РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
рабочая программа по математике (подготовительная группа) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по образовательной области «Познавательное развитие»
в подготовительной к школе группе
программа разработана на основе программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой/.2014 г. и в соответствии с Федеральными государственными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО, Приказ № 1155 от 17 октября 2013г.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 682.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Целевой раздел
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана для подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет) Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 70 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей» муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики.
С точки зрения современного развития дошкольного образования программа разработана на основе программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой/.2014 г. и в соответствии с Федеральными государственными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО, Приказ № 1155 от 17 октября 2013г.).
Введение дополнений и обновлений не предусмотрено.
Цель рабочей программы
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Задачи рабочей программы
Формирование элементарных математических представлений. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.). Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Ознакомление с предметным окружением. Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета); восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда. Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.
Ознакомление с социальным миром. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что
человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
Принципы и подходы программы
Программа «От рождения до школы»:
• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
В соответствии с современными стандартами, образовательная деятельность осуществляется в соответствии с двумя моделями организации обучения – совместная деятельность педагога и детей, и самостоятельная деятельность детей.
Программа строится на принципе культуросообразности. Специфика реализации национально–региональных и национально-культурных особенностей осуществления образовательного процесса обеспечивается через реализацию задач программы «Программа воспитания ребенка – дошкольника» под редакцией О.В. Драгуновой – Чебоксары, 1995г.
Планируемые результаты освоения содержания программы
Планируемыми результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования.
Целевые ориентиры | |
Обязательная часть содержания образования | Содержание образования, формируемые участниками образовательных отношений |
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. | Закрепление интереса к изучению родного края; уточнение знаний о представителях растительного и животного мира Чувашии. |
Количество тем в год - 9
Дополнительные образовательные услуги не организуются.
Мониторинг проводится 2 раза в год (январь, май) и обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей. В январе проводится анализ уровня освоения программы детьми в соответствии с обозначенными промежуточными результатами. В мае проводится тщательное итоговое диагностирование освоения детьми программы.
Содержательный раздел
Формирование элементарных математических представлений
Количество и счет. Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками. Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами. Знакомить с числами второго десятка. Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10). Учить называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число. Знакомить с составом чисел в пределах 10. Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет). Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (–) и знаком отношения равно (=).
Величина. Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета. Делить предмет на 2–8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям. Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку). Учить детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Дать представления о весе предметов и способах его измерения. Сравнивать вес предметов (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.
Форма. Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств. Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой. Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам. Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга — круг, из четырех отрезков — четырехугольник, из двух коротких отрезков — один длинный и т. д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу. Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
Ориентировка в пространстве. Учить ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.). Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы. Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
Ориентировка во времени. Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года. Учить пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время». Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час). Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.
Организационный раздел
Календарно-тематический план
Формирование элементарных математических представлений
(подготовительная к школе группа)
Тема месяца | Основные работы (задачи образовательной области в соответствии с ФГОС) | Тема и форма детской деятельности | непосредственная образовательная деятельность | Ñîäåðæàíèå, ôîðìèðóåìîå ó÷àñòíèêàìè îáðàçîâàòåëüíîãî ïðîöåññà | |
совместная деятельность взрослых и детей | самостоятельная деятельность детей | ||||
Сентябрь «Мой детский сад!» | Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. | «Геометрические фигуры» Игровые упражнения | закреплять представление о взаимном расположении предметов в пространстве; упражнять в счете в пределах 10. Литература:В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7лет) стр.4.,2015г | закреплять названия геометрических фигур: «треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «четырехугольник»; умение классифицировать предметы по разным признакам: величине, цвету, форме. | |
«Величина» Игровые упражнения Создание образа по словесной инструкции | развивать умение создавать образ предмета, конструируя его из палочек: сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения; упражнять в счете в пределах 10;закреплять умение отсчитывать по предложенной цифре; Литература:В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7лет) стр.7.,2015г | упражнять в счете на ощупь. | |||
«Ориентировка в пространстве» Игровые упражнения | упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве; закреплять названия последовательности дней недели; учить составлять предмет по заданной инструкции. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7лет) стр.10.,2015г | ||||
«Знакомство с тетрадью» Игровые упражнения. Моделирование фигур по словесной инструкции. Работа в тетради. | познакомить детей с тетрадью и ее назначением, учить соотносить цифру с количеством. Учить различать количественный и порядковый счет; правильно отвечать на вопросы: сколько? который по счету? Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.12.,2015г | закреплять названия геометрических фигур; упражнять в счете в пределах 10. | |||
«Тетрадь в клетку» Игровые упражнения. Работа в тетради. | учить ориентироваться на листе в клетку по словесной инструкции; закреплять названия дней недели, знания о том, какой день недели был вчера, какой день недели будет завтра, называть «соседей» данного числа. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.15.,2015г | ||||
«Многоугольник» Игровые упражнения. | познакомить детей с многоугольником, его признаками: сторонами, углами, вершинами; упражнять в сравнении предметов по разным признакам, закреплять умение обозначать словами результат сравнения. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.17.,2015г | ||||
«Деление на равные части» Игровые упражнения. Моделирование предмета по словесной инструкции. Работа в тетради. | познакомить со способом рисования многоугольника в тетради; продолжать учить понимать количественные отношения между числами в пределах 10; упражнять в делении предмета на равные части, уметь показать заданную часть. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.20.,2015г | упражнять в счете на слух. | |||
«Количество и счет» Игровые упражнения. | учить составлять число из единиц; различать количественный и порядковый счет; сравнивать предметы по высоте и обозначать словами результат сравнения. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.23.,2015г | упражнять в счете в пределах 10. | |||
«Состав числа 3» Игровые упражнения. | познакомить с составом числа 3; учить составлять число 3 из двух меньших чисел; упражнять в счете по осязанию. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.25.,2015г | Закреплять временные представления. | |||
«Измерение» Игровые упражнения. | учить измерять с помощью условной меры длину предмета; учить показывать 1/5,2/5 и т.д; продолжать учить понимать количественные отношения между числами первого десятка и уметь «записывать» это при помощи цифр и знаков, учить классифицировать фигуры по разным признакам: величине, форме, цвету. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.28.,2015г | ||||
Работа с родителями: Консультация «Есть ли у вашего ребёнка математические способности». Цель - определить уровень компетенции родителей по данному вопросу. | |||||
Октябрь «Осень» | Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. | «Деньги» Игровые упражнения. Работа в тетради. Беседа. | познакомить с деньгами, их достоинством и предназначением; упражнять в ориентировке на листе бумаги: ставить точки на пересечении линий (соединять точки по прочерченным линиям); уметь двигаться по заданному маршруту. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.30.,2015г | ||
«Состав числа 4» Игровые упражнения. | учить составлять число 4 из двух меньших чисел; упражнять в прямом и обратном счете; составлять фигуры из счетных палочк, а затем преобразовывать их. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.33.,2015г | ||||
«Деньги» Игровые упражнения. Беседа. | дать представления о деньгах вчера, сегодня, завтра; учить составлять предмет из восьми треугольников; расширять кругозор. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.36.,2015г | Упражнять в счете в пределах 10; | |||
«Измерение» Игровые упражнения. | упражнять в измерении с помощью условной меры длину предмета; Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.39.,2015г | упражнять в прямом и обратном счете, в счете на слух. | |||
«Состав числа 5» Игровые упражнения. | познакомить с составом числа 5из двух меньших чисел; учить составлять число 3 из двух меньших чисел; учить называть дни недели с любого дня, считать по составной мере. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.42.,2015г | упражнять в счете в пределах 10; | |||
«Далеко и близко» Игровые упражнения. Моделирование предмета по собственному желанию. | учить составлять силуэты различных предметов из восьми треугольников, прикладывая их друг другу; упражнять в ориентировке в пространстве, используя слова: «далеко», «близко», «рядом»; закрепить знание своего адреса; расширять кругозор. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.48.,2015г | упражнять в счете на слух. | |||
«Измерение» Игровые упражнения. | учить измерять одно и то же количество крупы мерками разной величины, понимать зависимость полученного результата от величины мерки; Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.48.,2015г | упражнять в счете в пределах 10; умении называть «соседей» названных чисел; учить отсчитывать количество предметов по заданной цифре. | |||
«Состав числа 6» Игровые упражнения. | учить составлять число 6 из двух меньших чисел; Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.51.,2015г | закреплять знания о геометрических фигурах; развивать воображение. | |||
Работа с родителями: Беседа «Как помочь ребёнку овладеть навыки счёта». Цель - оказать родителям помощь в учении ребёнка навыками счёта. | |||||
Ноябрь «Я и моя семья» | Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. | «Ориентировка на плоскости» Игровые упражнения. Работа в тетради. | учить ориентироваться на листе бумаги в клетку; закреплять умение увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на один, называть «соседей» данного числа. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.54.,2015г | упражнять в составе числа 6 из двух меньших чисел. | |
«Состав числа 7» Игровые упражнения. | учить составлять число 7 из двух меньших чисел; систематизировать представление о временных отношениях в пределах суток, о смене дня и ночи. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.56.,2015г | закреплять названия дней недели. | |||
«Измерение» Игровые упражнения. | продолжать учить измерять сыпучие величины; следить за полнотой мерки, понимать, что от этого зависит результат измерения; уменьшать числа на один в пределах 10; познакомить со знаком «минус». Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.58.,2015г | ||||
«Состав числа 8» Игровые упражнения. | учить составлять число 8 из двух меньших чисел; называть «соседей» данного числа. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.60.,2015г | ||||
«Геометрические фигуры» Игровые упражнения | упражнять в умении уменьшать число на один, пользоваться цифрами и знакми, составлять геометрические фигуры из счетных палочек; учить видеть форму в предметах; воспроизводить сходство с реальными предметами (строение, пропорции); развивать воображение. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.63.,2015г | закреплять названия геометрических фигур; умение классифицировать фигуры. | |||
«Состав числа 9» Игровые упражнения. | учить составлять число 9 из двух меньших чисел. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.65.,2015г | закреплять названия дней недели; упражнять в счете по составной мерке. | |||
«Измерение» Игровые упражнения. | учить с помощью условной мерки определять объем жидкости; закреплять временные представления. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.68.,2015г | закреплять умение составлять число 9 из двух меньших чисел. | |||
«Состав числа 10» Игровые упражнения. Работа в тетради. | учить составлять число 10 из двух меньших чисел; различать и называть цифры по порядку; упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.71.,2015г | закреплять временные представления. | |||
Работа с родителями: Консультация «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» Цель - показать значимость развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста | |||||
Декабрь «Новогодний праздник» | Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. | «Второй десяток» Игровые упражнения. | познакомить с образованием каждого из чисел второго десятка; учить считать до 20. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.73.,2015г | закреплять умение классифицировать предметы по разным признакам: величине, цвету, форме. | |
«Счет до 20» Игровые упражнения. | продолжать учить считать до 20; продолжать знакомить с образованием и «записью» каждого из чисел второго десятка; учить слова, противоположные по смыслу. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.75.,2015г | ||||
«Часы» Игровые упражнения. Беседа. | познакомить с часами и их назначением. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.78.,2015г | упражнять в счете в пределах 20; совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, используя слова: «впереди», «позади», «рядом» и т.д. | |||
«Время» Игровые упражнения. | упражнять в счете в пределах 20; упражнять в составлении десять из двух меньших чисел; упражнять в определении времени по часам с точностью до часа. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.81.,2015г | ||||
«Ориентировка в пространстве» Игровые упражнения. | упражнять в ориентировке на листе бумаги, учить задавать вопросы, используя слова: «сколько», «слева», «справа», «вверху - внизу». Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.83.,2015г | упражнять в счете в пределах 20, закрепить название месяцев | |||
«Ориентировка во времени» Игровые упражнения. Моделирование предмета. Загадывание загадок. | упражнять в ориентировке в пространстве на ограниченной плоскости, используя слова «слева - справа», «вверху - внизу», «между»; учить составлять силуэты из восьми равнобедренных треугольников; развивать воображение, закрепить названия месяцев, знания о том, что 12 месяцев составляют год. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.85.,2015г | ||||
«Календарь» Игровые упражнения. Беседа. | уточнить знания детей о годе, как временном отрезке; формировать представления о необратимости времени; уточнить знания о календаре. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.89.,2015г | продолжать учить считать до 20 и составлять число по заданному количеству десятков и единиц. | |||
«Получас» Игровые упражнения. | учить определять время по часам с точностью до получаса; упражнять в ориентировке на листе бумаги, умение словесно обозначать местоположение предмета, используя слова «слева - справа», «вверху - внизу», «между», «сбоку» Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.93.,2015г | закреплять названия геометрических фигур: «трапеция», «ромб», «квадрат», «прямоугольник», «треугольник» и т.д.; учить двигаться по заданному маршруту. | |||
«История часов» Игровые упражнения. Беседа. | познакомить детей с историей изобретения часов; учить узнавать время по часам; упражнять в увеличении и уменьшении числа на единицу. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.96.,2015г | упражнять в счете в пределах 20. | |||
«Задачи» Игровые упражнения. Моделирование часов. | учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10 на наглядной основе; учить «записывать» задачи, используя знаки «+», «-», «=»; закрепить названия месяцев. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.98.,2015г | Развивать умение моделировать часы, определять время по часам. | |||
Работа с родителями: Беседа «Весёлые занятия дома». Цель - развитие интереса к математике у дошкольников. | |||||
Январь «Зима» | Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. | «Решение задач» Игровые упражнения. | продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание на наглядном материале; «записывать» задачи, пользуясь знаками «+», «- », «=»; упражнять в увеличении и уменьшении числа на единицу; упражнять в счете по осязанию; закрепить названия геометрических фигур. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.102.,2015г | закреплять умение видеть геометрические фигуры в окружающих предметах; упражнять в счете по осязанию; закреплять названия геометрических фигур. | |
«Счет двойками» Игровые упражнения. Работа в тетради. | учить детей считать двойками; учить ориентироваться на листе бумаги в клетку по словесной инструкции Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.106.,2015г | закрепить названия геометрических фигур; развивать внимание детей; упражнять в измерении. | |||
«Часы в быту» Игровые упражнения. Беседа. | упражнять детей в счете двойками; учить находить сходство и различия между предметами, определять время по часам, соотносить число с цифрой. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.108.,2015г | ||||
«Решение задач» Игровые упражнения. | продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 10; познакомить детей со структурой задачи; упражнять в счете в пределах 20, уметь назвать «соседей» названного числа. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.110.,2015г | ||||
«Деление на равные части» Моделирование предмета. Игровые упражнения. | упражнять детей в делении предмета на восемь равных частей путем складывания по диагонали; учить показывать одну часть из восьми , а также 2/8,5/8,8/8; учить составлять силуэт предмета из восьми равнобедренных треугольников. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.113.,2015г | упражнять в ориентировке на плоскости, используя слова: «между», «рядом», «сбоку»; упражнять в счете в пределах 20. | |||
«Измерение» Игровые упражнения. Экспериментирование. | упражнять детей в счете двойками, в счете в пределах 20; в измерении длины разными мерками; развивать наблюдательность, внимание. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.116.,2015г | ||||
Работа с родителями: Выставка творческих работ родителей и детей « Ориентировка во времени». Цель - расширять представления детей по ориентировки во времени. | |||||
Февраль «Наша армия сильна» | Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. | «Решение задач» Игровые упражнения. | продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, «записывать» задачи, используя знаки. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.118.,2015г | закрепить названия дней недели; упражнять в счете в пределах 20; закреплять умение увеличивать и уменьшать число на единицу. | |
«Сантиметр» Игровые упражнения. | упражнять в измерении длины с помощью условной меры; познакомить детей с единицей длины - сантиметром; познакомить с линейкой и ее назначением. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.121.,2015г | упражнять в счете в пределах 20; упражнять в умении составлять число из двух меньших чисел. | |||
«Ориентировка в пространстве» Игровые упражнения. | упражнять в ориентировке на листе бумаги, учить классифицировать предметы по разным признакам. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.123.,2015г | упражнять в измерении протяженности разными мерками. | |||
«Геометрические фигуры» Игровые упражнения | учить составлять число 10 из двух меньших чисел; упражнять в счете; закреплять понятия о временных отрезках. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.125.,2015г | закреплять названия геометрических фигур; умение ориентироваться в пространстве, используя слова: «слева-справа», «вдали-вблизи», «рядом-около»; | |||
«Измерение» Игровые упражнения. Работа в тетради. | учить составлять целое по словесной инструкции; развивать пространственную ориентировку. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.127.,2015г | упражнять в счете в пределах 20; закреплять умение считать двойками; упражнять в измерении длины с помощью линейки. | |||
«Отрезок» Игровые упражнения. Работа в тетради. Решение задач. | учить детей чертить отрезки и измерять их; продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание по числовому примеру. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.130.,2015г | упражнять в счете до 20. | |||
«Счет по заданной мере» Игровые упражнения. Работа в тетради. | учить детей чертить отрезки определенной длины и измерять их; преобразовыать фигуры; развивать воображение. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.132.,2015г | упражнять в счете в пределах 20, в счете по заданной мере, в ориентировке на листе бумаги | |||
«Решение задач» Игровые упражнения. Работа в тетради. Решение задач. | учить детей составлять и решать простые задачи по числовому примеру; Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.134.,2015г | упражнять в измерении состаной меркой, в счете; развивать мелкую моторику. | |||
Работа с родителями: Тематическая консультация «Как обучать детей старшего дошкольного возраста по ориентировки в пространстве». Цель - дать рекомендации по обучению ориентировки в пространстве. | |||||
Март «Здраствуй, Весна» | Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. | «Ориентировка в пространстве» Игровые упражнения. Работа в тетради. | закреплять состав числа 10 из двух меньших чисел; упражнять в счете на ощупь, сравнении предметов по величине и цвету. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.137.,2015г | Закреплять умение детей ориентироваться на плоскости (на листе бумаги); | |
«Ориентировка во времени» Игровые упражнения. Работа в тетради. | продолжать учить ориентироваться на листе бумаги в клетку. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.139.,2015г | закреплять представления о днях недели; упражнять в счете в пределах 20, умении называть последующие и предыдущие числа. | |||
«Измерение» Игровые упражнения. Решение задач. Экспериментирование. | упражнять в измерении жидкости; познакомить с новой единицой измерения; закреплять умение самостоятельно составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание в пределах 20; Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.139.,2015г | упражнять в составлении числа из двух меньших чисел. | |||
«Ориентировка в пространстве» Игровые упражнения. Работа в тетради. | продолжать упражнять детей в ориентировке на листе бумаги; учить выполнять задания под диктовку; продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание на числах в пределах 20. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.143.,2015г | закреплять названия месяцев; | |||
«Знаки равенство, неравенство» Игровые упражнения. Работа в тетради. | продолжать учить понимать количественные отношения между числами в пределах 10; «записывать» при помощи знаков«˂», «˃» и читать «записи»; познакомить детей со знаками «=» , «≠»(равенство , неравенство); закрепить временные представления; учить называть «соседей» данного числа. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) | ||||
«Четные, нечетные числа» Игровые упражнения. | упражнять в ориентировке в пространстве, используя слова: «слева», «справа», «вдали», «вблизи», «рядом», «около»; познакомить детей с четными и нечетными числами. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) | закрепить названия геометрических фигур; | |||
«Счет тройками» Игровые упражнения. | учить детей считать тройками; учить называть общее количество предметов в группе. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) | учить классифицировать геометрические фигуры по разным признакам. | |||
«Решение задач» Игровые упражнения. | продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, «записывать» задачи, используя знаки; учить увеличивать и уменьшать число на единицу. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) | закрепить названия дней недели; упражнять в счете в пределах 20; | |||
«Ориентировка в пространстве» Игровые упражнения | упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве; Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7лет) стр.10.,2015г | закреплять названия последовательности дней недели; учить составлять предмет по заданной инструкции. | |||
Работа с родителями: Индивидуальная беседа «Как помочь ребёнку в овладении временной ориентировки». Цель - оказать родителям помощь по правильному овладению ориентировки во времени. | |||||
Апрель «Мой край Чувашия» | Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. | «Решение задач» Игровые упражнения. | продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 20. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) | упражнять в счете в пределах 20, уметь назвать «соседей» названного числа. | |
«Далеко и близко» Игровые упражнения. Моделирование предмета по собственному желанию. | учить составлять силуэты различных предметов из восьми треугольников, прикладывая их друг другу. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.45.,2015г | упражнять в ориентировке в пространстве, используя слова: «далеко», «близко», «рядом»; з закрепить знание своего адреса; расширять кругозор. | |||
«Решение задач» Игровые упражнения. | продолжать учить детей составлять и решать задачи на сложение и вычитание на числах в пределах 20; развивать внимание детей. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) | ||||
«Решение задач» Игровые упражнения. Работа в тетради. Решение задач. | продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание на числах в пределах 20. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.151.,2015г | закреплять умение преобразовыать фигуры; развивать логическое мышление. | |||
«Повторение» Игровые упражнения. Работа в тетради. | упражнять в счете в пределах 20;учить составлять фигуру из счетных палочек; закрепить названия геометрических фигур. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) | ||||
«Ориентировка в пространстве» Игровые упражнения | упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве; Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7лет) стр.10.,2015г | закреплять названия последовательности дней недели; учить составлять предмет по заданной инструкции. | |||
«Измерение» Игровые упражнения. Работа в тетради. | упражнять детей в счете; развивать внимание, наблюдательность; упражнять в измерении длины с помощью линейки. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.148.,2015г | упражнять детей в ориентировке на листе бумаги. | |||
«Решение задач» Игровые упражнения. | продолжать учить детей составлять и решать задачи на сложение и вычитание на числах в пределах 20; развивать внимание детей. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) | упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы используя слова: «слева», «справа», «между», «под», «за» | |||
Работа с родителями: Деловая игра «Арифметические задачи в жизни старшего дошкольника». Цель - формировать умение вовремя увидеть и исправить ошибку в решение арифметических задач. | |||||
Май «Праздник весны и труда» | Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. | «Повторение» Игровые упражнения. Работа в тетради. | продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание на числах в пределах 20. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.146.,2015г | продолжать упражнять детей в ориентировке на листе бумаги; учить выполнять задания под диктовку; учить двигаться во время перерисовывания от указанной точки в том направлении, которое называет педагог; закрепить названия месяцев; | |
«Повторение» Игровые упражнения. Работа в тетради. | продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги, учить перерисовывать рисунок, рассказывая при этом, в каком направлении необходимо двигаться при рисовании. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) 2015г | упражнять в названии дней недели; упражнять в счете в пределах 20; учить называть последующие и предыдущие числа. | |||
«Повторение» Игровые упражнения. Работа в тетради. | учить из треугольников образовывать новые многоугольники. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) 2015г | продолжать учить детей ориентироваться на тетрадной странице; упражнять в составлении числа из двух меньших чисел; | |||
«Измерение» Игровые упражнения. Работа в тетради. | упражнять детей в счете; развивать внимание, наблюдательность; упражнять в измерении длины с помощью линейки. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.148.,2015г | упражнять детей в ориентировке на листе бумаги. | |||
«Решение задач» Игровые упражнения. Работа в тетради. Решение задач. | продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание на числах в пределах 20. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.151.,2015г | закреплять умение преобразовыать фигуры; развивать логическое мышление. | |||
«Счет в пределах 20» Игровые упражнения. | учить увеличивать и уменьшать число; составлять фигуру из счетных палочек. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.153.,2015г | упражнять в счете в пределах 20, закреплять названия геометрических фигур. | |||
«Измерение» Игровые упражнения. Беседа. | упражнять в измерении жидкости с помощью горсти, жмени. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.155.,2015г | закреплять умение сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения: «длиннее», «короче» | |||
«Повторение» Игровые упражнения. Работа в тетради. | учить чертить отрезки заданной длины; называть числа последующие и предыдущие названному. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.157.,2015г | закреплять названия геометрических фигур. | |||
«Счет, форма, решение задач» | провести обследование знаний, умений, навыков детей | ||||
Работа с родителями: Беседа «Прошел год по формированию элементарных математических представлений. Какие принёс изменения?». Цель - показать значимость формирование элементарных математических представлений в жизни старшего дошкольного возраста; показать повышение роста по математике у детей. |
Материально-техническое обеспечение программы:
(по разделу «Формирование элементарных математических представлений»)
Материалы, оборудования | Учебно-наглядные пособия | Информационные и технические средства обучения |
Демонстрационный материал: — наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т. д.; — геометрические фигуры, карточки с цифрами; — фланелеграф с комплектом плоскостных изображений; — мольберт для рисования, на котором крепятся две-три съемные полочки для демонстрации объемных наглядных пособий; — магнитная доска с комплектом геометрических фигур, цифр, плоских предметных изображений; — полочки с двумя и тремя ступеньками для демонстрации наглядных пособий; — комплекты предметов (по 10 штук) одинакового и разного цвета, размера, объемные и плоскостные (на подставках); — карточки и таблицы; — логические блоки; — оборудование для проведения дидактических игр; Раздаточный материал: — мелкие предметы, объемные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету, размеру, форме, материалу и т. д.; — карточки, состоящие из одной, двух, трех и более полос; карточки с изображенными на них предметами, геометрическими фигурами, цифрами; — наборы геометрических фигур, плоских и объемных, одинакового и разного цвета, размера; — таблицы и модели; — счетные палочки и т. д. | Серия «Играть – не наиграться!» - Умные числа Демонстрационный материал «Время» Плакаты: • Счет до 10 • Счет до 20 Презентации Набор цифр Плакаты большого формата: • цвет • форма • цифры -Блоки 3. Дьенеша (логические блоки), палочки X. Кюизенера Календарь года. Часы. Песочные часы. Альбомы с иллюстрациями «Времена года». | •Проектор •Магнитофон •Телевизор •Видеомагнитофон |
Список используемой литературы
(по разделу «Формирование элементарных математических представлений»)
- ФГОС ДО от 17.10.2013 г. № 1155
- Основная общеобразовательная программ дошкольного образования « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-304с.
- Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательного учреждения. Авторы-составители Л.Г. Васильева, И.В. Махалова. - Чебоксары: «Новое время», 2010.-52 с.
- Программа воспитания ребенка- дошкольника. Под рук. О.В. Драгуновой. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1995.-231 с.
- В.П.Новикова Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М.:Мозаика-Синтез.
- Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006
- Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.: Просвещение, 1988.
- И.А.Помораева, В.А.Позина Формирование элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1985
- Белошистая А.В Формирование и развитие математических способностей дошкольников, Вопросы теории и практики. – М.Воронеж, 2004
- Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.
- Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников.- М.: Просвещение, 1992.
- Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. - М.: Просвещение, 1985.
- Рихтерман т.д. Формирование представлений о времени у дошкольников. - М.: Просвещение, 1991.
- Сербина Е.В. Математика для малышей. - М.: Просвещение, 1992.
- Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ Под ред. А.А.Столяра. - М.: Просвещение, 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...