«РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
учебно-методический материал по математике (подготовительная группа) на тему
«Игра – дело серьезное». С момента своего возникновения игра является самым действенным средством обучения и воспитания – здесь моделируются реальные жизненные ситуации, как будто невзначай складываются условия для поиска верного решения. Игра помогает формировать и развивать все стороны человеческой личности – умственную, физическую, нравственную, эстетическую.
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Этому моменту уделили много внимания в своих работах не только педагоги, но и психологи: Л. С. Выготский, Ж.Ж. Пиаже и другие. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть. «Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива» – так писала выдающийся советский педагог Н.К. Крупская. Анализ состояния обучения математике дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости развития в дидактических играх наряду с получившей широкое распространение функцией закрепления и повторения знаний функции формирования новых знаний, представлений и способов познавательной деятельности (В. Н. Аванесова, О. М. Дьяченко, З. А. Михайлова, А. А. Столяр и др.). Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, обучения через игру.
В настоящее время в работе с детьми широко используются дидактические игры на современном математическом материале (геометрические знания, пространственное и количественное моделирование, символическое замещение и т. д.). Эти игры, закрепляя и расширяя математические знания, ориентированы на интеллектуальное развитие детей (А. А. Агеева, О. М. Дьяченко, А. З. Зак, З. А. Михайлова, А. А. Столяр и др.).
В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме
Игра - это путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. Ни в какой другой деятельности ребёнок не проявляет столько настойчивости, целеустремлённости, неутомимости. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Она формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. “Математик” лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию.
Наиболее эффективным инструментом формирования у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы. Дидактическая игра интересует ребенка, намного более чем скучное задание, игра привлекает интерес ребенка и тем самым становится толчком к развитию внимания, памяти, мышления и т.д.
Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, они направлены на решение конкретных задач в обучении детей.
Их можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех детей. Ее правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых дошкольников, не испытывающих интереса к математике, дидактические игры могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к математической деятельности.
Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Игры - понятие многогранное. Существуют различные виды игр применяемых на занятиях. Игры можно разделить на индивидуальные, парные, групповые. По образовательным задачам - на игры, изучающие новый материал, формирующие умения и навыки, и большой пласт игр обобщающего повторения и контроля знаний. По типам - это познавательные, ролевые, деловые, комплексные игры.
Дидактическая игра - не самоцель на занятии, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать её как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия.
В термине «дидактическая игра» подчёркивается её педагогическая направленность, отражается многообразие применения. Поэтому есть основания утверждать, что использование дидактической игры в системе обучения математике является важным средством интенсификации образовательной деятельности дошкольников.
При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумывать следующие вопросы методики:
1. Цель игры. Какие умения и навыки в области математики дошкольники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры?
2. Количество играющих. Каждая игра требует определённого или максимального количества играющих. Это приходится учитывать при организации игр.
3. Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?
4. Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?
5. На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли дети вернуться к ней ещё раз?
6. Как обеспечить участие всех дошкольников в игре?
7. Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу?
8. Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей?
9. Какие выводы следует сообщить воспитанникам в заключение, после игры (лучшие моменты игры, недочёты в игре, результат усвоения математических знаний, оценки отдельным воспитанников игры, замечания по нарушению дисциплины и др.)?
Целесообразность использования дидактических игр и игровых моментов на различных этапах занятия различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В процессе игры у детей вырабатывается положительное отношение к образованию.
Все дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на несколько групп:
- игры с цифрами и числами;
- игры-путешествия во времени;
- игры на ориентировку в пространстве;
- игры с геометрическими фигурами;
- игры на развитие логического мышления.
И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.
Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Почему я люблю использовать в своей работе дидактические игры? В игре дети удивительно легко анализируют, классифицируют, делают правильные выводы. Так, мои сегодняшние подготовишки легко поняли порядковый счет, полюбив следующие игры: «Поставь вагончик в поезде на свое место» или «Встань на свое место».
«Поставь вагончик в поезде на свое место»
Цель игры: упражнять детей в порядковом счете.
Материалы: карточки с цифрами.
Содержание: Воспитатель выстраивает в шеренгу 5 – 9 детей (в зависимости от возраста). Остальным выдаются карточки с цифрами от 1 до 10. Задание: нужно отправить вагоны в составе поезда если только по заданию выстроить состав. Например, не хватает в нашем поезде четвертого вагона. Ребенок с цифрой 4 должен выйти и найти свое место в составе.
Закрепляем знания о днях недели мы с игрой «Угадай день».
Цель игры: закрепить знания о днях недели.
Материал: Мяч.
Содержание: Воспитатель бросает ребенку мяч и спрашивает: «Если сегодня среда, то вчера…» Ребенок ловит мяч и отвечает: «…был вторник». Возвращает мяч воспитателю. Воспитатель бросает мяч следующему ребенку и спрашивает: « Если завтра воскресенье, то сегодня…». Ребенок, получивший мяч, отвечает: « …суббота».
Примечание: Данная игра уместна будет уже в подготовительной группе, когда детям понятны такие временные отношения, как «вчера», «завтра», «сегодня».
Довольно сложная тема в формировании математических представлений у дошкольника – это «Часть и целое». Здесь множество игр предлагают пособия, а долгое время многим детям кажется, что три половинки яблока – это больше, чем два целых фрукта. Здесь, конечно, помогут ножницы. Мои дети на математике, начиная со старшей группы, методом эксперимента делили целое на части и видели, что, порой, лучше согласиться на целый торт, чем на четыре кусочка от него.
«Раздели торт на всех гостей»
Цели: развивать мелкую моторику; формировать целостное восприятие предмета, учить делить круг на равные части.
Материал: ножницы, «пирог» (бумажный круг), куклы, мишка.
Содержание: Воспитатель говорит, что у Мишки сегодня День рождения и он пригласил гостей. Гостей принято угощать, поэтому надо разрезать пирог так, чтобы хватило и Мишке и трем его подругам. Дети разрезают торт на четыре части.
Безусловно, хороши палочки Кюизнера для развития у детей навыков сравнения величин по длине, высоте.
«Лесенки»
Цели: Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизнера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по высоте; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.
Материалы: Зайчики, палочки Кюизенера.
Содержание: Зайчики поднялись по лесенкам. Второй зайчик поднялся на три ступеньки. Первый зайчик забрался на одну ступеньку ниже, чем второй. Третий зайчик забрался выше второго зайчика. Построй из палочек лесенки для каждого зайчика. Какой из зайчиков поднялся выше (ниже) первый, третий?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
knyazeva_o._yu._formirovanie_matematicheskih_predstavleniy.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
«РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
Князева О. Ю.
«Игра – дело серьезное». С момента своего возникновения игра является самым действенным средством обучения и воспитания – здесь моделируются реальные жизненные ситуации, как будто невзначай складываются условия для поиска верного решения. Игра помогает формировать и развивать все стороны человеческой личности – умственную, физическую, нравственную, эстетическую.
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Этому моменту уделили много внимания в своих работах не только педагоги, но и психологи: Л. С. Выготский, Ж.Ж. Пиаже и другие. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть. «Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива» – так писала выдающийся советский педагог Н.К. Крупская. Анализ состояния обучения математике дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости развития в дидактических играх наряду с получившей широкое распространение функцией закрепления и повторения знаний функции формирования новых знаний, представлений и способов познавательной деятельности (В. Н. Аванесова, О. М. Дьяченко, З. А. Михайлова, А. А. Столяр и др.). Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, обучения через игру.
В настоящее время в работе с детьми широко используются дидактические игры на современном математическом материале (геометрические знания, пространственное и количественное моделирование, символическое замещение и т. д.). Эти игры, закрепляя и расширяя математические знания, ориентированы на интеллектуальное развитие детей (А. А. Агеева, О. М. Дьяченко, А. З. Зак, З. А. Михайлова, А. А. Столяр и др.).
В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме
Игра - это путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. Ни в какой другой деятельности ребёнок не проявляет столько настойчивости, целеустремлённости, неутомимости. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Она формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. “Математик” лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию.
Наиболее эффективным инструментом формирования у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы. Дидактическая игра интересует ребенка, намного более чем скучное задание, игра привлекает интерес ребенка и тем самым становится толчком к развитию внимания, памяти, мышления и т.д.
Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, они направлены на решение конкретных задач в обучении детей.
Их можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех детей. Ее правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых дошкольников, не испытывающих интереса к математике, дидактические игры могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к математической деятельности.
Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Игры - понятие многогранное. Существуют различные виды игр применяемых на занятиях. Игры можно разделить на индивидуальные, парные, групповые. По образовательным задачам - на игры, изучающие новый материал, формирующие умения и навыки, и большой пласт игр обобщающего повторения и контроля знаний. По типам - это познавательные, ролевые, деловые, комплексные игры.
Дидактическая игра - не самоцель на занятии, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать её как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия.
В термине «дидактическая игра» подчёркивается её педагогическая направленность, отражается многообразие применения. Поэтому есть основания утверждать, что использование дидактической игры в системе обучения математике является важным средством интенсификации образовательной деятельности дошкольников.
При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумывать следующие вопросы методики:
- Цель игры. Какие умения и навыки в области математики дошкольники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры?
- Количество играющих. Каждая игра требует определённого или максимального количества играющих. Это приходится учитывать при организации игр.
- Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?
- Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?
- На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли дети вернуться к ней ещё раз?
- Как обеспечить участие всех дошкольников в игре?
- Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу?
- Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей?
- Какие выводы следует сообщить воспитанникам в заключение, после игры (лучшие моменты игры, недочёты в игре, результат усвоения математических знаний, оценки отдельным воспитанников игры, замечания по нарушению дисциплины и др.)?
Целесообразность использования дидактических игр и игровых моментов на различных этапах занятия различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В процессе игры у детей вырабатывается положительное отношение к образованию.
Все дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на несколько групп:
- игры с цифрами и числами;
- игры-путешествия во времени;
- игры на ориентировку в пространстве;
- игры с геометрическими фигурами;
- игры на развитие логического мышления.
И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.
Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Почему я люблю использовать в своей работе дидактические игры? В игре дети удивительно легко анализируют, классифицируют, делают правильные выводы. Так, мои сегодняшние подготовишки легко поняли порядковый счет, полюбив следующие игры: «Поставь вагончик в поезде на свое место» или «Встань на свое место».
«Поставь вагончик в поезде на свое место»
Цель игры: упражнять детей в порядковом счете.
Материалы: карточки с цифрами.
Содержание: Воспитатель выстраивает в шеренгу 5 – 9 детей (в зависимости от возраста). Остальным выдаются карточки с цифрами от 1 до 10. Задание: нужно отправить вагоны в составе поезда если только по заданию выстроить состав. Например, не хватает в нашем поезде четвертого вагона. Ребенок с цифрой 4 должен выйти и найти свое место в составе.
Закрепляем знания о днях недели мы с игрой «Угадай день».
Цель игры: закрепить знания о днях недели.
Материал: Мяч.
Содержание: Воспитатель бросает ребенку мяч и спрашивает: «Если сегодня среда, то вчера…» Ребенок ловит мяч и отвечает: «…был вторник». Возвращает мяч воспитателю. Воспитатель бросает мяч следующему ребенку и спрашивает: « Если завтра воскресенье, то сегодня…». Ребенок, получивший мяч, отвечает: « …суббота».
Примечание: Данная игра уместна будет уже в подготовительной группе, когда детям понятны такие временные отношения, как «вчера», «завтра», «сегодня».
Довольно сложная тема в формировании математических представлений у дошкольника – это «Часть и целое». Здесь множество игр предлагают пособия, а долгое время многим детям кажется, что три половинки яблока – это больше, чем два целых фрукта. Здесь, конечно, помогут ножницы. Мои дети на математике, начиная со старшей группы, методом эксперимента делили целое на части и видели, что, порой, лучше согласиться на целый торт, чем на четыре кусочка от него.
«Раздели торт на всех гостей»
Цели: развивать мелкую моторику; формировать целостное восприятие предмета, учить делить круг на равные части.
Материал: ножницы, «пирог» (бумажный круг), куклы, мишка.
Содержание: Воспитатель говорит, что у Мишки сегодня День рождения и он пригласил гостей. Гостей принято угощать, поэтому надо разрезать пирог так, чтобы хватило и Мишке и трем его подругам. Дети разрезают торт на четыре части.
Безусловно, хороши палочки Кюизнера для развития у детей навыков сравнения величин по длине, высоте.
«Лесенки»
Цели: Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизнера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по высоте; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.
Материалы: Зайчики, палочки Кюизенера.
Содержание: Зайчики поднялись по лесенкам. Второй зайчик поднялся на три ступеньки. Первый зайчик забрался на одну ступеньку ниже, чем второй. Третий зайчик забрался выше второго зайчика. Построй из палочек лесенки для каждого зайчика. Какой из зайчиков поднялся выше (ниже) первый, третий?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольника.
Публикация в сборнике "Стандарты нового поколения: методика и практика оьучения" часть II....
Сообщение на тему: «Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений у дошкольников»
Игра - это путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. Ни в какой другой деятельности ребёнок не проявляет столько настойчивости, целеустремлённости, неутом...
Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений у дошкольников
Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет....
Статья на тему: «Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольника»
laquo;Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольника»...
"Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольников"
Статья Дидактические игры на занятиях по математике ДОУ...
Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений у дошкольников 4-5лет.
Дидактичские игры на занятиях по математике....