Обучение дошкольников началам математики посредством художественной литературы
проект по математике (старшая группа) на тему

Неженец Анна Владимировна

создание условий и системы для формирования, развития пространственных представлений у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prekt_nezhenets.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение дошкольников началам математики посредством  художественной литературы

                                                                            В-ль: Неженец А.В.

Цель: создание условий и системы для формирования, развития пространственных представлений у дошкольников.

Задачи:

 Образовательная. Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.

 Развивающая. Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование.

 Воспитательная. Содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе.

 Планируемый результат:

 Научить детей создавать макет города, применять математические знания для решения задач практического характера.

 Дети должны научиться:

 - ставить цель и задачи проекта,

 -планировать свою деятельность,

 - разбиваться на группы,

 -выполнить задание аккуратно, до конца,

 -распределить роли внутри группы,

 -определить необходимые для реализации проекта материалы,

 -представить результат проделанной работы.

 Предварительная работа

 Первым шагом внедрения в практику работы проектного метода началось с изучения специальной методической литературы. Затем подготовлено методическое обеспечение:

План-график :

Цели: расширить знания детей; умение находить заданные предметы в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения, в природе.

- Познакомить с геометрическими фигурами, телами, цифрами, разнообразными линиями.

- Совместная организованная деятельность.

- Дидактические игры.

- Познавательное развитие

- Наблюдения.

- Отгадывание загадок о сказках

- Придумывание загадок о сказках

- Беседы по содержанию сказок

- Рассматривание картин и иллюстраций.

Речевое развитие:

Учить описывать геометрические фигуры и тела, составлять рассказы и сказки о фигурах, цифрах, линиях.

Составление описательных рассказов о фигурах, предметах заданной формы.

Ознакомление с худ. литературой:

Закрепить математические понятия через знакомство с художественными произведениями; умение замечать в текстах сказок предметы заданных форм, цифр, творческого преобразования отдельных художественных образов.

Художественно-эстетическое развитие:

Закрепить математические понятия через рисование разных предметов, лепку.

Превращение фигур, цифр и линий в предметы.

«На что похожи цифры»; составление коллажей.

Игровая деятельность:

Через разнообразную игровую деятельность закреплять полученные знания; формировать умение детей играть в разные игры, организовывать их.

- Дидактические игры.

- Подвижные игры.

- Сюжетно-ролевые игры.

- Театральные игры.

- Словесные игры.

- Строительные игры.

Продуктивная деятельность:

Развивать эмоционально-целостное отношение к предметам и образам; творчество детей. Формировать умение создавать что-то новое, интересное и необычное; радоваться результатам своего труда.

- Коллажи

- Фризы

- Альбомы детской деятельности

- Поделки

- Постройки из конструктора, строителя, песка.

Самостоятельная деятельность:

Развивать умение детей самостоятельно организовывать свою деятельность в разных видах деятельности, вовлекать в свою деятельность сверстников.

- Разнообразные игры.

- Исследовательская деятельность.

- Рисование рисунков.

-Продуктивная деятельность.

Работа с родителями.

Познакомить родителей с темой проекта, заинтересовать их. Развернуть родителей к своим детям, вызвать желание с ними играть, проводить больше времени, совместно создавать что-то новое Консультация для родителей на тему: "  Математика и художественная литература".

Занятие по математике в старшей группе

« Федорины помощники»

Задачи - закреплять знания о различных видах посуды, её назначении;

- развивать устную речь детей; умение ориентироваться по карте;

- упражнять в умении прыгать из обруча в обруч; ходить приставным шагом; ходить по узкой дощечке;

- закрепить порядковый и обратный счёт в пределах 9; умение называть число между числами соседями;

- совершенствовать умение решать задачи и примеры на сложение и вычитание;

- формировать умение работать в группе;

- закреплять умение создавать несложную композицию из геометрических фигур.

Предварительная работа воспитателя: рисование плакатов; изготовление пригласительных; подбор оборудования; написание конспекта.

Предварительная работа с детьми: Чтение сказки К.И.Чуковского «Федорино горе»; рассматривание различных видов посуды; разучивание текста к физкультминутке.

Материал к занятию: костюм для бабушки Федоры; обручи – 5 штук; дощечка – 2 м.; канат; дорожка из ковриков; плакат с кармашками для тарелок; тарелочки с цифрами до 9; чайная посуда разрезанная на 2 части с примерами и ответами; плакат с хомячком для физкультминутки; плакат с лягушкой и кармашком для столовых приборов : 3 ложки, 2 вилки, 3 ножа; заготовки для аппликации : кастрюли из белого картона на каждого ребёнка, геометрические фигуры из цветной бумаги 2 – треугольника, 2 – квадрата, 3 – овала, 1 – круг на каждого ребенка; кисти, клей, тряпочка, клеёнка.

 Ход занятия.

/Звучит лёгкая музыка, дети входят в зал, садятся на стульчики./

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычное занятие. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их.

Дети: Здравствуйте!

/Входит Федора./

Федора: /поёт песню/

Ой вы бедные сиротки мои.

Бокалы, тарелки, сковородки мои!

Воспитатель: Что случилось? Почему Вы плачете?

Федора: Разве вы меня не узнали меня?

Воспитатель: Ребята, вы узнали кто это?

Дети: Федора.

Воспитатель: А из какой она сказки?

Дети: Федорино горе.

Воспитатель: Кто написал эту сказку?

Дети: писатель Корней Чуковский.

Воспитатель: Ребята, почему Федора плачет? Может заболела?

Дети: От неё убежала посуда.

Воспитатель: Почему она убежала?

Дети: Потому что Федора её не мыла.

Федора:

Ой, не мыла я посуду,

Не любила я её.

Она взяла, да убежала в лес.

Убежала, и возвращаться не хочет.

Бегала я по лесу, искала посуду,

Да видно старая стала,

Не могу быстро бегать – устала.

Воспитатель: Ребята, поможем Федоре вернуть посуду?

Дети: Да.

Воспитатель: Федора, ты садись, а дети тебе помогут вернуть посуду.

/Федора садится на стул/

Воспитатель: А для этого нам нужно попасть в сказку.

В этом нам поможет лёгкий ветерок.

/звучит музыка/

Воспитатель: Ребята, встаньте, возьмитесь за руки, закройте глаза.

/поставить карту путешествия/

Вдохните – выдохните.

 Откройте глазки, вот мы и в сказке.

Посмотрите, это сказочная карта. При помощи этой карты мы найдём Федорину посуду.

Давайте посмотрим, откуда начинается наше путешествие.

Здесь нарисовано, что нам нужно пройти по тропинке и мы попадём в сказочный лес.

/проходят по тропинке, подходят к стенду, на котором плакат с тарелками/

Ребята, посмотрите, здесь для вас задание.

Задание № 1 «Поставьте тарелки по порядку»

Кто у нас пойдёт выполнять это задание?

/выходит один ребёнок, расставляет тарелочки в числовой ряд от 1 до 9/

Молодец.

Ребята, давайте проверим, какое число стоит между числами 3 и 5.

Какое число стоит между числами 7 и 9.

Какое число стоит между числами 1 и 3.

Молодцы.

А кто у нас посчитает тарелки от первой до пятой?

/выходит ребёнок, считает тарелки/

Первая тарелка, вторая тарелка и т.д.

Молодец.

А кто посчитает тарелки от пятой до девятой?

/выходит ребёнок, считает тарелки/

Шестая тарелка, седьмая тарелка и т.д.

Молодец.

Ребята, сейчас я буду складывать тарелочки в корзину, а вы посчитаете обратным счётом. От девятой тарелки до первой.

/воспитатель складывает тарелки, а дети все вместе считают/

Молодцы, ребята, с первым заданием вы справились.

Давайте посмотрим на карту. Куда же нам идти дальше.

Ребёнок: Мы должны перейти через реку.

Воспитатель: А как нам через неё перейти?

Дети: По мостику.

Воспитатель: Правильно по мостику.

Давайте встанем друг за другом. Я пойду первая, а вы за мной. Только будьте осторожны, не упадите.

Воспитатель: Все перешли?

Дети: Да.

Воспитатель: Посмотрите, что это тут?

Дети: Разбитая посуда.

Воспитатель: Ребята, следующее наше задание.

Задание № 2 «Склеить посуду».

Но прежде, чем её склеить, нужно решить математические выражения.

/дети садятся на коврик/

Кто у нас будет первым?

/ребёнок берёт одну часть посуды, на которой написан пример. Читает его и говорит ответ. Затем ищет вторую часть посуды с ответом/ и т.д.

Ребята, а какую посуду мы склеили?

Дети: чайную

Воспитатель: Молодцы, правильно чайную.

Сейчас мы её положим в корзину и отправимся дальше.

Давайте посмотрим карту. Что здесь нарисовано?

Дети: овраг.

Воспитатель: Как мы перейдём через него?

Дети: по канату.

Воспитатель: Правильно. А пойдём мы но канату приставным шагом.

Воспитатель: Посмотрите, здесь находится хомячок. Он хочет, чтобы вы сделали с ним зарядку. Сделаем?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда встаньте полукругом и приготовьтесь к зарядке.

Физкультминутка

Все готовы? Начнём.

Хомка, хомка, хомячок,

(приседают)

Полосатенький бочок,

(трут бока)

Хомка раненько встает,

(встают)

Зубки чистит, глазки трет.

(движения по тексту)

Подметает хомка хатку,

(наклон вниз)

И выходит на зарядку.

(маршируют)

Раз, два, три, четыре, пять –

(руки согнуты в локтях)

Хочет Хомка сильным стать

(сгибают и разгибают руки)

Воспитатель: Отдохнули? Теперь отправляемся дальше.

Посмотрим нашу карту.

А дальше нам нужно пройти через болото. Ребята, а вы знаете, что ходить по болотам опасно. Оступившись, можно провалиться в трясину, из которой невозможно выбраться без посторонней помощи. Сейчас мы будем прыгать по камушкам, чтобы болото нас не затянуло. Будьте внимательны! Не спешите.

/прыгают по камушкам на двух ногах/

Молодцы!

Посмотрите, здесь сидит лягушка, а у неё следующее задание.

Задание № 3 «Реши задачки».

Задача № 1

«Вот три ложки по дорожке идут.

За ними вдогонку две вилки бегут.

Так сколько ж всего по дорожке лесной

Столовых приборов бежало домой?

Задача № 2

«От Федоры убежало пять ножей.

По дороге два ножа затянуло в болото.

Сколько ножей осталось?

Молодцы, ребята, хорошо справились со всеми заданиями.

Сейчас я положу вилки, ложки и ножи в корзину. Ребята, а как мы назовём это одним словом?

Дети: Столовые приборы.

Воспитатель: Молодцы.

Ребята, посмотрите на карту. Куда же нам идти дальше?

Дети: за столы.

Воспитатель: Проходите садитесь. Посмотрите, когда посуда бежала по лесу от Федоры шёл сильный дождь и весь рисунок смыло. Давайте украсим кастрюлю, чтобы она стала такой же красивой как прежде.

Задание № 4 Аппликация «Укрась кастрюлю».

Все справились с заданием?

Дети: Да

Молодцы!

Ребята, посмотрите, какая красивая посуда у вас получилась.

Федора, подойди к нам.

Вот мы и отыскали твою посуду, украсили её. А ты береги её, мой и люби.

И тогда она от тебя больше ни куда не убежит.

Федора:

«Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!»

Ребята, спасибо вам, что помогли мне отыскать посуду.

А это вам от меня подарок «Новая посуда»

Берегите и не ломайте её.

Дети: Спасибо, Федора!

Федора: До свидания.

Дети: До свидания.

Итог:

Ребята, кто к нам сегодня приходил?

А что мы сегодня с вами делали?

Какие задания выполняли?

На этом наше занятие закончилось.

Всем спасибо.

 

Используемая литература:

1. Методический журнал для воспитателей «Ребёнок в детском саду», №4 2011г.;

2. Интернет сайты;

3. Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» старшая группа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский педагогический проект "АБВГДейка" (обучение дошкольников началам грамоты и и подготовка их руки к письму)

Проблемный вопрос: Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте и их руки к письму.Актуальность проблемы:В современных условиях система образования предъявляет высокие требования ...

Консультация для родителей «Обучение дошкольников началам математики»

Уважаемые родители!Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым  рядом причин (особенно в наше время), с которыми Вы познакомитесь в этом документе....

Консультация для родителей «Обучение дошкольников началам математики»

Основное усилие и педагогов, и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятель...

Консультация для воспитателей «Особенности обучения дошкольников началам математики».

Консультация для воспитателей«Особенности обучения дошкольников началам математики»....

Консультация для родителей на тему «Обучению дошкольников началам математики»

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, по...

Консультация для родителей «Обучение дошкольников началам математики в младшей группе»

Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоя...