Доклад на тему "Логическое мышление в дошкольном возрасте"
материал по математике на тему
Предварительный просмотр:
МБДОУ № 68 «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с
нарушениями речи №68»
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Г. Нижнекамск
2015 год
Составитель: Харисова В.М.
воспитатель ДОУ№68
Большое значение в развитии мышления имеют дидактические игры. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу. Как практическую, игровую. Это повышает его умственную активность
- Цель: Проанализировать развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
- Задачи: 1. Изучить психологию мышления детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть дидактическую игру как средство развития логического мышления детей.
3. Исследовать на практике возможности развития логического мышления в процессе дидактической игры.
4. Разработать практические рекомендации для педагогов и родителей.
Актуальность.
Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования.
Цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
Новизна: Новизна состоит в создании системы использования занимательных дидактических игр, упражнений, шахматных игр, интеллектуальных игр, нацеленных на развитие логического мышления детей, познавательных интересов в процессе воспитания и обучения на современном уровне.
Выделяют три вида мышления:
Наглядно-действенное — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов.
Наглядно-образное — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.
Словесно-логическое — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Леонид Яковлевич Береславский считает, что:
Все дети одарены! У каждого ребенка есть задатки, данные ему природой. Если их правильно развивать – появятся способности.
интеллект ребенка нужно развивать своевременно и систематично, тогда он добьется поставленной цели, будет хорошо учиться, научится логически мыслить и станет уверенным в себе. Развитие мозга ребенка идет путем надстройки новых уровней над старыми.
Средства развивающие логическое мышление
Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации.
Игры и упражнения на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях.
Занятия, игры и упражнение на развитие операций сравнения и установления причинности.
Загадки. Задачи – шутки.
Игры-головоломки.
Игры с счетными палочками.
Разгадывание ребусов.
«Неправильные» сказки.
Развивающая среда.
В группе создана развивающая среда, выделен специальный стеллаж с наличием дидактических игр по развитию логического мышления.
Дидактическая игра
«Время»
Цель:
Учить детей определять время по механическим и электронным часам, так же ориентироваться во времени суток. Развивать логическое мышление, усидчивость и внимательность.
Дидактическая игра «Цвет и форма».
Цель:
Развитие мышления, внимания, памяти, воображения.
Дидактическая игра
«Что перепутал художник?»
Цель:
Развитие речи, логики,
внимания и
сообразительности.
Дидактическая игра «Весёлая логика»
Цель: Развитие мыслительных операций анализа и синтеза предметов сложной формы.
Ребенку необходимо найти те геометрические фигуры, из которых составлен предмет.
Лото «Занимательная математика»
Цель: Закрепление знаний цифр и счета.
развивающая игра «логика и счет»
Дети самостоятельно могут проверить свои знания в счете до 10, в знании цифр и цвета, соотносить количество предметов с соответствующей цифрой.
Игра-головоломка «танграм»
Цель: Развитие воображения, конструктивного мышления, сообразительности.
Ребенку надо создать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу.
Палочки Кюизенера
позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины.
Игра-головоломка «волшебный
круг»
Игра-головоломка «Волшебный круг» дает возможность создать силуэты человека, животного, рыб, птиц, предметов обихода.
Игры на объёмное моделирование с которыми дети всегда играют с большим желанием.
Рабата с родителями.
Знакомство родителей с содержанием работы по программе.
Разработка консультаций для родителей по данной теме.
Привлечение родителей к изготовлению наглядного материала (подбор иллюстраций).
Рекомендации для родителей по использованию литературы.
Вывод:
Развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка больше характерно наглядно-образное мышление, для другого – наглядно-действенное, а третий с легкостью оперирует понятиями.
Дидактическая игра одна из форм развития логического мышления.
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способны развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад для педагогов «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр».
Повышение педагогического опыта...
Доклад на тему «Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста»
Инженерное мышление - системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями....
Доклад на педсовете на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий. Блоки Дьенеша»
Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной современной жизни. И, поскольку развитие общества носит динамический характер, постольку ключев...
Доклад на тему «РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ» (старший дошкольный возраст)
Образ, по мнению Ожегова, это облик, а также вид и результат отображения явлений и предметов реального мира в сознании человека, то есть то, как он наглядно его представляет....
Доклад на педагогическом форуме в мае 2021г. "Конструирование как основа формирования инженерного мышления детей дошкольного возраста"
Наш детский сад, как и многие другие образовательные организации региона, принимает участие в выполнении комплексной государственной программы «Уральская инженерная школа», которая была ра...
Перспективный план работы с родителями по теме: " Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений." средний, старший, подготовительный возраст.
Перспективный план работы с родителями по теме: " Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений." средний, старший...
Стендовый доклад "Развитие логического мышления ребёнка дошкольного возраста посредством развивающих технологий."
В докладе информация о развивающих технологиях, применяемых педагогами нашего ДОУ (и мною в том числе) для развития логического мышления наших воспитанников....