В стране геометрии
план-конспект занятия по математике на тему
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 26 комбинированного вида»
Воспитатель: Овсянкина Анастасия Александровна
9 октября 2013 г.
Программные задачи:
- Продолжать учить сравнивать две группы предметов, разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар.
- Закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
- Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, обозначая результаты сравнения словами: высокий, низкий, выше, ниже.
- Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько».
- Упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, треугольник, круг) осознательно-двигательным путем.
- Закреплять умение различать левую и правую руки, определять пространственное направление и обозначать их словами: налево, направо, слева, справа.
Материалы и оборудование: длинные веревки, счетные палочки, мешочек, куб, шар,
Раздаточный материал: картинки : корова, цыпленок (на каждого по 3 шт); кирпичики (по 10 шт. для каждого ребенка)
Содержание организованной образовательной деятельности
1 часть:
- Организационный момент.
Во второй половине группы веревками выложены геометрические фигуры.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая здесь поляна «Геометрических фигур». Какие фигуры вы здесь видите? (Ответы детей) Правильно: прямоугольник, квадрат, круг, треугольник. Мы с вами попали в «Страну Геометрических фигур». Давайте, с помощью этих геометрических полянок, переместимся в нее.
- Подвижная игра «Геометрические полянки»
Детям необходимо по окончании музыки встать на ту поляну, которую называет педагог.
- Дети перемещаются по веревочке, выложенной на полу в учебную зону к своим местам за столами.
2 часть:
- Складывание квадрата из палочек
Воспитатель: Ребята, давайте теперь сложим квадрат с помощью счетных палочек. (Показывает на доске) А теперь попробуйте сами из палочек сложить большой и маленький квадраты (Дети выполняют). Где относительно большого находится маленький квадрат? Большой квадрат находится слева или справа от маленького? (Ответы детей)
- Превращение квадрата в треугольник
Воспитатель: Сейчас я разрежу квадрат по диагонали. Что получилось? (Треугольники). Сложите из палочек маленький треугольник (Дети складывают фигуру). Слева от маленького сложите большой треугольник. Где находится маленький треугольник?
- Игровое упражнение «Волшебный мешочек»
Воспитатель последовательно показывает детям шар и куб. Уточняет название, форму и цвет фигур. Затем кладет фигуры в мешочек.
Дети по очереди нащупывают фигуры, называют их и показывают остальным, чтобы проверить ответ.
Игра повторяется 2-3 раза.
- Сюрпризный момент
Воспитатель в конце игры незаметно подкладывает в мешок игрушки: корова и утенок.
- Игровая ситуация «Необычные животные, умеющие считать»
Воспитатель: Ребята в этой стране живут необычные животные - они умеют считать, а вы умеете? (Ответы детей). Они приготовили для нас задания. На ваших столах есть картинки. Давайте посчитаем сколько же коров, к нам сегодня пришли в гости. Как мы это может сделать? (Сосчитать)
Дети выкладывают картинки коров на верхнюю линеечку и вместе с воспитателем считают. Воспитатель считает и делает обобщающий жест, интонационно выделяя итоговое число. Уточняет у детей: «Сколько коров к нам пришло?»
Воспитатель: Теперь давайте поставим на нижнюю ступеньку лесенки столько уточек, сколько коров. (Дети выполняют) Сколько пришло утят? Что можно сказать о количестве коров и утят? По сколько их? (Ответы детей) Значит коров и утят поровну: две коровы и два утенка. А потом прибежал еще один утенок. Как узнать сколько стало утят? (Посчитать) Сколько утят? Сколько коров? Три утенка и две коровы – сравните, кого больше? (Три утенка больше, чем две коровы). Две коровы и три утенка – сравните, кого меньше. (Две коровы меньше, чем три утенка). Как сделать так, чтобы зайчиков и белочек стало поровну?»
Вместе с детьми воспитатель обговаривает и показывает способы уравнивания предметов: добавление или убавление одного предмета. Потом, называя числа, воспитатель вновь считает коров и утят вместе с детьми и делает вывод о равенстве групп на основе результатов счета.
3 часть:
- Конструирование на ковре заборчиков для животных: для коровы - высокий забор, а для утят – низкий заборчик. Сначала дети сравнивают животных (Кто выше? Кто ниже? Корова или утенок). А затем располагают кирпичики соответствующим образом: горизонтально для низкого заборчика и вертикально – для высокого.
- Рефлексия
Рассматривание получившихся построек и подведение итогов занятия.
Индивидуальные задания:
- «Дорисуй фигуру»
- «Раскрашивание фигур»
Детям нужно раскрасить рисунок так, чтобы сверху оказался красный треугольник, под треугольником – желтый круг, а под ним - синий квадрат.