Особенности развития дошкольников представлений о форме
презентация по математике на тему

Вспомагательный материал для воспитателей детского сада дошкольных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1.pptx666.82 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Особенности развития дошкольников представлений о форме» 1 Подготовила старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 40 » И. А . Пилипец

Слайд 2

Дошкольники знакомятся: • с плоскими геометрическими фигурами: точкой, различными линиями (обычно в процессе изобразительной деятельности), квадратом, кругом, треугольником, прямоугольником, овалом; • обобщающими понятиями: четырехугольником, многоугольником; • объемными телами: шаром, кубом, цилиндром, параллелепипедом, конусом, пирамидой, призмой (часто используются предэталонные названия: «кирпичик», «крыша» и др.). Необходимо обучать детей: правильным приемам обследования формы; развивать способность выявлять простейшие свойства фигур; учить выбирать по образцу и слову предметы и фигуры; группировать предметы и фигуры по признаку формы; определять форму окружающих предметов; видоизменять фигуры; создавать модели предметов из геометрических фигур. 2

Слайд 3

Значение развития у дошкольников представлений о форме и геометрических фигурах Расширяются и углубляются знания об окружающей действительности Развиваются логическое мышление, умственные операции: - анализ («У квадрата 4 стороны и 4 угла») - синтез («Если соединить 2 треугольника, получится квадрат») - абстрагирование («Нарисуй машину из геометрических фигур») - обобщение ( «Квадрат, прямоугольник, ромб — это четырехугольники») - классификация («Раздели фигуры на группы по форме») и др. Расширяется и обогащается словарь Развивается сенсорика и мелкая моторика Способствует развитию изобразительной, трудовой, игро­вой, учебной деятельности Развивается познавательный инте­рес к математике Подготавливает к успешному овладению в школе знания­ми: математики, геометрии, черчения и др. 3

Слайд 4

4 № п / п Логические операции Примеры заданий для дошкольников 1 Анализ (разложение целого на составные части) Из каких геометрических фигур составлена машина? 2 Синтез (познание целого в единстве и взаимосвязи его частей) Составь дом из геометрических фигур 3 Сравнение (сопоставление для установления сходства и различия) Чем похожи эти предметы? (формой) — Чем отличаются эти предметы? (размером) 4 Конкретизация (уточнение) Что ты знаешь о треугольнике? (любой другой фигуре) 5 Обобщение (выражение основных результатов в общем положении) Как можно одним словом назвать квадрат, прямоугольник и ромб? 6 Систематизация (расположение в определенном порядке) Поставь матрешки по росту 7 Классификация (распределение объектов по группам в зависимости от их общих признаков) Разложи фигуры на две группы. — По какому признаку ты это сделал? 8 Абстрагирование (отвлечение от ряда свойств и отношений) Покажи предметы круглой формы Умственные операции

Слайд 5

Механизмы восприятия формы Ранний возраст 2-3 г.ж. 3-4 г.ж. 5-6 г.ж. 7 г ж. хватание предметов и манипуляция с ними. обследование предмета (направленные действия). ощупывательные движения ладошкой, взгляд падает по центру предмета (для обследования формы используем осязательно-двигательный путь). У детей 3 г.ж. возникает интерес к форме предметов. ощупывают предмет обеими руками. последовательно прослеживают кончиками пальцев весь контур фигуры, обследуют контур предмета глазами. 5

Слайд 6

Этапы восприятия формы I этап (3—4 года ) Узнавание предметов по форме (выделение формы как существенного признака). II этап (4—5 лет) Знакомство с эталонами (распознавание, называние геометрических фигур и некоторых их свойств). III этап (5—6 лет) Умение определять форму предметов и их частей, составлять из геометрических фигур модели различных предметов, выявлять свойства, связи и отношения геометрических фигур. 6

Слайд 7

Знакомство детей с геометрическими фигурами и их свойствами следует рассматривать в двух аспектах: Сенсорное восприятие 2. Осмысление особенностей структуры фигур и анализ свойств геометрических фигур 7

Слайд 8

Этапы восприятия геометрических фигур: I. В начале дети воспринимают геометрические фигуры как игрушки (называют их именами предметов: цилиндр – стаканом, столбиком, треугольник – крышей и т. п.). II. В процессе обучения дети перестраиваются и уже не ото­ждествляют, а сравнивают фигуры с предметами (цилиндр – как стакан, шар похож на мячик и т. п.). III. Воспринимают геометрические фигуры как эталоны (пла­ток квадратный, пуговица круглая и т. д.). 8 Задачей сенсорного развития является формирование у ре­бенка умения узнавать форму различных предметов и соотно­сить ее с эталоном. (Л. А. Венгер ). В дальнейшем необходимо сосредотачивать внимание детей на осмыслении и анализе свойств геометрических фигур (Т. Игнатьева).

Слайд 9

Этапы восприятия свойств геометрических фигур : I. Фигура воспринимается как целое. Ребенок не выделяет в ней отдельные элементы (углы, стороны), не замечает сходства и различия. II. Ребенок выделяет в фигуре ее элементы, устанавливает отношения между ними (у квадрата все стороны равны по длине). III. Ребенок в состоянии установить связи между свойствами и структурой фигуры (у большого квадрата стороны длиннее, чем у маленького). 9 Переход от одного уровня к другому протекает не самопроизвольно, а под влиянием целенаправленного обучения (А. М. Пышкало , А. А. Столяр). Отсутствие обучения тормозит развитие.

Слайд 10

10 Основные проблемы, связанные с изучением форм № п / п Проблема Возможные решения 1 Путают объемные и плоские формы (круг и шар, куб и квадрат и др.) После изучения объемных и плоских фигур прово­дим сравнение и аналогии (изображение объемных предметов и фигур на плоскости) 2 Не могут обобщить малознакомые предметы по форме Знакомим с геометрическими фигурами, учим назы­вать и различать их независимо от цвета и размера, классифицировать по разным признакам (цвету, форме, размеру) модели геометрических фигур и предметы 3 Свободно различают контрастные по форме фигуры (круг и квадрат), но затрудняются в тонком анализе (квад­рат, ромб, прямоугольник, четырех­угольник) Учим называть и показывать элементы фигур (углы, стороны), выделять существенные свойства фигур, проводя сравнения и обобщения

Слайд 11

Игра «Что сначала, что потом?» 11

Слайд 12

Игра «Зажги свет» 12

Слайд 13

Цели и задачи ознакомления детей с формой предметов Цели по ознакомлению детей с формой предметов и геометрическими фигурами заключаются в организации обследования предметов разной формы, манипулирования ими (выполнять действия, связанные с нахождением предметов, одинаковых по форме; необходимо создавать условия для сравнения предметов по форме и т.д.) В качестве дидактических задач формулируются следующие: Различать и называть геометрические фигуры; Группировать фигуры по разным признакам (объемные, плоскостные, имеющие углы и округлые). Сравнивать предметы по форме, понимать зависимость формы от других качеств, признаков . Называть и показывать элементы геометрических фигур (стороны, углы, вершины, основания, боковая поверхность) . Воссоздавать и трансформировать фигуры (рисовать, вычерчивать, выкладывать, делить на две-четыре части). Знать особенности геометрических фигур как эталонов при определении формы предметов. Владеть разными способами сравнения предметов по форме, находя общее и различное . Развивать глазомер. 13

Слайд 14

Игра с педагогами «Чудесный сундук» 14

Слайд 15

15 Возраст Содержание знаний Ранний возраст (1-я мл.группа) Выполнять действия, связанные с нахождением предметов, одинаковых по форме. Упражнять руку ребенка в обследовании формы предметов; устанавливать схожесть и отличие предметов по форме; группировать соответственно образцу 4-й год жизни (2-я мл. группа) Сравнивать предметы по форме, используя геометрическую фигуру в качестве эталона. Выделять и называть геометрические фигуры: куб, круг, шар, квадрат, треугольник. Учить обследовать геометрические фигуры зрительно-осязательно-двигательным путем 5-й год жизни (средняя группа) Знакомить с названием и признаками геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, шар, куб, цилиндр) 6-й год жизни (старшая группа) Делить знакомые геометрические фигуры на группы: плоские (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник) и объемные (шар, куб, цилиндр)! Сравнивать предметы по форме, используя геометрические фигуры как эталоны 7-й год жизни (подготовительная к школе группа) Расширять знания о многоугольниках: треугольнике, четырехугольнике, пяти-, шестиугольниках. Называть и показывать элементы геометрических фигур (стороны, углы, вершины). Делить геометрические фигуры, предметы на две, три, четыре и т. д. части Содержание знаний детей по возрастам

Слайд 16

5. Методика развития представлений дошкольников о форме формирование представлений о плоскостной фигуре. об объемной фигуре. 16

Слайд 17

Методика развития представлений дошкольников о форме Задача. Учить различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Учить приемам обследования их осязательно-двигательным путем. Последовательность изучения геометрических фигур: Визуальное узнавание и называние. Обследование осязательно-двигательным путем. Взаимное наложение. Выделение некоторых элементов (стороны, углы) и свойств. Словесное описание. Разнообразная деятельность с фигурами. ЭТО ВАЖНО! Использовать приемы: при показе стороны надо проводить пальцем вдоль ее протяженности (это отрезок). При показе углов проводим пальцем, обозначая стороны угла. В старшей группе можно познакомить с вершинами, показав на них пальцем (это точка). с кругом и квадратом лучше знакомить в сравнении . Постоянно меняем наглядный материал, чтобы ребенок не воспринял математический термин как название показанной игрушки. вначале лучше использовать равносторонние треугольники. Если ребенок считает, можно задать вопрос: «Почему треугольник так называется?». 17

Слайд 18

Продолжение (знакомство с формой) Усложнения: Сначала рассматриваем фигуры одного цвета и величины, отличающиеся только по форме. Рассматриваем фигуры разные по форме, цвету, величине, учим их группировать по указанному признаку. Определяем форму плоских предметов с ярко выраженной конфигурацией. Выкладываем сериационные ряды из трех фигур. Дидактические игры: «Путешествие мышки»: - мышка обежала полянку и вернулась домой (круг) - мышка взобралась на стол, побежала по столу, упала на пол и вернулась домой (квадрат) - мышка взобралась на горку, скатилась с горки и вернулась домой (треугольник) «Найди свой домик», «Подбери ключ к замочку». «Гаражи». (На полу обручи —- гаражи, дети — машины. В гаражах и у машин номера — модели геометрических фигур. Дети имитируют движение машин, по сигналу едут в свой гараж в со­ответствии с символом, обсуждают, куда и почему приехали. Воспитатель незаметно меняет фигуры в обручах); «Чего не стало?», «Что изменилось?» 18

Слайд 19

Методика ознакомления с признаками плоских геометрических фигур . После того как дети научатся выделять признак формы, запомнят названия геометрических фигур, научатся обследовать их осязательно-двигательным путем, группировать фигуры разного цвета и размера по форме, выкладывать сериационные ряды по величине из геометрических фигур, приступаем к изучению признаков и свойств геометрических фигур. 19

Слайд 20

Методика ознакомления с объемными геометрическими фигурами В средней группе знакомим с объемными геометрическими фигурами на основе сравнения их между собой и сравнения их с плоскими фигурами. Последовательность обучения: 1) рассматривание и называние; 2) обследование осязательно-двигательным путем и словесное описание фигуры; 3) разнообразные действия с моделями (катать, ставить и др.) для выявления существенных свойств; упражнение в группировке, выкладывание сериационных рядов. Только после усвоения объемных моделей предлагаем картинки с их изображением, учим узнавать объемные формы на рисунках. 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

исследовательская работа: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ

тема " Особенности развития у дошкольников представлений о форме предметов и геометрических фигур.Изучение научно-методической литературы показало, без развития ощущений и восприятия, невозможно разви...

Особенности развития количественных представлений у дошкольников

В презентации "Особенности развития количественных представлений у дошкольников" представлен материал поэтапной счетной деятельности детей дошкольного возраста. Материал предназначен для воспитателей ...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ

Презентация "Особенности развития у дошкольников представлений о форме предметов и геометрических фигурах" поможет родителям и педагогам поэтапно познакомить детей сформой предметов и геометрическими ...

Особенности развития временных представлений у дошкольников с ЗПР

Особенности усвоения знаний, умений и навыков у дошкольников с задержкой психического развития связаны с особенностями развития психических процессов: мышления, памяти, внимания, воображения....

Особенности развития временных представлений у дошкольников с ЗПР

Особенности усвоения знаний, умений и навыков у дошкольников с задержкой психического развития связаны с особенностями развития психических процессов: мышления, памяти, внимания, воображения....

Особенности развития у дошкольников представлений о форме предметов и геометрических фигур

ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОРМАМИ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ...

Конспект НОД Особенности развития у дошкольников представлений о форме предметов и геометрических фигурах «Путешествие в страну Геометрия»

Уточнять представление детей о геометрических фигурах и их основных признаках. Упражнять в составлении предметов из геометрических фигур. ...