «Танграм», «Монгольская игра», «Занимательные квадраты». |
Через исследовательскую деятельность: находить фигуры, тела, цифры и линии в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения, в природе, | «Фигуры и формы» «Прогулка по городу», «Больше-меньше», «Картотека игр на развитие восприятие цвета», «Форма и цвет», «Нарисуй треугольник ниткой» |
Через развитие речи: составлять описательные рассказы, сочинять сказки | О. Александрова «Математика для малышей», В. Житомирский «Математическая азбука» Р. Каус» Медвежонок Миша» |
Через художественную литературу: продолжать знакомить с произведениями в которых встречаются предметы круглой формы «Цветик - семицветик», цифры: «Волк и семеро козлят» и т.д. | Заучивание песни «Шире круг», «Солнышко». Веселые частушки о математике. |
Через физическое воспитание в подвижных играх, играх – соревнованиях геометрические фигуры, тела, цифры и линии, игровые обучающие ситуации, самостоятельной продуктивной деятельности.
| Знакомство с дорожными знаками. Знаки правила поведения в природе. Пальчиковые игры и физкультминутки с художественным словом о геометрических фигурах. Выполнение движений по схеме. Выполнение перестроений. Подвижные игры: «Фигуры», «Ровным кругом», «Хитрая лиса», «Кот и мыши». |
Обобщающий | |
Самостоятельная деятельность детей, продукты детской деятельности | Оформление стенгазеты для родителей «Весёлая геометрия». Изготовление коллажа • Штриховка фигур. • Аппликация с использованием нетрадиционных техник, ручной труд по теме «Формы», «Фигуры». • Аппликация из геометрических фигур по теме «Транспорт», «Животные», «Цветы» • Плоскостное моделирование. Рисуем предметами |
Взаимодействие с семьёй | Консультация «Веселые головоломки» Творческая выставка «Веселые фантазии» Сочинение сказок о фигурах Изготовление стенной газеты Семинар практикум «Дидактические игры по математике » |
Сентябрь | |
«Убираем цифры по заданию» «Без слов» «Живые цифры» «кто знает-пусть дальше считает», «Считай, не ошибись» | Цель: упражнять в использовании матем. Представлений в игровых ситуациях, развивать самостоятельность. Цель: закреплять представления о геометр.фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать по данному признаку. Уточнять представления о последовательных числах, развивать мышление и речь. . |
Октябрь. «Ошибка художника» «Измени число» «В какой руке сколько?» «Поставь нужный знак» «Назови число» | Цель: учить детей сравнивать, находить ошибки. Развивать воображение и внимание. Цель: совершенствовать представления об отношениях между последовательными числами, развивать . Цель: закреплять состав чисел, развивать вычислительные навыки. Цель: совершенствовать представления об отношениях между числами и использование знаков для их обозначения. Цель: упражнять в решении простых задач. развивать вычислительные навыки. Художественное творчество. «Клетки.Квадратики» -учить детей ориентировке на листе. «Веселые портреты» Аппликация. –учить составлять портрет из отдельных частей ( овал, квадрат..) «Точка», «Дождик», «Капелька»- ориентировка на листе бумаги. «Коврик из полосок»- развитие моторики и логического мышления. |
Ноябрь. | |
«Разложи скорее» «Где твой хвостик?» «Бывает-не бывает» | Цель: закреплять умение пользоваться знаками. Развивать логическое мышление. Развитие внимания, воображения. Цель: Учить называть геометрические фигуры, называть их отличительные признаки, находить в окружающей действительности. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, творческое воображение, умение делать логические выводы. Упражнять детей выполнять задания воспитателя по образцу и самостоятельно. (Собери фигуру из счетных палочек или верёвочки) . Цель: развивать самостоятельность и инициативность в игровых ситуациях. Художественное творчество. «Зайка из косметических дисков»-развитие творческого воображения, мышления. «Закладки из плотной бумаги»-развитие логического мышления и воображения. Работа в индивидуальных прописях по клеточкам. Ориентировка на листе бумаги, пространственные навыки. |
Декабрь. | |
«числовые ворота» «расставьте знаки» «Измени число», «Кто же я?» «Назови все части суток» «Кто знает, пусть считает» «Назови соседей числа» | Цель: совершенствовать представления о составе числа из двух меньших. Развивать вычислительные навыки. Цель: закреплять умение сравнивать числа, используя знаки, развивать логическое мышление. Цель: развивать представления о числах 2го десятка. Цель: закреплять названия и последовательность частей суток. Развитие логического мышления. Цель: закреплять порядковый счет чисел второго десятка. |
Январь. | |
«Измени число» «Кто же я?» «Убираем цифры по заданию» Задачи на смекалку. «Назови все части суток» «Живые цифры» Выложи предмет по образцу. «Раскрой тайну числа» | Цель: Развивать представления о числах второго десятка Развивать логическое мышление, внимание Цель: Развивать представления о числах второго десятка Развивать логическое мышление, внимание Цель: Упражнять в использовании математических представлений в игровых ситуациях; Развивать самостоятельность и инициативность детей Цель: Повторить с детьми порядковый и обратный счёт; упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление; отчёт предметов по заданному числу; вспомнить с детьми пословицы, поговорки, где встречаются числа. Создать у детей радостное настроение. Цель: Закреплять названия и последовательность частей суток. Развитие логического мышления. Цель: Уточнять представление о последовательных числах; Развивать внимание, мышление Цель: развитие умения анализировать форму предметов развитие умения сравнивать по их свойствам развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции) . закреплять знания о величине, развивать мелкую моторику Цель: Совершенствовать представления об отношениях между последовательными числами. Развивать вычислительные навыки |
Февраль. | |
Работа с настольными играми« Математический космос» Игры – путешествие во времени. «Кто знает, пусть дальше считает» «Назови соседей числа» «Расставьте знаки» «В какой руке сколько» | Способы измерения. Цель: Закрепить счётные умения, представления о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей. Упражнять детей в составлении и решении задач на сложение и вычитании, в умении выделять в задаче части. Цель: закрепить знания детей о днях недели. Цель: Закреплять порядковый счет чисел второго десятка. Развивать слуховое внимание Цель. Закрепить способы образования чисел второго десятка. Развитие вычислительные навыки Цель: Закреплять умение сравнивать числа используя знаки; Развивать логическое мышление Цель: 1.Закреплять состав числа 5и6 2.Развивать вычислительные навыки |
Март. | |
«В какой руке сколько?» Классификация. «Числовые ворота» «Сколько всего». Решение задач на сообразительность. Измерение жидкости с помощью условной меры. Определение времени по часам. | Цель: Закреплять состав чисел из двух меньших чисел, Совершенствовать представление об отношениях между числами. Цель: Упражнять детей в последовательном анализе каждой группе фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам и каждой из групп, сопоставлении их, обоснование найденного решения. Формирование понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не», развитие речи детей. Цель: совершенствовать представления о составе числа из двух меньших. Развивать вычислительные навыки. Цель: Продолжаем анализировать фигуры по одному, двум, тём признакам, учимся устанавливать закономерности в наборе признаков. Поиск отличия одной группы от другой. Игры: «Каких фигур недостаёт? », «Игра с одним (двумя, тремя) обручем». Развитие внимания, мышления, воображения. Цель: Учить детей решать задачи. Развивать логическое мышление, сообразительность. Цель: Конкретизировать представления об измерении жидкости с помощью условной меры; Развивать сообразительность; Цель: Учить определять время по часам; Развивать сообразительность, внимательность; Воспитывать умение экономить время. |
Апрель. | |
«Строим дом» «Назови все части суток» «Диспетчер и контролер» «Бегущие цифры». «Путешествия во времени» «Зелёное дерево» «Повторяй за мной» | Цель: Уточнять представление о геометрических фигурах и их свойствах. Развивать связную речь, сообразительность. Цель: Закреплять названия и последовательность частей суток. Развитие логического мышления. Цель: Закрепление приёмов вычитания на основе знания состава числа и дополнения одного из слагаемых до суммы. Цель: Формирование навыков сложения и вычитания. Составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера. Игра «Цепочка». Развитие внимания, наблюдательности. Цель: Закрепления математических знаний детей о времени, частях суток, днях недели, временах года, названий месяцев.
Цель: Учить детей ориентироваться в пространстве; пользоваться словами: над, под; увеличивать число на один, два; Развивать воображение Цель: Закрепить знание геометрических фигур, упражнять в ориентировке в пространстве; Развивать внимание, логическое мышление |
Май | |
«Найди спрятанную карточку с цифрой». «Измени число». «Далеко в лесу». «Считай, не ошибись». «Бывает –не бывает». «Закрепление математических знаний и умений» | Цель: Формирование у детей пространственных представлений. Развивать внимание, память. Цель: Совершенствовать представления об отношениях между последовательными числами. Развивать вычислительные навыки Цель: Учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерки; составлять предмет из геометрических фигур; упражнять в счете; Развивать ориентировку в пространстве; Цель: Совершенствовать счётные навыки, использование цифровой символики; Развивать мышление, внимание. Цель: Упражнять в использовании математических представлений в игровых ситуациях; Развивать самостоятельность и инициативность детей Цель: - Закрепить умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; - Закрепить умения конструирования из простых геометрических фигур ; - Создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания; - Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта; - Закрепить умения отгадывать математическую загадку и решать математические задачи; - Закреплять умения правильно пользоваться знаками <, >, = - Закреплять умения составлять числа второго десятка и в пределах сотни. |
Список литературы
- Планы занятий по программе «От рождения до школы» для подготовительной к школе группы детского сада. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой 2011г.
- Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет В.П. Новикова. 2008 г.
- Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации.
- Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1997 г.
- Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 г.
- Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985 г.
- Макарова О.А. Планирование и конспекты занятий по математике в подготовительной группе ДОУ: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2008
- Т. Г. Любимова «Хочешь быть умным? Решай задачи».
- Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников».
- Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ».
- А. В. Белошистая «Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет».
- Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина. «Раз – ступенька, два – ступенька
- Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику
- В. Г. Яфаева «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников»
- Учебная хрестоматия. Математика в художественном слове
- Е. В. Соловьева «Математика и логика для дошкольников»
- Е. Н. Лебеденко. Формирование представлений о времени у дошкольников. «Детство-Пресс»,
- Т. А. Шорыгина «Точные сказки». Формирование временных представлений. Москва 2004
- Т. М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд. торговый дом «Корифей», 2009
- Е. В. Соловьева «Математика и логика для дошкольников»
- Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику
- Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников