Кружок "Мы считаем все подряд"
методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему

Кружок "Мы считаем все подряд" разработан для детей 6-7 лет по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе. Данный кружок составлен на основе программы Колесниковой Е.В. "Математические ступеньки". Программа направлена на формирование у дошкольников высокого уровня познавательного и личностного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_schitaem_vse_podryad.docx46.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                     

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №82»

Программа кружка

«Мы считаем все подряд»

(6-7 лет)

Срок реализации 1 год

                                                                           Разработала:

                                                                                        воспитатель МБДОУ

                                                                                     «Детский сад №82»

                                                                                         Петрук Светлана Васильевна

г.Верещагино, 2015 г.

I Целевой раздел парциальной  образовательной программы

Пояснительная записка.

Кружок «Мы считаем все подряд»  по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе  разработана с учетом федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.Программа  составлена на основе программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 6-7 лет/ Существенным плюсом данной методики является включение в каждое занятие упражнения на  развитие логического мышления, т.к.  знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности. Положительным моментом является и то, что  задания  сгруппированы по разделам математики. Программа   направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного развития  через систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.

   Образовательный  процесс  строится в соответствии с возрастными,  психологическими  возможностями и особенностями ребят, что предполагает  возможную  корректировку  времени и режима занятий.

 Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.

Развитие математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для интеллектуального развития детей, формирования грамматического строя речи, развития связной речи, способствуют общему умственному воспитанию ребенка.  

Образовательная область: познавательное развитие.

Цель: способствовать формированию предпосылок универсальных учебных действий  (УУД) у старших дошкольников  посредством  реализации   программы  кружка«Мы считаем все подряд»  

Задачи:

  1. Развивать   познавательный интерес к математическим  действиям  через занимательные формы  работы  с детьми
  2. Формировать   умения слушать и слышать, выполнять правила   посредством   математических игри упражнений
  3.  Способствовать  овладению  ребенком способами самостоятельного решения практических и познавательных (математических)  задачпосредством создания  и решения проблемных ситуаций.
  4. Развивать коммуникативные навыки: умение договариваться, распределять обязанности, добиваться общего результата  в процессе работы детей в парах.
  5. Развивать психические процессы (логическое мышление,  наблюдательность, вынимание, память, речь);

Основные принципы и подходы к формированию программы:

  1. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  2.  содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

сотрудничество с семьей;

  1. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  2. уважение личности ребенка.

Обоснование программы с точки зрения возрастных особенностей детей

Данная парциальная  программа учитывает   возрастные и индивидуальные особенности детей и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности ) . Для детей дошкольного возраста - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Целевые ориентиры

  1. Ориентировка  в пространстве и времени;
  2.  Умение применять правила и пользоваться инструкциями;
  3. Умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого;
  4.  Умение работать по заданному алгоритму;
  5.  Умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности.
  6. Умение классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать;
  7.   Использование  знаково-символических  средств,  моделирование;
  8. Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;
  9. Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;
  10. Формирование адекватной самооценки;
  11. Формирование  умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;
  12. Формирование способности учитывать чужую точку зрения;
  13. умение сохранять заданную цель;
  14. Умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
  15. Умение работать по инструкции взрослого;
  16. Умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
  17. Умение слушать собеседника.
  18.  Умение ставить вопросы; обращаться за помощью;
  19.  Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
  20. Формулировать собственное мнение и позицию.

II Содержательный раздел парциальной образовательной программы.

Перспективное планирование совместной деятельности детей и взрослых

Раздел        

        

Задачи

Игры

Количество

и счет        

  • счет в пределах 10;
  • счет предметов слева направо;
  • математические знаки +,-,=, <,>,и их написание;
  • решение  арифметических задач.

«Назови следующее, предыдущее число»,

«Назови соседей»,

«Назови меньше на 1, больше на 1»,

«Вверх, вниз по числовой лестнице»,

«Составь и реши задачу»

Геометрические фигуры

  • многоугольники;
  • трапеция.
  • преобразовывание одних геометрических  фигур в другие.;
  • изображение фигур в тетради в клетку;
  •  составление символических изображений животных из геометрических фигур.

«Назови предметы данной формы»,

«Что общего и чем отличаются фигуры»,

«Найди предмет

такой же формы»,

«Подбери фигуры по цвету, размеру и форме»,

«Найди лишнюю фигуру»,

«Конструктор»,«Почини одеяло»,

«Танграм», «Пифагор».

Определение величины

  • деление целого на две, четыре и более частей;
  • сравнение  предметов по ширине, высоте, длине;
  • обозначение величин следующими словами: высокий- низкий, длинный- короткий и т.д.;
  • зависимость величины предметов от пространственного расположения.

«Подбери шарф для куклы»,

«Подбери мебель для 3-х медведей»,

« Что выше?»,

«Построим забор».

Ориентировка во времени

  • времена года;
  • месяцы;
  •  дни недели;
  • время суток;
  • час, минута, секунда

«Вчера, сегодня, завтра»,

«Дни недели»,

«Режим дня»,

«Когда это бывает?»,

«Что перепутал художник?»

Решение логических задач

  • анализ;
  • синтез;
  •  сравнение;
  •  Классификация;
  •  обобщение

Кубики Никитина,

Блоки Дьенеша,

Палочки Кьюизене,

«Волшебный квадрат», «Соты», «Волшебный круг»,

Кроссворды и задачи в стихах

Календарное планирование работы кружка «Мы считаем все подряд»

Сроки проведения

Тема

Математические представления

Формы, методы

октябрь

Количествои счет

Соотнесение количества предметов с цифрой.

Знаки + и -.Число 10. Сложение числа 10 из 2-х меньших.

Сюрпризный момент «Знакомство с королевой математики»

Величина.

Большой, маленький, поменьше.

Задачи-шутки; задания на сообразительность

Ориентировка во времени.

Знакомство с названием осенних месяцев.

Математическая сказка : «Когда это бывает?»

Ориентировка в пространстве.

Ориентировка на листе бумаги.

Игра-путешествие «Кто идет в гости к Белоснежке?»,

Геометрические фигуры

Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Различия круга  с квадратом, рисование в тетради в клетку.

Путешествие в страну Геометрию «Приключения Вани и Маши в стране Геометрии»

ноябрь

Количество и счет

Знаки + и - Независимость числа от величины предмета, состав числа из 2-х меньших. Сложение числа из 2-х меньших. Знаки <,>, независимость числа от расположения предметов. Установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов, загадки. Число 11, 12. Сложение чисел  из 2-х меньших.

Познавательная минутка «Рассеянный художник»

Величина

Длинный, короче, еще короче, самый короткий

Поход «В гостях у мудрой совы»

Ориентировка в пространстве.

Понятия: лево -право, впереди, сзади.

Игровое упражнение «Помоги мышке добраться к сыру»;

«Как Красной шапочке пройти к бабушке?»,

Ориентировка во времени.

Повторение названий осенних месяцев. Части суток.

Познавательная минутка «Вчера, сегодня, завтра илиКогда это бывает?»,

Геометрические фигуры

Нахождение предметов в окружающей обстановке, похожих на определенные геометрические фигуры.

Познавательная минутка «Сказка о том, как Круг и Квадрат отправились в поход»

декабрь

Количество и счет

Решение арифметических задач, установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой, знаки <,>. Число 13, 14. Сложение чисел  из 2-х меньших.

Игровое упражнение «Угадай-ка!»

Величина

Часть и целое.        

Проблемная ситуация «Помоги собрать снеговика»

Ориентировка во времени и в пространстве

Закрепление названий месяцев зимы. Закрепление понятий: слева - справа, впереди - сзади. Дни недели.

Слуховой диктант.

Геометрические фигуры

Дорисовывание геометрических фигур. Выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2 и 4 равные части.

Шоу-представление геометрического цирка

январь

Количество и счет

Число 15, 16. Сложение чисел  из 2-х меньших.Решение примеров на сложение и вычитание .Знаки<,>.

Сказка «Яблоко»

Ориентировка во времени и в пространстве

Совершенствование знаний о зимних месяцах. Повторение названий дней недели и частей суток.

Проблемная ситуация «Помоги Ивану-царевичу найти волшебный сундучок»

Величина.

Деление предметов на 4 части. Сравнение целое и части.

Игровое упражнение «Мишка и мишутка»,

Геометрические фигуры.

Овал. Прямоугольник, квадрат, треугольник, круг.

Математическая мастерилка «Считай, не ошибись»

февраль

Количество и счет

Сравнение смежных чисел. Число 17. Сложение числа 17 из 2-х меньших.

Кроссворд-сюрприз

Геометрические фигуры

Выкладывание из счетных палочек предметов из разных фигур .Трапеция.

Повторение  названий геометрических фигур.

Инсценировка сказки  «Теремок» на новый лад

Ориентировка во времени и пространстве.

Дни недели. Месяцы зимы. Части суток.

Путешествие по комнате

«Двенадцать месяцев»

Величина.        

Высокий - низкий. Часть и целое.

Проблемная ситуация «Где, чей дом?»

март

Количество и счет.

Число 18. Сложение числа 18 из 2-х меньших.Решение задач. Соотнесение числа и цифры. Знаки<,>. Составление чисел из двух меньших.

Составление алгоритмов

Величина        

Сравнение предметов по всем показаниям величины.

Сюрпризный момент «Чудесный мешочек»

Геометрические фигуры        

        

Работа в тетради в клетку. Работа со счетными палочками. Совершенствование названий геометрических фигур.

Головоломки «Пифагора»

Ориентировка во времени и в пространстве.

        

Закрепление  с месяцем - март. Характерные приметы времен года.

Игровое упражнение «Лови, бросай, дни недели называй»,

«День и ночь- сутки прочь»,

апрель

Количество и счет        

Число 19. Сложение числа 19 из 2-х меньших.Решение задач на сложение и вычитание. Установление соответствия между цифрой и числом.

Экскурсия

Геометрические фигуры        

Четырехугольники, шестиугольники. Совершенствование знаний  круг, овал, треугольник.

Математическая мастерилка «Укрась коврик»,

Ориентировка во времени и в пространстве        

Закрепление названий весенних месяцев. Характерные особенности времен года. Части суток.

Ориентировка на листе бумаги в клетку.

Игра-упражнение «Что было дальше?»

май

Количество и счет.        

Число 20. Сложение числа 20 из 2-х меньших.Решение задач. Порядковый счет. Решение математических загадок. Повторение изученного материала.

Проблемная ситуация

«Помоги другу»

Геометрические фигуры        

Рисование предметов из заданных фигур. Создание символических предметов из фигур.

Познавательная минутка «Волшебные очки»

Ориентировка в пространстве и во времени.        

Работа в тетради в клетку. Закрепление названия месяцев года.

Математический досуг «Знакомство с Волшебником быстрых минут»

Краткое описание тематики ОД.

Доминирующая образовательная область «познание».

Познание включает в себя  формирование понятий и представлений о числе, форме, величине, ориентировке во времени и пространстве, а также овладение математической терминологией.

Также интегрируется с такими образовательными областями как «речевое развитие», «социально-коммуникативное», «физическое развитие».

Задача речевого математического развития  имеет свою специфику  и включает в себя:

- обогащение словаря ребенка, словами , обозначающими математические понятия и представления ( больше, меньше, плюс, минус и др.);

- формирование грамматического строя речи ( один ежик, одно солнце, одна шишка; один медвежонок, много медвежат и т.д.);

- диалогической речи (ответы на вопросы).

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук,  становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Формы, методы, способы и средства реализации Программы.

В программе  кружка «Мы считаем все подряд» используются следующие методы, формы, способы работы:игры-путешествия;, игровая, информационная, практическая деятельность,  игровые упражнения,  утренняя гимнастика, проблемные ситуации, сюрпризные моменты; наблюдения; показ и рассматривание демонстрационного материала; беседа, объяснение, дидактические игры, физминутки.

Сотрудничество педагога с семьей.

Успех сотрудничества возможен только тогда, когда педагог и родитель осознают важность целенаправленного педагогического  воздействия на ребенка. Познакомить родителей с программой  можно на родительском собрании, в индивидуальных беседах. Через информационный стенд группы, где необходимо отразить , чем занимался ребенок, предложить материалы для домашних заданий. Включение родителей в педагогический  процесс  прежде всего важно ребенку, который сможет проводить с ними больше времени , осознавать , что они интересуются его успехами, а если есть неудачи, всегда готовы прийти ему на помощь. Целесообразно два раза в год проводить открытые занятия с тем, чтобы родители могли увидеть своего ребенка в коллективе сверстников, понять, какие у него проблемы.В целях эффективной реализации программы необходимо тесное взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Формы вовлечения родителей в образовательную деятельность:

стенды, памятки, буклеты, папки-передвижки,беседы, родительские собрания, дни открытых дверей для родителей;рубрика «Для Вас, родители», консультации и отчеты о проведенных мероприятия, работа с предложениями и инициативой родителей, участие родителей в образовательном процессе (проведение бесед, рассказов,).

III Организационный раздел парциальной образовательной программы.

Материально-техническое обеспечение Программы.

  1. Методический материал;
  2. Тетради в клетку 18 листов;
  3. Карандаш простой;
  4. Ручка;
  5. Ластик;
  6. Демонстрационный материал;

Методическое обеспечение материалами и средствами обучения и воспитания.

Программы для организации основной деятельности:

  1. Беденко М.В. «Логическое мышление».- М.: ВАКО, 2015. – 48 с.
  2. Колесникова Е.В.»Математика для детей 6-7 лет»; учебно-методическое пособие «Я считаю до двадцати» - М., ТЦ Сфера, 2012.- 96 с.
  3. Майорова Ю.А. «Ориентируемся в пространстве»; Н.Новгород, издательство «Доброе слово, 2012 – 63 с.
  4. Мищенкова Л.В. «36 занятий для будущих отличников. Рабочая тетрадь. Ч.1,2 – М.: издательство РОСТ, 2013 – 56 с.
  5. Ульева Е.А. «Математика: тетрадь для занятий». – М.: ВАКО, 2015. – 48 с.

Время и сроки реализации Программы:

Парциальная программа «Мы считаем все подряд» проводится во вторую половину дня 1  раз в неделю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ "Считаем и играем"

"Считаем и играем"Чему дети научатся:Внимательно слушать небольшой текст и рассматривать иллюстрации.Различать и называть основные цвета спектра.Различать правую и левую руку.Составлять группу из отде...

Почему ребенок требует, чтобы ему читали одну и ту же книгу помногу раз подряд?

Дети часто заставляют родителей рассказывать многократно одну и ту же сказку или читать одну и ту же книжку. Часто родителей это раздражает, а иногда они даже спрашивают, нормально ли это? Повто...

Почему ребенок требует, чтобы ему читали одну и ту же книгу помногу раз подряд?

Почему ребенок требует, чтобы ему читали одну и ту же книгу помногу раз подряд? Дети часто заставляют родителей рассказывать многократно одну и ту же сказку или читать одну и ту же книжку. Часто ...

ПОЧЕМУ ДЕТИ ЛЮБЯТ СМОТРЕТЬ И ЧИТАТЬ ОДНО И ТО ЖЕ МНОГО РАЗ ПОДРЯД

Ребенок просит показывать ему понравившийся мультфильм или читать любимую сказку каждый день по много-много раз. В чем причина? Почему им не надоедает это и не хочется сменить пластинку?...

Почему дети любят смотреть и читать одно и то же много раз подряд?

Почему дети любят смотреть и читать одно и то же много раз подряд? ...

Вот уже несколько лет подряд 12 ноября в России по инициативе представителей Союза охраны птиц России отмечают экологический праздник – Синичкин день. Цель праздника – напомнить людям о необходимости заботиться о птицах, подкармливать их.

Вот уже несколько лет подряд 12 ноября в России по инициативе представителей Союза охраны птиц России отмечают экологический праздник – Синичкин день.Цель праздника – напомнить людям о нео...

Всё подряд для ребят

https://ridero.ru/books/vsyo_podryad_dlya_rebyat/...