Активизация речевой деятельности на занятиях по ФЭМП
консультация по математике (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
«Активизация речевой деятельности
на занятиях по формированию элементарных математических представлений
в подготовительной группе детского сада»
________________________________________________
Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребенка.
Оно не сводится только к тому, чтобы научить считать, измерять и решать арифметические задачи. Оно подразумевает еще и развитие способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимость, уметь их передавать с помощью знаков, символов.
Формирование начальных математических понятий и действий проходит те же этапы, что и всякое умственное действие. На первом этапе ребенок осуществляет счетные операции лишь с опорой на внешние предметы. На втором этапе математические действия осуществляются в плане громкой речи. Этот этап делится на две стадии. На первой ребенок не может выполнить задание «2 + 2», но легко выполнит «к 2 яблокам прибавить 2 яблока». Таким образом, на первой стадии опора на зрительный образ ситуации является необходимым условием выполнения математического действия. Вторая стадия определяется как стадия абстрактной речи, когда ребенок выполняет действия на основе только называния числительных.
На третьем этапе математические действия осуществляются в плане внутренней речи.
В осуществлении познавательной деятельности ( а математическая деятельность – это специфическая познавательная деятельность) ведущая роль принадлежит речи. Выполняя практическое действие, ребенок должен суметь выразить словами это действие. На способности описать свое действие формируется умение рассуждать, обосновывать то или иное решение. В математике при описании свойств предметов и их отношений требуются точные слова – термины. Используемые на занятиях математике обороты отличаются строго заданным порядком сочетаний слов. Для успешного усвоения счетных операций прежде всего необходимо овладеть определенным лингвистическим уровнем. Чтобы воспринимать определения, ребенок должен овладеть необходимым запасом слов, понять их значение, точно определить характер логико-грамматических связей между словами и предложениями. Сформированность лексико-грамматического строя речи является чрезвычайно важной при решении арифметических задач.
Анализируя текст задачи, ребенок должен установить зависимости между данными задачами, выделить их логические связи.
Таким образом, необходимым условием успешного овладения математикой является сформированность многих психических функций и процессов. И, несомненно, одной из важнейших предпосылок овладения счетными операциями служит речь.
В процессе работы по активизации речевой деятельности на занятиях по математическому развитию решаются следующие задачи.
1. Формирование прочных знаний по всем разделам элементарной математике (количество и счет, форма и величина, ориентировка в пространстве и на плоскости, ориентировка во времени) в соответствии с программой.
2. Обогащение и активизация словарного запаса детей, используя в работе разнообразный речевой материал, фольклор.
Для формирования словарного запаса целесообразно использовать наглядный и речевой материал: веселые стихи о цифрах, сказки, рассказы, в которых присутствуют цифры; загадки; ребусы; считалочки; поговорки; дразнилки и т.п. Все это обогащает словарный (в том числе математический) запас, тренирует внимание, память, закладывает основы творчества, развивает объяснительную и доказательную речь. Фольклор помогает создать эмоциональный настрой, активизировать умственную деятельность ребенка.
3. Обучению использования в своей речи математических терминов в соответствии с программным материалом:
а) Название геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, четырехугольник, многоугольник, овал, ромб);
б) Элементов фигур (угол, сторона, вершина);
в) Вычислительных действий (прибавить, вычесть, получится, равно, количество, цифра, число и т.д.);
г) Сравнительных действий (больше – меньше, длиннее – короче, выше – ниже, уже – шире, толще – тоньше и др.);
4. Активизирование умственной деятельности детей.
5. Развитие внимания, памяти, воображения, мышления.
Работа по активизации речевой деятельности на занятиях по формированию элементарных математических представлений проводится поэтапно.
I. Начинается с обследовательских действий: ощупывания цифры, сделанной из пластмассы, фанеры, наждачной бумаги и других материалов. В процессе этого вида деятельности дети учатся рассказывать о своих ощущениях, догадках, у них развиваются двигательная и зрительная память. Мышление, внимание, речь.
II. Обводка цифры, штриховка, раскрашивание. Дети учатся согласовывать действия обеих рук, развивают глазомер, точность движений, аккуратность, в ходе выполнения задания уточняются знания детей о цвете, о расположении цифры на листе, умение ориентироваться на плоскости и т.д.
III. Составление цифры из кубиков «Цифры» и составление ее из частей (конструктор «Цифры») направленные на аналитико-синтетической деятельности, внимания, памяти, развитие моторики, умение ориентироваться в пространстве.
IV. Для развития воображения проводится задание «На что похожа цифра?» Дети учатся сравнивать предметы, выделять признаки сходства и различия, в процессе проведения данного задания у детей развиваются творческие способности, фантазия и речь.
V. Рисование цифры мокрым пальчиком на доске, на песке. В данном задании закрепляется образ цифры, не только зрительно, но и моторно, дети учатся соотносить речевое обозначение цифры с ее графическим изображением.
VI. Чтение стихов про цифры, сказок, в которых есть упоминание о цифрах, скороговорок и т.д. Это помогает детям увидеть необходимость знания цифр, их использования в художественном творчестве.
VII. Создание из детских рисунков коллажа математического содержания, по которому дети придумывают сказки и рассказы. В процессе этого вида работы развивается связанная речь детей, обогащается и активизируется их словарный запас, формируется умение выступать перед слушателями, развивается выразительность речи.
VIII. Придумывание рассказов о цифрах от первого лица, например: «Я – единица. У меня острый нос. Я очень любопытная, везде его сую, поэтому он и стал у меня такой длинный. Ко мне не подходи, а то уколю». Такие рассказы записываются в «Книжку-малышку», которая есть у каждого ребенка в группе.
По такому же принципу строится последовательность работы с геометрическими фигурами.
В работе по активизации речевой деятельности детей на занятиях по математическому развитию целесообразно использовать блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, дидактические пособия М. Монтессори, Ж. Пиаже, М. Фидлер и д.р. В процессе работы с пособиями дети учатся выражать словами свои действия, используя математические термины, сравнивать объекты по цвету, величине, количеству, форме. Создавая образцы птиц, животных, дети вспоминают песни, стихи, рассказы, придумывают загадки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Активизация познавательной и речевой деятельности на занятиях детей с нарушением слуха "
В статье рассказывается о том, как активизировать речевую и познавательную деятельность детей с нарушением слуха....
Использование компьютерных технологий в процессе активизации речевой деятельности детей с речевыми нарушениями.
виды и способы работы с детьми с речевыми проблемами с использованием ИКТ...
Активизация речевой деятельности на занятиях по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе детского сада.
Консультация для воспитателей по активизации речевой деятельности на непосредственно образовательной деятельностиельности по познавательному развитию. Представлены примеры речевых игр и упражнений, ко...
Активизация речевой деятельности на занятиях по формированию элементарных математических представлений
Данная консультация для воспитателей содержит различные приемы и методы активизации речевой деятельности детей среднего дошкольного возраста в образовательной деятельности по формированию элемен...
Активизация речевой деятельности на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
Обогащение, закрепление, активизация словаря – постоянная составная часть программного содержания каждого занятия по математике в д/саду. Главная цель словарной работы с детьми на зан...
Активизация речевой деятельности на занятиях по ФЭМП"
Консультация для педагогов: "Активизация речевой деятельности на занятиях по ФЭМП"...
Мастер класс «Активизация речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи, как этап современного занятия в условиях ФГОС»
В теории и практике логопедии проблема активизации речевой деятельности остаётся одной из самых актуальных. Основная задача дошкольных учреждений в условиях ФГОС состои...