"На,над, под"
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: НА, НАД, ПОД
Цель:
1)уточнить представления о пространственных отношениях «на» - «над» - «под», тренировать умение понимать и правильно употреблять слова «на», «над», «под» в речи;
2)актуализировать представления о пространственных отношениях «между», «наверху», «внизу», тренировать умение различать левую и правую руки;
3)закрепить счет до трех, умение соотносить цифры 1, 2 и 3 с количеством предметов, умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов;
4)тренировать мыслительные операции, сравнение и классификацию, развивать внимание, речь, воображение, логическое мышление, сформировать опыт составления простейшей закономерности и опыт самоконтроля.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: карточки с цифрами 1, 2 и 3.
Раздаточный: кубики, лист бумаги с нарисованными на нем рейками для забора и полосой земли, полоски картона разного цвета, изображение птичек.
Ход занятия:
1.Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Дети сидят на ковре, на котором находятся кубики двух цветов и двух размеров, лежавшие вперемешку. На каждого ребенка должны быть большой и маленький красные кубики и маленький зеленый.
Воспитатель предлагает вспомнить, в кого они играли в прошлый раз. Затем он рассказывает детям, что звери из сказки «Теремок» узнали о том, что дети умелые строители, и просят их помочь построить новый теремок.
- Какие звери живут в этой сказке?
- Поможем им? (Да.)
2.Игровая деятельность.
2.1.Игра «Строим дом».
Дидактические задачи:
1)уточнить представления о пространственных отношениях «на – над – под», тренировать умение понимать и правильно употреблять слова «на», «над», «под», «между»;
2)закрепить счет до трех, умение соотносить цифры 1, 2 и 3 с количеством предметов, умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов;
3)тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и классификацию, развивать внимание, логическое мышление, речь.
- Возьмите вот столько (3) разных кубиков.
- Какой кубик не похож на другие? (Большой кубик,так как остальные кубики маленькие; зеленый кубик, так как остальные кубики красные.)
- Поставьте кубики так, чтобы большой кубик был под зеленым.
- Какой кубик у вас остался? (Маленький красный кубик.)
- Поставьте его на зеленый.
- Какой кубик находится между красными? (Маленький зеленый кубик.)
- Какой кубик стоит на полу? (Большой красный кубик.)
- Какой кубик располагается над первым (под третьим, над вторым, под вторым)?
- Как называется дом, в котором три этажа, два этажа, один этаж? (Трехэтажный, двухэтажный, одноэтажный.)
Воспитатель хвалит детей за отличные дома для зверей из сказки «Теремок».
2.2.Игра «На, над, под».
Дидактические задачи:
1)организовать активный отдых детей, закрепить умение понимать слова «над», «под», «наверху», «внизу», умение различать левую и правую руки;
2)развивать внимание, речь.
- Что обычно делают люди после нелегкой работы? (Они отдыхают.)
Воспитатель предлагает детям немного отдохнуть и поиграть в игру, в которую любят играть жители теремка.
Воспитатель показывает детям, как сделать «ножницы» - вытянув вперед руки, двигать ими параллельно полу ладонями вниз, располагая поочередно одну руку над другой. По сигналу «Стоп» дети должны замереть и ответить на вопросы:
- Какая рука у тебя наверху (внизу)?
- Как еще можно сказать о том, как расположены твои руки? (Правая над левой, левая под правой и т.п.)
2.3.Игра «Забор».
Дидактические задачи:
1)закрепить счет до трех, умение соотносить цифру с количеством предметов, умение понимать смысл слов «между», «на», «над», выделять и называть свойства предметов;
2)тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь, мышление, сформировать опыт составления простейшей закономерности и опыт самоконтроля.
Дети садятся за столы по 4 человека. На столе находятся полоски картона двух цветов, например, красного и желтого.
У каждого ребенка – лист бумаги с нарисованными на нем перекладинами. На рисунке обязательно должна быть обозначена полоса земли. Кроме этого, у каждого ребенка имеется изображение трех птичек.
Воспитатель предлагает детям сделать забор вокруг теремка.
- Для чего нужны заборы?
- Возьмите вот столько (2) дощечек некрасного цвета.
- Сколько дощечек вы взяли? (Две.)
- Какого они цвета? (Желтого.)
- Возьмите вот столько (1) красных дощечек.
- Сколько у вас красных дощечек? (Одна.)
- Каких дощечек у вас больше? (Желтых.)
- Сколько всего у вас дощечек? (Всего три дощечки.)
- Положите дощечки так, чтобы красная была между желтыми.
- В нашем заборе должно быть три желтые дощечки.
- Сколько красных дощечек надо еще взять?
Дети называют, а затем берут одну желтую полоску.
Можно предложить детям расставить дощечки так: желтая, красная, желтая, красная и т.д.
Для проверки выполнения задания нужно попросить детей назвать цвет дощечек по порядку.
Это задание можно выполнить хором. При этом дети должны дотрагиваться пальцем до называемой дощечки.
В завершение воспитатель говорит о том, что птичкам очень понравился забор и они прилетели полюбоваться на него, просит детей правильно расположить птичек на картинке.
- Одна птичка сидит на заборе.
- Две птички летают над забором.
Дети выкладывают изображения птичек в названные местаю
- Сколько всего у вас птичек? (Три.)
4.Итог занятия.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали на занятии, и создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
- Кому мы сегодня помогли?
- Что полезного мы сделали?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они помогли зверушкам построить домики и забор, потому что были аккуратными и внимательными.