НОД по математике в подготовительной группе "Космическое путешествие"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Халитова Фанида Табрисовна

Конспект занятия для детей подготовительной группы.Дети приглашаются в космическое путешествие , чтобы помочь спасти планету, в занятий использованы познавательные, математические игры,графический диктант.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Конспект НОД по математике в подготовительной группе

                                  "Космическое путешествие"

Познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: познавательно-исследовательская, чтение художественной литературы, продуктивная, игровая.

Цели занятия:

Обобщить полученные знания.

Программное содержание:

Обучающие задачи:

Закреплять знания детей  о  последующем и предыдущем числе.

Закрепить обратный счет в пределах 10.

Закрепить название геометрических фигур,  умение составлять изображение из   данных фигур

Закрепить знания о последовательности дней недели.

Упражнять детей в ориентировке на листе бумаги в клетку; закрепить пространственные представления (вверху – внизу, слева – справа);

Упражнять в решении примеров на увеличение и уменьшение числа на 1.

Закрепить последующее и предыдущее число.

Закрепить навык измерения  жидкости с помощью условной мерки

Проверить умение составлять целое из частей

Развивающие задачи:

Развивать логическое мышление, память, внимание, воображение, аккуратность.

Уточнить представление детей о планетах космоса;

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность, желание делать добрые поступки.

Материалы.

- картинки с изображением космоса;

- чертеж ракеты;

- демонстрационный лист в крупную клетку (с точкой);

- картинки планет (Солнце, Нептун, Марс, Юпитер, Венера);

- сосуды (3) с разными по цвету жидкостями, измерительные кружки;

- набор цифр;

- картинка – перевертыш («Молодая леди - пожилая дама»);

- разные планеты, поделенные на равные части (10, 6, 3);

- картинки героев:  птица – Говорун, робот Железяка.

- мягкий модуль;

- конверт с письмом;

- музыка.

- счетные палочки.

Для детей: цифры от 1 до 10;  листы в клетку с точкой;  картинки планет (Солнце, Нептун, Марс, Сатурн);  клей, салфетки, ручки,  квадраты, ножницы.

Предварительная работа:  рассматривание звездного неба;  знакомство с профессиями, необходимые на космической ракете;  рассматривание планет.

Словарная работа: обсерватория.

1 часть.

Раздается телефонный звонок. Воспитатель берет трубку:

- Да…, я поняла.  Ребята у меня для вас новость.  Сейчас звонили ученые из обсерватории и сообщили, что поступают с планеты Юпитер сигналы SOS.  

Что это за сигналы? Да, сигналы бедствия.

Маленькие космические создания просят помочь им поскорей спасти планету.  

А утром на наш адрес пришел конверт с картой звездного неба и чертежом. Что будем делать?  (Дети предлагают )

В конверте еще была записка:

«Приглашаем всех детей, в путь отправиться скорей,

Ждут вас испытания, сложные задания.

Испытать себя хотите? Построить ракету поспешите»

Рассмотрим чертеж. Расскажите, сколько, какие по размеру, и какой геометрической формы детали нам необходимы?

Дети: Нам нужны два маленьких треугольника, один большой треугольник, три  квадрата  (чертеж на листе)

(Дети строят из мягких модулей космическую ракету. Звучит “космическая” музыка.

(слайд 1)

- На любом космическом корабле есть экипаж.  Из каких специалистов он состоит? (радист, пилот, штурман, связист).

Воспитатель: “Внимание! С вами говорит руководитель управления полетом. Космическому экипажу к старту приготовиться. Занять места, пристегнуть ремни.

Начинаем обратный счет, помогайте мне: 10– 9– 8- 7 -…1 - пуск!

(Звучит космическая музыка )

- С какой планеты мы начали наш путь? (Земля).  (слайд 2)

2 часть 

Преодолеваем земное притяжение. Мы вышли на орбиту. Отстегнуть ремни. (Имитация)

- Будьте внимательны, мы ведем наблюдение за космическими объектами и телами. Положите перед собой монитор (лист в клетку), найдите на своём столе разные планеты.

- А сейчас, выложим вид космического неба на мониторы.

- В верхнем левом углу мы наблюдаем за Солнцем, в правом нижнем углу появилась голубая  планета – Нептун, в левом нижнем углу красная планета – Венера, а в правом верхнем углу планета – Юпитер.

- Ребята, проверьте у всех ли такой вид на мониторе  ( показ на экране, слайд 3)

(Дети  приклеивают планеты на своих мониторах – листах)

- На моем экране появилась непонятная точка. Что бы это могло быть?

- Для обнаружения объекта возьмите свои космические ручки, приступаем к работе.

3 часть Графический диктант.

Проведите линию от точки:

3 клетки вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вниз, 3 вправо, 1 вниз, 2 влево, 5 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 1 влево, 5 вверх, 2 влево, 1 вверх, 3 вправо, 1 вверх, 1 влево, 3 вверх.

- Космонавты, какой объект вы обнаружили? (ответы детей, показ на экране)

 (слайд 4)

- Это пришелец из космоса, с планеты Роботов (слайд 5)

 Он просит помощи. Роботы его планеты заржавели, их срочно нужно смазать специальным маслом. Масло находится в одном из сосудов, но в каком из них он не знает. Он знает только то, что масла больше, чем другой жидкости. Пришелец не может определить, где больше, а где меньше жидкости.

- Космонавты, как узнать, где масло? (нужно измерить)

- Чем можно измерить? (измерительной кружкой)

- Разделитесь на три группы. Каждая группа измеряет свою жидкость. Результат сравним потом.

(На столе находится три сосуда с красной,  голубой  и желтой водой. Дети делятся на подгруппы, измеряют, переливая поочередно жидкости в сосуд,  делают отметки с помощью счетных палочек.)

- Сколько кружек жидкости в вашем сосуде?

- А вашем сосуде?

- Какой жидкости оказалось больше?

- Какая жидкость является маслом для смазки роботов?

- Вот, молодцы! Пришелец вам очень благодарен!

4 часть

Роботы снова могут двигаться и хотят вступить с нами в контакт, приглашают вас поиграть.

Эта игра - испытание «Верно - неверно»  (слайд 6)

Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно – покачайте головой

- утром солнышко встает;

- днем ярко светит луна;

- утром  дети идут в детский сад

- ночью люди обедают

- вечером вся семья собирается дома

- в  неделе 7 дней

- за понедельником следует среда

- после субботы идет воскресение

- всего 5 времен года

- весна наступает после лета

- грибы умеют летать

- бабочки умеют летать

- сегодня вторник

5 часть

- Но что такое? Кажется, мы сбились с курса. Придется нам обратиться за помощью к говорунам. Держим курс на планету Говорунов.  Просьба занять  свои места, приготовится к полету  (звучит музыка)

(На экране появляется картинка птицы Говорун  (слайд 7)

- Птица Говорун отличается умом и сообразительностью. (Запись голоса птицы Говорун)

Птица Говорун: - Я укажу вам путь, если вы ответите  на  мои  хитрые вопросы.

(Вопросы Говоруна в записи: (слайд 8)

* Вы, космонавты корабля, летящего от планеты Земля до планеты Говорунов, время в полете 2 часа. Сколько лет космонавтам? (6 – 7 лет)

* Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)

* На одном берегу утенок, на другом берегу цыпленок. Посередине остров. Кто быстрее доплывет до острова? (утенок)

* На столе лежало 5 яблок и 2 груши. Сколько овощей лежало на столе? (нисколько, на столе лежат фрукты)

* Сколько орехов в пустом стакане? (0)

* У кого больше лап: у утки или утенка? (поровну)

* Сколько хвостов у четырех котов? (4)

* На какое дерево садится птица Говорун во время проливного дождя?  (на мокрое)

Птица Говорун:   Вы справились с заданием, держите  курс прямо.

- Полетели.  (звучит музыка)

6 часть

- Мы приближаемся к планете Венера.  (слайд 9)

Все жители этой планеты были прекрасными, молодыми девушками. Но планету заколдовал злой колдун,  и все девушки превратились в старых бабушек.

(Показать картинку – перевертыш) (слайд 10)

- Чтобы их расколдовать, для этого нужно выполнить задания.

Разложите цифры по порядку.

- Покажите соседей числа 3, 7.

- Покажите число предыдущее  числу  8, 4.

- Покажите  число последующее числу 6, 9.

- Какое число находится между числами 4 и 6; 7 и 9.

- 4 на один больше, получится?  (5)

- 8 на один меньше получится? (7)

Решите задачи, ответ покажите на карточках.

  Hа планете у реки

 Жили счетоводики.

 Две дочки, два сына, отец и мать.

 Кто их может сосчитать?  (6)

 Мы пять дней подряд

 Ходим с братом в детский сад.

 Кто подскажет нам ответ,

 Сколько дома нам сидеть?  (2)

Любопытная ракета

Облетела три планеты,

Отдохнула и опять –

Облетела целых пять.

Познакомилась со всеми

В нашей солнечной системе!

Ты же дай скорей ответ,

Сколько в ней всего планет?    (8)

- Мы выполнили все задания и расколдовали планету. Все жители опять стали красивыми, молодыми девушками. (показ картинки, слайд 11)

Звучит космическая музыка

– Я слышу сигнал SOS  (слайд 12)

(Звучит сигнал бедствия)

7 часть

- Вот и планета Юпитер, которая  просит помощи. (слайд 13)

В планету попал метеорит, и она раскололась на части. Части разлетелись в космосе и смешались с другими частями космических тел, комет, астероидов.

- Внимание, задание экипажу,  собрать планету Юпитер из одинаковых по размеру частей. (слайд 14)

Дети делятся на группы, подходят к столу и вместе собирают планеты.  Из трёх планет находят нужную.

- Какая планета Юпитер? Почему?

- На сколько частей раскололась планета? (10)

- На какую геометрическую фигуру похожа планета?

- На этой планете живут разные геометрические фигуры. (слайд 15)

ТРЕУГОЛЬНИК И КВАДРАТ

Жили-были два брата:

Треугольник с квадратом

Старший — квадратный

Добродушный, приятный

Младший — треугольный,

Вечно недовольный.

Стал расспрашивать квадрат:

— Почему ты злишься, брат?

Тот кричит ему: — Смотри,

Ты полней меня и шире,

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре!

Но квадрат ответил: — Брат!

Я же старше, я — квадрат:

Я сказал еще нежней:

— Неизвестно, кто нужней!

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя сказал:

— Приятных я тебе желаю снов!

Знать, ложился — был квадратным,

А проснешься без углов!

Но наутро младший брат

Страшной мести был не рад.

Поглядел он — нет квадрата,

Онемел, стоял без слов...

Вот так месть! Теперь у брата

Восемь новеньких углов.

- Чему удивился треугольник, увидев утром квадрат? (предположения детей)

 - Давайте мы тоже проверим, что случится с квадратом, если ему срезать все углы?

Экспериментальная деятельность детей

 - Сколько углов стало у квадрата?

 - Почему?

- Какая фигура у вас получилась? (слайд 16)

- Как нужно было срезать углы у квадрата, чтобы их не стало?

Миссия выполнена, а нам пора  возвращаться  домой. (слайд 17)

 Пристегните ремни. Полетели.

Воспитатель: Экипаж, поздравляю вас с прибытием! Расстегнуть ремни. (Имитация)

 Каждый из вас молодец! Путешествию конец.

 С математикой дружите, знания свои копите.

 Пусть помогут вам старание, память, логика, внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики"

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики" Программное содержание. Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина), ...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в страну Математика»

Программное содержание:Обучающие задачи:-закреплять у детей умение составлять числа из двух меньших;-продолжать учить решать  простые арифметические задачи на сложение;-закрепить с детьми...

Конспект итогового интегрированного занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в страну математики»

счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке, развивать слуховое внимание и координацию движений; логическое мышление детей; совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировку на ...

Итоговое занятие по математике в подготовительной группе "Путешествие по стране "Математика"

Занятие по формированию элементарных математических представлений проводится в конце учебного года в подготовительноцй группе....

Конспект НОД по математике в подготовительной группе «Путешествие в страну математики, состав числа 9»

Раздел 8. Использование методов, средств и форм воспитания и обучения детей (по анализам трех занятий)Конспект НОД по математике в подготовительной группе «Путешествие в страну математики, составчисла...