Доклад на тему "Логическое мышление в дошкольном возрасте"
материал по математике на тему

Харисова Василя Мансуровна

Актуальность и новизна. Тема:" Логическое Мышление"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад30.38 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ № 68 «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с

нарушениями речи №68»

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Г. Нижнекамск

2015 год

Составитель: Харисова В.М.

воспитатель ДОУ№68

Большое значение в развитии мышления имеют дидактические игры. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу. Как практическую, игровую. Это повышает его умственную активность

  • Цель: Проанализировать развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
  • Задачи: 1. Изучить психологию мышления детей старшего дошкольного возраста.

2. Рассмотреть дидактическую игру как средство развития логического мышления детей.

3. Исследовать на практике возможности развития логического мышления в процессе дидактической игры.

4. Разработать практические рекомендации для педагогов и родителей.

Актуальность.

Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования.

Цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Новизна: Новизна состоит в создании системы использования занимательных дидактических игр, упражнений, шахматных игр, интеллектуальных игр, нацеленных на развитие логического мышления детей, познавательных интересов в процессе воспитания и обучения на современном уровне.

Выделяют три вида мышления:

Наглядно-действенное — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов.

Наглядно-образное — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

Словесно-логическое — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Леонид Яковлевич Береславский считает, что:

Все дети одарены! У каждого ребенка есть задатки, данные ему природой. Если их правильно развивать – появятся способности.

интеллект ребенка нужно развивать своевременно и систематично, тогда он добьется поставленной цели, будет хорошо учиться, научится логически мыслить и станет уверенным в себе. Развитие мозга ребенка идет путем надстройки новых уровней над старыми.

Средства развивающие логическое мышление

Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации.

Игры и упражнения на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях.

Занятия, игры и упражнение на развитие операций сравнения и установления причинности.

Загадки. Задачи – шутки.

Игры-головоломки.

Игры с счетными палочками.

Разгадывание ребусов.

«Неправильные» сказки.

Развивающая среда.

В группе создана развивающая среда, выделен специальный стеллаж с наличием дидактических игр по развитию логического мышления.

Дидактическая игра
«Время»

Цель:

Учить детей определять время по механическим и   электронным часам, так же ориентироваться во времени суток. Развивать логическое мышление, усидчивость и внимательность.

Дидактическая игра «Цвет и форма».

Цель:

Развитие мышления, внимания, памяти, воображения.

Дидактическая игра
«Что перепутал художник?»

Цель:

Развитие речи, логики,

внимания и

сообразительности.

Дидактическая игра «Весёлая логика»

Цель: Развитие мыслительных операций анализа и синтеза предметов сложной формы.

Ребенку необходимо найти те геометрические фигуры, из которых составлен предмет.

Лото «Занимательная математика»

Цель: Закрепление знаний цифр и счета.

развивающая игра «логика и   счет»

Дети самостоятельно могут проверить свои знания в счете до 10, в знании цифр и цвета, соотносить количество предметов с соответствующей цифрой.

Игра-головоломка «танграм»

Цель: Развитие воображения, конструктивного мышления, сообразительности.

Ребенку надо создать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу.

Палочки Кюизенера 
позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины.

Игра-головоломка «волшебный
                        круг»

Игра-головоломка «Волшебный круг» дает возможность создать силуэты человека, животного, рыб, птиц, предметов обихода.

Игры на объёмное моделирование с которыми дети всегда играют с большим желанием.

Рабата с родителями.

Знакомство родителей с содержанием работы по программе.

Разработка консультаций для родителей по данной теме.

Привлечение родителей к изготовлению наглядного материала (подбор иллюстраций).

Рекомендации для родителей по использованию литературы.

Вывод:

Развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка больше характерно наглядно-образное мышление, для другого – наглядно-действенное, а третий с легкостью оперирует понятиями.

Дидактическая игра одна из форм развития логического мышления.

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способны развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста»

Инженерное мышление - системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями....

Доклад на педсовете на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий. Блоки Дьенеша»

Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной современной жизни. И, поскольку развитие общества носит динамический характер, постольку ключев...

Доклад на тему «РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ» (старший дошкольный возраст)

Образ, по мнению Ожегова, это облик, а также вид и результат отображения явлений и предметов реального мира в сознании человека, то есть то, как он наглядно его представляет....

Доклад на педагогическом форуме в мае 2021г. "Конструирование как основа формирования инженерного мышления детей дошкольного возраста"

Наш детский сад, как и многие другие образовательные организации региона, принимает участие в выполнении комплексной государственной программы «Уральская инженерная школа», которая была ра...

Перспективный план работы с родителями по теме: " Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений." средний, старший, подготовительный возраст.

Перспективный план   работы с родителями по теме:  " Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений." средний, старший...

Стендовый доклад "Развитие логического мышления ребёнка дошкольного возраста посредством развивающих технологий."

В докладе информация о развивающих технологиях, применяемых педагогами нашего ДОУ (и мною в том числе) для  развития  логического мышления  наших воспитанников....