Кружок "Мы считаем все подряд"
методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему
Кружок "Мы считаем все подряд" разработан для детей 6-7 лет по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе. Данный кружок составлен на основе программы Колесниковой Е.В. "Математические ступеньки". Программа направлена на формирование у дошкольников высокого уровня познавательного и личностного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №82»
Программа кружка
«Мы считаем все подряд»
(6-7 лет)
Срок реализации 1 год
Разработала:
воспитатель МБДОУ
«Детский сад №82»
Петрук Светлана Васильевна
г.Верещагино, 2015 г.
I Целевой раздел парциальной образовательной программы
Пояснительная записка.
Кружок «Мы считаем все подряд» по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе разработана с учетом федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.Программа составлена на основе программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 6-7 лет/ Существенным плюсом данной методики является включение в каждое занятие упражнения на развитие логического мышления, т.к. знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности. Положительным моментом является и то, что задания сгруппированы по разделам математики. Программа направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного развития через систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.
Развитие математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для интеллектуального развития детей, формирования грамматического строя речи, развития связной речи, способствуют общему умственному воспитанию ребенка.
Образовательная область: познавательное развитие.
Цель: способствовать формированию предпосылок универсальных учебных действий (УУД) у старших дошкольников посредством реализации программы кружка«Мы считаем все подряд»
Задачи:
- Развивать познавательный интерес к математическим действиям через занимательные формы работы с детьми
- Формировать умения слушать и слышать, выполнять правила посредством математических игри упражнений
- Способствовать овладению ребенком способами самостоятельного решения практических и познавательных (математических) задачпосредством создания и решения проблемных ситуаций.
- Развивать коммуникативные навыки: умение договариваться, распределять обязанности, добиваться общего результата в процессе работы детей в парах.
- Развивать психические процессы (логическое мышление, наблюдательность, вынимание, память, речь);
Основные принципы и подходы к формированию программы:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
сотрудничество с семьей;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- уважение личности ребенка.
Обоснование программы с точки зрения возрастных особенностей детей
Данная парциальная программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности ) . Для детей дошкольного возраста - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Целевые ориентиры
- Ориентировка в пространстве и времени;
- Умение применять правила и пользоваться инструкциями;
- Умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого;
- Умение работать по заданному алгоритму;
- Умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности.
- Умение классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать;
- Использование знаково-символических средств, моделирование;
- Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;
- Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;
- Формирование адекватной самооценки;
- Формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;
- Формирование способности учитывать чужую точку зрения;
- умение сохранять заданную цель;
- Умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
- Умение работать по инструкции взрослого;
- Умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
- Умение слушать собеседника.
- Умение ставить вопросы; обращаться за помощью;
- Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
- Формулировать собственное мнение и позицию.
II Содержательный раздел парциальной образовательной программы.
Перспективное планирование совместной деятельности детей и взрослых
Раздел
| Задачи | Игры |
Количество и счет |
| «Назови следующее, предыдущее число», «Назови соседей», «Назови меньше на 1, больше на 1», «Вверх, вниз по числовой лестнице», «Составь и реши задачу» |
Геометрические фигуры |
| «Назови предметы данной формы», «Что общего и чем отличаются фигуры», «Найди предмет такой же формы», «Подбери фигуры по цвету, размеру и форме», «Найди лишнюю фигуру», «Конструктор»,«Почини одеяло», «Танграм», «Пифагор». |
Определение величины |
| «Подбери шарф для куклы», «Подбери мебель для 3-х медведей», « Что выше?», «Построим забор». |
Ориентировка во времени |
| «Вчера, сегодня, завтра», «Дни недели», «Режим дня», «Когда это бывает?», «Что перепутал художник?» |
Решение логических задач |
| Кубики Никитина, Блоки Дьенеша, Палочки Кьюизене, «Волшебный квадрат», «Соты», «Волшебный круг», Кроссворды и задачи в стихах |
Календарное планирование работы кружка «Мы считаем все подряд»
Сроки проведения | Тема | Математические представления | Формы, методы |
октябрь | Количествои счет | Соотнесение количества предметов с цифрой. Знаки + и -.Число 10. Сложение числа 10 из 2-х меньших. | Сюрпризный момент «Знакомство с королевой математики» |
Величина. | Большой, маленький, поменьше. | Задачи-шутки; задания на сообразительность | |
Ориентировка во времени. | Знакомство с названием осенних месяцев. | Математическая сказка : «Когда это бывает?» | |
Ориентировка в пространстве. | Ориентировка на листе бумаги. | Игра-путешествие «Кто идет в гости к Белоснежке?», | |
Геометрические фигуры | Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Различия круга с квадратом, рисование в тетради в клетку. | Путешествие в страну Геометрию «Приключения Вани и Маши в стране Геометрии» | |
ноябрь | Количество и счет | Знаки + и - Независимость числа от величины предмета, состав числа из 2-х меньших. Сложение числа из 2-х меньших. Знаки <,>, независимость числа от расположения предметов. Установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов, загадки. Число 11, 12. Сложение чисел из 2-х меньших. | Познавательная минутка «Рассеянный художник» |
Величина | Длинный, короче, еще короче, самый короткий | Поход «В гостях у мудрой совы» | |
Ориентировка в пространстве. | Понятия: лево -право, впереди, сзади. | Игровое упражнение «Помоги мышке добраться к сыру»; «Как Красной шапочке пройти к бабушке?», | |
Ориентировка во времени. | Повторение названий осенних месяцев. Части суток. | Познавательная минутка «Вчера, сегодня, завтра илиКогда это бывает?», | |
Геометрические фигуры | Нахождение предметов в окружающей обстановке, похожих на определенные геометрические фигуры. | Познавательная минутка «Сказка о том, как Круг и Квадрат отправились в поход» | |
декабрь | Количество и счет | Решение арифметических задач, установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой, знаки <,>. Число 13, 14. Сложение чисел из 2-х меньших. | Игровое упражнение «Угадай-ка!» |
Величина | Часть и целое. | Проблемная ситуация «Помоги собрать снеговика» | |
Ориентировка во времени и в пространстве | Закрепление названий месяцев зимы. Закрепление понятий: слева - справа, впереди - сзади. Дни недели. | Слуховой диктант. | |
Геометрические фигуры | Дорисовывание геометрических фигур. Выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2 и 4 равные части. | Шоу-представление геометрического цирка | |
январь | Количество и счет | Число 15, 16. Сложение чисел из 2-х меньших.Решение примеров на сложение и вычитание .Знаки<,>. | Сказка «Яблоко» |
Ориентировка во времени и в пространстве | Совершенствование знаний о зимних месяцах. Повторение названий дней недели и частей суток. | Проблемная ситуация «Помоги Ивану-царевичу найти волшебный сундучок» | |
Величина. | Деление предметов на 4 части. Сравнение целое и части. | Игровое упражнение «Мишка и мишутка», | |
Геометрические фигуры. | Овал. Прямоугольник, квадрат, треугольник, круг. | Математическая мастерилка «Считай, не ошибись» | |
февраль | Количество и счет | Сравнение смежных чисел. Число 17. Сложение числа 17 из 2-х меньших. | Кроссворд-сюрприз |
Геометрические фигуры | Выкладывание из счетных палочек предметов из разных фигур .Трапеция. Повторение названий геометрических фигур. | Инсценировка сказки «Теремок» на новый лад | |
Ориентировка во времени и пространстве. | Дни недели. Месяцы зимы. Части суток. | Путешествие по комнате «Двенадцать месяцев» | |
Величина. | Высокий - низкий. Часть и целое. | Проблемная ситуация «Где, чей дом?» | |
март | Количество и счет. | Число 18. Сложение числа 18 из 2-х меньших.Решение задач. Соотнесение числа и цифры. Знаки<,>. Составление чисел из двух меньших. | Составление алгоритмов |
Величина | Сравнение предметов по всем показаниям величины. | Сюрпризный момент «Чудесный мешочек» | |
Геометрические фигуры
| Работа в тетради в клетку. Работа со счетными палочками. Совершенствование названий геометрических фигур. | Головоломки «Пифагора» | |
Ориентировка во времени и в пространстве.
| Закрепление с месяцем - март. Характерные приметы времен года. | Игровое упражнение «Лови, бросай, дни недели называй», «День и ночь- сутки прочь», | |
апрель | Количество и счет | Число 19. Сложение числа 19 из 2-х меньших.Решение задач на сложение и вычитание. Установление соответствия между цифрой и числом. | Экскурсия |
Геометрические фигуры | Четырехугольники, шестиугольники. Совершенствование знаний круг, овал, треугольник. | Математическая мастерилка «Укрась коврик», | |
Ориентировка во времени и в пространстве | Закрепление названий весенних месяцев. Характерные особенности времен года. Части суток. Ориентировка на листе бумаги в клетку. | Игра-упражнение «Что было дальше?» | |
май | Количество и счет. | Число 20. Сложение числа 20 из 2-х меньших.Решение задач. Порядковый счет. Решение математических загадок. Повторение изученного материала. | Проблемная ситуация «Помоги другу» |
Геометрические фигуры | Рисование предметов из заданных фигур. Создание символических предметов из фигур. | Познавательная минутка «Волшебные очки» | |
Ориентировка в пространстве и во времени. | Работа в тетради в клетку. Закрепление названия месяцев года. | Математический досуг «Знакомство с Волшебником быстрых минут» |
Краткое описание тематики ОД.
Доминирующая образовательная область «познание».
Познание включает в себя формирование понятий и представлений о числе, форме, величине, ориентировке во времени и пространстве, а также овладение математической терминологией.
Также интегрируется с такими образовательными областями как «речевое развитие», «социально-коммуникативное», «физическое развитие».
Задача речевого математического развития имеет свою специфику и включает в себя:
- обогащение словаря ребенка, словами , обозначающими математические понятия и представления ( больше, меньше, плюс, минус и др.);
- формирование грамматического строя речи ( один ежик, одно солнце, одна шишка; один медвежонок, много медвежат и т.д.);
- диалогической речи (ответы на вопросы).
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Формы, методы, способы и средства реализации Программы.
В программе кружка «Мы считаем все подряд» используются следующие методы, формы, способы работы:игры-путешествия;, игровая, информационная, практическая деятельность, игровые упражнения, утренняя гимнастика, проблемные ситуации, сюрпризные моменты; наблюдения; показ и рассматривание демонстрационного материала; беседа, объяснение, дидактические игры, физминутки.
Сотрудничество педагога с семьей.
Успех сотрудничества возможен только тогда, когда педагог и родитель осознают важность целенаправленного педагогического воздействия на ребенка. Познакомить родителей с программой можно на родительском собрании, в индивидуальных беседах. Через информационный стенд группы, где необходимо отразить , чем занимался ребенок, предложить материалы для домашних заданий. Включение родителей в педагогический процесс прежде всего важно ребенку, который сможет проводить с ними больше времени , осознавать , что они интересуются его успехами, а если есть неудачи, всегда готовы прийти ему на помощь. Целесообразно два раза в год проводить открытые занятия с тем, чтобы родители могли увидеть своего ребенка в коллективе сверстников, понять, какие у него проблемы.В целях эффективной реализации программы необходимо тесное взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Формы вовлечения родителей в образовательную деятельность:
стенды, памятки, буклеты, папки-передвижки,беседы, родительские собрания, дни открытых дверей для родителей;рубрика «Для Вас, родители», консультации и отчеты о проведенных мероприятия, работа с предложениями и инициативой родителей, участие родителей в образовательном процессе (проведение бесед, рассказов,).
III Организационный раздел парциальной образовательной программы.
Материально-техническое обеспечение Программы.
- Методический материал;
- Тетради в клетку 18 листов;
- Карандаш простой;
- Ручка;
- Ластик;
- Демонстрационный материал;
Методическое обеспечение материалами и средствами обучения и воспитания.
Программы для организации основной деятельности:
- Беденко М.В. «Логическое мышление».- М.: ВАКО, 2015. – 48 с.
- Колесникова Е.В.»Математика для детей 6-7 лет»; учебно-методическое пособие «Я считаю до двадцати» - М., ТЦ Сфера, 2012.- 96 с.
- Майорова Ю.А. «Ориентируемся в пространстве»; Н.Новгород, издательство «Доброе слово, 2012 – 63 с.
- Мищенкова Л.В. «36 занятий для будущих отличников. Рабочая тетрадь. Ч.1,2 – М.: издательство РОСТ, 2013 – 56 с.
- Ульева Е.А. «Математика: тетрадь для занятий». – М.: ВАКО, 2015. – 48 с.
Время и сроки реализации Программы:
Парциальная программа «Мы считаем все подряд» проводится во вторую половину дня 1 раз в неделю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ "Считаем и играем"
"Считаем и играем"Чему дети научатся:Внимательно слушать небольшой текст и рассматривать иллюстрации.Различать и называть основные цвета спектра.Различать правую и левую руку.Составлять группу из отде...
Почему ребенок требует, чтобы ему читали одну и ту же книгу помногу раз подряд?
Дети часто заставляют родителей рассказывать многократно одну и ту же сказку или читать одну и ту же книжку. Часто родителей это раздражает, а иногда они даже спрашивают, нормально ли это? Повто...
Почему ребенок требует, чтобы ему читали одну и ту же книгу помногу раз подряд?
Почему ребенок требует, чтобы ему читали одну и ту же книгу помногу раз подряд? Дети часто заставляют родителей рассказывать многократно одну и ту же сказку или читать одну и ту же книжку. Часто ...

ПОЧЕМУ ДЕТИ ЛЮБЯТ СМОТРЕТЬ И ЧИТАТЬ ОДНО И ТО ЖЕ МНОГО РАЗ ПОДРЯД
Ребенок просит показывать ему понравившийся мультфильм или читать любимую сказку каждый день по много-много раз. В чем причина? Почему им не надоедает это и не хочется сменить пластинку?...

Почему дети любят смотреть и читать одно и то же много раз подряд?
Почему дети любят смотреть и читать одно и то же много раз подряд? ...

Вот уже несколько лет подряд 12 ноября в России по инициативе представителей Союза охраны птиц России отмечают экологический праздник – Синичкин день. Цель праздника – напомнить людям о необходимости заботиться о птицах, подкармливать их.
Вот уже несколько лет подряд 12 ноября в России по инициативе представителей Союза охраны птиц России отмечают экологический праздник – Синичкин день.Цель праздника – напомнить людям о нео...