Картотека дидактических игр по ознакомлению дошкольников с формой.
картотека по математике ( группа) на тему
Дидактические игры подобраны в соответствии с возрастом детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr.doc | 282.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр
по ознакомлению дошкольников с формой
2 младшая группа (3-4 года)
№ п/п | Название игры | Цель | Ход игры | Материал | Количество играющих |
1 | «Какая это фигура?» | Упражнять в умении узнавать и называть круг, (квадрат, треугольник). | Предлагается каждому ребенку обвести фигуру пальчиком по контуру. Прокатить круг по столу. Круг можно катать. Квадрат нельзя катать из-за углов. Показать углы. Их четыре. У треугольника три угла. Счет углов. На что похож треугольник( на крышу). | Круги (квадраты, треугольники) одинакового диаметра и цвета | 4 – 6 человек |
2 | «Обведи геометрическую фигуру карандашом и раскрась» | Учить изображать фигуры на листе бумаги. Закреплять знание о круге Развитие мелкой моторики руки. | Попросить ребенка обвести фигуру и раскрасить их разными цветами. | Чистый лист бумаги, карандаши и трафарет круга.(квадрата, треугольника). | 4 – 6 человек |
3 | «Покажи и прокати» | Учить распознавать и сравнивать круг и квадрат | Предлагается ребенку найти круг, назвать фигуру и обвести ее рукой по контуру. Аналогичные действия выполняются с квадратом. Затем воспитатель просит детей попробовать прокатить по столу сначала круг, а потом квадрат и выясняет: «Можно прокатить квадрат? Что мешает квадрату?» | Круги и квадраты одинакового цвета. | 4 – 6 человек |
4 | «Почини поезд» | Продолжать учить различать круг и квадрат. | На столе разложены круги и квадраты. Педагог просит найти круги и выясняет: «Какого цвета круги? Что с ними можно делать? (Катать)». Затем по заданию ребята находят квадраты, называют фигуры и пробуют покатать их по столу. Квадрату мешают углы. В конце игры дети «чинят» поезд: круги кладут вместо колес, квадраты- вместо окошек. | Изображение паровоза и вагонов. Круги и квадраты одинакового цвета. | 4 – 6 человек |
5 | «Найди свой цветочек» | Развитие целенаправленного, осмысленного восприятия формы геометрических фигур. Закрепление умения различать круг и квадрат. | У детей квадраты и круги. Педагог предлагает рассмотреть цветы на поляне, выяснить, какой формы у них серединка. Встать рядом с тем цветком, у кого такая же серединка. | Круги квадраты и треугольники плоскостные цветы с разными серединками: круг и квадрат, треугольник. | Дети всей группы. |
6 | «Найди такую же» | Закреплять знания о круге и квадрате. | Перед детьми на столе разложены геометрические фигуры - круг и квадрат. Зайчик по очереди «показывает» фигуры, дети находят у себя такие же и называют их. | Круги и квадраты одинакового цвета. | Дети всей группы |
7 | «Достроим домики для зайчиков» | Учить различать и называть треугольник. | Педагог раздает детям карточки. Чего не хватает у домиков? Какую фигуру надо взять, чтобы сделать домику крышу?» | Карточки с наклеенными на них домиками. | 4 – 6 человек |
8 | «Найди свой домик» | Закреплять знание о треугольнике, на основе его сравнения с квадратом. | На ковре лежат квадрат, треугольник. Дети берут с подноса по одной геометрической фигуре и начинают двигаться под музыку. По окончании мелодии они должны найти свои домики: те у кого в руках квадрат, бегут к квадрату, те, у кого треугольник, к треугольнику. Когда дети разбегутся по местам, воспитатель просит их обосновать свой выбор. | Квадраты и треугольники по числу детей. | Дети всей группы |
9 | «Игрушки для елочки» | Совершенствовать умение называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат.). | На фланелеграфе выложены геометрические фигуры (игрушки для елки). Педагог просит детей назвать фигуры и уточняет их свойства. | Геометрические фигуры (круги, квадраты, разного размера и цвета. | 8 – 10 человек |
10 | «Закрой в домике окошки» | Развитие четкого зрительного восприятия формы. | Предлагается ребенку найти геометрическую форму и закрыть соответствующее окошко в домике. | Фигурки домиков с прорезанными окошками в форме геометрических фигур. | 4 – 6 человек |
11 | «Где твой дом?» | Развитие целенаправленного, осмысленного восприятия формы геометрических фигур. | Детям предлагаются маленькие карточки с изображением фигур (круг, квадрат, треугольник). Трем детям предлагают большие карточки с изображением фигур. Эти дети отходят в разные места группы. Все дети двигаются по группе. По сигналу: «Стоп!» дети поднимают большие карточки вверх. Дети, изображающие жильцов смотрят, куда им надо бежать. По сигналу «Где твой дом?» дети бегут к своим фигурам. | Маленькие карточки с изображением круга, квадрата, треугольника. Три большие карточки с изображением тех же фигур. | Дети всей группы. |
12 | «На что похожа эта фигура?» | Учить находить в окружающей обстановке предметы округлой, треугольной и квадратной формы | Предложить ребенку найти предметы в группе, похожие на эти фигуры. Если ребенок не может сам найти, предлагают ему картинку- подсказку. | Карточки с изображением круга, квадрата, треугольника, шара. Картинки - подсказки | 8 – 10 человек |
13 | «Чего не стало?» | Развитие внимания, памяти, активной речи. Закрепление знаний геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник | На столе под салфеткой несколько геометрических фигур. Воспитатель поднимает салфетку и просит назвать, что под салфеткой. Затем фигуры вновь накрываются салфеткой, и незаметно убирается одна фигура. Детей просят назвать, какой фигуры не стало. | Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, салфетка. | 10 – 12 человек |
14 | «Спрятались от дождика» | Учить группировать фигуры по однородному признаку. | Положите под каждый зонтик одинаковые геометрические фигуры. | Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) разной величины и три рисунка с изображением зонтика. | Дети всей группы |
15 | «Посади на свою скамеечку» | Закреплять умение группировать одинаковые геометрические фигуры. | Показать, как одинаковые фигуры садятся на свою скамеечку. Предложить ребенку закончить. | Вырезанные геометрические фигуры и три рисунка с изображением скамеечек | Дети всей группы |
16 | «Третий лишний» | Учить находить непохожую на остальные геометрическую фигуру. | Показать детям карточки и предложить ответить на вопрос: «Какая фигура здесь лишняя?» Если возникнут затруднения, объяснить, какая фигура лишняя. | Карточки с изображением трёх геометрических фигур, одна из которых отличатся от двух других. | 4 – 5 человек |
17 | «Почини одеяло» | Закрепление знаний о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике. | Предлагается взять соответствующую прорези фигуру и закрыть «дырку», починить одеяло. | Вырезанное из картона одеяло с прорезанными отверстиями в виде знакомых детям геометрических фигур. | 6 -8 человек |
18 | «Чудесный мешочек» | Учить находить и называть фигуру по осязательному ощущению. | Игра идет по принцип: найди и объясни, что нашел. | Мешочек и набор объемных фигур (шар, куб) | Дети всей группы |
19 | «В гостях у зайчихи» | Учить сравнивать предметы по величине и цвету, называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику руки, цветовое восприятие, внимание. | Ход игры описан в приложении | Бумажные цветы. Корзина. Вырезанные из цветного картона шорты, юбки и геометрические фигуры – заплатки. Вырезанные из цветной бумаги и разрезанные на две части куклы- неваляшки и мячи. Цветные ленты для игры «Карусель». Угощение. | Дети всей группы |
20 | «Поросята и волк» | Закреплять умение различать и находить геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. | Педагог раскладывает домики с нарисованными на них фигурами. Такие же фигуры раздает детям. Выбирается «волк». Под музыку дети двигаются по комнате, а когда выходит волк, разбегаются по своим домикам. | Домики с нарисованными на них геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. На каждого ребенка-круг, квадрат, треугольник. | Дети всей группы |
21 | «Найди пару» | Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. | Педагог предлагает детям разноцветные квадраты и треугольники и предлагает составить из фигур пары. Он берет двух кукол и объясняет правила игры: «У Маши квадрат синего цвета, а у Даши – красного. Они встали в пару, потому что у них одинаковые фигуры – квадраты». Игра повторяется три раза. | Для педагога: квадрат красного и синего цвета. Для детей: разноцветные треугольники, круги и квадраты. | 6 -8 человек |
22 | «Чей коврик лучше?» | Развитие у детей зрительного восприятия формы плоскостных фигур -круга, квадрата, треугольника. | Детям предлагаются планшеты с одинаковыми углублениями и детали этой формы в специальной коробке. Предлагается подобрать нужные части фигуры , уложить их в углубление планшета таким образом, чтобы получилась фигура одного цвета. | Планшеты с рельефными углублениями определенной геометрической формы: круг, квадрат, треугольник. Геометрические фигуры, которыми заполняются углубления. | 6 -8 человек |
23 | «Кто больше принесет» | Упражнять в умении находить и называть предметы круглой, квадратной и треугольной формы на заданном пространстве. | Дети встают друг за другом у одной стены. На противоположной стороне комнаты на подносе вперемешку лежат предметы квадратной и круглой формы. По сигналу один из членов команды должен добежать до подноса, взять предмет круглой формы и принести его обратно. После бежит другой участник. Игра продолжается до тех пор, пока дети не принесут все игрушки круглой формы. Выигрывает та команда, которая не допустит ошибок при выполнении задания и больше принесет игрушек. | Предметы круглой, квадратной и треугольной формы. | Вся группа. |
Средняя группа (4-5 лет)
№ п/п | Название игры | Цель | Ход игры | Материал | Количество играющих |
1 | «Найди отличие» | Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. | В гости к детям «приходят» клоуны, у которых элементы костюмов отличаются по форме, цвету, пространственному расположению. Они просят ребят угадать, чем отличаются их костюмы. | Два клоуна, элементы костюмов у которых отличаются по форме, цвету, пространственному расположению. | 8 – 10 |
2 | «Найди свой гараж» | Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. | На ковре составляются геометрические фигуры: из веревок – круг, из палок – квадрат, треугольник, прямоугольник. Это гаражи. Воспитатель выясняет у детей названия фигур и их свойства. Затем раздает детям рули и предлагает поиграть. Дети двигаются по группе, изображая водителей. По сигналу воспитателя они ставят свои машины в гаражи в соответствии с их номерами – геометрическими фигурами, нарисованными на руле. | Рули машин, ан которых изображены геометрические фигуры. | Вся группа. |
3 | «Геометрическая мозаика» | Учить выделять пространственное расположение геометрических фигур и воспроизводить такое же расположение при выкладывании узора. | Предложить выложить узор из разноцветных геометрических фигур по образцу. | Полоски для выкладывания узора и 5 карт- рисунков из плотной бумаги, наборы вырезанных геометрических фигур. | 8 – 10 |
4 | «Геометрическое домино» | Учить правильно называть и различать геометрические фигуры. | Предлагается домино с разным вариантом расположения фигур. Игра ведется по принципу игры в домино. | Карточки домино с изображением геометрических фигур. | Все дети группы |
5 | «Чудесный мешочек» | Учить находить и называть фигуру по осязательному ощущению. | Игра идет по принцип: найди и объясни, что нашел. | Мешочек и набор объемных фигур (шар, куб, цилиндр) | Дети всей группы |
6 | «Геометрическое лото" | Закрепить знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник Развивать мыслительные операции, вариативность мышления. | Воспитатель рассказывает: -Жили-были фигуры, вдруг поссорились: «Не хотим вместе жить, мы такие разные! Соберемся группами» Как разделить фигуры: а) по цвету; б) по размеру; в) по форме. | У каждого ребенка геометрические фигуры двух цветов, двух размеров и двух форм: большой красный квадрат, средний желтый квадрат, маленький красный круг. | 10 – 12 |
7 | «Найди то, что я покажу». | Упражнять детей в умении находить предмет определенной формы с использованием геометрических образцов. | Предложить подобрать к каждому предмету геометрическую фигуру соответствующей формы. | Два комплекта геометрических фигур и предметы различной формы (шар, куб, цилиндр). | 3 – 4 |
8 | «Заполни пустые клетки» | Закрепление представлений о геометрических фигурах, умений составлять две группы, находить отличительные признаки. | Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет, найти закономерность в их расположении, заполнить пустые клетки со знаками вопроса. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. | Геометрические фигуры трех цветов. Таблицы. | 2-3 |
9 | «Составь фигуру из счетных палочек» | Учить составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек. | Предлагается детям назвать известные им геометрические фигуры. «Будем составлять фигуры на столе, и рассказывать о них» Дается задание: -Составить квадрат и треугольник маленького размера. -Составить маленький и большой квадраты -Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам. А левая и правая – двум. | Счетные палочки (15 – 20 штук на ребенка) | Дети всей группы |
10 | «Дорисуй» | Развивать у детей геометрическое воображение, закреплять знание о геометрических фигурах и их свойствах. Развивать игровой замысел, умение ставить и реализовывать игровую задачу | Воспитатель предлагает ребенку назвать предметы, имеющие в строении изображенную геометрическую фигуру, затем дорисовать то, что ему интересно, не повторяя работ товарищей. | На листах бумаги изображены геометрические фигуры разного размера. | 4 -5 |
11 | «Кто больше назовет геометрических фигур» | Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки. | В «Городе геометрических фигур» Микки – Маусу подарили несколько ковриков с геометрическими узорами. Он много раз пытался сосчитать фигуры на ковриках, но каждый раз сбивался». Дети определяют количество и название геометрических фигур. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся. Взрослый предлагает детям нарисовать самостоятельно для Микки – Мауса коврики, состоящие из геометрических фигур, раскрасить их. | Нарисованные коврики. | 2 -3 |
12 | «Мастерская ковров» | Развитие геометрического воображения, закрепление умения ориентироваться на листе бумаги, развитие творчества. | Детям предлагается сделать для Микки – Мауса красивые ковры. Дается точная установка. «В правый левый угол положите зеленый квадрат, в середину – красный круг, в нижний левый угол - синий треугольник» и т. д. Далее дать возможность самостоятельно, со замыслу украсить коврик. | Листы бумаги, геометрические фигуры разного цвета, размера. | 4-5 |
13 | «Составь фигуру» | Учить детей выделять пространственное расположение геометрических фигур и воспроизводить такое же расположение при выкладывании узора. | Предлагается выложить узор из разноцветных геометрических фигур по образцу. | Полоски для выкладывания узора и 5 карт - рисунков из плотной бумаги, наборы вырезанных геометрических фигур. | 8 – 10 |
14 | «Сложи картинку» (разрезные картинки) | Учить детей зрительно расчленять изображение предмета на части, составлять не только форму, но и форму отрезанной части картинки. | Педагог показывает, как из двух – четырех частей сложить картинку. При самостоятельном выполнении задания педагог следит, чтобы ребенок больше ориентировался на общий вид предмета, а не многократно приставляя то одну, то другую часть картинок, находя нужную. | Картинки, разрезанные на 2 , 4 ,6 частей и набор цветных картинок - образцов. | 8 – 10 |
15 | «Составь целое из частей» | Закреплять умение зрительно расчленять геометрическую фигуру на равные части, составлять её из таких же частей. | Педагог показывает одну геометрическую фигуру. Отмечает цвет частей этой фигуры, которую достает из конверта. Дети постепенно составляют целые фигуры частей, ориентируясь на цвет. | Образцы – плоскостные геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. В конвертах – такие же фигуры, разрезанные на 2 и 4 части. Окраска с одной и другой стороны разная. | 8 – 10 |
16 | «Что бывает такой формы?» | Закрепление знаний о геометрических фигурах. | Педагог показывает детям геометрическую форму. Дети называют предметы такой же формы. За каждый правильный ответ ребенку выдаётся фишка. Побеждает тот, кто больше всего наберет фишек. | Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. | Вся группа. |
17 | «Найди свою пару» | Закреплять представления о геометрических фигурах. | Детям предлагается взять по одной геометрической фигуре. После этого дети могут побегать, попрыгать. По сигналу «Найди свою пару» встать в пару с тем, у кого в руках такая же фигура. Выигрывают те дети, которые раньше всех встали в пару. | Геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. | Вся группа. |
18 | «Найди свой домик» | Учить классифицировать предметы по признаку цвета, величины. | Дети бегают по комнате, по сигналу они должны подбежать к обручу с фигурами того же цвета, что и их фигура. Подходя к детям, педагог просит назвать, какие фигуры возле обруча и почему. | На полу в разных местах комнаты три обруча. В одном обруче лежит красный круг, в другом – желтый, в третьем - зеленый круг. У детей по одной геометрической фигуре (не круглой!) | Вся группа. |
19 | «Найди свое место» | Закрепление знаний о геометрических фигурах. | Предлагается детям взять по одной фигуре. Те, у кого треугольники, встают справа от него; те у кого прямоугольники, - слева. -Какие у кого фигуры и какого они цвета? -Возьмите фигуру в левую руку, поднимите руки вверх и переложите фигуру в правую руку. Опустите руки вниз. После этого дети меняются фигурами, и игра повторяется. | На столе лежат треугольники и прямоугольники. | Вся группа. |
Старшая группа (5-6 лет)
№ п/п | Название игры | Цель | Ход игры | Материал | Количество играющих |
1 | «Почему овал не катится?» | Познакомить детей с фигурой овальной формы, учить различать круг и фигуру овальной формы | На фланелеграфе размещают модели геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника. Ребенку предлагают показать круг. Вопрос: «Чем отличается круг от остальных фигур?» Ребенок обводит круг пальцем, пробует его покатить. В. обобщает ответы детей: у круга нет углов, а у остальных фигур есть углы. На фланелеграфе размещают 2 круга и 2 фигуры овальной формы разного цвета и размера. «Посмотрите на эти фигуры. Есть ли среди них круги? Одному из детей предлагают показать круги. Внимание детей обращают на то что на фланелеграфе не только круги, но и другие фигуры, похожие на круг. Это фигура овальной формы.. Ребенку предлагают показать круг, фигуру овальной формы. Выясняется, что круг катится, а фигура овальной формы нет.(почему?) Затем выясняют, чем отличается фигура овальной формы от круга? (фигура овальной формы вытянута). Сравнивают путем приложения и наложения круга на овал. | Геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. | 2-3 |
«Подбери фигуру» | Закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал. | Предлагается обвести пальчиком фигуры, нарисованные на карточках. Потом предъявляется таблица, на которой нарисованы эти же фигуры, но другого цвета и размера, чем у детей, и, указывая на одну из фигур, говорится: «У меня большой желтый треугольник, а у вас?» И т. д. | У каждого ребенка карточки, на которых нарисованы прямоугольник, квадрат и треугольник, круг, овал, цвет и форма варьируются. | 4-5 человек | |
«Назови свой автобус» | Упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала, находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером. | Воспитатель ставит на некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к которым прикреплены модели треугольника, прямоугольника и т. д. (марки автобусов). Дети садятся в автобусы (становится в 3 колонны за стульями. Педагог-кондуктор раздает им билеты. На каждом билете такая же фигура как на автобусе. На сигнал «Остановка!» дети идут гулять, а педагог меняет модели местами. На сигнал «В автобус» дети находят сбои автобус и становятся друг за другом. Игру повторяют 2-3 раза. | Геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. | 4-5 | |
3. | «Кто быстрее найдет» | Упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами и в обобщении предметов по форме. | Воспитатель описывает предмет, который надо найти. Ребенок по описанию должен отгадать и найти предмет. Выигрывает тот, кто первым найдет предмет, поместит его рядом с фигурой такой же формы». Вызывает сразу 4 ребенка. Дети называют выбранный предмет и описывают его форму. | Геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. Предметы такой же формы | 4-5 |
4 | «Найди похожее» | Упражнять в умении находить предметы разной формы в окружающей обстановке. | Детям предлагается картинка с изображением помещения, улицы, природы. Необходимо найти предметы, похожие на предложенные фигуры и объемные формы. | Геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. Объемны формы: шар, куб, цилиндр. | 4-5 |
5 | «Мастерская форм» | Учить составлять геометрические фигуры из счетных палочек. | Предлагается из счетных палочек выложить как можно больше геометрических фигур. | Счетные палочки | 5-6 |
6 | «Убери лишнюю» | Упражнять детей в умении объединять геометрические фигуры по какому- либо свойству (цвет, форма, размер). | Воспитатель показывает детям несколько геометрических фигур, подобранный по какому-то одному признаку (цвет, форма, размер). Одна из фигур «лишняя», т.е. отличающаяся от остальных. Дети находят ее и показывают такую же из своего набора. | Набор геометрических фигур (пример; четырехугольники и один треугольник, синие и одна желтая, большие и одна маленькая и т.д.) | 5-6 |
7 | «Узнай по описанию» | Выделять основные признаки геометрических фигур (количество сторон и углов); определять фигуру по данным признакам. | Дети рассматривают и называют 8-10 разных фигур, но одного размера и цвета. Воспитатель закрывает фигуры, описывает одну из них и предлагает ребенку вновь рассмотреть все фигуры и выбрать соответствующую описанию. Если ребенок не ошибся, он становится ведущим и описывает фигуру, которую задумал. | Геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. | 8-10 |
8 | «Домино форм» | Различать форму предметов, выбирать предмет определенной формы. | Правила игры как в обычном домино. Дети делают ходы по очереди, выбирая нужную карточку из лежащих на столе. | 28 карточек домино с изображением на каждой половине по одному предмету разной формы: (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, цилиндр, куб, прямоугольник, овал, четырехугольник). | 8-10 |
9 | «Волшебный сундучок» | Закреплять навык зрительно узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры | Из страны Острых углов к детям пришла посылка-волшебный сундучок. Воспитатель показывает геометрические фигуры из шкатулки. Они разного цвета и размера. Дети рассматривают их, называют, отыскивают фигуры с одинаковым количеством углов, с тремя сторонами и т.д. Затем из шкатулки воспитатель достает тетрадь, салфетку, косынку, диск и т.д). Дети отвечают на какую фигуру похожи предметы из шкатулки. | Шкатулка с геометрическими фигурами ( круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал). | 4-5 |
10 | «Разложи по заданию» | Закреплять умение находить по заданию геометрические фигуры. Воспитывать сосредоточенность в работе. | Дети вынимают все фигуры из конвертов. Выполняют задания; отложить слева от конверта все треугольники, справа-несколько кругов, над конвертом-любой четырехугольник, под конвертом- овалы, но не синие. Когда дети освоят игру, количество фигур увеличивается до 24. | Набор (12шт.) плоских геометрических фигур (большие и малые круги, треугольники, четырехугольники красного, синего, желтого, зеленого цвета). | 4-5 |
11 | «Чудесный мешочек» | Упражнять в умении находить и называть фигуру по осязательному ощущению. | Дети рассматривают и называют геометрические фигуры на столе. Водящий берет одну плоскостную фигуру и просит найти первого игрока предмет, похожий по форме. Игра заканчивается тогда, когда все игроки найдут в мешочке все предметы, соответствующие геометрическим фигурам. | Набор (4-5 шт.) плоскостных геометрических фигур на столе и соответствующий ему по форме и по количеству набор объемных предметов в мешочке. | 4-5 |
12 | «Узнай и сосчитай» | Закреплять умение разделять фигуру на составные части, называть фигуру из частей. | Дети рассматривают карточку, а затем считают и показывают цифрой сколько фигур они видят на ней. | Набор цифр от 1 до 10, карточки с рисунками. | 8-10 |
13 | «Незаконченные картинки» | Закреплять знания о круге и овале. | В. предлагает детям узнать, что изображено на картинках. Когда все вместе это выяснить, предлагает подобрать фигуры, недостающие в рисунках и наклеить их. Перед наклеиванием проверяет правильность подбора фигур. Законченные работы выставляются, дети сами находить друг у друга ошибки. | На каждого ребенка листок бумаги с незавершенными изображениями (1-10 предметов). Для их завершения необходимо подобрать круглые иди овальные элементы. (1-10) бумажных кругов и овалов соответствующих размеров и пропорций. Клей, кисть, тряпочка. | 4-5 |
14 | «Составь фигуру» | Упражнять в выделении пространственного расположения геометрических фигур и воспроизводить такое же расположение при выкладывании узора. | Предлагается выложить узор из разноцветных геометрических фигур по образцу. | Полоски для выкладывания узора и 5 карт – рисунков из плотной бумаги, наборы вырезанных геометрических фигур. | 8 – 10 |
15 | «Придумай сам» | Упражнять в создании фигур из геометрических фигур | Дети выкладывают любые фигуры из геометрических фигур. Выложенные изображения дети рассматривают, называют, подсчитывают. Побеждает тот, кто выложил больше предметов. | Набор геометрических фигур | 4-5 |
16 | «У них четыре угла» | Закреплять знания о четырёхугольниках | На столе разложены в свободном порядке геометрические фигуры. Играющие должны за определенное время выбрать только четырехугольники. Выигрывает тот, кто больше соберет фигур. | Геометрические фигуры, различные по цвету и величине | 2 |
17 | «Что изменилось» | Закреплять знание геометрических фигур, развитие памяти | На доске шаблоны геометрических фигур, дети закрывают глаза, воспитатель меняет фигуры местами и спрашивает: " Что изменилось? ". | Геометрические фигуры, различные по цвету и величине | 4-5 |
18 | «Заполни пустые клетки» | Закрепление представлений о геометрических фигурах, умений сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки. | Играют двое. Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет, найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клеточки со знаками вопроса. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Затем игроки могут поменяться табличками. | Таблицы с закономерным расположением фигур. Геометрические фигуры. | |
19 | «Составь фигуру из счетных палочек» | Упражнять в умении составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек. | Составить квадрат и треугольник маленького размера Составить маленький и большой квадраты Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2. Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек Составить 2 равных квадрата из 7 палочек Составить 3 равных треугольника из 7 палочек Составить 4 равных треугольника из 9 палочек Составить 3 равных квадрата из10 палочек Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники) | Счетные палочки (15 – 20 штук на ребенка) | Дети всей группы |
Подготовительная группа (6-7 лет)
№ п/п | Название игры | Цель | Ход игры | Материал | Количество играющих |
1 | «Угадай, что спрятали» | Закреплять представление о знакомых геометрических фигурах, развитие зрительной памяти. | На столе перед ребёнком карточки с изображением геометрических фигур. Ребёнок внимательно их рассматривает. Затем ребёнку предлагают закрыть глаза, взрослый прячет одну карточку. После условного знака ребёнок открывает глаза и говорит, что спрятано. | Геометрические фигуры, различные по цвету и величине | 4-5 |
2 | «Зрительный диктант» | Закреплять представление о знакомых геометрических фигурах, развитие зрительной памяти. | Фигуры выставляются на наборном полотне на 20-30 сек., дети должны запомнить их расположение и по памяти воспроизвести тот же орнамент на столе. Постепенно количество фигур следует увеличивать до 5-6. | Наборное полотно, набор демонстрационных геометрических фигур, такие же фигуры у каждого ребенка | 4-5 |
3 | «Слуховой диктант» | Развивать представление детей о геометрических фигурах, развивать слуховые ощущения | Воспитатель называет фигуры и указывает их расположение относительно той или иной фигуры или листочка бумаги. Например: «Положите круг, слева от него положите треугольник, справа-квадрат, сверху- прямоугольник и т.д. | Конверты с набором геометрических фигур | 7-8 |
4 | «Только одно свойство» | Закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её | У двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино. | Набор геометрических фигур | 2 |
5 | «Танграм» | Развитие внимания; понимания цвета, величины и формы, абстрактного и пространственного мышления; воображения; логического мышления; комбинаторных способностей. | На каждого ребенка раздается 1 «Танграм» (7частей). Используются все 7 частей. Плотно присоединяя детали друг к другу, дети составляют различные архитектурные конструкции по образцам и по собственному замыслу | Квадрат 8х8 см из картона, одинаково раскрашенный с двух сторон разрезанный на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Карточки – образцы. | 2-3 |
6 | «Колумбово яйцо» | Развитие внимания; понимания цвета, величины и формы, абстрактного и пространственного мышления; воображения; логического мышления; комбинаторных способностей | На каждого ребенка раздается 1 «Колумбово яйцо» Используются все 10 частей. Плотно присоединяя детали друг к другу, дети составляют различные архитектурные конструкции по образцам и по собственному замыслу. | Овал размером 15*12см разрезается на 10 частей. | 2-3 |
7 | «Волшебный круг» | Развитие внимания; понимания цвета, величины и формы, абстрактного и пространственного мышления; воображения; логического мышления; комбинаторных способностей | На каждого ребенка раздается 1 «Волшебный круг» Используются все 10 частей. Плотно присоединяя детали друг к другу, дети составляют различные архитектурные конструкции по образцам и по собственному замыслу | Круг разрезается на 10 частей | 2-3 |
8 | «Монгольская игра | Развитие внимания; понимания цвета, величины и формы, абстрактного и пространственного мышления; воображения; логического мышления; комбинаторных способностей | На каждого ребенка раздается 1 «Монгольская игра» Используются все 10 частей. Плотно присоединяя детали друг к другу, дети составляют различные архитектурные конструкции по образцам и по собственному замыслу | Квадрат размером 10Х10 см разрезается. В результате получается 11 частей: среди них 2 квадрата, 4 треугольника, 5 прямоугольников (4 маленьких и 1 большой). | 3-4 |
9 | «Найди пару» | Формировать умение классифицировать предметы по трем признакам: цвет, форма, величина. Закрепить знания о геометрических фигурах. Воспитывать усидчивость. | Детям предлагается найти карточки с одинаковым расположением фигур. | Набор карточек с изображенными на них геометрисечкими фигурами. | 4-5 |
10 | «Составь фигуру» | Упражнять в выделении пространственного расположения геометрических фигур и воспроизводить такое же расположение при выкладывании узора. | Предлагается выложить узор из разноцветных геометрических фигур по образцу. | Полоски для выкладывания узора и 5 карт – рисунков из плотной бумаги, наборы вырезанных геометрических фигур. | 4-5 |
11 | «Подбери фигуру» | Упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами. | В. Объясняет задание: «Я буду указывать на фигуры, а вы среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же формы. Если у вас есть предмет, у которого есть часть такой же формы, ту карточку вы тоже покажите». | Подставка, на которой размешены модели геометрических фигур, картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из нескольких частей. | 4-5 |
12 | «Кто больше увидит» | Закрепление знаний о геометрических фигурах. | На магнитной доске в произвольном порядке размещают различные геометрические фигуры. Дети рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагает, как можно больше назвать геометрических фигур, которые были на фланелеграфе. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур. Продолжая игру, ведущий меняет количество фигур. | Геометрические фигуры | 4-5 |
13 | «Как расположены фигуры» | Закреплять умение располагать геометрические фигуры на плоскости. | В. вывешивает таблицу с геометрическими фигурами и объясняет задание: «Внимательно рассмотрите таблицу, запомните, как расположены фигуры и разместите свои фигуры на листе точно так же. После этого В. поворачивает таблицу обратной стороной к детям. Выполнив задание, дети рассказывают, как они разместили фигуры, сверяют результат своей работы с образцом, исправляют ошибки | 2 таблицы, на которых посередине нарисована 1 фигура и вокруг нее (вверху, внизу, справа, слева), по одной фигуре, лист бумаги, конверт с моделями геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, многоугольник). | 4-5 |
14 | «Сгруппируй фигуры» | Упражнять в группировке фигур по указанным признакам. | В. предлагает детям вынуть из конвертов фигуры и разложить перед собой, затем спрашивает: «Как можно сгруппировать фигуры? Сколько групп получится, если фигуры подобрать по форме? Какие это группы? Сколько фигур войдет в группу прямоугольников? (кругов)». Дети группируют фигуры. «Сколько рядов фигур получилось? Сколько кругов? (овалов, треугольников, прямоугольников). Каких фигур больше? Почему вы так думаете? Каких фигур поровну? Как еще модно сгруппировать фигуры? (по цвету). Сколько будет групп?». (Дети группируют фигуры по цвету, а затем по размеру). | Набор геометрических фигур. | 4-5 |
15 | «Заполни квадрат» | Закреплять умение упорядочивать предметы по различным признакам. | Первый игрок кладет в квадраты, не обозначенные цифрами, любые геометрические фигуры, например красный квадрат, зеленый круг, желтый квадрат. Второй игрок должен заполнить остальные клетки квадрата так, чтобы в соседних клетках по горизонтали (справа и слева) и по вертикали (снизу и сверху) были фигуры, отличающиеся и по цвету, и по форме. Исходные фигуры можно менять. Игроки тоже могут меняться местами (ролями). Выигрывает тот, кто сделает меньше ошибок при заполнении мест (клеточек) квадрата. | Набор геометрических фигур, различных по цвету и форме. | 2-3 |
16 | «Геометрический конструктор» | Развитие внимания; понимания цвета, величины и формы, абстрактного и пространственного мышления; воображения; логического мышления; комбинаторных способностей. | Подумайте и мысленно представьте себе, какая геометрическая фигура получится, если составить два треугольника. Составьте ее и расскажите, как вы это сделали. 2) Составьте фигуру-силуэт краба, ориентируясь на образец. Инструкция: — рассмотрите фигуру краба; — подумайте, из какого количества треугольников сделано туловище, как они расположены; — подумайте, как сделана клешня краба. Сравните с образцом; — за 2 минуты аккуратно составьте фигуру краба; — расскажите, как вы ее составляли. 3) Составьте фигуру-силуэт бабочки, ориентируясь на образец. (Задание выполняется по аналогии с предыдущим.) 4) Сравните, силуэт краба и силуэт бабочки. Чем они похожи? Чем отличаются? Докажите (развернутое связное высказывание). | 8 равнобедренных треугольников, вырезанных из двустороннего картона, — в конвертах на каждого ребенка; образцы фигур-силуэтов краба и бабочки; песочные часы. | 3-4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Картотека дидактических игр по ознакомлению дошкольников с деревьями
В основном, знакомство со строением дерева, разными видами деревьев, их семенами, плодами, листьями происходит во время прогулок и экскурсий. Дети обследуют оъекты самыми разнообразными способами: вер...
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ
Материал содержит подборку дидактических игр для ознакомления дошкольников с растениями....
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ
Материал содержит подборку дидактических игр для ознакомления дошкольников с растениями....
Картотека дидактических игр по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения.
Картотека дидактических игр по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения....
Картотека дидактических игр для ознакомления дошкольников с растениями
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7391162","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"360"}}]]...
Картотека дидактических игр по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых
Игра является важнейшим средством развития, обучения и воспитания дошкольников. И является неотъемлемым средством знакомства детей с профессиями взрослых....