Предматематическая и общая личностная подготовка детей к школе через игру в шахматы
статья по математике на тему
Смена парадигмы дошкольного воспитания ставит в центр воспитательного процесса личность ребенка с присущей ей неповторимостью и своеобразием развития. Ведущая идея современного дошкольного воспитания находит свое выражение в поиске форм, средств, технологий создания условий для полноценного проживания дошкольного детства каждым ребенком, для наиболее полного и глубокого раскрытия его возрастных и индивидуальных возможностей.
Мы рассматриваем предматематическую подготовку к школе не узко, как формирование у детей специальных умений математической деятельности, а как важную составляющую общей личностной готовности ребенка к школе.
Понятие личностной готовности детей к школе включает в себя интеллектуальную, эмоционально-волевую, нравственную, мотивационную готовность. Одним из наиболее важных показателей личностной готовности к школе современная педагогика считает самостоятельность, понимаемую как интегративное качество личности, базирующееся на единстве ума, чувств, воли. Она проявляется в относительной независимости, инициативности, ответственности. В детской психологии самостоятельность рассматривается в качестве одной из важнейших характеристик мыслительной деятельности детей. Мы считаем необходимым развивать у дошкольников все эти качества в процессе их подготовки к школе.
В программе детского сада и раньше большое внимание уделялось развитию у детей математических представлений. Учитывая повышенную сложность образовательных программ школы, была скорректирована система пред математической подготовки, ее традиционное содержание дополнено Программами «Веселая математика» Шубиной Кристины Вячеславовны.
Они были внедрены в педагогический процесс в средней и старшей группах как часть занятия по формированию элементарных математических представлений, в подготовительной группе - как самостоятельное занятие по логике. Работа с детьми велась в игровой форме.
Дети средней группы с удовольствием играют с муравьем и гусеницей, отгадывают и сочиняют загадки. Воспитанники старших групп действуют уже с воображаемыми персонажами. Решая логические загадки на «комбинирование», «перемещение», устанавливая зависимость состава промежуточных пунктов от способа перемещения, дети приобретают навык, который они переносят на игру в шахматы. Ведь путь фигуры из одного угла шахматного ноля в другой включает разное число ходов, в зависимости от того, какая фигура ходит.
Навыки и знания детей были перенесены в факультативный курс обучения детей игре в шахматы «Белый слоник». Шахматы, как игра, как наиболее свойственный дошкольникам мир, доставляют им много удовольствия, радости творчества; это такая игра, которая обеспечивает развитие всех психических процессов и умственных способностей и хорошо воспринимается всеми детьми - как с четким левополушарным, так и с правополушарным типом мышления. Игра в шахматы наиболее естественным путем решает и воспитательные задачи («Игра в шахматы - не только состязание умов, но и соревнование характеров», - считает Б. Г. Ананьев, в том числе и задачу воспитания самостоятельности мышления, недостаток которой отмечается у очень многих детей.
Реализация систематического курса обучения игре в шахматы, освоение детьми математического и шахматного содержания осуществляется не изолированно, а во взаимосвязи с другими видами образовательной деятельности, что вполне отвечает задачам интегрированного подхода к процессу воспитания и обучения. Так, в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи дети сочиняют сказки и необыкновенные истории, происходящими с цифрами и шахматными фигурами; в рисунках, лепке и аппликациях отражают волшебные превращения шахматных фигур. Дети знают мифы, легенды, рассказывают о знаменитых шахматистах и шахматных турнирах, разучивают стихотворения, пословицы, поговорки, отгадывают загадки на шахматную тематику:
- На каком поле ничего не растет? (На шахматном.)
- В каких клетках не держат зверей? (В шахматных.)
- Без кого королевства не бывает? (Без короля.)
- Не живет в зверинце,
Не берет гостинцы,
По косой он ходит.
Хоботом не водит. Кто это? (Слон.)
- Они в порядок все приводят.
Согласно им фигуры ходят. (Шахматные правила.)
На физкультурных занятиях проводятся увлекательные подвижные игры в «живые шахматы» на напольной шахматной доске.
Усвоение сложного математического и шахматного материала обеспечивается тем, что все обучение строится на яркой эмоциональной основе. Каждое факультативное занятие пронизано элементами театральной педагогики, насыщено игровыми приемами, близкими опыту ребенка. На факультативе знания ребенку не даются в готовом виде: он учится слушать, думать, искать решение.
В ходе работы накоплен богатый дидактический материал и опыт работы с детьми по обучению игре в шахматы:
- система подвижных игр с использованием шахматной терминологии;
- задания поискового и проблемного характера;
- загадки на смекалку;
- стихи, загадки на шахматную тематику;
- головоломки, ребусы и др.
Приобретен опыт проведения непосредственно образовательной деятельности в интегрированной форме:
- «Поле чудес»;
- «КВН»;
- викторины «Путешествие в страну шахматных чудес»;
- конкурсы «Отгадай загадки Короля»;
- шахматные и математические турниры;
- спортивные праздники «Волшебная доска» и др.
В непосредственно образовательной деятельности используются различные формы организации детей: индивидуальная работа, работа парами и тройками сменного состава, звеньями, командами.
Освоение детьми факультативного курса обучения игре в шахматы обеспечивает оптимальное для дошкольников интеллектуальное развитие, способствует усвоению логико-математических отношений, формированию пространственных представлений, развивает фантазию, стимулирует творческие проявления. Игровая форма факультативных занятий соответствует ведущему для этого возраста виду деятельности детей, эмоционально близка им, вызывает интерес, способствует развитию важнейшего личностного образования - самостоятельности.
Все это дает основание рассматривать систематический курс обучения дошкольников игре в шахматы как важный элемент предматематической и общей личностной подготовки детей к школе, дополняющий реализуемую в ДОУ образовательную программу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предматематическая и общая личностная подготовка детей к школе через игру в шахматы
Воспитатель:
1 квалификационной категории
Шубина Кристина Вячеславовна
Смена парадигмы дошкольного воспитания ставит в центр воспитательного процесса личность ребенка с присущей ей неповторимостью и своеобразием развития. Ведущая идея современного дошкольного воспитания находит свое выражение в поиске форм, средств, технологий создания условий для полноценного проживания дошкольного детства каждым ребенком, для наиболее полного и глубокого раскрытия его возрастных и индивидуальных возможностей.
Мы рассматриваем предматематическую подготовку к школе не узко, как формирование у детей специальных умений математической деятельности, а как важную составляющую общей личностной готовности ребенка к школе.
Понятие личностной готовности детей к школе включает в себя интеллектуальную, эмоционально-волевую, нравственную, мотивационную готовность. Одним из наиболее важных показателей личностной готовности к школе современная педагогика считает самостоятельность, понимаемую как интегративное качество личности, базирующееся на единстве ума, чувств, воли. Она проявляется в относительной независимости, инициативности, ответственности. В детской психологии самостоятельность рассматривается в качестве одной из важнейших характеристик мыслительной деятельности детей. Мы считаем необходимым развивать у дошкольников все эти качества в процессе их подготовки к школе.
В программе детского сада и раньше большое внимание уделялось развитию у детей математических представлений. Учитывая повышенную сложность образовательных программ школы, была скорректирована система пред математической подготовки, ее традиционное содержание дополнено Программами «Веселая математика» Шубиной Кристины Вячеславовны.
Они были внедрены в педагогический процесс в средней и старшей группах как часть занятия по формированию элементарных математических представлений, в подготовительной группе - как самостоятельное занятие по логике. Работа с детьми велась в игровой форме.
Дети средней группы с удовольствием играют с муравьем и гусеницей, отгадывают и сочиняют загадки. Воспитанники старших групп действуют уже с воображаемыми персонажами. Решая логические загадки на «комбинирование», «перемещение», устанавливая зависимость состава промежуточных пунктов от способа перемещения, дети приобретают навык, который они переносят на игру в шахматы. Ведь путь фигуры из одного угла шахматного ноля в другой включает разное число ходов, в зависимости от того, какая фигура ходит.
Навыки и знания детей были перенесены в факультативный курс обучения детей игре в шахматы «Белый слоник». Шахматы, как игра, как наиболее свойственный дошкольникам мир, доставляют им много удовольствия, радости творчества; это такая игра, которая обеспечивает развитие всех психических процессов и умственных способностей и хорошо воспринимается всеми детьми - как с четким левополушарным, так и с правополушарным типом мышления. Игра в шахматы наиболее естественным путем решает и воспитательные задачи («Игра в шахматы - не только состязание умов, но и соревнование характеров», - считает Б. Г. Ананьев, в том числе и задачу воспитания самостоятельности мышления, недостаток которой отмечается у очень многих детей.
Реализация систематического курса обучения игре в шахматы, освоение детьми математического и шахматного содержания осуществляется не изолированно, а во взаимосвязи с другими видами образовательной деятельности, что вполне отвечает задачам интегрированного подхода к процессу воспитания и обучения. Так, в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи дети сочиняют сказки и необыкновенные истории, происходящими с цифрами и шахматными фигурами; в рисунках, лепке и аппликациях отражают волшебные превращения шахматных фигур. Дети знают мифы, легенды, рассказывают о знаменитых шахматистах и шахматных турнирах, разучивают стихотворения, пословицы, поговорки, отгадывают загадки на шахматную тематику:
- На каком поле ничего не растет? (На шахматном.)
- В каких клетках не держат зверей? (В шахматных.)
- Без кого королевства не бывает? (Без короля.)
- Не живет в зверинце,
Не берет гостинцы,
По косой он ходит.
Хоботом не водит. Кто это? (Слон.)
- Они в порядок все приводят.
Согласно им фигуры ходят. (Шахматные правила.)
На физкультурных занятиях проводятся увлекательные подвижные игры в «живые шахматы» на напольной шахматной доске.
Усвоение сложного математического и шахматного материала обеспечивается тем, что все обучение строится на яркой эмоциональной основе. Каждое факультативное занятие пронизано элементами театральной педагогики, насыщено игровыми приемами, близкими опыту ребенка. На факультативе знания ребенку не даются в готовом виде: он учится слушать, думать, искать решение.
В ходе работы накоплен богатый дидактический материал и опыт работы с детьми по обучению игре в шахматы:
- система подвижных игр с использованием шахматной терминологии;
- задания поискового и проблемного характера;
- загадки на смекалку;
- стихи, загадки на шахматную тематику;
- головоломки, ребусы и др.
Приобретен опыт проведения непосредственно образовательной деятельности в интегрированной форме:
- «Поле чудес»;
- «КВН»;
- викторины «Путешествие в страну шахматных чудес»;
- конкурсы «Отгадай загадки Короля»;
- шахматные и математические турниры;
- спортивные праздники «Волшебная доска» и др.
В непосредственно образовательной деятельности используются различные формы организации детей: индивидуальная работа, работа парами и тройками сменного состава, звеньями, командами.
Освоение детьми факультативного курса обучения игре в шахматы обеспечивает оптимальное для дошкольников интеллектуальное развитие, способствует усвоению логико-математических отношений, формированию пространственных представлений, развивает фантазию, стимулирует творческие проявления. Игровая форма факультативных занятий соответствует ведущему для этого возраста виду деятельности детей, эмоционально близка им, вызывает интерес, способствует развитию важнейшего личностного образования - самостоятельности.
Все это дает основание рассматривать систематический курс обучения дошкольников игре в шахматы как важный элемент предматематической и общей личностной подготовки детей к школе, дополняющий реализуемую в ДОУ образовательную программу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование в раннем дошкольном возрасте специфической, интеллектуальной особенности общего характера - умения действовать в уме, через игру в шахматы и шашки.
В материале обобщен опыт работы по массовому обучению игре в шахматы и шашки дошкольников. Проведению итоговых турниров. ...
Семинар – практикум: «Подготовка детей к школе, через использование педагогических технологий».
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.Важной стороной в педагогической ...
Программа по подготовке детей к школе средствами игры «Размышляй-ка» для детей 3-4 лет
программа по подготовке детей к школе...
Презентация на тему Подготовка ребенка к школе через игру.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15193004","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15193011","...
Методическая разработка: "Подготовка ребенка к школе через игру"
В современном обществе, многие из родителей считают, что если ребенок посещает детский сад – то и, ответственность за подготовку к школе можно переложить на педагогов дошкольного учреждения. Но ...
Консультация для родителей "Интеллектуальная подготовка детей к школе через экспериментирование"
Консультация для родителей "Интеллектуальная подготовка детей к школе через экспериментирование"...