Консультация для воспитателей " Значение дидактических игр в сенсорном развитии детей".
консультация по теме
Сенсорное развитие ребенка — это правильное, своевременное формирование у него важных систем: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Для каждого возраста есть свои нормы и методики.
С их помощью нужно развивать ребенка до нужного уровня. Ведь это подготовит его сначала к детскому саду, а потом и к школе. Поможет ему совсем без трудностей наладить общение с новыми людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1276101.docx | 21.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Значение дидактических игр в сенсорном развитии детей
Сенсорное развитие ребенка — это правильное, своевременное формирование у него важных систем: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Для каждого возраста есть свои нормы и методики.
С их помощью нужно развивать ребенка до нужного уровня. Ведь это подготовит его сначала к детскому саду, а потом и к школе. Поможет ему совсем без трудностей наладить общение с новыми людьми.
На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Начиная с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Проанализировав задачи сенсорного воспитания, мы пришли к выводу, что основная его задача в том, чтобы формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т. д. Таким образом, мы осознали что, сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью.
При развитии детей дошкольного возраста главной становится игровая деятельность. Она является и самой занимательной деятельностью детей и, как следствие, самой эффективной.
Для этого мы использовали дидактические игры, направленные на сенсорное воспитание, которые помогают развивать у детей восприятие, формировать представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств.
С целью сенсорного развития применяем дидактические пособия «Цветные мячики», «Разноцветные коробочки», «Цветы и бабочки», «Чудесный мешочек», «Рамка-вкладыш», «Геометрические фигуры», которые являются многофункциональным и очень нравятся детям. Данные дидактические пособия мы используем при реализации образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей являются эффективными в накоплении представлений об окружающем мире.
Мы используем различные варианты дидактических игр, такие как:
«Разложи мячики в свои домики»;
«Разложи жёлтые мячики в зелёные домики»;
«Продолжи ряд»;
«Найди лишний мячик»;
Для обогащения чувственного опыта детей и умения фиксировать его в речи, совершенствуя навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету мы разработали следующие дидактические игры:
"Спаси Зайченка".
Цель: продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой (приложение, наложение) закреплять умение правильно называть красный, синий, жёлтый, зелёный цвета.
«Цветное лото»
Цель: развивать у детей умение различать 4 оттенка одного цвета, называть предметы одного
«Поезд»
Цель: соотносить цвета, закрепить знания о цветах.
«Длинный - короткий»
Цель: продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный - короткий», «длиннее - короче», развивать воображение, мышление.
«Какого цвета не хватает?»
Цель: развивать наблюдательность, внимание, память и сенсорные способности, умение сказать, какого цвета отсутствует диск.
«Найди такой же цветочек»
Цель: продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных цвета, умение по показу назвать цветы.
«Один – много»
Цель: развивать первые математические способности, развивать внимание мышление, умение различать цвет предметов.
«Разноцветные клубочки и прищепки»
Цель: продолжать развивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять знание цвета, развивать внимание, воображение.
«Большой, поменьше, маленький»
Цель: продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета. Сенсорное развитие
Таким образом, при систематическом использовании в работе с детьми младшего дошкольного возраста дидактических игр, направленных на сенсорное развитие, у детей поэтапно моделируется и апробируется основополагающие свойства пространства внешнего мира, происходит социоэмоциональное развитие, взаимосвязь между психическим и моторным развитием. С развитием высшей нервной деятельности произвольная двигательная деятельность в целом приобретает все большее значение в поведении ребенка.
Литература:
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., «Просвещение», 2008.
- Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2010.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Веркасы, Комаровой, М.А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей Значение дидактических игр в сенсорном развитии детей
Консультация для воспитателей Значение дидактических игр в сенсорном развитии детей...
Консультация для родителей: «Влияние дидактической игры на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка. Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений...
Консультация для родителей «Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста»
Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорног...
Консультация для родителей "Дидактические игрушки по сенсорному развитию для детей раннего возраста"
Консультация для родителей...
Консультация "Дидактические игры в сенсорном развитии детей"
Сенсорное воспитание ,роль дидактических игр в сенсорном развитии детей, подборка дидактических игр для детей младшего возраста....
Консультация для педагогов ДОО на тему "Сенсорное развитие детей 2-3 лет посредством дидактических игр»
Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста способствует умственному, эстетическому, эмоциональному, нравственному и физисескому развитию, т.е развитию личности ребенка в целом....
Консультация родителям «Значение дидактических игр в сенсорном развитии детей»
Сенсорное развитие ребенка — это правильное, своевременное формирование у него важных систем: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Для каждого возраста есть свои нормы и м...