НОД для детей подготовительной к школе группы «Обучение решению задач с опорой на наглядный материал».
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Садикова Расима Ахматовна

НОД для детей подготовительной к школе группы «Обучение решению задач с опорой на наглядный материал».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_matematike.docx32.58 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие для детей подготовительной к школе группы

«Обучение решению задач с опорой на наглядный материал».

.

Программное содержание.

Цель:

Продолжать учить детей составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание (с опорой на наглядный материал).

Обучающие задачи:

Закрепить название дней недели, их последовательность.

Продолжать знакомить детей со структурой задачи (выделять условие и вопрос).

Учить детей давать полный, развернутый ответ на вопросы по содержанию задачи.

Учить детей сознательно выбирать  действие сложения или вычитания.

Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости.

Развивающие задачи:

Развивать речь детей.

Развивать логическое мышление, внимание.

Воспитательные задачи:

Вызвать интерес к НОД по математическому развитию.

Методические  приёмы:

Игровой.

Наглядный - мультимедийная презентация, учебная доска использование иллюстраций.

Словесный - напоминание, вопросы, индивидуальные ответы детей, поощрение.

Практический - решение математических упражнений с использованием дидактического материала.

Оборудование: Магнитная доска.

Демонстрационные материалы: картинки с изображением медведя,  обезьяны, воздушных шариков, бананов, фокусника; карточки с изображением цифр и знаков (=, -, +); лабиринт.

Раздаточные материалы: на каждого ребёнка – числа из математического набора от 1 до 9 и знаки плюс, минус, равно; карточки с изображением лабиринта.

Средства ТСО: мультимедийный проектор.

Видеоматериалы: Видеофрагмент циркового представления с участием дрессированных животных.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Игра «Вот так!»

На каждый вопрос дети отвечают хором: «Вот так!» – и жестом показывают нужное движение (действие).

  • Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.)
  • Как идешь? – Вот так! («Шагают» двумя пальцами по ладони.)
  • А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге.)
  • Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)
  • Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)
  • А даешь? – Вот так! (Делают руками движения. Как будто дают что-то.)
  • Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)
  • А грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком своему соседу.)

2. Разминка «Живая неделя» (Дети сидят на ковре). 

(На столе лежат карточки с числами  от 1 до 7. Воспитатель приглашает 7 детей, которым предлагает взять любое из чисел).

Воспитатель: Мальчики и девочки, посмотрите на свои числа и на числа ребят. Встаньте в порядке возрастания чисел (Дети выстраиваются в ряд).

 Воспитатель: Сейчас я взмахну волшебной палочкой и превращу вас в дни недели. Раз, два, три… неделя, оживи!

Воспитатель: Дни недели, назовите себя по очереди.

Дети: Я понедельник, я вторник, я среда, я четверг, я пятница, я суббота, я воскресенье.

Воспитатель: Какой день недели располагается между понедельником и средой?

Ребёнок: Я, вторник.

Воспитатель: Первый рабочий день недели, отзовись.

Ребёнок: Я, понедельник.

Воспитатель: Какой день недели располагается между субботой и понедельником? 

Ребёнок: Я, воскресенье.

Воспитатель: Какой день недели следует за вторником?

Ребёнок: Я, среда.

Воспитатель: Какой день недели располагается между четвергом и субботой? Ребёнок: Я, пятница.

Воспитатель: Выходные дни, отзовитесь!

Дети: Я суббота. Я, воскресенье.

Воспитатель: Какой день недели располагается между средой и пятницей?

Ребёнок: Я, четверг.

Воспитатель: А сегодня какой день недели?

Ребёнок: Сегодня четверг.

Воспитатель: Назовите, какой идёт месяц, число!?

Дети: 6 февраля.

3. «Найди место в зрительном зале».

Воспитатель: Ребята, как же я могла забыть? Сегодня, в четверг, 6 февраля, мы должны с вами пойти…!  А вот куда – догадайтесь сами:

Что за странный круглый дом?

                                         Крыша куполом на нём.

                                         Ежедневно в этом доме

                                         Происходят чудеса.

                                         Много музыки и света

                                         Уж поверь, увидишь сам.

Дети: Мы должны идти в цирк.

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: В стихотворении описано круглое здание с куполом.  Оно похоже на шатёр. В цирке всегда можно увидеть удивительные представления.

Воспитатель: Отправляемся в цирк на проспекте Вернадского! (Слайд с изображением цирка). Но просто так нас туда не пустят. Чего нам не хватает?

Дети: Нам нужны билеты.

Воспитатель: Верно, но билеты эти необычные. Мальчики, чтобы найти свое место в зрительном зале, нужно найти на столе число на единицу больше вашего (дети рассаживаются за столы, на которых лежат соответствующие числа). Девочки, чтобы найти свое место в зрительном зале, нужно найти на столе число на единицу меньше вашего.

Воспитатель: Ребята, вы заняли свои места. Представление скоро начнётся!

Напомните, как называется сцена в цирке.

Дети: Сцена в цирке – это «арена».

Воспитатель: Тише! Артисты вышли на арену!

 (Дети смотрят видеофрагмент циркового представления с участием дрессированных животных).

Воспитатель: Ребята, кто из вас был в цирке? Что запомнилось больше всего? (Ответы детей).

4. Решение задач.

Воспитатель: Ребята, цирковым артистам понадобилась ваша помощь. Помогите решить первую задачу дрессированным медведям. (Воспитатель прикрепляет к доске изображение мишки).

Вчера дрессировщик принёс медведям воздушные шарики. Посчитаем хором, сколько их было.

Дети: Один, два, три, четыре. (Прикрепляю изображение шариков к доске).

Воспитатель: Положите это число себе на стол.

Запись на доске и у детей на столах: 4

Воспитатель: А сегодня зрители подарили ещё 1 воздушный шарик. (Прикрепляю его на доску немного в стороне от 4-х).

Воспитатель: После этого шариков стало больше или меньше?

Дети: Шариков стало больше.

Воспитатель: На сколько стало больше шариков?

Дети: Стало больше на 1 шарик.

Воспитатель: Какой знак мы должны поставить после первого числа?

Дети: Мы должны поставить знак плюс.

Воспитатель: Почему?

Дети: Он показывает, что мы выполняем действие сложение, увеличиваем первое число.

Воспитатель: Положите плюс на стол.

Запись на доске и у детей на столах: 4 +

Воспитатель: На сколько увеличилось количество шариков?  На сколько шариков стало больше?

Дети: Шариков стало больше на 1.

Положите это число на стол. Теперь положите знак равенства.

Запись на доске и у детей на столах: 4 + 1 =

Воспитатель: Что показывает первое число?

Дети: Сколько шариков принёс дрессировщик вчера.

Воспитатель: Что показывает второе число?

Дети: Сколько шариков подарили зрители сегодня.

Воспитатель: Какой вопрос вы зададите? Что мы можем узнать про шарики? Дети: Сколько шариков стало.

Воспитатель: Верно. Ребята, решим задачу. Прочтите запись на столах (решение) и назовите ответ:

Запись на доске и у детей на столах: 4 + 1 = 5

Дети: К 4 прибавить 1. Получится 5 шариков.

Физкультминутка «Мы весёлые мартышки».

Мы веселые мартышки,
мы играем громко слишком.
Мы ногами топаем,
Мы руками хлопаем.

Оттопырим ушки,
Возьмемся за макушки,
Шире рот откроем,
Мордочки состроим.

Как скажу я слово три –
Все с мордашками замри!

(Воспитатель прикрепляет к доске изображение обезьянки).

Воспитатель: Вторая задача – задача от обезьянки. На завтрак обезьянам принесли бананы. Посчитаем хором, сколько их.

Дети: Один, два, три, четыре, пять, шесть. (Прикрепляю изображение бананов к доске).

Воспитатель: Положите это число себе на стол.

Запись на доске и у детей на столах: 6

Воспитатель: Один банан обезьяны съели сразу.

 (Отодвигаю один банан на доске немного в сторону от остальных).

Воспитатель: После этого бананов стало больше или меньше?

Дети: Бананов стало меньше.

Воспитатель: На сколько стало меньше бананов?

Дети: Бананов стало меньше на 1.

Воспитатель: Какое знак мы должны поставить после первого числа?

Дети: Мы должны поставить знак минус.

Воспитатель: Почему?

Дети: Он показывает, что мы выполняем действие вычитание, уменьшаем первое число.

Воспитатель: Положите минус на стол.

Запись на доске и у детей на столах: 6 -

Воспитатель: На сколько уменьшилось количество бананов?

Дети: Количество бананов уменьшилось на один.

Воспитатель: Положите второе число на стол. Теперь положите знак равенства.

Запись на доске и у детей на столах: 6 – 1 =

Воспитатель: Что показывает первое число?

Дети: Сколько бананов принесли на завтрак.

Воспитатель: Что показывает второе число?

Дети: Сколько бананов съели обезьяны сразу.

Воспитатель: Какой вопрос вы зададите? Что мы можем узнать про бананы?

Дети: Сколько бананов после этого стало.

Воспитатель: Верно. Ребята, решим задачу. Прочтите запись на столах (решение) и назовите ответ:

Дети: Из 6 вычесть 1. Получится 5 бананов.

Воспитатель: Правильно, стало 5 бананов.

5.  «Лабиринт». 

Воспитатель: Ребята, необычную задачку напоследок предлагает нам решить фокусник (Изображение фокусника на доске). Он поместил своего кролика в лабиринт (На доске лабиринт). Посчитайте, какое самое большое количество морковок может съесть кролик, гуляя по этому лабиринту?

(Перед каждым ребёнком на столе лежит листок с изображением лабиринта и карандаш). Дети должны зачеркнуть те морковки, которые может съесть заяц, гуляя по лабиринту).

Воспитатель: Ребята, те, кто справился с заданием раньше остальных, скажите на ушко мне свой ответ (Дети: «Семь морковок может съесть кролик»).C:\Users\Anastasiy\Desktop\ken-2013-2-8.jpg

Теперь проверим правильность ваших ответов (Один ребёнок у доски).

6. Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД (образовательная область: познание (ФЭМП) – коммуникация) для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) на тему: «Обучение решению задач с опорой на наглядный материал». (Второе занятие).

Мной представлен конспект НОД (оразовательноая область - познание (ФЭМП)  - коммуникация) на тему "Обучение решению задач с опорой на наглядный материал". Это второе занятие по знакомству детей 6...

Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы «Обучение детей звуковому анализу слова».

Основная задача работы по подготовке к обучению грамоте – это формирование у детей общей ориентировке в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова. Под звуковым анализом слова понимае...

Образовательный проект по обучению детей подготовительной к школе группы "Обучение грамоте детей как речевая готовность к школе"

Долгосрочный проект  формирует речевую школьную готовность детей подготовительной к школе группы. Проект представлен планированием, мониторингом. ...

НОД для детей подготовительной к школе группы «Обучение решению задач с опорой на наглядный материал».

НОД для детей подготовительной к школе группы «Обучение решению задач с опорой на наглядный материал»....

Викторина для детей подготовительной к школе группы (обучение грамоте, развитие фонематического слуха).

Викторина для детей старшего дошкольного возраста по обучению грамоте....

Конспект по ФЭМП подготовительной к школе группе Тема: "Решение простых задач на сложение и вычитание"

Тип: интегрированный.Формы организации: подгруппа.Возраст детей: подготовительная группа (6-7 лет).Форма непосредственно образовательной деятельности: беседа, решение простых задач, повторение счета, ...