«Развитие у воспитанников 3-го года жизни представлений о форме, цвете, размере через дидактические игры»
статья по математике на тему
В статье раскрыта система работы по развитию у воспитанников 3-го года жизни представлений о форме, цвете, размере через дидактические игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
«Народная мудрость создала дидактическую игру,
которая является для маленького ребенка
наиболее подходящей формой обучения»
С.Л. Новоселова
СТАТЬЯ
«Развитие у воспитанников 3-го года жизни представлений о форме, цвете, размере через дидактические игры»
Согласно ФГОС ДО целевые ориентиры определяют предпосылки универсальных учебных действий, создающих технологическую базу преемственности дошкольного и школьного начального образования.
Познавательное развитие предполагает: «…формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере)…»
Развитие представлений о форме, цвете, размере у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. С их помощью ребенок наиболее легко осваивает признаки предметов.
Широкое использование дидактических игр в воспитании и обучении детей раннего возраста способствует их всестороннему развитию, делает более привлекательной ту деятельность, в которую их вовлекает педагог.
Изучением данной проблемы занимались многие педагоги и ученые.
В.А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного развития. Игра – это искра, зажинающая огонек пытливости и любознательности». А.И. Сорокина считала, что своеобразие дидактической игры состоит в сочетании познавательного содержания, обучения и радующей детей игровой деятельности.
Цель моей работы: развивать у воспитанников 3-го года жизни представления о форме, цвете, размере через дидактические игры.
Задачи:
- Содействовать формированию представлений о форме, цвете, размере.
- Развивать способы познания эталонов цвета, формы, размера.
- Развивать способы обследования предметов, сравнения, группировки, упорядочения.
- Развивать элементы логического мышления, память.
- Воспитывать интерес к дидактическим играм.
На I этапе работы я отобрала критерии оценки развития представлений о форме, цвете, размере и выявила уровень развития представлений у детей 3-го года жизни.
Педагогическую диагностику воспитанников группы я проводила по методике: К.Л. Печора «Дети раннего возраста в дошкольном учреждении» и Э.Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию».
Мною была создана развивающая предметно-пространственная среда в рамках требований ФГОС ДО для максимальной реализации образовательного потенциала развития у воспитанников 3-го года жизни представлений о форме, цвете, размере через дидактические игры.
Наполняемость центров группы материалом и оборудованием способствовали реализации поставленных цели и задач. В развивающую предметно-пространственную среду включены: различные дидактические игры («Разноцветные корзиночки», «Занимательный кубик»,«Улей с пчелками», «Опусти шарик», «Аквариум», «Веселые ведерки», «Мозаика»,«Домик с окошками», «Разложи по цветам» и т.д.), карточки-схемы, игрушки – предметы оперирования, игрушки-персонажи, музыкальные игры, материалы для продуктивной деятельности, атрибуты для подвижных игр. Очень много игр и пособий выполнены своими руками.
На II этапе работы я составила перспективный план работы по развитию представлений о форме, цвете, размере через дидактические игры; отобрала принципы подбора дидактических игр, направленных на развитие представлений о форме, цвете, размере; разработала систему дидактических игр с воспитанниками 3-го года жизни по заданной тематике.
Педагогический процесс по развитию у воспитанников 3-го года жизни представлений о форме, цвете, размере через дидактические игры осуществлялся в совместной деятельности и самостоятельной деятельности.
На занятиях по математическому развитию воспитанники учились соотносить предметы 2-х заданных форм при выборе из 4-х (д/и «Закрой окошечки», «Выключи свет»); раскладывать однородные предметы по цвету (д/и «Разноцветные кирпичики»); соотносить предметы 2-х заданных цветов при выборе из 4-х (д/и «Грибочки», «Цветочные полянки»).
С помощью д/и «Курочка и цыплята», «Домики» фиксировала внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
Знакомство с размером осуществлялось через следующие дидактические игры: «Большой-маленький» (раскладывание однородных предметов разного размера на 2 группы); «Бусы» (чередование предметов по величине); «Башенки» (упорядочение предметов от самого большого до самого маленького).
На занятиях по рисованию дети также, знакомились с цветом, формой и размером.
Для индивидуальной работы использовала дидактические игры по заданной проблеме. Дети с удовольствием подбирали чашки и ложки трем медведям, собирали пирамидки (размер), выкладывали дорожки по цветам для машин (цвет). Из шерстяных ниток мы выкладывали геометрические фигуры (форма).
В самостоятельной деятельности дети закрепляли полученные представления через различные дидактические игры, пособия.
Родители – полноправные участники образовательного процесса.
Вовлечению родителей в образовательный процесс способствовало использование разнообразных форм работы с родителями (родительское собрание, День открытых дверей, персональный сайт, мастер-класс, библиотека игр выходного дня), что позволило повысить уровень педагогической культуры родителей в вопросах развития детей.
На III этапе была проведена контрольная педагогическая диагностика воспитанников, которая показала положительную динамику развития у воспитанников 3-го года жизни представлений о форме, цвете, размере через дидактические игры.
Результаты:
- Сформированы представления о форме, цвете, размере.
- Воспитанники различают и называют основные цвета, размер (большой-маленький), форму (куб, шар, квадрат, круг).
- Развиты способности обследовать, сравнивать, группировать, упорядочивать предметы по цвету размеру, форме.
- У воспитанников развиты элементы логического мышления, память.
- Воспитанники играют с дидактическими играми, действуют самостоятельно в практической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет по теме: формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры.
творческий отчет...
рабочая программа по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактическую игру
Регулярные специально организованные развивающие занятия по математике с детьми дошкольного возраста через дидактическую игру будут способствовать наиболее эффективному развитию мышления и...
Статья «Развитие у обучающихся третьего года жизни представлений о форме, цвете, размере через дидактические игры»
В статье раскрыта система работы по развитию у обучающихся третьего года жизни представлений о форме, цвете, размере через дидактические игры....
Система работы над развитием пространственных представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры
Пространственные представления - это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, длины, ширины, высоты, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного т...
Фотоотчет по итогам проведения открытого показа ООД по речевому развитию с воспитанниками 4-го года жизни
В материале представлен фотоотчёт по итогам проведения организованной образовательной деятельности по речевому развитию с воспитанниками дошкольной группы общеразвивающей направленности 4-го года жизн...
Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста через дидактические игры.
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. В примерной об...
Дидактическое пособие для воспитателей ДОО «Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры с цифрами и числами»
laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития»В.А. СухомлинскийДля ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для ни...