Рабочая программа
рабочая программа по математике (средняя группа) на тему

Халиуллина Гульнур Азатовна

Рабочая программа дополнительного образования детей математического кружка «ВСЕЗНАЙКА»(для детей 4-5 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_dopobrazovaniya_kruzhka.docx64.01 КБ

Предварительный просмотр:

      Рассмотрена и принята                                                                                                                                                                  Утверждена и введена в действие

      на заседании педагогического совета                                                                                                                                            приказом  заведующей МБДОУ «Детский сад №1

            протокол № _____от ______________                                                                                                                                          комбинированного вида» «Веселая карусель»

                                                                                                                                                                                      Чистопольского муниципального района                                                                            

                                                                                                                                                                                                           «___»______________2015  г.№____                                                                                                              

                                                                                                                                                                                                           ___________________Ф.М.Галлямова

   

Рабочая программа

дополнительного образования

детей математического кружка «ВСЕЗНАЙКА»

(для детей 4-5 лет)

                         

                                                                                                                                                     Автор программы:

                                                                                                                                                   воспитатель  Халиуллина Г.А.

                                                                                                                                           МБДОУ «Детский сад№1»

                                                             

Чистополь, 2015

Пояснительная записка

В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.

Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.

Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.

Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.

       

Цель программы: развитие логико-математического мышления через интеграцию образовательных областей.  

Задачи программы  Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, дать детям знания с радостью, привить вкус к учению.

Привить любовь к конкретному предмету – математике.

Формирование представлений о числе и количестве:

Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.

Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой частью на основе счета, составления пар предметов и соединения предметов стрелками.

Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.

Познакомить с цифрами от 0 до 9.

Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1.

 Развитие представлений о величине:

 Считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.

Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т. д.) ; устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.

 Измерять длину, ширину, высоту предметов (сантиметры, метры, километры, объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры (литр) .

Дать представления о весе предметов и способах его измерения (грамм, килограмм). Сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.

Развитие представлений о форме:

 Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.

 упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.

 Распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.

Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.

Развитие пространственной ориентировки:

Ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.

 «Читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

Развитие ориентировки во времени:

 Пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время. Основными принципами программы математического кружка являются:

умственного развития дошкольника.

индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;

индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;

гумманости: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.

Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию. 

Занятия проходят 1 раз в две недели во вторую половину дня .

Формы организации НОД

В процессе НОД используются различные формы:

Традиционные

Комбинированные

Практические

Игры, конкурсы

Методы:

Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)

Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)

Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)

Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий,

Показ мультимедийных материалов

Предполагаемые результаты:

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.

 К семи  годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.

Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находить части целого множества и целое по известным частям.

Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).

Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).

Соотносить цифру (0 – 9) и количество предметов.

Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание

Тематический план (средняя группа)

Месяц

              Тема

Програмное содержание

     Цель

Сентябрь

1. «Цвет, форма»

 

2. Размер.

Игра: «Составим узор».

(используя цветные счетные палочки)

Игра – аппликация: «Красивые

флажки».

(Используя мозаику) .

Выявление простейших представлений у детей, умение различать предметы по цвету, форме расположению. Развитие речи, внимания, наблюдательности.

Уточнение имеющихся у детей представлений о размере, цвете, и числе предметов. Развитие внимание наблюдательности,

Развитие речи, включение в активный словарь терминов: «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий».

Октябрь

1. Счёт, порядковые числительные

2.Пространственные представления

Декоративная аппликация: Изготовление образов цифр способом обрывания бумаги.

Игра: «Весёлые человечки».

Выявить представления детей о порядковых числительных в пределах 10, учить детей рассуждать, использовать числительные в бытовой и игровой деятельности. Развивать активность у детей. Учить детей аккуратно отрывать маленькие кусочки бумаги, развивать мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление.

Развивать представления : «толстый», «худой», «высокий», «низкий», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Развитие внимания, речи.

Ноябрь

1.Счет до 10

2.Изготовление «Воздушные шары».

(Использовать мозаику из пуговиц)

 Тренировать детей в счете фигур до 10 (Используем шаблоны геометрических фигур). Игра: «Обведи правильную цифру»

Интеллектуальная игра с бусами «Разложи бусинки по цветам»

формировать умение разложить сложную фигуру на такие, как на образце.

Закреплять знания детей о материалах, из которых изготовлены предметы, развивать мелкую моторику рук сенсорное развитие.

Декабрь

Круг, квадрат, прямоугольник

2. Сравнение.

.

Самостоятельно собери елочку из счетных палочек

или верёвочки

Учить называть геометрические фигуры, называть их отличительные признаки, находить в окружающей действительности. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, творческое воображение, умение делать логические выводы. Упражнять детей выполнять задания воспитателя по образцу.

Закрепить умение сравнивать предметы по толщине, уточнять знания о прямом и обратном счете, о составе числа. Уточнять знания о геометрических фигурах. Закрепить все имеющиеся знания

Январь

Счет.

2. Задачи на смекалку.

Совершенствовать умения детей разбивать группу предметов на части по признакам, решать арифметические задачи.

Упражнять в счете групп предметов, в сравнении чисел и в определении, какое из двух чисел больше или меньше

другого (7 — 9).

Формировать счётные умения в прямом и обратном порядке. Закрепить представления об измерении длины и массы предметов, о присчитывании и отсчитывании единиц на числовом отрезке.

Развивать сообразительность, учить решать задачи на смекалку геометрического содержания.

Февраль

1.Сенсорное развитие.

2.Работа с альбомами.

Способы измерения.

Предметы ближайшего окружения.

Дидактические игры «Определи на глаз», «Одинаковые или разные», «Что выше (шире) » Игра со счетными палочами «Выложи предмет по образцу»

Игры – путешествие во времени. Цель: закрепить знания детей о днях недели. Игра: «Что сначала, что потом».

Развитие умения анализировать форму предметов развитие умения сравнивать по их свойствам развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции) , закреплять знания о величине, развивать мелкую моторику

Закрепить счётные умения, представления о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей.

Упражнять детей в составлении и решении задач на сложение и вычитании, в умении выделять в задаче части.

Март

1.Счет в пределах 10. Состав чисел от 1 до 10.

2.Классификация

Штриховка цифры, выкладывание образа цифры из различных предметов.

Игра: «Сколько всего».

«Каких фигур недостаёт? », «Игра с одним (двумя, тремя) обручем».

Закрепить представления о составе чисел от 1 до 10. Продолжать учить штриховки цифр

Развитие внимания, мышления, воображения.

Апрель

1.Формирование навыков сложения и вычитания 1.

Формирование навыков сложения и вычитания.2

2.Формирование навыков сложения и вычитания.

.Игры: Диспетчер и контролер», «Распредели числа в домики», «Угадай-ка».

Игра: «Бегущие цифры».

Игра «Цепочка».

Закрепление состава числа первого десятка.

Закрепление приёмов вычитания на основе знания состава числа и дополнения одного из слагаемых до суммы.

Развитие внимания,

наблюдательности.

Май

«Закрепление математических знаний и умений»

Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта;

Закрепить умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

- Закрепить умения конструирования из простых геометрических фигур ;

- Создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания;

 

Закрепить умения отгадывать математическую загадку;

Педагогическая диагностика

Показатели развития

(что оценивается)

Игры и упражнения

Содержание дидактического

задания

Критерий оценки

1.1Количество и счет

1.Различать, из каких частей  составлена группа предметов, назвать их характерные особенности цвет. Форма, величина.

Игра «Найди и раскрась»

Предложить детям раскрасить только квадраты.

-Сколько квадратов раскрасили?(3)

-Какого размера квадраты?

-Каким цветом разукрасили?

 ( Большой, поменьше, самый маленький)

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2.Уметь считать и отсчитывать, в пределах 5 знать итог счета.

Игра «Отгадай загадку»

 -Нарисуйте в прямоугольнике кружков столько, сколько птиц на картинке.

1 балл - ребенок не справляется с заданиями даже при активной помощи педагога.

2 балла - ребенок считает до 5, отвечает на вопрос «Сколько всего?» Сравнивает количество предметов в группах на основе счета. Затрудняется, сравнивать количество предметов в группах путем поштучного соотнесения предметов двух групп (не пони-мает инструкции). Может опреде лить, каких предметов больше, меньше, равное количество.

3 балла - ребенок считает до 5, отвечает на вопрос 

«Сколько всего?». Сравнивает  количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар). Может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество

3.Уметь воспроизводить количество по образцу и числу

 

Игра «Сосчитай и нарисуй»

Нарисуйте столько кружков в нижнем прямоугольнике, сколько их в верхнем.

Нарисуйте столько мячей в нижнем прямоугольнике,

сколько их в верхнем.

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

4.Уметь устанавливать связь между числом и количеством

 Игра «Найди и раскрась»

 Раскрась столько квадратов ,сколько обозначает число.

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

5.Умение устанавливать связи увеличения (уменьшения) количество меньше (больше)

Упражнение «Короткий и длинный»

Ребенку дается набор полосок одинаковый ширины, но разной длины.

-Разложи полоски от самой длинной до самой короткой.

Вопросы:

-Какая полоска длинная (короткая)?

-Какие из полосок длиннее зеленой?

-Какие из полосок короче красной?

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

6.Умение самостоятельно видеть и называть размеры и свойства предметов (длина, высота, ширина, толщина)

Игра «Широкая, узкая»

Закрасить широкую дорожку желтым карандашом, а узкую зеленым.

-Кто идет по широкой дорожке? (Зайка)

-По узкой?

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

1.2. Свойства

1.Умение группировать предметы по размеру (1 – 2 признаков)

 

Упражнение «Сравни дорожки»

Две дорожки разной длины и ширины, теннисный

шарик. 

Педагог предлагает сравнить дорожки по длине и ширине.

-        Покажи длинную дорожку (короткую).

-        Что можно сказать о ширине дорожек?

-        Покажи широкую дорожку (узкую).

-        Прокати шарик по узкой (широкой) дорожке; по длинной

(короткой) дорожке.

1 балл - ребенок, сравнивая два предмета по величине на основе приложения их,  друг к другу или наложения, допускает ошибки в понятиях выше - ниже, длиннее - короче.

2 балла - ребенок сравнивает два предмета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.

3 балла - ребенок сравнивает  два предмета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длиннее – короче, одинаковые, равные) без приложения их друг к другу или наложения

2.Уметь самостоятельно находить способ сравнения размера предметов (наложения, приложения)

Упражнение « Круги и квадраты»

1.Ребенку предлагается на верхнюю полоску с четной линейки выложить все круги, а на нижнюю- все квадраты.

Вопросы:

-Сколько ты выложил кругов, а сколько квадратов?

-Что можно сказать о количестве кругов и квадратов? (поровну)

- Убери один квадрат в коробку. Что теперь можно сказать о количестве кругов и квадратов?

2. Перед ребенком ставится коробка с фигурами.

-Как определить, каких фигур в коробке больше, а каких меньше? (Сосчитать)

-

А еще как можно проверить? (Наложить друг на друга, или поставить парами)

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

1.3 Геометрические фигуры

1.Знать и  называть  геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Геометрические тела: шар, куб, цилиндр.

 Игра «Найди  и раскрась».                                                                    

-Назовите геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник).

-Назовите объемные тела: шар, куб, цилиндр.

Раскрасьте шар красным карандашом, куб- синим, цилиндр- зеленым.

Что раскрасили красным цветом?

Синим? Зеленым?

1 балл - ребенок различает и правильно называет только круг. Не соотносит форму предметов с геометрическими фигурами.

2 балла - ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, не называет шар, куб. С помощью педагога называет их характерные отличия. Без помощи взрослого не может соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами.

3 балла - ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знает их характерные отличия. Соотносит форму предметов с известными геометрическими  фигурами.

2.Самостоятельно определять форму  предметов. Самостоятельно  использовать зрительный и осязательно – двигательный способы обследования для выделения признаков геометрических фигур

Игра «Найди и назови»

 На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д. Игра «Соотнеси форму с геометрической фигурой».                                          

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

3. Уметь соотносить форму предметов с геометрическими \

фигурами.

Игра «Найди и назови»

 Предметные картинки (тарелка, платок, мяч, стакан,

окно, дверь) и геометрические фигуры (круг, квадрат, цилиндр, прямоугольник и др.).

 Воспитатель просит соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка - круг, платок - квадрат, мяч - шар, стакан - цилиндр, окно, дверь - прямоугольник и др.

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

1.4 Ориентировка в пространстве

Игра «Куда пойдешь, что найдешь?» . 

 

Воспитатель в отсутствие детей прячет игрушки в разных местах комнаты с учетом предполагаемого местоположения ребенка (впереди, сзади, слева, справа). Например, впереди за ширмочкой прячет мишку, а сзади на полочке помещает матрешку и т. п. Объясняет задание: «Сегодня вы поучитесь отыскивать спрятанные игрушки». Вызвав ребенка, он

говорит: «Вперед пойдешь — мишку найдешь, назад пойдешь — матрешку найдешь. Куда же ты хочешь пойти и что там найдешь?» Ребенок должен выбрать направление, назвать его и идти в этом направлении. Найдя игрушку, он говорит, какую игрушку и где нашел.

(«Я пошел назад и на полочке нашел матрешку».)

 Примечание.   Вначале   ребенку   предлагают   выбирать направление только из 2 парных предложенных ему направлений (вперед — назад, налево -направо),  а  позднее — из 4.  Постепенно увеличивают  количество игрушек, расположенных с каждой стороны. Задание можно предлагать одновременно 2 детям.

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

1. Уметь самостоятельно определять расположение предметов по отношению к себе.

Игра «Поручение».

Материал: набор игрушек: матрешка, машина, мяч, пирамидка.

Ребенок сидит на ковре лицом к воспитателю.

 Расставь игрушки следующим образом: матрешку - впереди (относительно себя), машинку - сзади, мяч - слева, пирамидку - справа

1 балл - ребенок не справляется  с заданиями даже при помощи взрослого.

2 балла - ребенок после дополнительных инструкций справляется с задания ми. Не знает левую и правую руки.

3 балла - ребенок безошибочно определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе, различает право и лево. Справился с заданием, не сделал ни одной ошибки.

2. Умение ориентироваться на листе бумаги, на плоскости стола

Упражнение «Что где находится»

В правом прямоугольнике нарисуй:

-в середине – круг;

-в правом верхнем углу- овал;

-в левом нижнем углу –треугольник; Расскажи, как

расположены в

прямоугольнике фигуры.

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

3. Уметь ориентироваться  в групповой комнате

Игра «Назови, что видишь».

 По заданию воспитателя ребенок встает в определенном месте группы. Затем воспитатель просит ребенка назвать предметы, которые находятся впереди (справа, слева, сзади) от него. Просит ребенка показать правую, левую руки.

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

4. Уметь выделять пространственные отношения (вверх – вниз, направо – налево, назад - вперёд)

Обозначать словами пространственные отношения

Упражнение «Влево, вправо»

Предложить детям раскрасить одежду лыжника, который едет вправо, синим карандашом, влево-красным.

В какую сторону едет лыжник в красной одежде? (Влево)

В синей одежде? (вправо)

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

1.5 Ориентировка во времени

1.Различать и правильно называть контрастные и смежные части суток, их последовательность

Игра «Когда это бывает?».

Картинки с изображением частей суток, потешки, стихи о разных частях суток.

 Внимательно послушай потешку, определи время суток и найди соответствующую картинку. Далее воспитатель напоминает ребенку все семь дней недели (при помощи стихотворения). Просит назвать выходные дни. Первый (второй) день недели.                                                                                    - Если сегодня вторник, какой день недели был вчера? И т. п.

 Внимательно послушай потешку, определи время суток и найди соответствующую

картинку. Далее воспитатель напоминает ребенку все семь дней недели (при помощи стихотворения). Просит назвать выходные дни. Первый (второй) день недели.                                                                                    - Если сегодня вторник, какой день недели был вчера? И т. п

1 балл - ребенок не имеет представления о частях суток, ошибается при перечислении дней недели.

Не понимает значение слов: вчера, сегодня, завтра.

2 балла - ребенок правильно определяет части суток, затрудняется объяснить значение слов сегодня, завтра, вчера. Ошибается при перечислении дней недели.

3 балла - ребенок правильно определяет части суток. Может определить значение слов: вчера, сегодня, завтра. Знает и называет правильно дни недели.

2.Понимать временные отношения в настоящем, прошедшем и будущем времени: сегодня, вчера, завтра.

  Упражнение «Ответь правильно»

Поговорите с детьми о том, что им предстоит делать сегодня? (гулять, обедать, спать)

-Чем они занимались вчера ?

( рисовали, играли, смотрели телевизор)

-Что собираются делать завтра? (Прийти в детский сад, пойти в бассейн, поехать в гости)

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

3.Сформированность понятий быстро – медленно.

 Игра «Угадай,  кто быстрее»

.

Лев и черепаха поспорили, кто первым добежит до пальмы.

-Раскрасьте того, кто первым прибежит к пальме. (Лев)

-Кого раскрасили? (Льва)

-Почему? (Потому что черепаха ходит медленно, а лев бегает быстро)

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.  

                                                                                                               Литература

Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации.

Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1997 г.

Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 г.

Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985 г.

Т. Г. Любимова «Хочешь быть умным? Решай задачи».

Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников».

 Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ».

А. В. Белошистая «Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет».

 Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина. «Раз – ступенька, два – ступенька

 Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику

В. Г. Яфаева «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников»

Учебная хрестоматия. Математика в художественном слове

  Е. В. Соловьева «Математика и логика для дошкольников»

 Е. Н. Лебеденко. Формирование представлений о времени у дошкольников. «Детство-Пресс»,

 Т. А. Шорыгина «Точные сказки». Формирование временных представлений. Москва 2004

 Т. М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд. торговый дом «Корифей», 2009

 Е. В. Соловьева «Математика и логика для дошкольников»

 Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику

 Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...