Конспект ООД по развитию речи в средней группе " Овощи:морковь, свёкла, огурец"
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа) по теме

Жаринова Елена Леонидовна

Тема:

 "Овощи: морковь, свекла, огурец"

Цель: формирование понятия “овощи” на основе знакомства с особенностями строения и произрастания моркови, свеклы, огурца.

Задачи:

  • Активизация словаря, отработка умения составлять простые предложения и составлять описательный рассказ;
  • Коррекция внимания на основе упражнения в узнавании и различении;
  • Воспитание мотивации к общению.

Оборудование: презентация “овощи”, овощи, муляжи овощей.

План ООД

Вводная часть (2 мин.): сюрпризный момент.

Основная часть (13 мин.): Назови лишний  предмет. Рассказ с элементами беседы. Загадки. Стихотворения. Физкультминутка.

 Заключительная часть (5 мин.): Загадывание загадок. Подведение итогов  НОД. Пальчиковая гимнастика.

Длительность НОД – 20 минут.

                                                      Ход ООД

  1. Организационный момент.

Подходи ко мне дружок.

Становись скорей в кружок.

Справа друг и слева друг,

Каждый каждому тут друг.

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся

Слайд 1.  (Черно-белое изображение овощей и фрукта, частично наложенных друг на друга.)

– Посмотри, подумай, назови все предметы. (Груша, картофель, свекла, морковь, помидор.)

(Если дети затрудняются ответить, показать цветное изображение.)

2. Введение в тему.

Слайд 2. (Цветное изображение фрукта и овощей, частично наложенных друг на друга.)

– Посмотри, подумай, назови лишний предмет. (Груша.)
– Как можно назвать все остальные предметы одним словом? (Овощи.)
– Почему груша лишний предмет? (Это фрукт.)
– Кто назовет тему нашей беседы?

Слайд 3. (Тема ООД.)

– Тема нашей беседы“овощи”.
– Послушайте стихотворение и скажите, где растут овощи?

Стихотворение.

– В этом месте много гряд.
Есть и репа и салат.
Тут и свекла и морковь, помидор, горох, фасоль.
А картофель разве плох?
Нас прокормит целый год.
Наш зеленый ……. (огород).

– Итак, где растут овощи? (в огороде)

Слайд 4. (Огород.)

3. Изучение нового материала.

Рассказ учителя с элементами беседы.

Что такое овощи?
– Овощи это продукты питания. Их человек выращивает сам, а потом употребляет в пищу.
– Для чего они нужны человеку?
– Овощи очень полезны для организма человека. В них содержится много витамин и полезных веществ, которые помогают человеку быть сильным и здоровым.
– Когда человек сажает овощи на огороде? (Весной.)
– Когда собирает урожай овощей? (Осенью.)
– Как человек их использует в пищу?
– Многие овощи можно есть сырыми (морковь, капуста, редис, лук). Из овощей люди готовят разные блюда (салаты, соки, супы)
– Какие овощи можно консервировать? (Помидоры, огурцы, капусту и т.д.)

Слайд 5. (Овощи в корзине.)

– Какие овощи вы знаете? (Дети перечисляют.)
– Сегодня в нашей беседе мы будет говорить не о всех перечисленных овощах, а поближе познакомимся только с несколькими.
– Чтобы узнать о каких овощах пойдет речь, надо отгадать загадки.
– А загадки вам загадает героиня из сказки “ Золушка”.

Слайд 6. (Золушка.)

– Загадка первая.

Загадка. (За кадром.)

– Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая. (Морковь.)

Слайд 7. (Морковь.)

(Детям раздается морковь.)

– Посмотрите, какого она цвета? (Морковь оранжевого цвета.)
– Какой она формы? (Форма у нее продолговатая.)
– Потрогайте ее и скажите, какая она на ощупь мягкая или твердая? (Морковь твердая.)
– Ее можно есть сырой? (Да.)
– Попробуйте и скажите, какая она на вкус? (Сладкая.)
– Послушайте, что говорит морковь про себя.

Стихотворение за кадром.

– Про меня рассказ недлинный, кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок и грызи морковку.
Будешь ты тогда, дружок, крепким сильным, ловким.

– Чем полезна морковь? Кто любит морковь?
– Послушайте следующую загадку.

Слайд 8. (Золушка.)

Загадка. (За кадром.)

Над землей трава, под землей бордовая голова.
– Что это за овощ с бордовой головой? (Свекла.)

Слайд 9. (Свекла.)

(Детям раздается свекла.)

– Посмотрите, скажите какого она цвета? (Свекла бордового цвета.)

(Детям показывается свекла разрезанная пополам.)

– Какого она цвета внутри? (Тоже бордового цвета.)
– Какая она по форме? (Свекла круглая.)
– Если ее потрогать, какая она на ощупь? (Твердая.)
– Ее можно есть сырой? (Да.)
– Какая она на вкус? (Сладкая.)
– Послушайте, как свекла себя расхваливает.

Стихотворение за кадром.

– Дай сказать хоть слово мне, выслушай сначала.
Надо свеклу для борща и для винегрета.
Кушай сам и угощай – лучше свеклы нету.

– Какие блюда их свеклы нам часто дают в столовой?
– Как свекла и морковь растут? Под землей или на земле? (Под землей, корешки в земле , а вершки над землей.)

Слайд 10. (Огород со свеклой и морковкой.)

– Какой же еще овощ к вам сегодня придет?
– Слушайте следующую загадку?

Слайд 11. (Золушка.)

Я – и свежий, и соленый.
Весь пупырчатый, зеленый.
Не забудь меня, дружок,
Запасай здоровье впрок.
                              (Огурец)

Загадка (за кадром).

Слайд 12. (Огурец.)

(Детям раздается огурец)

– Какого он цвета? (Огурец зелёного цвета.)
– Какой он по форме? (Он овальный.)
– Какой он цветом внутри? (Зелёный.)

(Детям предлагается посмотреть разрезанный пополам огурец)

– Какой он на ощупь, если сравнить его с предыдущими овощами? (Твёрдый.)
– Кто из вас ел огурец?
– Можно ли его есть сырым ? (Да)
– Сравним поверхность у огурца и других овощей.
– Огурец пупырчатый.
– Послушайте, огурец  просит слово.

Стихотворение за кадром.

– Я – зелёный огурец,
Витаминный удалец!
Летом я на грядке зрею,
А зимой – в оранжерее.
Все со мной дружить хотят,
Ведь меня со всем едят:
В бутерброде, и с картошкой,
И в салате – вилкой, ложкой,
В завтрак, в ужин, и в обед…
Ничего полезней нет!

– Чья мама дома маринуют огурцы на зиму?
– Какой он на вкус?
– Как растет огурец? На земле или под землей? (На земле.)

Слайд 13. (Огород с огурцом.)

4. Физкультминутка.

Слайд 14. (Дети в огороде.)

В огород пойдем, (Маршируют на месте.)
Урожай соберем. (Идут, взявшись за руки.)
Мы морковку натаскаем (“Таскают”.)
И картошки накопаем (“Копают”)
Срежем мы кочан капусты (“Срезают”.)
Круглый, сочный, очень вкусный (Показываем.)
Щавеля нарвем немножко (“Рвут”.)
И вернемся по дорожке. (Идут, взявшись за руки.)

5. Закрепление изученного.

– С какими овощами мы сегодня познакомились? (Морковь, свекла, огурец.)
– Ребята, нам пришло письмо с грядки.
– Нам предлагается игра “ Узнай меня”.
– По описанию узнать овощ.
– Я овощ оранжевого цвета, продолговатой формы, сладкий на вкус
– Как меня зовут? (Морковь.)

Слайд 15. (Описание моркови.)

– По символическим значкам составить описание.
– Морковь – Это овощ.
– Он оранжевого цвета.
– Она продолговатой формы.
– Сладкая на вкус.
– Морковь твердая на ощупь.

(Дети повторяют описание под руководством учителя.)

– Следующее описание.
– Я овощ, расту в земле, бордового цвета, круглой формы.
– Назови мое имя? (Свекла.)

 (Описание свеклы.)

– Составьте описание свеклы по символическим значкам.
– Свекла – это овощ.
– Она бордового цвета.
– Круглой формы.
– Свекла сладкая на вкус.
– Она твердая на ощупь.

(Дети повторяют описание.)

– А это, про кого говориться?
– Я зелёный овощ, овальной формы, пупырчатый или гладкий.
– Как меня зовут? (Огурец.)

. (Описание огурца.)

– По символическим значкам составить описание.
– Огурец – это овощ.
– Зелёного цвета.
– Овальной формы.
–  Огурец вкусный.
– На ощупь он гладкий или пупырчатый.

* – Сегодня  мы с вами рассматривали овощи, сравнивали их друг с другом , говорили о их полезных качествах.
Каждый из вас знает, что некоторые овощи можно есть сырыми, но также их овощей человек готовит разные вкусные блюда.

Слайд 16. (Повар.)

Игра “Маленький повар”.

– Сегодня мы с вами будет готовить блюдо под название борщ.
– Вам предлагается из нескольких овощей выбрать только те, которые нам нужны будут для приготовления борща.

(Дети по очереди выбирают овощи и кладут их в кастрюлю называя свой выбранный овощ.)

Слайд 17. (Составление описания приготовления борща.)

– Скажи, что нужно для приготовления борща?
– В борще есть картошка, капуста, морковь, лук, свекла. (Сильные дети названия овощей называют сами.)

Слайд 18. (Заготовки на зиму.)

– Многие овощи заготавливают на зиму.
– Кто из вас видел как мама солит капусту?
– Сейчас мы с вами тоже будем солить капусту.

*. Пальчиковая гимнастика.

Мы капусту рубим, рубим. (Движения прямыми ладонями по столу.)
Мы морковку трем, трем (Движения кулаком к себе и от себя.)
Мы капусту солим, солим (Имитация посыпки солью пальцами.)
Мы капусту жмем, жмем (Интенсивное сжимание обеих рук в кулачок.)

*Слайд 19. (Овощи и геометрические фигуры.)

– Посмотри, подумай, скажи, на какую фигуру похожи морковь, свекла, огурец?.

– Морковь – это треугольник.
– Свекла – это круг.
– Огурец – это овал.

6. Подведение итогов. Оценки.

Слайд 20 (Тема урока.)

– О чем мы с вами сегодня говорили?
– С какими овощами познакомились поближе?
– Что нового узнали об овощах?
– Чем они полезны?
– Где они растут?
 

Слайд 21

Все молодцы. Спасибо за работу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovoshchi.pptx2.89 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Овощи: морковь, свекла, огурец." Подготовила воспитатель МДОУ «Детский сад №15 «Звёздочка» структурное необособленное подразделение «Лебёдушка» Жаринова Елена Леонидовна

Слайд 2

Черно-белое изображение овощей

Слайд 3

Цветное изображение овощей

Слайд 4

"Овощи: морковь, свекла, огурец."

Слайд 5

огород

Слайд 7

Расту в земле на грядке я, Красная, длинная, сладкая?

Слайд 8

Про меня рассказ не длинный, Кто не знает витамины? Пей всегда морковный сок И грызи морковку, Будешь ты всегда дружок Крепким, сильным, ловким.

Слайд 9

Над землёй трава, Под землёй бордовая голова. Что это за овощ с бордовой головой?

Слайд 10

свекла Дай сказать хоть слово мне, Выслушай сначала. Надо свёклу для борща, И для винегрета. Кушай сам и угощай, Лучше свёклы нету.

Слайд 12

Я и свежий и солёный. Весь пупырчатый, зелёный. Не забудь меня дружок. Запасай здоровья впрок.

Слайд 13

Я- зелёный огурец, Витаминный удалец. Летом я на грядке зрею, А зимой в оранжерее. Все со мной дружить хотят, Ведь меня со всем едят: В бутерброде и с картошкой, И в салате вилкой, ложкой.

Слайд 19

Схема описания овощей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»

Конспект занятия по развитию речи в средней группеНОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для дете...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Домашние животные»

Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Домашние животные». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспек...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре"

Цель занятия: Познакомить детей с русской народной традицией празднования обрядового праздника "Екатерина Санница"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Описание внешнего вида животных.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Занятие 27 Описание внешнего вида животных.Возраст воспитанников: средний дошкол...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Составление описаний персонажей сказки «Теремок».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет».  Составление описаний персонажей сказки «Теремок».Возраст воспи...