НОД "В царстве геометрических фигур"
план-конспект занятия по математике (средняя, старшая группа) на тему

Организация непрерывной образовательной деятельности с детьми разновозростной группы компенсирующей направленности для слабовидящих детей, с амблиопией и косоглазием по теме: "В царстве геометрических фигур"

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД "В царстве геометрических фигур"

Организация непрерывной образовательной деятельности с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности для слабовидящих детей, с амблиопией и косоглазием по теме:

«В царстве геометрических фигур»

Автор конспекта ННОД:

Ульянова Елена Николаевна

Воспитатель МАДОУ МО г. Нягань

Детский сад № 7 «Журавлик»

 

Задачи приоритетной образовательной области:

Познавательное развитие: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие творческой активности, формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе).

Образовательные задачи в интеграции образовательной области:

Социально-коммуникативное развитие: развитие свободного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок

Речевое развитие: владение речью как средством общения. Обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной диалогической речи.

 

Предпосылки учебной деятельности: умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания, формирование познавательной и социальной мотивации, формирование адекватной самооценки, формирование умения прийти на помощь другу, умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, умение сохранять заданную цель, умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого, умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей, умение контролировать свою деятельность по результату, умение работать по инструкции взрослого, умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания, умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т.п.) – сформированность мелкой моторики рук, навыки сформированности сенсорных эталонов, ориентировка в пространстве и времени, умение применять правила и пользоваться инструкциями, умение выделять существенные признаки объектов, потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками, владение определенными вербальными и невербальными средствами общения, строить диалоговую речь, желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества, ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, предлагать помощь и сотрудничество, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для партнёра высказывания.http://86ds7-nyagan.edusite.ru/images/p336_ukcuk.jpg

 

Оборудование: магнитная доска, магниты, 5 иллюстраций сказки (с обратной стороны каждая иллюстрация имеет свой цвет: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий). Конверты, в которых находятся задания, с наклеенными цветными прямоугольниками (цвет: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий), волчок, 2 веревки, мяч, карточка для игры «Что изменилось?».

Раздаточный материал: таблицы с фигурами – 6 шт., схема для сбора конструкции из кубиков, кубики 20 шт. (10 синих, 10 красных) разделенных на группы: 3 синих, 2 красных, 3 красных, 2 синих; 1 красный, 4 синих; 1 синий, 4 красных; карточки с примерами – 4 шт: 3+2=5, 3+2=5, 1+4=5, 1+4=5.

Методы: Наглядный – под руководством воспитателя, иллюстративный -  показ предметов, способов действий, словесный – беседа, пояснение, игровой – подвижная игра, практический – упражнение. Формы работы: группой, подгруппой, индивидуальное.

 

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

 

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Прием работы

Наличие средств у детей

Образовательные задачи

Целевые ориентиры (характеристики)

Дети заняты свободной деятельностью.

В: Ребята, а мы с вами сейчас где находимся?

Д: В детском саду.

В: А чем вы занимаетесь в детском саду?

Д: Гуляем, играем, занимаемся и т.д.

В: А еще вы кушаете и спите днем. И перед сном я хотела прочитать вам сказку. Она закодирована. Хотите узнать какая сказка закодирована? Д: Да. (На доске магнитами прикреплены 5 цветных прямоугольников, на обратной стороне которых изображены герои сказки «Дюймовочка»)

Дети рассаживаются за столы по желанию.

Речевая, Социально-коммуникативная

Введение в игровую ситуацию

Слово

Владение речью как средством общения. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в общении.

 

Основная часть (содержательный этап)

 

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Прием работы

Наличие средств у детей

Образовательные задачи

Целевые ориентиры (характеристики)

Перед столами стоит маленький стол, на нем находится волчок, рядом с волчком 5 конвертов с заданиями. На каждом конверте прямоугольник одного из 5 цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий.

В: Ребята, что будем делать? Д: Ответы детей.

В: Я предлагаю поиграть. Наша задача: нужно выполнить задания, которые лежат в конвертах около волчка. Выполним задания – откроем карточки с иллюстрациями героев сказки. Чтобы выбрать конверт с заданием, раскручиваем волчок.

В: Риана, будь сегодня моей главной помощницей. Иди, крути волчок.

Выполняется задание, которое лежит в конверте, указанном волчком. (Любое задание из пяти, которое выпадет).

Групповое задание - игра «Что изменилось»

В: Сказка: Жила была фигура. Какая? Д: Маленький синий квадрат.

В: Пошел маленький синий квадрат гулять и встретил Волшебника. Взмахнул тот палочкой и превратился маленький синий квадрат в кого? Д: В большой синий треугольник.

В: Что изменилось?

Д: Форма, был квадрат – стал треугольник и размер: была фигура маленькая – стала большая.

В: Пошел большой синий треугольник дальше и встретил лягушку. Стал прыгать с ней и превратился в кого? Д: В маленький зеленый треугольник.

В: Что изменилось?

Д: Размер: был большой – стал маленький. Цвет: был синий, стал зеленый.

В: Пошел маленький зеленый треугольник дальше гулять и вышел на поляну с большими желтыми одуванчиками. Понюхал он одуванчик и превратился в кого?

Д: В маленький желтый квадрат.

В: Что изменилось?

Д: Цвет: был зеленый, стал желтым. Форма: был треугольник – стал квадрат.

В: Решил маленький желтый квадрат искупаться в озере. Когда вышел на берег, превратился в кого?

Д: В большой красный круг.

В: Что изменилось?

Д: Цвет: был желтый – стал красный. Размер: был маленький – стал большой. Форма: был квадрат – стал круг.

В: Молодцы ребята! Хорошо поиграли в игру «Что изменилось». Задание выполнили.

Валера, открой карточку с героем. Цвет карточки совпадает с цветом прямоугольника на конверте.

Риана, крути волчок.

Гимнастика для глаз. «Самолеты».

В: Делая гимнастику для глаз, вы все постарались, молодцы!

Риана, открой героя и крути волчок.

Работа в парах - игра с таблицей «Засели жильцов»: более подготовленные ребята помогают менее подготовленным. Самопроверка.

В: Ребята, вам нужно в квартиры заселить жильцов. А кто у нас жильцы?

Д: геометрические фигуры.

В: По горизонтали этажи. Какие фигуры живут на первом этаже? Д: прямоугольники. В: На втором?

Д: треугольники.

В: На третьем?

Д: овалы.

В: На четвертом?

Д: квадраты.

В: На пятом?

Д: Круги.

В: По вертикали подъезды. В первом подъезде фигуры какого цвета живут?

Д: красного.

В: Во втором?

Д: фигуры желтого цвета.

В: В третьем?

Д: зеленого.

В: В четвертом подъезде?

Д: синего.

В: Где будет жить красный круг?

Д: На пятом этаже в первом подъезде.

(Воспитатель предлагает менее подготовленным детям сесть рядом к более подготовленным)

Елисей, выйди к доске – засели жильцов. Ребята, если вам нужно проверить себя – посмотрите на доску.

У всех получилось? Молодцы, ребята! Какие геометрические фигуры мы заселили на первый этаж? В первый подъезд? Ответы детей.

В: Елисей, открой карточку. Риана, крути волчок.

Физминутка. (Работа по подгруппам).

В: Ребята, этот конверт пустой, в нем нет заданий. Давайте отдохнем.

Объединитесь в группы по 4 человека. Возьмите в руки веревку. Сделайте из нее круг. Сколько у круга углов?

Д: У круга нет углов.

В: Сделайте квадрат. Сколько у него углов?

Д: четыре.

В: Сделайте треугольник. Сколько у него углов?

Д: Три.

В: Молодцы ребята. Рома, открой, пожалуйста, карточку.

Риана, крути волчок.

Работа в парах - игра «Строители».

На столах стоят розетки с кубиками. Воспитатель достает из конверта схемы, раздает их.

В: Дети, сделайте постройку из кубиков согласно схеме. Что вы заметили?

Д: постройки похожи.

В: Какие? Ответы детей.

В: Чем похожи? Чем отличаются? Д: В этой постройке 3 красных и 2 синих, а в этой, наоборот, 3 синих и 2 красных. А в этих постройках 1 красный кубик и 4 синих, и наоборот, 1 синий кубик и 4 красных.

В: А сколько кубиков в каждой постройке?

Д: в каждой постройке по 5 кубиков.

В: Значит, как можно представить число 5? Ответы детей.

В: Молодцы ребята. А теперь выберите карточку с примером, которая подходит к вашей постройке.

Дети выбирают карточку, объясняя свой выбор.

В: Саша, открой оставшуюся карточку.

Речевая, Социально-коммуникативная

Показ, пояснение, анализ, аналогия, обобщение, обсуждение результатов

Слово, изображение геометрических фигур, таблицы с наборами геометрических фигур, веревки,

розетки с кубиками, схемы, карточки с примерами.

Обогащать представление детей о геометрических фигурах: цвет, размер, форма;

Закреплять представление детей о таблице;

Закреплять представление детей о составе числа 5;

развивать умения детей выполнять движения (действия) в соответствии с заданной задачей;

Развивать умение детей выполнять движения глазами, в соответствии с заданной задачей;

Воспитывать у детей умение слушать друг друга, уважительно относиться к чужим высказываниям.

Владение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, проявляет инициативу и самостоятельность в игре. Способен учитывать интересы и чувства других, участвует в совместных играх. Развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими. Способен к волевым усилиям. Проявляет любознательность, склонен наблюдать. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в познавательно-исследовательской деятельности.

 

Заключительная часть (рефлексивный этап) 

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Прием работы

Наличие средств у детей

Образовательные задачи

Целевые ориентиры (характеристики)

Воспитатель берет мяч, просит детей выйти с ним на ковер. Передает любому ребенку мяч, задавая вопросы.

В: Какая сказка была закодирована?

Д: Дюймовочка.

В: Какие задания мы выполняли? Какое задание было для тебя самым трудным? Какая у тебя любимая сказка? Какую сказку я буду читать вам перед сном? Ответы детей.

Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие

Обобщение обсуждение результатов

Слово

Формирование позитивных установок

Обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и себе.

 

Приложения к ННОД

 

Раздаточный материал для игры «Строители»

http://86ds7-nyagan.edusite.ru/images/p336_3423423.jpg

Раздаточный материал для игры «Засели жильцов»   

Зашифрованная таблица (таблица с усложнением)

http://86ds7-nyagan.edusite.ru/images/p336_3242342342.jpg

Гимнастика для глаз

http://86ds7-nyagan.edusite.ru/images/p336_53543kk534.jpg

 

Игра «Что изменилось»

http://86ds7-nyagan.edusite.ru/images/p336_vyivyiayiva.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слайд-шоу с методическим сопровождением«В царстве геометрических фигур»

Методическое сопровождение к слайд-шоу«В царстве геометрических фигур»Цель:Способствовать освоению свойств предметов, отношений идентичности, порядка, равенства и неравенства, простых зависимост...

Путешествие в царство геометрических фигур

Открытое занятие в старшей группе по математике...

«В царстве геометрических фигур»

непосредственно-образовательная деятельность по математическому развитию в старшей группе....

Игра - путешествие для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет «В царстве геометрических фигур»

Данное мероприятие предназначено для воспитателей детского сада и рассчитано на детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет, направлено на закрепление знаний дошкольников о геометрических фигурах.Цель...

Игра - путешествие для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет «В царстве геометрических фигур»

Цель:- Учить детей использовать знания о геометрических фигурах, умение сопоставлять количество с числом. - Развивать умение ориентироваться в пространстве, по образцу наклеивать ряд геометрическ...

Игра - путешествие для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет «В царстве геометрических фигур»

Цель:- Учить детей использовать знания о геометрических фигурах, умение сопоставлять количество с числом. - Развивать умение ориентироваться в пространстве, по образцу наклеивать ряд геометрическ...

Сказка «В царстве геометрических фигур»

Авторская сказка в стихах для второй младшей группы для изучения геометрических фигур....