Буклет
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме

Моделирование как метод

логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_po_matematicheskomu_modelirovaniyu.doc242.5 КБ

Предварительный просмотр:

654027, Кемеровская область, г. Новокузнецк, улица Мичурина 25-А

Телефон: 8 (3843) 72-38-30 e-mail: alenyshka114@mail.ru

сайт: http://www.edu42.ru/sites/dou114/

муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

"Детский сад № 114"

(МБ ДОУ "Детский сад № 114")

Моделирование как метод

логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста

Два мира есть у человека,

                    Один, который нас творил,

                 Другой - который мы от века

                      Творим по мере наших сил.

Н.Заболоцкий

Новокузнецк,2017

Автор-составитель:

Читоркина М.М., воспитатель МБДОУ «Детский сад №114»

 «Моделирование - это вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели, источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности».

( Л.А.Венгер)

Моделирование  - наглядно-практический метод обучения.

Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.)

Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира и мира природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, знаний об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.

В дошкольном обучении применяются следующие виды моделей:

  • предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов (технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма, модели построек, плоскостная фигура человека с подвижным сочленением туловища и конечностей).
  • предметно-схематическая модель (выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков). Предметно-схематическая модель должна обнаружить связи, отчетливо представить их в обобщенном виде (модель покровительственной окраски С.Н. Николаева, модель «длинных и коротких ног» С.Н. Николаева, модель, позволяющая формировать у детей знания о потребности растений в свете И.А. Хайдурова, модели Н.И. Ветровой для ознакомления детей с комнатными растениями).
  • графические модели (графики, формулы, схемы и т.п.)

Требования, предъявляемые к модели:

  • чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;
  • быть простой и доступной для создания и действия с ней;
  • ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;
  • облегчать познание (М.И. Кондаков, В.П. Мизинцев, А.И. Усмов).

Этапы овладения детьми моделями

Первый этап - предусматривает овладение самой моделью. Дети, работая с моделью, осваивают с помощью замещения реально существующих компонентов условными обозначениями. На этом этапе решается важная познавательная задача - расчленение целостного объекта, процесса на составляющие компоненты, абстрагирование каждого из них, установление связи функционирования.

На втором этапе - осуществляется замещение предметно-схематической модели схематической. Это позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям. Формируются умения отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными связями и зависимостями.

Третий этап - самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности.

Особенности организации работы с моделями в дошкольном возрасте

  • начинать следует с формирования моделирования пространственных отношений. В этом случае модель совпадает с типом отображенного в ней содержания, а затем переходит к моделированию других типов отношений;
  • целесообразно вначале моделировать единичные конкретные ситуации, а позже организовывать работу по построению модели, имеющей обобщенный смысл;
  • обучение моделированию осуществляется легче, если ознакомление начинается с применения готовых моделей, а затем дошкольников знакомят с их построением.

Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
  • перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
  • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Таким образом, развивается самостоятельность мышления и познавательная активность ребенка. Использование коллажей и мнемотаблиц будет более эффективным, если работу с ними построить в следующей последовательности:

  • на первом этапе детям предлагается внимательно рассмотреть коллаж или мнемотаблицу и догадаться, почему здесь изображены именно эти картинки, модели, буквы, цифры и т.д. Далее дать детям сжатую информацию по содержанию данного коллажа или мнемотаблицы;
  • на втором этапе идет обсуждение: задать детям дополнительные вопросы и задания;
  • на третьем этапе ребенок с помощью коллажа или мнемотаблицы самостоятельно составляет описательный рассказ или математическую  задачу.

Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов

Средства логико-математического развития

дошкольников с использованием моделирования

Логические игры и упражнения с блоками Дьенеша

«Чудесный мешочек»

Сложите фигуры в мешочек и предложите ребёнку найти все квадратные (круглые, толстые, большие). Когда дети без затруднения будут выполнять это задание, вводится второй признак. Необходимо найти все круглые, большие фигуры (маленькие квадратные). И в конце вводится третий признак. Найти все маленькие, толстые, квадратные.

"Что изменилось"

Выложить перед детьми от 3 до 5 блоков, попросить запомнить их. После чего дети закрывают глаза, а блоки исчезают (меняются местами, формой, цветом, толщиной). Вариантов игры множество.

"Третий лишний"

Перед детьми выкладывается несколько блоков. Предлагается убрать лишний и объяснить, почему он лишний.

"Угощение для кукол"

Предложить угостить кукол печеньем. Ставится условие: куклы очень любят печенье, но только разное (по форме, цвету, размеру, толщине). Поэтому нужно угостить кукол так, чтобы печенья отличались только цветом (размером и т. д).

"Дорожки"

Предложить детям построить дорожку так, чтобы рядом не оказалось одинаковых фигур по цвету (размеру, форме и т. д) 

Палочки Кюизенера

Данный материал представляет собой набор счетных палочек (другое название -“числа в цвете”, “цветные палочки”) 10 разных цветов и разной длины от 1 до 10см. Комплектация набора не случайна, а является сложно продуманным математическим множеством. Каждый цвет и каждая длина соответствуют определенному числу. Например, палочка белого цвета – это куб со стороной 1см, она соответствует числу -1; палочка розового цвета – это прямоугольная призма длиной 2см и соответствует числу 2; палочка оранжевого цвета – длиной 10см и соответствует числу 10. Таким образом, все палочки в наборе различаются по трем признакам: цвет, длина и число, которому они соответствуют.  

Пространственное моделирование на базе разрезания прямоугольного параллелепипеда «Уникуб» (авторская версия Б.  П.  Никитина) 

Плоскостное моделирование на базе разрезания прямоугольника.

«Пифагор»  В набор «Головоломка Пифагора» входят два квадрата (большой и маленький, четыре треугольника (два больших и два маленьких) и один параллелограмм. Вы запомните, ребята, в «Пифагоре» — два квадрата, лишь один из них большой, и поменьше есть, другой. Треугольников — четыре: маленькие и большие, Одинаковых — по два. Интересная игра! Есть фигура всем на диво — необычна и красива, выучить несложно нам — это параллелограмм! Сущность игры. Из нескольких частей, представляющих собой простейшие геометрические фигуры, сложить определённую форму из заданного набора фигур без наложений. Изобразительные способности игры достаточно велики и позволяют создавать силуэты разнообразных предметов и геометрических фигур сложной конфигурации, которые отдалённо напоминают объекты реальной действительности.

Литература

1. Егошина С. Н. Логико-математическое развитие дошкольников средствами моделирования [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.).  — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 76-82.

2. Валентина Тарасова. Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста [Эл. Источник] // http://www.maam.ru/detskijsad/novye-podhody-k-organizaci-logiko-matematicheskogo-razvitija-detei-doshkolnogo-vozrasta.html 

3. Моделирование в развитии математических представлений дошкольников. Реферат [Эл. Источник] // http://xreferat.com/71/5718-1-modelirovanie-v-razvitii-matematicheskih-predstavleniiy-doshkol-nikov.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Права ребенка"

В краткой, лаконичной форме познакомить детей и взрослых с правами детей....

Буклет о спорте

Стихи и загадки о спорте....

Буклет "Олмпийские игры"

В буклете рассказывается о возникновении Олимпийских игр....

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков С, З, Ц" первый комплекс

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков С, З, Ц" первый комплекс  сделан в программе фотошоп....

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков Ш, Ж, Ч, Щ" второй комплекс

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков Ш, Ж, Ч, Щ" второй комплекс сделан мной в программе фотошоп....

Буклет для родителей "Полезные советы"

Предлагаю вашему вниманию «Полезные советы». Они помогут Вам донести до детей самоценность окружающих нас живых и неживых объектов, увидеть их хрупкость и незащищённость, дадут повод задуматься ...

Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОНСКОГО;Картотека игр на развитие памяти у детей старшего дош.возрас

Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОН...