Играем и развиваемся
проект по математике (средняя группа) на тему
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igraem_i_razvivaemsya.pptx | 2.67 МБ |
proekt_razvivaemsya_igraya.doc | 355 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кочакова Елена Петровна , воспитатель МБДОУ «Детский сад № 34 «Улыбка» Научный руководитель: Грунина Светлана Олеговна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной и социальной педагогики ФБ ГОУ ВПО МарГУ База экспериментальной работы: МБДОУ « Детский сад №34 « Улыбка» г.Йошкар -Олы»
“ Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива ” – так писала выдающийся советский педагог Н.К.Крупская.
Актуальность В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.
Цель: Формирование внутренней мотивации дошкольников на активное использование в игровой деятельности кубиков Никитина, логических блоков Дьенеша, счетных палочек Кьюизенера как средства развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Объект: Использование кубиков Никитина, блоков Дьенеша, счетных палочек Кьюизенера в игровой деятельности Предмет: Процесс развития логического мышления старших дошкольников посредством кубиков Никитина, блоков Дьенеша, счетных палочек Кьюизенера в игровой деятельности
Гипотеза: Кубики Никитина, логические блоки Дьенеша, счетные палочки Кьюизенера , используемые в игровой деятельности способствуют развитию логического мышления старших дошкольников.
Задачи исследования: 1.Проанализировать психолого- педагогическую и методологическую литературу по проблеме развития логического мышления старших дошкольников и использованию кубиков Никитина, блоков Дьенеша, счетных палочек Кьюизенера в играх. 2. Подобрать и апробировать диагностический материал по выявлению логического мышления у старших дошкольников. 3.Разработать и внедрить программу педагогического эксперимента по повышению уровня логического мышления старших дошкольников посредством кубиков Никитина, блоков Дьенеша, счетных палочек Кьюизенера в игровой деятельности.
Научно-методическое обеспечение проекта: Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ./ Т.М. Бондаренко. – Воронеж: 2009. – 325с. Денисова Д.А. Математика для дошкольников. Старшая группа./ Д.А. Денисова. - М: Мозаика-Синтез, 2007.-234с. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников./З.А.Михайлова. – М.: Детство-Пресс, 1990.- 254с. Минкевич Л.В. Математика в детском саду. –М.: Скрипторий, 2010. Новикова В.П., Тихонова Л.И. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», М., Мозаика- Синтез, 2009 Носова Е.А., Непомнящая Р.П. Логика и математика для дошкольником./ Е.А.Носова, Р.П.Непомнящая. – М: Детство-Пресс, 2007.-342с.
Критерии эффективности Разработано и проведено 2 консультации для педагогов ДОУ и родителей детей старшей группы. Оформлено 2 папки – передвижки для педагогов ДОУ и родителей детей старшей группы. Разработано и проведено родительское собрание для родителей детей старшей группы. Разработано и показано 4 открытых НОД для педагогов ДОУ и родителей детей старшей группы. Организован 1 мастер-класс для педагогов ДОУ. Разработано и проведено 1 анкетирование для родителей детей старшей группы и 1 анкетирование для воспитателей ДОУ. Проведен математический праздник «Волшебное путешествие в страну - Математики». Создана папка передвижка для родителей « Что должен знать и уметь ребенок к 5 годам по математике Оформлено наглядного пособия для родителей «Играем дома: развиваем внимание, память мышление. Показана презентация «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с использованием развивающи
Основные этапы эксперимента и прогнозируемые результаты I этап Подготовительный Цель: Создание условий для проведения эксперимента сентябрь 2014г. Содержание: -анкетирование родителей. -проведение круглого стола. -изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной теме. -подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. -подбор художественного слова: стихи, загадки, создание картотеки. Результаты: -Определение и выявление уровня заинтересованности родителей за развитием у детей логического мышления, как в детском саду, так и дома. -Информирование родителей по вопросу развития у дошкольников логического мышления Систематизация научно-методической литературы, обеспечивающей программу проекта.
2 этап Основной: ОКТЯБРЬ-АПРЕЛЬ Внедрение в практику ДОУ педагогического опыта по закреплению развитию мыслительных умений: классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию, через активную игровую деятельность старших дошкольников Содержание: 1.Разработка и внедрение комплекса педагогических мероприятий по развитию у дошкольников логического мышления старших дошкольников посредством кубиков Никитина, блоков Дьенеша, счетных палочек Кьюизенера в игровой деятельности . 2.Проведение консультаций для родителей и педагогов. 3 Улучшение оснащенности предметно-развивающей среды для организации познавательно – речевой и художественно –эстетической деятельности старших дошкольников 4.Проведение бесед с детьми. 5.Оформление математического уголка. 6. Организация кружка «Занимательная математика» 7. Оформление папки передвижки для родителей « Что должен знать и уметь ребенок к 5 годам по математике» 8. Оформление наглядного пособия для родителей «Играем дома: развиваем внимание, память мышление Результаты: 1.Повышение интереса к проблеме у педагогов и родителей. 2.Материальное оснащение эксперимента. 3.Разработка конспектов интегрированных форм работы со старшими дошкольниками. 4.Разработка комплекса методических рекомендаций для педагогов ДОУ и консультаций для родителей. 5.Положительная динамика по проблеме развития логического мышления старших дошкольников посредством кубиков Никитина, блоков Дьенеша, счетных палочек Кьюизенера в игровой деятельности
3 этап Заключительный Май 2015г. 1.Обобщить результаты деятельности по теме проекта. 2.Выявить динамику овладения педагогами методами научно-исследовательской деятельности, планирования и прогнозирования Результаты: 1.Подведение итогов. 2.Систематизация накопленного материала 3.Обмен опытом работы. 4.Распространение опыта КМО воспитателей в рамках августовской педагогической конференции презентация «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с использованием развивающих игр.
Прогнозируемые результаты проекта: - увеличить динамику высокого уровня развития логического мышления старших дошкольников посредством кубиков Никитина, блоков Дьенеша, счетных палочек Кьюизенера в игровой деятельности; способствовать повышению внутренней мотивации дошкольников на активное использование в игровой деятельности кубиков Никитина, блоков Дьенеша, счетных палочек Кьюизенера, как средства развития логического мышления; умение воспитанников анализировать собственные действия; повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию логического мышления старших дошкольников посредством кубиков Никитина, блоков Дьенеша, счетных палочек Кьюизенера; повышение компетентности родителей к вопросу развития у детей логического мышления ;
МБДОУ «Д\С №34 общеразвивающего вида «Улыбка» г.Йошкар-Ола
Предварительный просмотр:
1 Название проекта | «Развиваемся играя» «Использование развивающих игр в обучении дошкольников математике». |
2 Авторы ФИО Должность | Кочакова Елена Петровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 34 «Улыбка». |
3 Актуальность социального проекта | В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть. «Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива» – так писала выдающийся советский педагог Н.К.Крупская. Она так же указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. В период реформирования и совершенствования системы образования предъявляются новые ФГОС к воспитанию и обучению подрастающего поколения. В приказе о внедрении ФГОС сказано, что одним из направлений развития и образования детей является познавательное развитие, которое предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях). Что открывает возможности для формирования логического мышления старших дошкольников. Интеллектуальная игра является деятельностью, где идет активный и осмысленный поиск, в которую ребенок охотно и добровольно включается в новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации, в его собственных играх является важным показателем развития интеллектуальных способностей ребенка. Эти игры учат действовать, «в уме», мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их умственные способности. |
4 Целевая аудитория проекта | Дети старшего дошкольного возраста. |
5 Цель | Формирование внутренней мотивации дошкольников на активное использование в игровой деятельности кубиков Никитина, логических блоков Дьенеша, счетных палочек Кьюизенера как средства развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. |
6 Объект | Использование кубиков Никитина, блоков Дьенеша, счетных палочек Кьюизенера в игровой деятельности. |
7 Предмет | Процесс развития логического мышления старших дошкольников посредством кубиков Никитина, блоков Дьенеша, счетных палочек Кьюизенера в игровой деятельности. |
8 Гипотеза | Кубики Никитина, логические блоки Дьенеша, счетные палочки Кьюизенера , используемые в игровой деятельности способствуют развитию логического мышления старших дошкольников. |
9 Задачи | 1.Проанализировать психолого- педагогическую и методологическую литературу по проблеме развития логического мышления старших дошкольников и использованию кубиков Никитина, блоков Дьенеша, счетных палочек Кьюизенера в играх. 2. Подобрать и апробировать диагностический материал по выявлению логического мышления у старших дошкольников. 3.Разработать и внедрить программу педагогического эксперимента по повышению уровня логического мышления старших дошкольников посредством кубиков Никитина, блоков Дьенеша, счетных палочек Кьюизенера в игровой деятельности. |
10 Методы | 1. Анализ источников использованной литературы. 2. Методы диагностики: беседа, анкетирование, опрос. 3. Использование количественной и качественной обработки полученных данных. |
11 Сроки реализации | С сентября 2014 года по май 2015 года |
12 Механизмы реализации: |
|
13 Этапы проекта
Подготовительный этап | ||
Сроки, задачи | Содержание работы | Результаты |
СЕНТЯБРЬ 2014г. 1.Анализ состояния воспитательно-образовательной работы по вопросу развития логического мышления у дошкольников 2.Анализ уровня освоения детьми образовательной области «Познавательное развитие». 3.Анализ работы с родителями по заинтересованности родителей в развитии логического мышления детей по средствам кубиков Никитина, блоков Дьенеша, счетных палочек Кьюизенера в игровой деятельности , как в детском саду, так и дома. | 1.Анкетирование родителей. 2.Проведение круглого стола. 3.Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной теме. 4.Подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. 5.Подбор художественного слова: стихи, загадки . 6.Создание картотеки. | 1.Определение и выявление уровня заинтересованности родителей за развитием у детей логического мышления, как в детском саду, так и дома. 2.Информирование родителей по вопросу развития у дошкольников логического мышления 3.Систематизация научно-методической литературы, обеспечивающей программу проекта. |
Основной этап | ||
Сроки, задачи | Содержание работы | Результаты |
ОКТЯБРЬ-АПРЕЛЬ Внедрение в практику ДОУ педагогического опыта по закреплению развитию мыслительных умений: классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию, через активную игровую деятельность старших дошкольников | 1. Разработка и внедрение комплекса педагогических мероприятий по развитию у дошкольников логического мышления старших дошкольников посредством кубиков Никитина, блоков Дьенеша, счетных палочек Кьюизенера в игровой деятельности . 2.Проведение консультаций для родителей и педагогов. 3 Улучшение оснащенности предметно-развивающей среды для организации познавательно – речевой и художественно –эстетической деятельности старших дошкольников 4.Проведение бесед с детьми. 5.Оформление математического уголка. 6. Организация кружка «Занимательная математика» 7. Оформление папки передвижки для родителей « Что должен знать и уметь ребенок к 5 годам по математике» 8. Оформление наглядного пособия для родителей «Играем дома: развиваем внимание, память мышление | 1. Повышение интереса к проблеме у педагогов и родителей. 2.Материальное оснащение эксперимента. 3.Разработка конспектов интегрированных форм работы со старшими дошкольниками. 4.Разработка комплекса методических рекомендаций для педагогов ДОУ и консультаций для родителей. 5.Положительная динамика по проблеме развития логического мышления старших дошкольников посредством кубиков Никитина, блоков Дьенеша, счетных палочек Кьюизенера в игровой деятельности |
Заключительный этап | ||
Сроки, задачи | Содержание работы | Результаты |
Май 2015г. 1.Обобщить результаты деятельности по теме проекта. 2.Выявить динамику овладения педагогами методами научно-исследовательской деятельности, планирования и прогнозирования | 1.Анкетирование педагогов и родителей. 2.Создание фото- и видеоматериалов по результатам проекта. 3.Обобщение, систематизация, анализ опыта по проблеме. 4.Проведение математического праздника НОД « Волшебное путешествие.». . | 1.Подведение итогов. 2.Систематизация накопленного материала 3.Обмен опытом работы. 4.Распространение опыта КМО воспитателей в рамках августовской педагогической конференции презентация «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с использованием развивающих игр. |
14 Критерии эффективности |
к 5 годам по математике
внимание, память мышление.
|
15 Предполагаемые результаты |
|
16 диагностический инструментарий (перечисление методик и их результаты, ссылки на приложение) | Методика О.М. Дьяченко “Дорисовывание фигур”, Тест «Классификация», Тест Когана, Методика «Графический диктант» Д. Б.Эльконина |
17 Методическое обеспечение (со ссылками на приложение) |
|
ИТОГИ ПРОЕКТА
В заключение можно сделать следующие вывод: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Проект позволил детям расширить математические знания о количестве и счете, форме, величине предметов, ориентиру в пространстве, времени. Дети стали использовать эти знания в самостоятельной деятельности.
Участие в проекте родителей повысило значимость проводимой работы, показало актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка.
Развивающие игры с кубиками Никитина, логическими блоками Дьенеша, счетными палочками Кьюизенера способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.
Дети получили ответы на интересующие вопросы и сделали выводы, что математика очень интересная наука и используя математические понятия в исследованиях, создавая много нового и интересного, можно играть в разные игры.
Используя различные развивающие игры в работе с детьми, я убедилась в том, что, играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Применение развивающих игр с кубиками Никитина, логическими блоками Дьенеша, счетными палочками Кьюизенера повышает эффективность педагогического процесса.
В начале и конце учебного года проводится мониторинг.
Оценка уровня развития проводится по 3 бальной системе:
1 балл – низкий уровень развития
2 балла – средний уровень развития
3 балла – высокий уровень развития
В начале учебного года была проведена первичная диагностика математического развития, где был определен уровень сформированности математических представлений каждого ребенка. Для диагностики интеллекта и креативности использовалась методика О.М. Дьяченко “Дорисовывание фигур”,тест «Классификация», тест Когана, методика «Графический диктант» Д. Б.Эльконина Работа будет проводилась с детьми старшего дошкольного возраста в период с сентября 2015 года по май 2016 года.
Из 25 обследованных детей
высокий уровень имеют – 7 чел. 28%
средний уровень –18 чел. 72%
низкий уровень – 0 чел. 0%, что составляет 2,2 балла (73%)
Диагностика уровня математического развития каждого ребёнка и анкетирование родителей на начальном этапе проектировочной деятельности позволили мне выявить следующую проблему: недостаточный уровень развития у ребёнка-дошкольника интеллектуальных способностей и креативного мышления, активности и самостоятельности в поисках способов действия, путём решения мыслительных задач; отсутствие теоретических и практических знаний у родителей о развивающих возможностях инновационных игровых технологий для познания детьми логики и математики в дошкольном возрасте
Чтобы повысить уровень математического развития, активность детей, развить у них интерес к математике, я решила использовать занимательный материал кубики Никитина, блоки Дьенеша, счетные палочеки Кьюизенера в игровой деятельности, а также: загадки, стихи, дидактические игры, занимательные вопросы, задачи-шутки, математические сказки, пословицы и поговорки, пальчиковую гимнастику, лабиринты, логические концовки и др.
На конец года результаты стабильно улучшались, так как работа была выстроена в системе. Ведь всем известна педагогическая истина: развивающий эффект будет выше, если материал использовать системно. Диагностика математического развития на конец учебного года показала:
из 25 обследованных детей
высокий уровень имеют – 13 чел. 52%
средний уровень –12 чел. 48%
низкий уровень – 0 чел. 0%, что составляет 2,5 балла (83%).
Динамика составляет 10%.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 34 «Улыбка» г. Йошкар-Олы»
«Логико-математические игры
на занятиях по ФЭМП и в свободное время»
/КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ/
Разработала и провела:
Кочакова Е.П.
воспитатель первой
квалификационной категории Проведено: 07.12.2015г.
Йошкар-Ола
2015
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
Используются логико-математические игры и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.
Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его.
Из всего многообразия математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры.
Основное назначение игр - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений, и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Логико-математические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одной из средств реализации программных задач. Место этим играм в структуре занятия по ФЭМП определяется возрастом детей, целью, значением, содержанием занятия, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.
В младшей группе, особенно в начале года все занятие должно быть проведено в форме игры. Логико – математические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.
В средней группе на занятия по ФЭМП после ряда упражнений на закрепление названий, основных свойств (наличие сторон, углов) геометрических фигур может быть использована игра «Найди и назови».
В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться, неожиданностью преподнесения ее от имени, какого либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашки, Незнайки).
Дидактические игровые упражнения. интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение логико-математических игр, задач и упражнений в умственном и всестороннем развитии детей.
В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, логическое мышление, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.
В детском саду в утреннее и вечернее время можно проводить игры математического содержания (словесные и с использованием пособий, настольно – печатные, такие, как
«Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Лото»,
«Найди пару», игры в шашки и шахматы.
При правильной организации и руководстве со стороны воспитателей эти игры помогают развитию у детей познавательных способностей, формированию интереса к действиям с числами, и геометрическими фигурами, величинами, решению задач. Таким образом, математические представления детей совершенствуются. Но этого недостаточно для выявления и развития многообразных интересов и склонностей дошкольников.
Дидактические игры организуются и направляются воспитателем. Дети редко играют в них по собственному желанию. В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребенка, при которых он проявлял бы самостоятельность при выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.
Уголок занимательной математики – это специально отведенное, математически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место. Организовать его можно, используя обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.
Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципа доступности игр детям в данный момент и помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоения которых детьми возможны на разных уровнях. Из многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Необходимо иметь наборы обычных счетных палочек, чтобы составлять из них наглядные задачи – головоломки. Кроме этого потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. На обратной стороне таблицы указывается, какое преобразование надо проделать и какая фигура должна получиться в результате.
Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, треугольника, круга, овала. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат составить увиденное на образце или задуманное, и они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.
Из многообразия логико-математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки, задачи – шутки. В загадках математического содержания анализируется предмет с временной точки зрения, с количественной или пространственной, подмечены простейшие математические отношения: два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы). Четыре братца под одной крышей живут (стол).
Назначение загадок и задач – шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработки умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Они могут быть использованы воспитателем в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими либо явлениями, то есть в том случае, когда создается необходимая ситуация.
С целью развития мышления детей используют различные виды логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск закономерностей, чисел, задачи типа матричных, на поиск недостающей в ряду фигуры (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры) и др., например: Какая из фигур здесь лишняя и почему? Какое число надо поставить в пустую клетку? Игра – «Четвертый лишний». Назначение логических задач и упражнений состоит в активации умственной деятельности ребят, в оживлении процесса обучения.
Игры на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться об ответе, проявляя при этом творчество.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 34 «Улыбка» г. Йошкар-Олы»
«Развитие логического мышления через блоки Дьенеша и палочки Кюизенера»
/КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ/
Разработала и провела:
Кочакова Е.П.
воспитатель первой
квалификационной категории Проведено: 22.01.2015г.
Йошкар-Ола
2016
Одна из важнейших задач воспитания ребенка — развитие его умственных способностей, формирование таких мыслительных умений, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки развития мышления дошкольников к школьному обучению.
Я познакомлю с уникальными по своим возможностям дидактическими материалами — логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера, а также с системой по развитию у дошкольников логико-математических представлений и умений, основанной на использовании игр и упражнений с этими материалами.
Педагогам логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера знакомы, но в практической работе с детьми используются еще недостаточно. Причины этого — в недооценке развивающих возможностей этих дидактических материалов, а также в отсутствии соответствующей методической литературы.
В педагогической практике современного детского сада логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма занимают все большее место.
Определены задачи использования логических блоков и палочек в работе с детьми:
- Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операций над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
- Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
- Ознакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
- Развивать пространственные представления.
- Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
- Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть
- основами математики и информатики.
УПРАЖНЕНИЯ С ПАЛОЧКАМИ
Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Занятия с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.
В играх с палочками, которые могут носить соревновательный характер, ребенку следует предоставлять возможность проявления самостоятельности в поиске решения или ответа на поставленный вопрос, учить выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практические и мысленные пробы. Помощь ребенку лучше оказывать в косвенной форме, предлагая подумать еще раз, но по-другому, попробовать выполнить задание, одобряя правильные действия и суждения детей.
Подбор упражнений нужно осуществлять с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач. При отборе упражнений учитывается взаимосвязь и сочетаемость их с общей системой упражнений, проводимых с помощью других дидактических средств.
Игровые элементы в упражнения вводятся в форме игровой мотивации:
- палочки Кюизенера используются как игровой материал. Детей привлекают качественные характеристики материала - цвет, размер, форма. Можно предложить следующие игры: "Заборчик "- закрепить два отношения эквивалентности: нужно " быть одинакового цвета" и "быть одной и той же длины". " Зоопарк" - соответствие по размеру.
"Жмурки", "Построим мост" - отношение эквивалентности: длины и цвета.
- Работа с палочками, где дети знакомятся с пространственно-количественными характеристиками материала. Дети учатся переводить (декодировать) игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел. На этом этапе можно предложить тему для серии игр: «Разноцветные вагончики»
Цель: соответствие между цветом, длиной и числом.
Первый вариант. Дать понятие детям что цвет-это число. Дети строят поезд из розовой, голубой, красной и желтой палочки. Нужно вывезти детей в лес на прогулку. Но нужно знать, сколько мест в поезде. Белая палочка это одно место. Дети определяют, сколько мест в каждом вагоне. Сколько билетов продано в вагон того или иного цвета? Сколько пассажиров поедет в каждом вагоне? В ходе игры дети определяют, что в розовых вагончиках всегда только два места, в голубых - три, в красном - четыре и т.д. У каждого цвета есть своё число.
Второй вариант - число это цвет. Детям предлагается построить вагончик из двух белых палочек. Дети отгадывают, какой одной палочкой можно заменить две белые. При необходимости можно использовать и практический приём приложения. Затем дети строят одноместные, двухместные и т.д. вагончики. В игре дети убеждаются, что каждое число имеет цвет.
Третий вариант - цвет и число (значение чисел и их цветовых обозначений).
Строятся разноцветные вагончики. Воспитатель меняет палочки, а дети называют соответствующие им числа. Затем воспитатель называет число, а дети называют цвет палочки и называют её
Четвёртый вариант - цифра и цвет. "Цифры ходили гулять, а когда вернулись, забыли, где чей домик. Помоги цифрам найти домик". Дети пристраивают цифровые карточки к соответствующим цветным палочкам (до 5).
Пятый вариант - длина и число. Число можно обозначить не только цветом, но и длиной. Чем длиннее палочка, тем больше чисел. Чтобы убедиться в этом дети строят 5-8 вагончиков в порядке возрастания чисел. При этом внимание детей привлекает возрастание длин вагончиков, чем больше число, тем длиннее палочка, и наоборот. Большой интерес у детей вызывает прочитывание» вагончиков цветом, длинной и числом.
Сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений.
Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально-коррекционной работе с детьми, испытывающими трудности в усвоении учебного материала. А также палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий. Этим и определяется универсальность дидактического материала.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 34 «Улыбка» г. Йошкар-Олы»
«Кубики Никитина — играем вместе с детьми»
/КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ/
Разработала и провела:
Кочакова Е.П.
воспитатель первой
квалификационной категории Проведено: 12.11.2015г.
Йошкар-Ола
2015
Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми?
Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но не опаздывайте и, помогая, думайте сами.
Это консультация об играх, но играх необычных и о том, как с ними играть. Их нельзя купить в магазине, а надо сделать самим. Их нельзя просто дать ребенку и сказать «Играй! - игра может не пойти. Их нельзя показывать ребенку все сразу, а только по одной, и следующую, может быть не раньше, чем через неделю или через месяц, а некоторые через год. Их можно называть спортивным комплексом, но… для ума, для развития способности ребенка.
Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков кирпичиков. Задачи распложены примерно в порядке возрастания сложностей: от простого к сложному.
От доступных, до непосильных среднему возрасту. Нельзя по - этому объяснить ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, не жестом, не взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он возможно ещё не дорос, не созрел надо подождать день, неделю, месяц. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми задачами, а позволяет детям и родителями составлять, придумывать новые варианты и даже заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.
С какой игры начать? Лучше начать с заведомо более легких, которые явно под силу. И первый раз даже закончить, нисходя до трудных и непосильных заданий. И, конечно учитывая характер и темперамент ребенка. И всё-таки, лучше начать с игры «сложи узор».
Игра «Сложи узор» состоит из набора в 16 кубиков, грани которых раскрашены в разные цвета определенным образом. Игра направлена на формирование элементарных математических навыков. Б.П. Никитин рекомендует начинать играть в нее с полутора лет.
Для начала просто рассмотрите кубики вместе с ребенком. Обратите внимание малыша на то, в какие цвета они раскрашены.
Вот и первые игры с кубиками для совсем маленьких: учим и закрепляем цвета; считаем кубики — учим понятие «количество», формируем начальные навыки счета. Затем можно показать, как из кубиков строить дорожки: одноцветные, двухцветные. Подождите, пока ребенок захочет присоединиться к вам, и продолжайте играть вместе с ним. Сначала строим одноцветные дорожки: «Посмотри, у меня получилась желтая дорожка, по ней весело прыгает белочка (используйте любимые игрушки малыша). А теперь, может, ты попробуешь построить зеленую дорожку для зайчика?» (При этом повторяем и закрепляем цвета.)
Когда ребенок сможет уверенно справляться с этой задачей, предложите ему составлять разноцветные дорожки. Тут открывается большой простор для изучения понятий закономерности и последовательности: «Посмотри, какую дорожку я построила. Что ты замечаешь? — Да, один кубик желтый, другой синий, желтый, синий, желтый, какой будет следующий кубик? Продолжи дорожку. А теперь придумай сам разноцветную дорожку для своего зайчика».
Таким же образом можно научить складывать квадраты из четырех кубиков: одноцветные и разноцветные. Теперь можно обратить внимание на связь вчерашней игры с сегодняшней и сегодняшней с завтрашней. От этого в немалой степени зависит и интерес к игре, и успех в продвижении “вверх по лесенке” заданий. Допустим, что малыш первый раз сложил 8 узоров – 4 “дорожки” и 4 “квадрата” Давать ли на следующий день эти же самые 8 узоров? Или переходить к новым? Практика показала, что лучше всего воспользоваться здесь методом “ледокола”, т. е. каждую следующую игру начинать, отступив немного назад. На второй день можно дать несколько прежних узоров: 2–3 “дорожки”, 1 “квадрат”, а затем уже новые узоры – сколько малышу захочется. Так, каждый раз “для разгона” надо сложить несколько прежних, уже покорившихся узоров, и только потом давать новые.
После освоения этих этапов можно приступать непосредственно к составлению узоров из кубиков. Сначала будут узоры и порядок действия «как у мамы», затем переходим к составлению узоров, предложенных в книге Б.Никитина. Выполнять узоры необходимо строго в порядке возрастания сложности, так например, справившись с выполнением построения серии узоров А, малыш может переключиться на выполнение серии узоров Б, далее В, а после этого перейти к серии узоров Г, Д. Позже будет самое интересное: самостоятельное придумывание узоров. Новый узор сложить нетрудно. Но важно, чтобы это был красивый, симметричный, напоминающий своим видом какой-либо предмет. Только такие узоры можно считать достойными внимания. Малыши гордятся, когда им удается сложить именно такой. А чтобы не забыть новый узор, надо его немедленно зарисовать в тетрадку, иначе рассыпал кубики – и узора больше нет. Из придуманных ребенком узоров можно сделать целую серию, и назвать ее именем малыша. Ничего, если в ней только 5 или 10 узоров, их тоже можно нарисовать на отдельных бумажных квадратах или прямоугольниках, а можно наклеить, вырезав узор из цветной бумаги. Такую серию узоров в пакете, украшенном собственным орнаментом, малыш может, например, подарить маме в день ее или своего рождения.
Играя, малыш научится понимать схемы, распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках, создавать новые комбинации из имеющихся элементов.
Желаем вам и вашему малышу удачи и творческих успехов!!!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 34 «Улыбка» г. Йошкар-Олы»
«Развитие логического мышления детей посредством
дидактических игр и упражнений»
/ Родительское собрание /
Разработала и провела:
Кочакова Е.П.
воспитатель первой
квалификационной категории Проведено: 08.10.2015г.
Йошкар-Ола
2015
Время проведения: октябрь
Форма проведения: беседа с элементами практикума.
Цель: формирование представлений родителей о разнообразии логических игр; рекомендации по использованию игр в домашних условиях.
План проведения
I часть собрания «Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений»
Открытие собрания (игры «Логический поезд» «Сложи квадрат», «Четвертый лишний»)
Педагогический всеобуч.
Путешествие по выставке игр и игрушек (представление родителями опыта семейного воспитания).
Практикум «Обучение родителей правилам организации игр, конверт «дружеских вопросов».
II часть собрания «Организационная»
Благодарность за участие в мероприятиях.
Посещение детского сада.
Ознакомить родителей с планом на учебный год.
III часть собрания «Подведение итогов собрания. Принятие решения»
Подготовительный этап
Приготовить для родителей приглашения с указанием темы собрания.
Подобрать книги и игры по теме собрания.
Написать к собранию девиз, оформить красочный конверт «дружеских вопросов».
Оформить памятку для родителей с советами по проведению игр.
Организационный этап
На столе размещен красочно оформленный «конверт дружеских вопросов».
Оформлена выставка книг, игр и игрушек.
Подготовлен реквизит для игр.
Ход собрания
I часть собрания «Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений»
Вступительное слово. Сегодняшнюю нашу встречу, мы хотим начать с того, что предлагаем Вам поиграть.
«Логический поезд» «Сложи квадрат».
Как вы думаете, что может объединять все эти игры? На развитие чего они в первую очередь направлены?
Все эти игры направлены в первую очередь на развитие логического мышления.
Почему одни дети схватывают знания буквально на лету, а другим приходится повторять одно и то же много раз? От чего зависит логическое мышление и уровень интеллекта ребенка? Он зависит от быстроты мышления, способности рассуждать логически, решать задачи в разных областях, изучать и анализировать новый материал. Как правило, такие задатки определяются генетически. Ученые полагают, что на долю наследственности отводится в среднем 70% способностей ребенка. Но это не значит, что их нельзя развивать. Ведь остальные 30% остаются в нашем распоряжении! Так как же можно развить логическое мышление ребенку и для чего это надо.
Тема нашего собрания «Развитие логического мышления»
Логическое мышление - это залог успеха в жизни. В учебе, на работе и повседневной жизни мы используем очень часто логику. Ее развитие помогает нам и в творческих занятиях. Ведь именно логические мысли помогают нам выстраивать четкую картину происходящего, понимать и адекватно оценивать вещи и явления. Все научные открытия были сделаны благодаря логическому и творческому мышлению их создателей.
Следует сказать, что логика - это рассуждение. В частности, логическое мышление - способность рассуждать. А как развить логическое, мышление, что для этого нужно? Для дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Именно игры способны увлечь ребенка и добиться желаемого эффекта. Занятия на развитие логики принесут свои неоценимые плоды в школе. Ребенок будет намного быстрее схватывать материал, вследствие чего учеба окажется приятным и захватывающим процессом.
Дошкольное детство - это период развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.
Обучение развитию логического мышления имеет большое значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. А через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.
Ежедневно занимаясь с ребенком и развивая ему логику, вы заложите прочный фундамент его школьных успехов. Главное, о чем необходимо помнить: ни в коем случае не стоит перегружать его знаниями, учите - играя! Лишь в этом случае ваши усилия принесут ощутимый результат.
Мы хотим познакомить с теми играми, которые мы используем в своей работе, и предложить для вашего внимания игры для использования дома.
Игра «Сложи квадрат», с которой вы уже познакомились. Данную игру мы используем как на занятиях по математике, так и в свободное время.
Так же в группе имеются и другие игры. Например, «Алгоритмы» - развивает умение действовать по схеме.
Игра «Кубики Никитина». Данная игра учить мыслить пространственными образами (объемными фигурами, умению их комбинировать. Она является более сложной, чем игры с обычными кубиками).
Игры с домино. Развивают умение выстраивать цепь, развивают понятие очередности, игры по правилам, а также развивают мышление, внимание.
Развивает способность к концентрации внимания, чувство здорового азарта, требует от играющего усиленной деятельности в смысле, изобретательности и сообразительности, способствует развитию аналитических способностей.
«Найди по схеме», «Алгоритмы», «Лабиринты». Помогает ребенку действовать в соответствии с предложенной схемой.
Головоломки «Танграм», она развивает пространственное воображение, конструктивное мышление, сообразительность, смекалку.
«Разложи по - разному.», «Поставь заплатку.», «Сложи узор» так же развивают логическое мышление интеллектуальную деятельность детей.
«Заполни окошко» развивает сообразительность.
Логические задачи - особый раздел по развитию словесно-логического мышления, включающий в себя целый ряд разнообразных упражнений.
Мы в группе используем такие игры, как "Кто летает? ", "Съедобное - несъедобное", "Загадки"- они способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей, учит выделять существенные признаки предметов.
Большое количество игр на логику, внимание, память продается в магазинах и находится в свободном доступе в сети интернет. Они представляют огромную возможность родителям организовать интересный досуг со своим ребенком. О том, как это делается в семье (фамилия), расскажет ....
А теперь мы предлагаем Вам поделиться своим опытом игр с детьми дома (представление родителями опыта семейного воспитания).
Практикум «Обучение родителей правилам организации игр, конверт «дружеских вопросов».
Игра - понятие многогранное. Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие - ловкость и силу, третьи конструктивные навыки. Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода. Но существуют и общие правила.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 34 «Улыбка» г. Йошкар-Олы»
Страна «Математика»
Конспект НОД по математике в старшей группе с использованием развивающих блоков Дьенеша.
Разработала и провела:
Кочакова Е.П.
воспитатель первой
квалификационной категории Проведено: 15.03.2016г.
Йошкар-Ола
2016
Цель: Активизация у детей мыслительных операций (анализ, сравнение, классификация, обобщение). Развитие творческого и логического мышления.
Задачи:
-развивать умение кодировать и декодировать информацию;
-закрепить знания о порядковом счете;
-развивать зрительно-моторную координацию;
-формировать навыки самоконтроля;
-воспитывать умение работать в коллективе.
Ожидаемый результат:
Дети разделяют блоки по свойствам, запоминают и обобщают их. Умеют кодировать информацию, знают структуру и алгоритмы выполнения действий.
Используют более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов.
Материалы и оборудование:
Логические блоки Дьенеша, схемы «Соедини по точкам», «Маршрут», «Билеты», «Магазин» (на каждого ребёнка).
Интеграция образовательных областей:
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-социально – коммуникативное развитие.
Ход НОД:
- Организационный момент.
Воспитатель: Я назвала нашу сегодняшнюю встречу «Математика - царица наук».
Как вы объясняете эту пословицу. Для чего нам математика?
(ответы детей).
Математика есть гимнастика ума. Мы отправимся в путешествие, а поможет нам в этом «Математика».
- Основная часть.
В: На чем же нам отправиться в путь?
Игра «Соедини по точкам». Все точки надо соединить между собой линиями по порядку, который подскажут цифры (приложение 1).
Что же у нас получилось?
Д: Автобус
В: Вот на этом автобусе, мы и отправимся в путешествие.
B: Возникла проблема. У нас нет ключей от автобуса.
1.Игра «Клад». На доске геометрические фигуры, под одним из них ключ. Дети задают вопросы, на которые воспитатель может отвечать только «да» или «нет».
Д: «Ключ под желтым блоком?»
В: «Нет».
«Под красным?»
В: «Нет».
Дети делают вывод, что клад под синим блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму.
2. На доске выложены геометрические фигуры. Под фигурами «Таблица отрицания». Дети называют и обосновывают свой ответ с помощью таблиц отрицания.
Д: Ключ под синим прямоугольником
В: Почему, ты так решил? Опросить несколько детей. Ты согласен? Ты тоже так думаешь?
В: Молодцы, теперь у нас есть ключ от нашего автобуса.
В: Опять мы не можем отправиться в путь, нам не хватает проложенного маршрута.
У каждого на парте есть карточки, с какими – то непонятными, странными значками. Посмотрите на них внимательно, приступаем к расшифровке (приложение 3).
В: (Имя ребёнка) скажи, какой у тебя первый блок. Объяснить свой выбор (опросить несколько детей).
В: Чтоб сесть в автобус надо купить билеты. И занять места согласно приобретённым билетам .
Карточки: геометрические фигуры, разного цвета на них написаны цифры от одного до десяти (приложение 4).
Проверка. Почему ты села на это место? Какая у тебя цифра на билете? (Опросить несколько детей).
В: Ребята мы с вами приехали в «Необычный магазин игрушек». Чтобы рассчитаться, не нужны деньги, а надо расшифровать карточку пропуск и найти соответствующий блок. Купить игрушку с таким же блоком, как «денежка» у ребенка. Получить игрушку (приложение 5).
Кто приобрёл игрушку проходит на своё место.
- Заключительная часть. Рефлексия.
В: Понравилось вам путешествие? А что больше всего запомнилось? (Выслушать ответы детей).
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 34 «Улыбка» г. Йошкар-Олы»
«Волшебное путешествие»
Конспект НОД по математике в средней группе.
Разработала и провела:
Кочакова Е.П.
воспитатель первой
квалификационной категории Проведено: 10.04.2016г.
Йошкар-Ола
2016
Цель: Развивать устойчивое внимание, логическое мышление, активизировать в речи детей слова-прилагательные, обозначающие цвет. Активизация у детей мыслительных операций (анализ, сравнение, классификация, обобщение). Развитие творческого и логического мышления
Задачи:
Закреплять названия геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат.) Совершенствовать умение определять и называть цвет предметов. Упражнять в счёте в пределах 5. Учить выкладывать цепочку фигур по заданной схеме. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Материалы: медальоны с изображением геометрических фигур, блоки Дьенеша, ворота, замок с нарисованными на нем геометрическими фигурами, схема дорожки, набор из 9 фигур, грибочки (5 штук с квадратными шляпками и 5 с круглыми), 2 корзинки с наклеенными кругом и квадратом, напольный и настольный строительные наборы.
Раздаточный материал: набор счетных палочек, силуэты человечков с туловищем в виде геометрических фигур.
Ход занятия
В группе построен поезд из стульчиков.
Воспитатель предлагает детям занять места в импровизированном поезде.
-Ребята, мы с вами отправляемся в путешествие. Закройте глазки. Представьте, что наш поезд мчится через дремучие леса, сквозь высокие горы, мимо большого озера…
(пока у детей закрыты глаза воспитатель быстро надевает детям медальоны с изображением геометрических фигур, а сама накидывает на плечи накидку с изображением математических символов). Происходит превращение мальчиков и девочек в геометрические фигуры.
-Наш поезд сбавляет ход и прибывает в волшебную страну «Математика».
-Откройте, глаза! Ребята, в этой необычной стране вы не просто дети, а геометрические фигуры. А я – королева Арифметика.
- Рассмотрите свои медальоны.
Дети рассматривают свои медальоны, называют форму и цвет.
-А теперь постройтесь парами. Мы отправимся на прогулку по волшебной стране Математике.
1 Дидактическая игра «Найди пару»
(Глядя на свой медальон, дети ищут себе пару с такой же фигурой.)
-Молодцы, все нашли свою пару.
-Эта дорожка приведет нас на сказочную поляну.
- Ой, ребята, посмотрите! Злой волшебник поломал дорожку, и мы не можем дальше идти.
- Как же нам поступить?
-Нужно построить новую дорожку.
2 Задание «Построй дорожку»
- Ребята, у нас есть подсказка – схема дорожки.
( На доске – схема дорожки, а на полу разбросаны геометрические фигуры)
-Возьмите в руки по одной фигуре.
(Воспитатель берёт фигуру и выкладывает на пол)
-Я кладу красный квадрат.
- Чья фигура будет следующая? Нужно следовать строго по стрелочке.
(Каждый выкладывает по очереди свою фигуру, называя ее форму и цвет.)
- Дорожка построена. Теперь по ней можно отправляться дальше.
- Мы с вами очутились на волшебной поляне. Сколько здесь грибов …
3 Дидактическая игра «Собери грибочки»
(На полу разбросаны грибочки, с геометрическими шляпками)
- Посмотрите, какие необычные грибочки растут на этой полянке. Чем они отличаются?
-Цветом и формой шляпок.
- Назовите цвет шляпок грибочков.
- Нужно собрать грибы. Какие грибочки мы соберём в эту корзинку? А в эту? (Дети делятся на 2 группы и собирают грибы)
- Теперь посчитайте, сколько грибочков в корзинках?
(Считают хором)
- Где больше?
-Поровну.
Дети вместе с воспитателем подходят к сказочным воротам.
4 Задание «Открой замок»
-На двери замок. Волшебный. Заколдованный. (Замок с нарисованными треугольниками разного размера и цвета, а в центре круг)
Чтобы замок открыть, его нужно расколдовать, разгадать какую-то тайну.
-Давайте подумаем, как его открыть?
(предложения детей.)
- Посмотрите внимательно на замочек. Что на нем нарисовано?
-Фигуры.
-Чем различаются эти фигуры?
-Цветом и размером.
- Какая фигура лишняя?
-Круг. Треугольников много, а круг один.
-Правильно! Вот дверь и открылась!
Дети входят в ворота и видят, разбросанные по полу, объемные фигуры
разного размера (строительные наборы напольный и настольный)
5Дидактическая игра « фигуры перепутались»
-Ребята, кажется, здесь пошалил ветерок-проказник. Поможем навести порядок?
-Да.
-Чем отличаются эти фигуры?
-Большие и маленькие.
-Правильно, фигуры разного размера.
-Большие фигуры нужно сложить в красный обруч, а маленькие в синий.
-Молодцы, дети. Все сделали правильно.
Воспитатель предлагает детям занять места за столами.
(на столе у каждого ребенка набор счетных палочек и силуэт геометрического человечка, сделанного из цветного картона)
6 Задание «Построй домик для геометрических человечков»
- Посмотрите, какие забавные жители живут в городе геометрических фигур.
- Давайте построим для них домики из палочек, которые лежат у вас на столах. Домики бывают разные. Вы можете проявить фантазию и придумать свой, кто какой захочет.
А теперь мы занимаем места в поезде и возвращаемся в группу
Подводится итог занятия. Дети получают угощение. Печенье в виде геометрических фигур.
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов. Данная анкета позволит проанализировать состояние работы педагога в вопросе развития логического мышления через развивающие игры.
- Способствуют ли развивающие игры формированию логического мышления? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Есть ли, на ваш взгляд, у современного общества потребность в людях с развитым логическим мышлением
- Считаете ли Вы актуальной работу по развитию логического мышления посредством развивающих игр в дошкольном возрасте?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Вы лично удовлетворены проведенными мероприятия по развитию логического мышления через развивающие игры
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анализ анкетирования родителей
В анкетировании приняло участие 25 человек, что составило 100% от возможного числа респондентов. Такой процент указывает на то, что родители готовы на взаимодействие и сотрудничество и остаются не равнодушным к жизнедеятельности учреждения. При анализе анкетирования выявлено следующее: в целом родители удовлетворены проведенными мероприятиями по развитию логического мышления через развивающие игры . (96%)
Данное анкетирование показало, что одной из приоритетных задач коллектива ДОУ остается поиск эффективных путей взаимодействия с родителями детей нового поколения, привлечение их к совместному процессу воспитания, образования, оздоровления, развития детей, используя наряду с живым общением (безусловно приоритетным), современные технологии (интернет-ресурсы, участие в разработке и реализации совместных педагогических проектов, участие в управлении ДОУ и др.)
Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет?
Вашему малышу уже исполнилось 5 лет. Это значит, что появилась хорошая возможность своевременно помочь ребенку развить его интеллект. К сожалению, некоторые родители недооценивают возможности именно этого возраста, не видят потребности ребенка в новой информации, расширении его кругозора, считая, что впереди еще достаточно времени, и заниматься с малышом рано. Активно заниматься с ребенком начинают только за год до школы, и в результате происходит упущение времени. Занятия, проходящие в быстром темпе, когда ребенку за короткий период нужно освоить большой объем новой информации, ни к чему хорошему не приводят. У малыша быстро наступает переутомление, что в дальнейшем вызывает негативное отношение к учебе.
С помощью приведенных ниже тестов, вы сможете определить уровень развития своего ребенка, выявить, в каких областях знаний он преуспевает, а какие нуждаются в дополнительном внимании. А главное, вы сможете проверить результат проделанной работы по развитию малыша и подготовить его к следующему этапу получения новых знаний.
Математика
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:
1.Ребенок должен уметь определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.
2. Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник)
3. Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.
4. Ребенок должен уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.
5. Ребенок должен уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше - меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.
6. Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.
7.Ребенок может разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.
8. Ребенок должен различать правую и левую руку.
Логическое мышление
Внимание
- Использование знаний об абстрактных геометрических формах (попросите ребенка назвать окружающие его круглые и квадратные предметы).
- Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
- Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
- Повторять узор или движение.
Мышление
- Понимание простейших причинно-следственных отношений (Почему мама стирает одежду? Зачем мама готовит ужин?).
- Назвать назначение предметов обихода (зачем нужна ложка, чашка, стол, стул, ручка?). Сразу показывайте три предмета или картинки с их изображениями).
- Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
- Складывать пазлы без помощи взрослых.
- Построить из конструктора по образцу любую фигуру.
- Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями (чем отличается лето от осени, троллейбус от автобуса и др.)
- Ребенок должен уметь подбирать противоположные слова: стакан полный - стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный - ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д.
- Ребенок должен уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.
Память
- Запоминать 7-8 картинок.
- Запоминать детские считалочки (например: «Раз, два, три, четыре, пять, Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела и тебе водить велела») и скороговорки (например: «Белые бараны били в барабаны»).
- Запоминать не длинные предложения (например: «Катя и Коля рисуют цветными мелками»; «Гриша играл в песочнице ведерком и лопаточкой»).
- Рассказывать по памяти небольшие рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.
- Ребенок должен уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д.
Мелкая моторика
- Разукрашивать рисунки, не выходя за их контуры.
- Уметь держать в руках карандаш, кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
- Лепить из пластилина мелкие фигурки.
- Завязывать узелки на веревке.
- Ребенок должен уметь нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку.
Памятка для родителей
с советами по проведению игр
Правило первое: игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко.
Правило второе: игра требует чувство меры и осторожности. Детям свойственны азарт и чрезмерное увлечение отдельными играми. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих. Иногда дети придумывают обидные клички, оценки за поражение в игре.
Правило третье: не будьте занудами. Ваше внедрение в мир детской игры - введение туда новых, развивающих и обучающих элементов - должно быть естественным и желанным. Не устраивайте специальных занятий, не дергайте ребят, даже когда у вас появилось свободное время: «Давай-ка займемся шахматами!» не прерываете, не критикуйте, не смахивайте пренебрежительно в сторону тряпочки и бумажки. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела, или оставьте их в покое. Добровольность - основа игры.
Правило четвертое: не ждите от ребенка и замечательных результатов. Может случится так, что вы вообще их не дождетесь! Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение. Самое главное - это те счастливые минуты и часы, что вы проводите со своим ребенком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам - разве не ради этого придумываем мы игры и затеи.
Правило пятое: поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети большие фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра - дело серьезное и нельзя превращать ее в уступку ребенку, в милость по принципу «чем бы дитя ни тешилось».
«Конверт дружеских вопросов». Родителям предлагается конверт, в котором находятся карточки с вопросами. По желанию родители берут карточку из конверта, читают вопрос и отвечают на него.
Вопросы на карточках:
Можно ли играть с детьми в карты?
Что делать, если ребенок просит вас поиграть, а вы смотрите телевизор»
Как быть, если любая неудача в игре вызывает у ребенка угнетенное состояние или слезы?
Заключение. И в заключение хочется вспомнить предупреждение мудрого В.Даля о том, что игра не доведет до добра, если ее пустить на самотек. Давайте помнить, что игрушка для детей - не просто забава, времяпровождение, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный, сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающие игры из подручных материалов - играем и развиваемся дома.
Развивающие игры из подручных материалов - играем и развиваем ребёнка дома Помочь развитию малыша могут не только красивые пособия из дорогого магазина, но и самые обычные, примитивные на первый ...
Памятка для родителей "В игры играем – внимание развиваем".
Памятка для родителей В игры играем – внимание развиваем....
Буклет для родителей "В игры - играем детей развиваем"
Буклет для родителей о том, как интересно занять ребёнка дома...
В игры играем - речь развиваем
Информация для родителей...
"Играем и развиваемся" (Дидактическая игра как средство развития цветовосприятия у детей раннего возраста)
Моя тема по самообразованию "Дидактическая игра как средство цветовосприятия у детей раннего возраста". Результаты этой работы показывают, что систематическая, последовательная работа с детьми по сенс...
Памятка для родителей " В игры играем - ребёнка развиваем!"
"Мы играем вместе с мамой, мы играем вместе с папой!"...
Консультация для родителей "С мячом играем - речь развиваем. Игры с мячом в логопедической работе"
В материале консультации для родителей рассказывается об истории игр с мячом и роли мяча в логопедической работе с дошкольниками, описываются виды игр с мячом и предлагаются конкретные игры с использо...