Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе
статья по математике на тему
Конспект занятия по фЭМП в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_itogovogo_zanyatiya_po_matematike_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 19.59 КБ |
statya_salnikova_u.a.docx | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе
Доминирующая область: «Познание» (формирование элементарных математических представлений).
Интеграция областей: коммуникация, социализация.
Интегрируемые цели и задачи:
Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством математической игры; развитие познавательных процессов.
Образовательные задачи:
1. Закрепить знания о составе числа.
2. Продолжать знакомить с разными методами сравнения, измерительными приборами, понятием «условная мерка».
3. Учить различать, называть, строить различные линии.
4. Учить складывать узор из кубиков.
5. Учить выделять в задачи условия, вопрос, ответ. Продолжать учить по созданной числовой модели составлять арифметические задачи.
6. Учить различать чётные и нечётные числа.
7. Закреплять знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года.
8. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Развивающие задачи:
- Создавать условия для развития логического мышления; сообразительности, внимания.
- развивать способность к анализу и синтезу;
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
- воспитывать интерес к математическим занятиям.
Предварительная работа с детьми: знакомство с числовым рядом, составом числа, элементарными геометрическими понятиями; решение конструктивных задач, наблюдение за календарём; индивидуальные занятия.
Демонстрационный материал: «телеграмма», домики из конструктора, дорожки из конструктора, иллюстрации к задаче.
Раздаточный материал: шнуры, магниты, конверты с буквами, ручки, листы бумаги в клетку.
Ход занятия.
Воспитатель: Сегодня утром нам доставили телеграмму от Царицы наук Математики:
- «Дорогие дети, я знаю, что вы любите играть в разные игры. Но вы будущие школьники и поэтому я предлагаю вам сыграть в игру математическую. Вы должны будите показать свои знания, умения, сообразительность. В игре несколько заданий. За каждое правильно выполненное задание вы получите конверт с буквой. В конце игры из букв вам нужно сложить слово. Желаю вам удачи!»
- Ну что ребята, вы готовы? (Да)
- Для начала проведём разминку:
- Какой сегодня день недели?
- А завтра?
- Сколько месяцев в году?
- Как называется последний месяц года?
- Как называется число, которое стоит после какого-то числа?
- А которое стоит перед каким – то числом?
- Как называется действие, если в примере стоит знак «+»?
- А если стоит знак « - «?
- Молодцы! А теперь приступим к выполнению заданий.
Задание первое:
- Ребята, сколько вас?(7) Вы слышали сказку «Белоснежка и семь гномов»?
- Представьте, что вы гномики и вам нужно расселиться по двум домикам. Как вы это сделаете? (расселение: 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4, 4 и 3, 5 и 2, 6 и 1, 7 и 0)
- А можно расселить гномиков поровну? (нет) А почему? (7 нечётное число, не делится пополам.) Молодцы ребята! Возьмите конверт под № 1. Какая там буква? (Называют)
Задание второе:
- А теперь второе задание Королевы:
К каждому из домиков ведёт дорожка. Как узнать какая из них длиннее, а какая короче? (Дети перечисляют разные способы сравнения: наложение, приложение, измерение при помощи измерительных приборов (линейка)).
- А с помощью чего ещё можно измерить и сравнить дорожки? (При помощи условной мерки. Проводится измерение (стопой, карандашом). Проводится сравнение по итогам измерений).
-Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились. Откройте теперь конверт №2. (Называют букву).
- Итак, третье задание нашей игры:
Ребята, а какие линии вы знаете? (Перечисляют: прямая, отрезок, луч, ломаная, незамкнутая кривая, замкнутая кривая).
- Вам нужно каждому построить какую – нибудь линию. Возьмите для этого шнурочки и, если нужно, точки-магнитики, и приступайте к выполнению задания. (Строят линии)
- Готовы? (Да). (Каждый объясняет, что за линию построил).
- Девочки, вы обе построили прямые линии. Маша, тебе я даю 2 точки-магнита. Настя, тебе 1. Поставьте их на своих прямых и скажите, что у вас получилось. (Маша: отрезок и 2 луча, Настя 2 луча).
- Отлично, ребята! Возьмите третью букву. (Достают, называют)
- Чтобы выполнить четвёртое задание вам нужно сесть за столы, на которых лежат кубики. (Садятся) Я раздам каждому из вас схемы, по которым вам нужно сложить узор из кубиков. (Воспитатель раздаёт схемы). Итак, приступайте к выполнению задания. (Складывают узор, поднимают руку по мере готовности).
- Молодцы, детки! Замечательные узоры у вас получились. Открывайте четвёртый конверт. (Достают букву)
Задание 5:
- А теперь, ребята, садитесь за столы. Слушайте внимательно: «В вазе лежали 4 яблока, положили ещё 3. Сколько стало яблок в вазе?» Что я вам прочла?(Это задача). А как вы узнали, что это задача? (Есть условие и вопрос). Что нам нужно сделать? (Решить). Я вам проиллюстрирую, а вы попробуете решить эту задачу. (Воспитатель размещает картинки на доске). Каким действием нужно решать эту задачу? (Сложением). Кто мне подскажет решение? (Выбрать ребёнка. Решает.) А какой ответ у этой задачи? (Говорит полный ответ)
- А теперь, ребята, вам самим нужно составить модель для своей задачи. Т.е. пример, по которому вы придумаете задачу. Возьмите бумагу и ручки, отступите 2 клетки сверху и 2 клетки слева и запишите свою модель. Когда будете готовы, поднимайте руку. (Составляют модель на бумаге).
- Ну что, ребята, готовы? (Спросить составленные задачи)
- И с этим заданием вы отлично справились! Откройте последний, пятый конверт и попробуйте составить заветное слово. (Составляют слово)
- Вот и подошла к концу наша математическая игра. Вам она понравилась? (Ответы детей). А какое задание вам понравилось больше всех? А какое задание вам показалось самым сложным? Посмотрите детки, здесь ещё один конверт лежит. Что на нём написано? (Читают «Сюрприз». Воспитатель открывает конверт. В нём подарки детям – светоотражатели. Раздаёт детям.)
Предварительный просмотр:
Игровой занимательный материал как средство развития математических способностей у детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО.
У.А.Сальникова, воспитатель 1 категории
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №10 комбинированного вида»
Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная, целенаправленная деятельность, в ходе которой воспитатель продуманно ставит перед детьми познавательные задачи, помогает найти адекватные пути и способы их решения. Специально организованная деятельность обучающего и обучаемых, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме, называется формой обучения. Наиболее удачными её формами являются игровые упражнения и дидактические игры.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется на занятиях и вне их, в детском саду и дома. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре. Достоинства игровой деятельности известны всем. В процессе игры развиваются целеполагание, планирование, умение анализировать результаты, воображение, символическая функция сознания. Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.
Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта [6]. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорных способностей ребёнка, "переработку" его обеспечивают интеллектуальные способности. Для дошкольника содержание должно быть чувственно воспринимаемо, поэтому в работе с дошкольниками так важно применение занимательного материала. Занимательность маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далёкой от жизни детей.
Ребёнку на занятиях нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Занимательный материал влияет на формирование произвольности психических процессов, на развитие произвольности внимания, на произвольную память. Потребность в общении, в элементарном поощрении вынуждает ребёнка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.
На занятиях по математике занимательный материал (или игра, или загадка, или персонажи сказок, или другой материал) оказывает влияние на развитие речи, требует от ребёнка определённого уровня речевого развития. Если ребёнок не может высказывать свои пожелания, не может понять словесную инструкцию, он не может выполнить задание.
Через занимательный материал идёт развитие личностных качеств ребёнка: он учится правильно вести себя в различных бытовых ситуациях, узнает нормы поведения в них. В процессе использования разного вида занимательного материала возникает и воспитывается интерес и уважение к труду, активное участие во взрослой жизни, расширяется кругозор. Такой материал доставляет детям удовольствие, радость. Именно через него отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, воспитывается интерес к предмету.
Роль несложного занимательного математического материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическими материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке [9].
Используется занимательный материал и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведёт к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребёнку интересна конечная цель - сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его.
Эффективность реализации математических задач во многом зависит от содержания предметно-игровой среды:
- настольно-печатные игры;
- игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат (игры шашечного хода);
- головоломки;
- логические задачи;
- кубики, лабиринты;
- игры на составление целого из частей;
- игры на передвижение.
Предметно-игровая среда призвана содействовать решению как специфических задач целенаправленного развития математических представлений детей, так и решению задач их всестороннего развития, формирования личности и подготовки к учебной деятельности.
Формы и методы представления занимательного материала:
1. Совместная игра воспитателя с ребенком;
2. Самостоятельная деятельность детей;
3. Математические праздники и развлечения;
4. Занятия (в соответствии с учебным расписанием);
5. Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок;
6. Чтение математических сказок [3].
Любая логическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить её, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок - даёт основание для их классификации, хотя довольно трудно разбивать на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.
Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Дидактические игры включаются в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.
Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания - наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала [7].
В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной практике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли.
Этим положением и объясняется значением занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.
Математика - один из наиболее трудных учебных предметов, но включение занимательного материала в занятия по математике позволяет удерживать интерес детей к занятию, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.
В заключение необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по математике системы специальных игровых задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Чтобы ребёнок дошкольного возраста учился в полную силу своих способностей, нужно стараться вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.
Мастерство педагога возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы детей в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности детей разнообразными, творческими, продуктивными.
Использование многих игр аналогичного типа построенных на самом различном материале, позволит ребёнку подойти к открытию, что при количественной оценке важно само число элементов, а не их качество и не их расположение в пространстве. Разнообразный опыт, приобретаемый ребёнком при сравнении численностей множеств предметов путём попарного соотнесения их элементов по принципу "один к одному", подведёт его к пониманию сущности взаимнооднозначного соответствия, на первых порах еще выражаемого с помощью общих количественных параметров: "столько же" или "не столько же".
Понятие равночисленности множеств и тесно связанное с ним понятие взаимнооднозначного соответствия углубляются путем осуществления отображения множеств. Это находит своё выражение в составлении ребёнком равночисленных множеств путем установления соответствия между отдельными элементами множества, которое при соотнесении один к одному служит для него образцом, и имеющимися предметами (изображениями предметов, специальными счётными бляшками и т.п.).
При использовании на занятиях математикой занимательного материала дети с большим интересом занимаются, лучше запоминают увиденное и услышанное, т.к. эмоционально вовлечены в занятие.
Список использованной литературы
1. Макарова О.А.Планирование и конспекты занятий по математике в подготовительной группе ДОУ. – М: АРКТИ, 2008.
2. Метлина Л. Занятия по математике (подготовительная к школе группа). // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 9-10.
3. Михайлова З. А. Занимательные материалы в обучении дошкольников элементарной математике - СПб.: Детство-Пресс, 2010.
4. Носова Е. А. Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений". - Л., 2011.
5.Попова Г.П. Занимательная математика: Материалы для коллективных и индивидуальных занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками. // Авт.-состав. Попова Г. П., Усачева В. И. - М., 2005.
6.Смоленцева А.Л., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006.
7.Стойлова Л. П., Фрейлах Н. И. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений у дошкольников. - М.: Гном-Пресс, 2008.
8.Целищева И. И., Большакова М.Д. Методика обучения дошкольников математике при ознакомлении с окружающим миром. – М.: Школьная пресса, 2009.
9. Шевелев К. В. Дошкольная математика в играх: Формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие на планету "Математики"
Занятие итоговое...
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе на тему: "Путешествие в королевство Математике"
Занятие в подготовительной группе по математике по программе "От рождения до школы", которое проводится в начале учебного года . Цели данного занятия: закрепление навыков количественного счета в...
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе «Занимательная математика»
Математика...
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе «Занимательная математика»
конспект занятия...
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе: «С математикой – в космический полёт»
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе: «С математикой – в космический полёт» ...
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе «Веселая математика вместе с Буратино»
quot;Веселая математика" подготовительная группа....
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в математику"
Обобщение и закрепление полученных ранее знаний...