РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С КОНСТРУКТОРОМ ЛЕГО
картотека по математике (старшая группа) на тему
Развитие навыков счета
1.Научите ребенка называть числа до десяти. Покажите ему одну, две, три детали и так далее. Попросите ребенка показать, где одна фигура, где пять и т.д. Пусть попробует разместить на панели заданное вами количество деталей. Но лучше не “просто так”, а в процессе какой-нибудь игры.
Придумывайте маленькую сюжетную игру (можете использовать игрушки или мини-фигурки). Рассказывайте и показывайте малышу примерно следующее: человечек нашел сначала две ягодки (можно использовать крошечные круглые детали), а потом еще три и так далее. Можно добавить: “два плюс три, равно (равняется, получится, будет, станет – как хотите) пять. И объединяете кружки вместе. И в конце говорите (сосчитав теперь все вместе), сколько всего ягод собрал человечек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchie_igry_s_konstruktorom_lego.docx | 37.62 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С КОНСТРУКТОРОМ ЛЕГО (4-7 лет)
Развитие навыков счета
1.Научите ребенка называть числа до десяти. Покажите ему одну, две, три детали и так далее. Попросите ребенка показать, где одна фигура, где пять и т.д. Пусть попробует разместить на панели заданное вами количество деталей. Но лучше не “просто так”, а в процессе какой-нибудь игры.
Придумывайте маленькую сюжетную игру (можете использовать игрушки или мини-фигурки). Рассказывайте и показывайте малышу примерно следующее: человечек нашел сначала две ягодки (можно использовать крошечные круглые детали), а потом еще три и так далее. Можно добавить: “два плюс три, равно (равняется, получится, будет, станет – как хотите) пять. И объединяете кружки вместе. И в конце говорите (сосчитав теперь все вместе), сколько всего ягод собрал человечек.
2.Стройте лесенки: 1, 2, 3 и так далее до 10 кирпичиков. Сравнивайте ступеньки, шагайте человечками по ступенькам, кто выше, кто ниже.
3.Выставьте в ряд несколько фигур. Под ними в ряд несколько фигур (их может быть больше, меньше или столько же). Научите ребенка сравнивать, где больше, а где меньше. Пусть попробует сделать так, чтобы их было поровну или одних фигур больше (или меньше), чем других. Используйте это во время игр, пусть это будут дорожки для разных человечков.
В игре выполняйте простейшие примеры на сложение и вычитание, показывая их деталями. Давайте задания типа:
к одной детальке добавь еще две – сколько получилось;
от четырех кирпичиков отнимем два – сколько получилось;
сколько кубиков нужно добавить к трем, чтоб стало пять;
столько кирпичиков надо убрать от шести, чтобы осталась один и т.д.
4.Записывайте примеры на сложение, используя бумажки, на которых будут написаны знаки “+” и “=”. Два кирпичика, потом знак “+” , потом еще три кирпичика, знак “=” и вместе пять кирпичиков.
5.Стройте башенки из десяти кирпичиков, каждый раз изменяя состав: 1+9, 2+8 и так далее.
Точно так же пройдите другие числа в пределах десятка. Можно играть, что это пироги. Пирог из десяти частей, в котором 2 части с вишней (красные кирпичики) и 8 частей с лимоном (жёлтые).
6. Познакомьтесь с десятками и единицами.
Составляем десятки из деталек. Целый десяток – это десять кирпичиков вместе.
Такой десяток можно взять в руку!
7.Выкладывайте числа, которые будут составлять 4 целый десятка, например, и еще пять кирпичиков. Или три десятка и семь отдельно кирпичиков. Скажите, что каждый кирпичик – это единица.
Далее пробуйте задавать вопросы, типа: составь число, в котором два десятка и три единицы и так далее.
Пересчитайте, сколько это – два десятка и три единицы. Научитесь класть десятки слева, единицы справа. Можно научиться записывать числа, прочитывать.
А теперь десять десятков! Целых сто деталей!
Сто – любимое детьми число. Постепенно из “загадочного” (у меня сто штук машин, а мой папа сто раз так умеет и так далее) превращается в реальное.
Сравнивайте “похожие” числа: 23 и 32, 45 и 54 и так далее.
Просите к исходному числу добавить десяток или добавить три десятка, то же – только единицы. Потом аналогично убавляйте десятки и единицы.
Играем в магазин
Пусть детали будут монетками. Каждая деталь стоит столько, сколько “пимпочек” на ней.
Товаром будут любые игрушки, но не “Лего”. А деньгами придумайте интересное название. Например, “легушки”.
Научите ребёнка, как сдавать сдачу. То есть, если игрушка стоит два игрека, то, давая “кубик”, который “стоит” четыре “легушки”, покупателю должны сдать сдачу 2 “легушки”.
Используйте детали одного типа – кирпичики, кубики, “двушки” (детали с двумя “пупырышками”) и “однушки” (с одним).
Строим по картинке
Сделайте небольшую постройку и сфотографируйте её с 2-3 сторон.
Вставьте все фотографии на один слайд в презентацию.
Покажите ребёнку на экране компьютера и попросите построить такую же. Начинайте, конечно, с очень простых, далее усложняйте.
Зеркало
Положите посередине панели палочку – это будет “зеркало”. Расположите на панельке с левой стороны от палочки в ряд (или одну под другой – башенкой, или узором) две-три-пять фигур.
Попросите расставить рядом такие же фигуры в обратном порядке, как в зеркале.
Со временем увеличивайте количество элементов в игре.
Запоминаем
Составьте на столе дорожку или башню из нескольких деталей (начинайте с трех-четырех элементов, когда ребенок освоится с такими заданиями, увеличьте количество). Попросите его посмотреть на дорожку (башню), потом отвернуться. Измените расположение одной фигуры (потом двух-трех). Попросите ребенка восстановить первоначальное расположение фигур.
Составьте дорожку (башню, постройку) из деталей конструктора. Пусть ребенок посмотрит на нее. Уберите дорожку (башню и т.д.). Предложите восстановить самостоятельно.
Знакомство с орнаментом
Возьмите панель – это будет коврик. Мальчики в большинстве своём не любят такие задания, но девочкам – то, что надо.
Из деталей конструктора (базовых кирпичиков, потому что среди них много повторяющихся) выложите простейший орнамент – дорожку в центре “коврика”, в которой фигуры будут следовать одна за другой. Попросите ребенка продолжить орнамент.
Выкладывайте дорожки с «пробелам», то есть, пропуская небольшое (равное) расстояние между деталями.
Сделайте на “коврике” дорожку вдоль краев так, чтобы на углах были одинаковые фигуры. Попросите ребенка продолжить орнамент или придумать свой орнамент, построенный по этому же принципу.
Сделайте на “коврике” орнамент, ориентированный на центр – в центре одна фигура, вокруг – другие детали. Попросите ребенка продолжить или придумать свой орнамент, построенный по этому же принципу.
Орнамент под диктовку
Предложите ребенку сделать узор на панели, располагая детали определенным образом под вашу диктовку:
Положи в верхний правый угол – синий кирпичик, в центр – красный кубик и т.д.
Положи синюю полоску с четырьмя точками в любом месте, справа от неё – красный кирпичик, под ним – еще синий и так далее.
Положи четыре кубика так, чтобы крайний слева был красный , а справа от синего лежал только один красный.
Придумайте сами подобные задания, с пропусками, с выкладыванием фигур по диагонали друг от друга и т.д. Но де устраивайте занятия ради занятий. Пусть такое задание будет в процессе игры в роботов или космонавтов. Ну или ещё какого-нибудь сюжета.
Комбинаторика
Предложите ребенку три кубика разных цветов. Пусть выстроит и зарисует все возможные дорожки из этих кубиков так, чтобы сочетание цветов было каждый раз разным. Требуется найти все возможные варианты решения задачи. Подсказка для взрослых – ответов всего шесть.
Еще задание – четыре кубика двух цветов, найти разные сочетания двух цветов.
Попробуйте найти все варианты из пяти кубиков двух цветов (2+3).
Строим по заданию
Детям старшего дошкольного возраста нравится подолгу играть в кубики самостоятельно.
Но вы можете иногда давать задания на изготовление тех или иных построек. Например, построить дом, в котором будет определенное количество этажей и квартир. Или гараж на две маленькие и одну большую машину. Детям, которые любят сказки, можно предложить построить домик для семи гномов (маленький, но с семью квартирками) или домик для Карлсона (естественно, на крыше многоквартирного дома), для динозавра, для приведения и так далее.
Можно попросить построить и самого динозавра или привидение. Это очень смешно и интересно!
Строим копии шедевров мировой архитектуры
Если вы знакомите ребенка с историей мирового искусства и архитектуры (по репродукциям и фотографиям) или знаменитыми постройками своего города, можете попросить ребенка попробовать изобразить кубиками тот или иной знаменитый архитектурный объект. Самый простой для передачи с помощью строительного набора из всех знаменитейших сооружений – это, конечно, Стоунхендж. Но, думаю, что дети с не меньшим вдохновением откликнутся на предложение построить подобие пирамиды Хеопса или Кремлевской стены.
Волшебные предметы
С героями приключенческих книг и фильмов постоянно случаются всякие невероятные истории. Они попадают в очень сложные, порой безвыходные ситуации.
Предложите ребенку придумать, какой волшебный предмет или удивительный прибор он бы хотел подарить герою книги или фильма, чтобы тому легче было справиться с неприятностями. Какими свойствами этот предмет должен обладать, как может выглядеть.
Пусть ребёнок придумает и построит этого волшебного «помощника».
Животные из блоков
И дети и взрослые привыкли, что в наборах “Лего” есть человечки и животные. Но В “Дупло” животных много, а в мелком “Лего” – очень мало. А играть с животными очень интересно! Да и строить их, оказывается, не менее интересно!
1 вариант:
Попробуйте построить животных – только из блоков, без добавления каких-либо других элементов.
2 вариант:
Попробуйте построить животное, добавляя разные НЕ ПОДХОДЯЩИЕ с виду детали.
Попробуйте сделать это без детей. Отличная игра, раскрепощающая взрослых! А потом можете продолжить с детьми.
Получиться может что угодно!
Объясняем, что такое дроби
С помощью “Лего” вы можете объяснить ребёнку много сложных понятий. Например, чтобы узнать, что такое дроби, не обязательно покупать специальное пособие. Можно использовать любимое “Лего”.
Сложите несколько башенок, в каждой 12 кирпичиков.
Одна состоит из 6 кирпичиков одного цвета и 6 – другого.
Вторая поделена на три части: 4 кирпичика одного цвета, 4 – второго, 4 – третьего.
Далее: на четыре части по 3 кирпичика разного цвета.
Затем на 6 частей по 2 кирпичика.
Сравните башни. Они одинаковые. Каждая из них – целая. Верно?
На сколько частей она разделена? На две. Каждая часть называется половинка. Или по-другому – одна вторая. Разделите на части, сравните их, убедитесь, что они одинаковые.
Далее так же познакомьтесь с другими дробями.
Попробуйте сравнивать, что больше – одна вторая или одна третья части.
Прибавляйте к одной второй две вторых. Или к двум четвертым – одну вторую.
Складывайте части вместе и сравнивайте, сколько получилось целых и еще какая часть.
Минимальная часть – одна двенадцатая. Если никакая другая не получается, то складывайте из двенадцати частей.
План и карта
Сделайте из деталей конструктора “блоки” разной формы и размера, которые будут схематично изображать предметы, которые есть у вас в комнате – кровать, шкаф и так далее.
Расставьте “предметы” на плане комнаты. План нарисуйте на бумаге.
Периметр и площадь
От пяти-шести лет! И конечно, только для детей, склонных к математике. Есть дети, которые всё это принимают только через силу, с такими не надо спешить лезть с “сложности” до школы.
За основной элемент, за единицу мы берёт квадратик с четырьмя “пупырышками”. Далее я буду называть его “кубик”.
1. Фигуры и их стороны
Выложите на панели из кубиков прямоугольник, например, длиной 6 кубиков, а шириной четыре кубика.
Спросите у ребенка, какая сторона длиннее, какая короче. Поясните, что длинная сторона прямоугольника называется «длиной», а короткая «шириной». Предложите выложить из кубиков прямоугольник с заданной длиной и шириной, например, длиной шесть кубиков, а шириной в два кубика. Или длиной три кубика и шириной три кубика (пусть ребенок сам обнаружит, что у него получится квадрат, если, конечно, он еще не знаком с этим).
2. Знакомство с периметром
Постройте любой квадрат или прямоугольник из кубиков. Дайте ребенку в руки небольшую игрушку. Пусть игрушка «пройдет» вокруг всей фигуры и посчитает, сколько сторон кубиков она прошла (единицей измерения служит длина стороны кубика). Чтобы ребенок не сбился, откуда он начал, стартовый кубик пусть будет одного цвета, а все остальные другого. Когда путь будет пройден, скажите, что длина всех сторон вместе называется словом «периметр». А вот более строгое определение: «Длина линии, ограничивающей фигуру, называется периметром».
Предложите ребенку сосчитать периметры у других фигур, выстроенных из кубиков (не обязательно прямоугольных).
Предложите ребенку быстро, не пересчитывая, на глаз сказать, периметр какой фигуры из двух вами сложенных больше, чем у другой. А затем проверить свой ответ пересчитав.
Пусть ребенок попробует сложить фигуру с заданным вами периметром. Это, конечно, может получиться не с первого раза.
Если предыдущее задание ребенку удается, пусть пробует сложить две фигуры с одинаковым периметром, но разные по форме. А затем еще и сравнит, поровну в них кубиков или нет.
Предложите сложить фигуру периметром больше или меньше, чем заданная.
3.Знакомство с площадью
Сложите из кубиков любую плоскую фигуру на основе (фигура должна быть заполнена кубиками, а не просто контур!). Для начала попроще и поменьше. Предложите ребенку пальцем сосчитать все кубики, которые составляют фигуру. Скажите, что общее их количество называется площадью фигуры. Сколько места занимает фигура с некоторых единицах измерения, так в числовом виде выражается ее площадь. А единица измерения – квадратик – сторона кубика. Впрочем, показать проще, чем объяснить, даже если объяснять простыми словами. Поэтому сложите несколько фигур разной формы и площади и вместе с ребенком сосчитайте их площадь.
Предложите ребенку самостоятельно сосчитать площади других фигур, выстроенных из кубиков.
Постройте фигуру из кубиков двух цветов, пусть ребенок сосчитает площадь, которую занимают кубики красного цвета, и площадь, занятую синими кубиками.
Пусть ребенок попробует сложить фигуру с заданной вами площадью. Это тоже не всегда получается с первого раза.
Если предыдущее задание ребенку удается, пусть складывает две фигуры с одинаковой площадью, но разные по форме. А затем сравнит, поровну в них кубиков или нет.
4. И периметр и площадь
Предложите ребенку складывать фигуры с двумя заранее заданными величинами: и площадью, и периметром. Допустим, вот варианты разных по форме фигур площадью шесть кубиков и периметром 12 кубиков; или фигуру площадью 4 кубика, периметром 10 кубиков.
Декартовы координаты
Еще одна “изысканная” забава для старших.
Панель можно разделить (фломастером) на квадраты а сбоку от панели положите бумагу с цифрами. Научите ребёнка определять координаты нужного квадрата. Ставьте детали на нужные клетки.
Удобнее разделить на квадраты по четыре “пупырышка”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Развивающие игры с конструкторами Лего с детьми от 4 до 7 лет"
Консультация для родителей с вариантами игр с лего....
Развивающие игры с конструктором Лего
Развивающие игры с конструктором Лего. Развитие навыоы счета...
Районный семинар-практикум для воспитателей Тема-"Развивающие игры с конструктором Лего для детей дошкольного возраста."
Конструкторы Лего на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждений. Дети любят играть в свободной деятельности. Игры с Лего - конструктором выступают способом исследования...
Консультация для родителей «Развивающие игры с конструкторами Лего с детьми от 4 до 6-7 лет»
Конструкторы Лего на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждений. Дети любят играть в свободной деятельности. Игры с Лего - конструктором выступают с...
Семинар практикум "Развивающие игры с конструктором Лего для детей дошкольного возраста. "
Семинар практикум...
Советы для родителей "Развивающие игры с конструктором "Лего"
В данной презентации "Советы для родителей: Разивающие игры с констукторрм ЛЕГО" представленна серия развивающих игр с использоваием конструктора "ЛЕГО". Предложенные игры ра...
Мастер-класс для воспитателей "Развивающие игры с конструктором Лего для детей дошкольного возраста"
Материал для воспитателей "Развивающие игры с конструктором Лего для детей дошкольного возраста" (теоритическая и пратическая часть)...