Картотека математических игр
методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему
Игры, которые помогут вам на занятиях по ФЭМП Для подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_matematicheskih_igr.docx | 28.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Картотека математических игр
Цепочка примеров
(Игра предлагается для индивидуальной работы с детьми 6-7 лет, успешно усвоившими программный материал по развитию элементарных математических представлений)
Цель. Упражнять детей в умении производить арифметические действия.
Ход игры. Две группы участников садятся на стулья - одна против другой. Один ребенок берет мяч, называет простой арифметический пример: 3+2 - и бросает мяч кому-нибудь из другой группы. Тот, кому брошен мяч, дает ответ и бросает мяч игроку из первой группы. Поймавший мяч продолжает примеров, котором надо произвести действие с числом, являющимся ответом в первом примере: прибавить, вычесть, умножить и т. д. Участник игры, давший неверное решение и назвавший пример, при решении которого получается не целое число или число, которое нельзя вычесть, выбывает из игры. Выигрывает группа детей, у которой осталось больше игроков
Отгадай число
(для старших дошкольников)
Цель. Закрепить умения детей сравнивать числа.
Ход игры. По заданию ведущего ребенок должен быстро назвать число (числа) меньше 8, но больше 6; больше 5, но меньше 9 и т. д. Ребенок, выполнивший условия игры, получает флажок. При делении детей на 2 группы ответивший неправильно выбывает из игры.
Обе игры просты по содержанию и поставленной задаче; ее участники должны произвести арифметические действия или назвать требуемое число на основе знания последовательности и отношении между числами. Занимательность, интерес обеспечивают игровые действия (бросание мяча), игровая постановка цели, правила, приемы стимулирования умственной активности.
Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий: "Найди недостающую фигуру", "Чем отличаются?", "Мельница", "Лиса и гуси", "По четыре" и др. Игры - "Выращивание дерева", "Чудо-мешочек", "Вычислительная машина" - предполагают строгую логику действий.
Только одно свойство
(для старших дошкольников)
Материалом для игры являются геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) четырех цветов и двух размеров. Для игры необходимо изготовить специальный набор геометрических фигур. В него входят четыре фигуры (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник) четырех цветов, например красного, синего, желтого и белого, маленького размера. В этот же набор включается такое же количество перечисленных фигур указанных, цветов, но больших по размеру. Таким образом, для игры (на одного участника) необходимо 16 маленьких геометрических фигур четырех видов и четырех цветов и столько же больших.
Цель. Закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать ее.
Ход игры. У двоих играющих детей по полному набору фигур.
Один кладет на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от нее только одним признаком. Так, если первый положил на стол желтый большой треугольник, то второй кладет желтый большой квадрат или синий большой треугольник и т. д. Неправильным считается ход, если второй играющий положит фигуру, не отличающуюся от первой или отличающуюся от нее более чем одним признаком. В этом случае фигуру у игрока забирают. Проигрывает тот, кто первый останется без фигур. (Возможны варианты.)
Игра строится по типу домино. По ходу игры требуется быстрая ориентировка играющих в цвете, форме, размере фигур, отсюда и. воздействие на развитие логики, обоснованности мышления и действий.
К занимательному материалу относятся и различные дидактические игры, занимательные по форме и содержанию упражнения. Они направлены на развитие у детей разного возраста логического мышления, пространственных представлений, дают возможность упражнять ребят в счете, вычислениях.
Числовой ряд
(для детей старшего дошкольного возраста)
Цель. Закрепить знание последовательности чисел в натуральном ряду.
Ход игры. Играют двое детей, сидят за одним столом, раскладывают перед собой лицевой стороной вниз все карточки с цифрами от 1 до 10. При этом каждому из детей дается определенное количество карточек с цифрами (например, до 13).
Некоторые, из цифр встречаются в наборе дважды. Каждый играющий в порядке очередности берет карточку с цифрой, открывает ее и кладет перед собой. Затем первый играющий открывает еще одну карточку. Если обозначенное на ней число меньше числа открытой им ранее карты, ребенок кладет карточку левее первой, если больше - правее. Если же он возьмет повторно карту с числом, уже открытым им, то возвращает ее на место, а право хода передается соседу. Выигрывает тот, кто первым выложил свой ряд.
Можно условно выделить еще 2 большие группы игр и упражнений. К первой относятся все математические задачи, игры на, смекалку.
Назови число
Цель. Упражнять детей в умении производить устные вычисления.
Ход игры. Взрослый или старший ребенок говорит: "Я могу отгадать число, которое ты задумал. Задумай число, прибавь к нему 6, от суммы отними 2, затем еще отними задуманное число, к результату прибавь 1. У тебя получилось число 5".
В этой несложной задаче на смекалку задуманное число может быть любым, но для решения ее нужно уметь устно вычислять.
Решение задач второй группы не требует специальной математической подготовки, необходимы лишь находчивость и сообразительность.
Сколько взять конфет?
(Игра рекомендуется для индивидуальной работы с детьми, успешно овладевшими знаниями программного материала элементарной математики)
Цель. Упражнять детей в соотнесении условия задачи с результатом.
Ход игры. Предлагается условие задачи: "В бумажном кульке лежат конфеты 2 сортов. Наугад берут несколько конфет. Какое наименьшее количество конфет нужно взять, чтобы среди них оказались хотя бы 2 конфеты одного сорта?" (Не менее 3.) Задача решается путем логического размышления.
Так же решается задача о яблоках: "В вазе лежало три яблока. Мама угостила ими трех девочек. Каждая из девочек получила по яблоку, и одно осталось в вазе. Как это получилось?" К ответу решающий задачу приходит вследствие размышления, соотнесения условий с результатом. Одна девочка взяла яблоко вместе с вазой.
Сложи квадрат
Цель. Развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части; формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых.
Для игры нужно приготовить 36 разноцветных квадратов размером 80×80мм. Оттенки цветов должны заметно отличаться друг от друга. Затем квадраты разрезать. Разрезав квадрат, нужно на каждой части написать его номер (на тыльной стороне).
Задания к игре:
1. Разложить кусочки квадратов по цвету
2. По номерам
3. Сложить из кусочков целый квадрат
4. Придумать новые квадратики.
Какой?
Цель. Совершенствовать умение сравнивать 2 предмета по величине (длине, ширине, сравнивать 2 предмета по толщине, используя прилагательные
Материал: ленты разной длины и ширины.
Ход игры. На столе разложены ленты, кубики. Воспитатель просит детей найти ленты одинаковой длины, длиннее - короче, шире - уже. Дети проговаривают, используя прилагательные.
Кто быстрее найдет
Цель. Упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами и в обобщении предметов по форме.
Содержание. Детям предлагают сесть за столы. Одного ребенка просят назвать фигуры стоящие на подставке. Воспитатель говорит: «Сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее найдет». Я буду называть по одному человеку, и говорить какой предмет надо найти. Выигрывает тот, кто первым найдет предмет, поместит его рядом с фигурой такой же формы». Вызывает сразу 4 ребенка. Дети называют выбранный предмет и описывают его форму. Воспитатель задает вопросы: «Как ты догадался, что зеркало круглое? Овальное?» и т. д.
В заключение воспитатель задает вопросы: Что стоит рядом с кругом? (квадратом и пр.). Сколько всего предметов? Какой формы эти предметы? Чем все они похожи? Сколько их?
Кто больше увидит
Цель. Закрепление знаний о геометрических фигурах.
Материал. Фланелеграф, геометрические фигуры.
Содержание. На фланелеграфе в произвольном порядке размещают различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагает, как можно больше назвать геометрических фигур, которые были на фланелеграфе. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур. Продолжая игру, ведущий меняет количество фигур.
Приложение № 2
Примеры задач-шуток, которые можно использовать на занятиях с дошкольниками.
1. « В море плавало 9 пароходов. Два парохода пристали к пристани. Сколько пароходов в море?» (9)
2. В комнате 4 угла. В каждом углу сидела кошка. Напротив каждой кошки- три кошки. Сколько кошек в комнате? (4).
3. Как в решете воды принести? (Льдом).
4. У животного две правые ноги и две левые ноги. Две ноги спереди и две ноги сзади. Сколько ног у животного? (4).
5. 7 мальчиков расчистили по одной дорожке в саду. Сколько дорожек расчистили мальчики? (7 дорожек).
6. По морю плыло 9 акул. Они увидели косяк рыб и нырнули в глубину. Сколько акул плавало в море? (9 акул, только они нырнули).
7. Из под ворот видны 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе? (Во дворе 2 кошки).
8. В физкультурном зале висит канат. Мальчик поднялся по нему на 3 метра и достиг середины. Сколько метров длины канат? (6 метров).
9. Веревку разрезали в 5 местах. Сколько частей получилось? (6 частей).
10. Повар насыпал рис поровну в 2 стакана. Затем из одного стакана он пересыпал рис в кастрюлю. Где риса больше во втором стакане или в кастрюле? (поровну, потому что в стаканах было поровну).
Использование художественного слова.
В качестве занимательных задач используются фрагменты произведений К. Чуковского, А. Барто, С. Маршака, Ю. Тувима и др. Например:
Почему хохотали ежи?
У канавки
Две козявки
Продают ежам булавки.
А ежи-то хохотать!
Все не могут перестать...
К.Н. Чуковский «Ежики смеются»
(Эх, вы, глупые козявки!
Нам не надобны булавки:
Мы булавками сами утыканы).
Шел Кондрат
В Ленинград,
А навстречу - 12 ребят.
У каждого по три лукошка,
В каждом лукошке - кошка,
У каждой кошке - двенадцать котят.
У каждого котенка
В зубах по четыре мышонка. И задумался старый Кондрат:
«Сколько мышат и котят
Ребята несут в Ленинград?»
К.Н. Чуковский
(Глупый, глупый Кондрат!
Он один и шагал в Ленинград.
А ребята с лукошками,
С мышками и кошками
Шли на встречу ему -
в Кострому).
«Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, Капусту, Морковку, Горох,
Петрушку и свеклу...
Ю. Тувим «Овощи»
Вопрос. Все овощи хозяйка разложила по разным тарелкам. Сколько понадобилось тарелок? (Шесть тарелок)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека математических игр для родитетелей(подготовительная группа)
В данной картотеке собраны игры для родителей, в которые можно играть дома. Данные игры не требуют большого количества наглядных пособий....
Картотека математических физкультминуток
Математические физкультминуток...
картотека математических игр
картотека математических игр...
Картотека математических игр
Картотека математических игр (ср.гр.)...
Картотека математических игр
картотека математических игр (мл.гр.)...
картотека математических игр
картотека математических игр для старшей группы...
Картотека математических игр
Картотека математических игр...