Доклад на тему: Математические игры, как средство развития логического мышления.
материал по математике на тему
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Математические игры, как средство
развития логического мышления».
Использование математических развивающих игр и головоломок в развитии логического мышления старших дошкольников не является новшеством и широко известно всем педагогам. В настоящее время появилось много качественных, интересных, ярких, красочных пособий. Причём, издаются как новые, так и усовершенствуются старые, давно любимые, пособия.
Развивающие игры дают возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности.
Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Остается лишь использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. Использование развивающих игр и головоломок в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности.
Положительные аспекты математических игр и головоломок:
Интеллектуальные игры способствуют:
- развитию памяти детей
- переключению с одного вида деятельности на другой
- развитию умения слышать и слушать других
- понимать и воспринимать другие точки зрения
Также интеллектуальные игры помогают:
- расширить возможности свободного, осознанного выбора и максимальной реализации потенциальных способностей
- лучше подготовить ребёнка к школьному обучению
Итак, немного об играх, в которые мы играем в нашей группе:
ЛОГИКО – МАЛЫШ состоит из планшета, на котором находятся подвижные разноцветные фишки и набора карточек по различным направлениям и темам. При помощи разноцветных фишек ребенок отвечает на поставленные в карточках вопросы и может самостоятельно проверить правильность своих ответов.
Логико – малыш позволяет:
- быстро осуществлять контроль уровня знаний и развития детей
- в игровой форме закреплять и систематизировать освоенный материал, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка
- комплексно развивать логическое мышление, внимание, память, воображение и речь
- долгие годы использовать планшет, постепенно пополняя комплект новыми карточками.
А сейчас, я немного расскажу как играть в Логико – малыш. В планшет вставляется карточка, например, по математике: части и целое. Она называется «Как строили дом: расставь картинки по порядку». Наша задача состоит в том, чтобы в правильном порядке расставить разноцветные фишки, находящиеся снизу, под картинкой. Перевернув картинку в планшете мы можем проверить себя, все ли мы сделали правильно, или есть какие-то ошибки? Если ошибок нет, значит, мы - молодцы, все выполнили верно; если же есть какие-либо ошибки, мы переворачиваем карточку и вместе разбираем.
В тоже время, на стороне с ответами представлено еще одно задание. В данном случае (на выше описанной карточке): Как приготовили это угощение? Расскажи, что делали сначала, что – потом.
Ребенок, внимательно рассмотрев все картинки и уловив причинно - следственные связи, либо логику событий, может пошагово, опираясь на картинки, ответить нам на поставленный вопрос. Это развивает речь, мышление, логику.
Сейчас немного расскажу о всем известных ПАЛОЧКАХ КЮИЗЕНЕРА
Бельгийский учитель начальной школы Джорж Кюизенер разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей.
Палочки Кюизенера (их еще называют «числа в цвете») – это комплект цветных пластмассовых палочек в виде призм, которые в свою очередь раскрашены в 10 различных цветов. Самая маленькая палочка имеет длину 1см и по форме является кубиком. Каждая последующая больше по длине на 1см.
Упражнения состоят в сортировке призм по разным признакам (цвету, размеру, цвету и размеру), сооружении из них построек, различных изображений на плоскости. Играя, с палочками Кюизенера, ребенок легко научится сопоставлять цвета и размеры. С палочками Кюизенера дети быстрее запоминают состав числа, понимают сущность арифметических действий. Несмотря на то, что это математический набор для изучения чисел, играть в него могут даже самые маленькие дошкольники. Например, для малышей существуют полноразмерные схемы - образцы для выкладывания этих палочек, а для детей постарше более мелкие схемы, по которым выкладывают палочки как по образцу. В игре дети усваивают такие понятия как: между, длиннее, шире, одна из, неодинаковые, одинаковые, увеличить на, каждый и т.д.
ТАНГРАМ
Особое место среди математических развивающих игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов из специальных наборов геометрических фигур. Такой игрой у нас является ТАНГРАМ. Танграм от китайского «7 дощечек мастерства» - это головоломка, состоящая из 7 танов (плоских геометрических фигур), полученных делением квадрата на 7 частей. При решении данной головоломки требуется соблюдать два условия: первое – необходимо использовать все 7 фигур, и второе – фигуры не должны перекрываться между собой.
Детей увлекает результат: составить увиденное на образце или задуманное, и они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур, с целью создания силуэта.
Собирая такую головоломку, ребёнок развивает наглядно - образное мышление, целостное восприятие, воображение.
Эти игры я использую как в непосредственно образовательной деятельности, так и для самостоятельной деятельности детей.
ИГРЫ НИКИТИНА
Развивающие игры Никитина – это уникальная методика быстрого развития ребенка. Каждая из игр представляет собой задачу, которую предлагается решить при помощи учебных материалов – кирпичиков, кубиков и др. Один из главных принципов игр Никитина – это самостоятельность ребенка в выполнении поставленных задач. Таким образом, ребенок испытывает свои возможности и учится не только выполнять задания, но и самостоятельно мыслить. Здания строятся так, чтобы наращивать уровень сложности. Важно, что задания даются ребенку как в устной форме, так и в форме чертежей и схем, следовательно, ребенок учится воспринимать информацию из различных источников.
Одна из игр Никитина РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПОСТРОЙКИ
Состоит из деревянных блоков различного цвета, квадратных карточек с расчерченными планами для фундамента строительной конструкции и проектов - заданий. В зависимости от цвета блоки разделены на определенное количество кубиков. По заданным схемам нужно выложить определенную конструкцию на расчерченном листе – плане. Занятия с этим набором развивают пространственную ориентацию, чувство симметрии и асимметрии, умение концентрировать внимание, и даже начальные навыки чтения чертежей.
Еще одна, всем известная игра СЛОЖИ УЗОР.
Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Что позволяет составлять из них разнообразные узоры в огромном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов. Сначала мы учимся по узорам - заданиям складывать точно такой же узор из кубиков.
Затем ставим другую, обратную задачу: придумывать новые узоры, т. е. выполнять уже творческую работу.
Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме окраску кубиков (квадраты и треугольники), можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.
Игра «Сложи узор» развивает образное и пространственное мышление, конструктивные и художественные способности, внимание и фантазию. В этой игре есть элемент художественного творчества и ее хорошо использовать в качестве материала именно для свободного творческого эксперимента.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Логико-математические игры как средство развития логического мышления детей"
Цель мастер-класса: повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоении опыта работы педагога – мастера с дошкольниками...
Математические игры как средство развития логического мышления дошкольников
Использование различных игр во время образовательной деятельности при изучении математики....
Математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников.
консультация для воспитателей...
Доклад на тему: «Дидактическая игра как средство развития логического мышления»
Доклад на тему:«Дидактическая игра как средство развития логического мышления»...
Мастер-класс на тему: «Логико-математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников»
Мастер-класс на тему:«Логико-математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников»...
Математические игры как средство развития логического мышления дошкольников
На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развити...
«Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников. Возможности материала «Логические блоки Дьенеша»
laquo;Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников. Возможности материала «Логические блоки Дьенеша»...