Занимательная математика для дошкольников
статья по математике по теме

Вера Павловна Николаева

Краткий обзор возможностей, связанных с использованием произведений устного народного творчества и художественной литературы на занятиях по математическому развитию дошкольников. Подборка дидактического материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnaya_matematika_dlya_doshkolnikov.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 21 компенсирующего вида Колпинского района Санкт-Петербурга

Занимательная математика для дошкольников

(на основе произведений устного народного творчества и художественной литературы)

Математическое развитие детей необходимо осуществлять и на занятиях, и в различных видах детской деятельности. Эффективным дидактическим средством в усвоении основ математики, в развитии речи детей и общем их развитии являются основные произведения устного народного твочества и художественной литературы. Они помогают добиваться успехов в освоении учебного материала, с интересом решать задачи и примеры: закрепляются количественные отношения, умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени. Особое внимание уделяется формированию умения группировать предметы по признакам (свойствам), сначала по одному, а затем по двум (форма и размер). Для этого педагог использует потешки, стихи, загадки, считалки, поговорки, пословицы, скороговорки, фрагменты сказок.

В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной и временной точек зрения, подмечаются простейшие математические отношения, что позволяет представить их более рельефно. Загадка может служить, во-первых, исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т.д.). Во-вторых, эта же загадка может быть использована для закрепления, конкретизации знаний дошкольников о числах, величинах, отношениях. Можно также предложить детям вспомнить загадки, в которых есть слова, связанные с данными представлениями и понятиями.

Ещё один вид малых форм фольклора – скороговорка. Цель скороговорки – научить быстро и четко выговаривать фразу, которая намеренно выстроена затрудненным для произнесения образом. Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с развитием количественных представлений. Соревновательное и игровое начало очевидно и привлекательно для детей. Безусловно, велика польза скороговорки и как упражнения для улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции. Скороговорки можно разучивать на занятиях по математике и вне их.

Методика работы над скороговоркой проста. Сначала педагог произносит её, а дети внимательно слушают, затем они повторяют очень медленно, но не по слогам, потом все увеличивая скорость (воспитатель в этом случае выступает в роли дирижёра).

Пословицы и поговорки на занятиях по математике можно использовать с целью закрепления количественных представлений. Пословицы можно предложить и с заданием: вставь в пословицы пропущенные названия чисел.

Необходимо помнить, что поговорка, в отличие от пословицы, не имеет нравоучительного, поучающего смысла. В.И. Даль писал: “Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица – ягодка; и это верно”. Поговорка – это всегда меткий, выразительный образ, часть суждения, оборот речи. Поговоркам свойственна метафоричность: “Убил двух зайцев. Семь пятниц на неделе”. Многие поговорки строятся на гиперболе: “Заблудился в трех соснах”.

Из всего многообразия жанров и форм устного народного творчества наиболее завидная судьба у считалок (народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки и др.). Они несут познавательную, этическую и эстетическую функции, а вместе с играми, прелюдией к которым они чаще всего выступают, способствуют физическому развитию детей.

Считалки-числовки применяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки. Предлагаются считалки, например, используемые с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном направлении.

С помощью сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Фольклорные, волшебные и литературные сказки помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, спереди, сзади), воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации («Три медведя», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Семь Симеонов» и т.д.).

Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности ("Два жадных медвежонка", "Волк и семеро козлят", "Цветик-семицветик" и т.д.). Присутствие сказочного героя на занятии по математики или занятие-сказка придает обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное, учит логически мыслить.

Задачи со сказочным сюжетом помогают увязать приобретенные знания с окружающей действительностью, позволяет применять их при решении различных жизненных проблем, своим конкретным содержанием способствуют формированию более глубоких и ясных представлений о числах и смысле производимых над ними действий. Например: «Мальвина угощала Пьеро и Буратино конфетами. Пьеро съел 2 конфеты, а Буратино – 1. Сколько всего конфет съели Пьеро и Буратино?».

В народе давно получили признание задачи-шутки как одно из средств повышения интереса к изучению математики. Так, в результате решения задач-шуток у детей расширялось представление о величинах предметов и взаимосвязях, существующих между этими величинами.

Цель задач-шуток - содействовать воспитанию у детей наблюдательности, внимательного отношения к содержанию задач, к ситуациям, описанным в них, осторожного отношения к применению аналогий при решении задач.

Задачи-шутки по своей структуре часто составлены так, что призывают детей к решениям, аналогичным тем, которые применялись при решении похожих задач, рассматривавшихся на занятиях по математике. Но ситуация, описанная в задачах-шутках, обычно требует иного решения.

Для получения ответов на вопросы задач-шуток, во-первых, не требуется выполнять какие-либо арифметические действия, а нужно только объяснить правильные ответы. Во-вторых, в процессе работы над задачами по тем или иным причинам дети допускают ошибки и получают неправильные ответы, а, обнаружив самостоятельно или с помощью воспитателя в этих ответах противоречия с жизненными наблюдениями и фактами, исправляют ошибки и объясняют правильное решение. Такая работа над задачами содействует развитию логического мышления детей, ибо приучает их рассматривать и объяснять явления в соответствии с логикой жизни.

Простота и занимательность сюжетов этих задач, парадоксальные ответы дошкольников на вопросы задач, а главное, осознание детьми допущенных ошибок способствуют созданию на занятиях прекрасной атмосферы легкого юмора, мажорного настроения у присутствующих и удовлетворения от получения новых знаний.

Использование произведений устного народного творчества и художественной литературы помогает педагогу в воспитании и обучении детей, испытывающих трудности в усвоении математических знаний о числах, величинах, геометрических фигурах и т.д.

В заключение необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по развитию математических способностей системы специально подобранного репертуара, направленного на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Математическое содержание занятий с использованием

произведений устного народного творчества и художественной литературы

1.    Количество и счёт (стихи, потешки, загадки);

2.    Порядковый счёт;

3.    Занимательные задачи;

4.    Зарядка для пальчиков;

5.    Физкультминутки;

6.    Считалки;

7.    Пословицы и крылатые выражения;

8. Скороговорки.

  1. Количество и счёт (стихи, потешки, загадки)

***

У канавки

Две козявки

Продают ежам булавки.

А ежи-то хохотать!

Всё не могут перестать.

-Эй, вы, глупые козявки!

Нам не надобны булавки:

Мы булавками сами утыканы.

(К.Чуковский, Ёжики смеются)

***

Много игрушек                                                

У нашей Алёнки!                                              

Вот на дощечке                                                  

Четыре цыплёнка.

Дёрнет Алёнка

Шнурочек – и тут

Сразу четыре

Цыплёнка клюют.

Цыплята живут

У Алёнки два года,

Но, видно, они

Нехорошей породы.

Цыплята всё время

Клюют и клюют,

Но только обидно:

Совсем не растут!

(М.Антонева, Цыплята)

***

Есть один

Нос-курнос.

Это – раз.

Есть и парочка глаз,

Как у вас.

Раз и два.

А на курточке, смотри:

Пуговки пришиты три.

Раз, два, три.

А еще у меня есть кармашки –

Четыре,

А на них по ромашке

Мама вышила. Вот:

Раз, два, три, четыре.

Ну, а пальчиков пять.

Я могу сосчитать!

Раз, два, три, четыре, пять!

(А.Шахигян, Что у меня есть)

***

На дубочке, на дубочке

Тут сидят два голубочка.

У них шейки голубые,

У них перья золотые.

Красные кафтанчики,

Синие карманчики.

На дубу они сидят,

Меж собою говорят:

Всё про Вареньку,

Всё про маленьку.

(русская народная потешка)

***

1 столбиком стоит,

Забавный на вид:

Сам в струнку, а на нём

Картуз с козырьком.

2 на ножке приседает

И головку наклоняет.

Так красиво шею гнёт –

Прямо лебедем плывёт.

3 колечком прежде было,

Да его, вишь, распилили.

Половинки две остались

И друг на дружку взобрались.

4 – как будто стул

Кто-то вдруг перевернул

И поставил вверх ногами.

Посудите-ка вы сами!

5 на серп очень похоже,

Всё ж для жатвы вряд ли гоже:

Серп бы пригодился вам,

Только… ручка пополам!

6 калачиком свернулось

И улиткой обернулось.

Равлик-павлик на дорожке…

Только где ж у него ножки?

7 совсем будто коса,

Да не острая она!

И черенок у неё длинный-

Предлинный!

8 кренделёк такой,

С мёдом, с маком и витой!

Только – чур! - друзья:

Есть его нельзя.

9 вроде как крючок,

Только для чего?

Не вполне похож, дружок,

Ну да ничего.

10 значит, что «конец -

И делу венец».

В виде подписи стоят

Столбик с бубликом в ряд.

(А.Шахигян, Какие они собой)

***

Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать;

Родились у нас котята –

Их по счёту ровно пять.

Мы решали, мы гадали:

Как же нам котят назвать?

Наконец мы их назвали:

Раз, два, три, четыре, пять.

Раз – котёнок самый белый,

Два – котёнок самый смелый,

Три – котёнок самый умный,

А четыре – самый шумный.

Пять – похож на Три и Два –

Тот же хвост и голова,

То же пятнышко на спинке,

Так же спит весь день в корзинке.


Хороши у нас котята –

Раз, Два, Три, Четыре, Пять!

Заходите к нам, ребята,

Посмотреть и посчитать.

(С.Михалков, Котята)

***

Шепчет ротик

-Эй, послушай,
Что ты носик, приуныл?

Ко всему ты равнодушен,

Будто свет тебе не мил.

Грустный носик отвечает:

-Разве ты не замечал,

Глазок двое,

Ушек двое,

Две руки и две ноги.

Только мы живём с тобою

В одиночку, чудаки!

-Что ты, Носик,

Чем мы хуже?

Говорил тебе не раз:

Если мы с тобою дружим,

Значит двое тоже нас.

(С. Капутикян, Ротик и носик)

***

Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И седёлка на носу?

(С.Маршак, Очки)

***

Есть у меня работники,

Во всём помочь охотники,

Живут не за горой –

День и ночь со мной:

Целый десяток верных ребяток!

(М.Пожарова, Пальчики)

***

Три большие галки

Шли домой с рыбалки.

В сумке каждая из них

Пять сельдей несла больших.

Сельди засолили,

Сосчитать забыли.

(Е.Кан, Сосчитай)

***

Танцует крошка,

А всего одна ножка.

(Загадка, Юла)

***

У кого одна нога,

Да и та без башмака.

(Загадка, Гриб)

***

Два братца в воду глядятся –

Век не сойдутся.

(Загадка, Берега)

***

Кто в году четыре раза переодевается?

(Загадка, Земля)

***

Тридцать три сестрички

Ростом невелички.

Если знаешь их секрет,

То на всё найдёшь ответ.

(Загадка, Буквы)

***

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают всё на свете.

(Загадка, Пальцы)

  1. Порядковый счёт.  

***

Первой к нам Зима идёт.

Новый Год она зовёт.

За зимой – второй – весна,

Говорят: «Весна – красна!»

Третьим – Лето, всё в цветах

И с малиной на кустах.

А четвёртой – Осень…

Лес наряд свой сбросил.

***

Рано утром по порядку

Вышли куклы на зарядку:

Маша – первая, а Рая,

Рая с бантиком – вторая,

Третья – Катя-Катерина,

А четвёртая – Полина.

Я же пятая стою

И команды отдаю.

***

Целый день поёт щегол

В клетке на окошке.

Третий год ему пошёл,

А он боится кошки.

А Маша не боится

Ни кошки, ни щегла.

Щеглу дала напиться,

А кошку прогнала.

***

Я – пальчик первый. Я большой.

Указательный второй.

Третий пальчик – средний.

Четвёртый – безымянный.

А пятый – мизинчик,

Маленький, румяный.

  1. Занимательные задачи.

***

Стоит горка крутая.

На ней тыква большая,

Старая и злая.

А пониже тоже

Три тыквы, моложе.

А под горкою в траве

Ещё две.

Ну, кто скажет мне сейчас,

Сколько тыкв всего у нас?

(А.Шахигян, Тыквы)

***

Божья коровка

На листике сидит,

Спинкою на солнце

Весело блестит.

На спинке семь крапинок –только.

Четыре пониже,

А повыше – сколько?

(А.Шахигян, Божья коровка)

***

Шесть бабочек пёстрых

На солнце порхают.

Нацелилась кошка –

Вот-вот их поймает.

Но Гектор на кошку

Неистово лает.

Две бабочки скрылись

В высоком бурьяне.

А сколько взлетело?

Скажи это мне.

(А.Шахигян, Бабочки)

***

Гусыня на ножках

Кривых ковыляет,

А уточка тож

В перевалку шагает.

Другая гусыня

(Их на картинке две!)

Стоит, совсем как аист,

На одной ноге.

А если птицы эти

Все три пойдут к пруду,

Сколько будет ножек?

Что-то не пойму!

(А.Шахигян, Гуси и уточка)

***

У стены стоят кадушки,

В каждой по одной   лягушке.

Если б было пять кадушек,

Сколько было бы  лягушек?

***

Девять воробушков

На ветке рядком

Весело чирикали –

Каждый о своём.

Трактор проехал,

Разлетелись все:

Шесть летят к деревне,

А сколько в траве?

***

Ёжик шёл по лесу, шёл,

На обед грибы нашёл.

Пять под берёзой, один у осины.

Сколько их будет

в плетёной корзине?

***

Ёж спросил ежа-соседа:

«Ты откуда, непоседа?»

- «Запасаюсь я к зиме.

Видишь, яблоки на мне?

Собираю их в лесу,

Шесть отнёс, одно несу».

Призадумался, сосед,

Много это или нет?

***

Высоко задравши нос, заяц шесть морковок нёс!

Спотыкнулся и упал – две морковки потерял!

Сколько морковок у зайца осталось?

(М. Мышковская)

  1. Зарядка для пальчиков.

***

Вышли пальчики гулять,

А вторые – догонять.
Третьи пальчики бегом,

А четвёртые – пешком.

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал.

(Пальцы рук сжаты в кулачки. На первой строчке пальцы обеих рук переставляются постолу. На второй строчке – указательные пальцы имитируют быстрый шаг. На третьей – средние пальцы изображают бег. На четвёртой – безымянные пальцы передвигаются по столу, на пятой – мизинцы, а на шестой – хлопнуть ладонями по столу).

***

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять.

(Кулачки на обеих руках сжимаются и разжимаются в ритм потешки. На последней строчке нужно поочерёдно загибать пальцы).

***

Пальчики уснули,

В кулачок свернулись.

Раз, два, три, четыре, пять –

Захотели поиграть.

Разбудили дом соседей,

Там проснулись шесть и семь,

Восемь, девять, десять –

Веселятся все.

Но пора обратно всем:

Десять, девять, восемь, семь.

Шесть калачиком свернулся,

Пять зевнул и отвернулся.

Четыре, три, два, один –

Снова в домике мы спим.

(На первых двух строчках пальцы обеих рук сжаты в кулачки.  На третьей – разогнуть пальцы правой руки. На четвертой – быстро ими пошевелить. На пятой – постучать пальцами правой руки о кулачок левой. На шестой и седьмой – разогнуть пальцы левой руки. На восьмой – круговые движения кистями рук. Далее загибать пальцы сначала левой руки, а затем – правой).

  1. Физкультминутки.

***

Один, два, три, четыре, пять — топаем ногами,

Один, два, три, четыре, пять — хлопаем руками,

Один, два, три, четыре, пять — занимаемся опять.

А в лесу растёт черника

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать.        (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу.         (Ходьба на месте.)

***

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)

Раз, два, три, четыре, пять(Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)

За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять(Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)

***

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр.

И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети садятся.)

***

Три медведя шли домой.                    (шаги на месте вперевалочку)

Папа был большой-большой,            (поднимают руки над головой)

Мама с ним – поменьше ростом,      (руки на уровне груди )

А сынок – малютка просто!                 (приседают)

Очень маленький он был,

С погремушками ходил:                        (имитируют игру с погремушками)

Дзинь- дзинь, дзинь-дзинь!

***

Один – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть

  1. Считалки

***

Раз, два, три, четыре,

Жили мушки на квартире.

К ним повадился сам – друг

Крестовик, большой паук.

Пять, шесть, семь, восемь,

Паука мы вон попросим:

«К нам обжора не ходи»

Ну-ка, Мишенька, води.

***

Как-то вечером на грядке

Репа, свёкла, редька, лук

Поиграть решили в прятки,

Но сначала встали в круг.

Рассчитались чётко тут же:

Раз, два, три, четыре, пять

Прячься лучше! Прячься глубже!

Ну а ты иди искать!

7. Пословицы и крылатые выражения.

  

Ноль.

Сводить к нулю, свести к нулю (лишать всякого смысла, значения).

Абсолютный ноль, круглый ноль (человек ничтожный, совершенно бесполезный в каком-либо деле).

Один.

Один за всех, все за одного.

Один в поле не воин.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

От одного слова, да на век ссора.

Один раз солгал, на век лгуном остался.

Одной рукой и узла не завяжешь.

Два.

Одна голова хорошо, а две лучше.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Старый друг лучше новых двух.

Два сапога – пара.

Три.

Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года.

Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени – только три дня.

Четыре.

Без четырёх углов изба не рубится.

Конь о четырёх ногах, да и то спотыкается.

Пять.

Знать, как свои пять пальцев. (Знать очень хорошо).

Пятое  колесо в телеге.  (Лишний, ненужный в каком-либо деле человек).

 Семь.

Семеро с ложкой – один с плошкой.

За семью печатями.   (Скрытое, недоступное пониманию).

На седьмом небе.  (Высшая степень радости, счастья).

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

У семи нянек дитя без глазу.

Семь пятниц на неделе.

Восемь.

Весна да осень – на дню погод восемь.

Восьмое чудо света.

Девять.

Девятый вал.  (Наивысший подъём, взлёт)

Десять.

Дело десятое.    (Не столь важное, несущественное).

Не трусливого десятка.   (Смелый человек).  

  1. Скороговорки.

***

В один клин, Клим, колоти.

***

Возле грядки – две лопатки,
Возле кадки –
два ведра.

***

Три сороки, три трещотки
Потеряли по
три щетки:
Три – сегодня, три – вчера, три – еще позавчера.

***

У четырёх черепашат по четыре черепашонка.

***

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

***

Шесть мышат в камыше шуршат.

***

Саша шустро сушит сушки.
Саша высушил штук
шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.

***

Используемая литература:

  1. Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

      Издательство: Мозаика-Синтез, 2010.

2.  Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред.

      А.А.Столяра. - М.: Просвещение, 1991).

3.  Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках,

     пословицах, загадках, народном языке: Очерки. - М.: Дет. лит., 1988.

4.  Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. –

      М.: Просвещение, 1985.

5.  Михайлова 3. А., Носова E. Д., Столяр А. А., Полякова М. Н., Вербенец А.

      М.: Теории и технологии математического развития детей

      дошкольного возраста. «Детство-пресс»// СПб, 2008.

  1. Федлер М. "Математика уже в детском саду". -М.: Просвещение 1981г.
  2. Илларионова, Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки / Ю.Г.Илларионова. – М.: Просвещение, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

  Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания...

«Познавательно-речевое развитие ребёнка на пороге школы» (Занимательная математика для дошкольников)

Знания, данные детям в занимательной форме, усваива­ются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Народная мудрость создала игру, которая является для...

«Познавательно-речевое развитие ребёнка на пороге школы» (Занимательная математика для дошкольников)

Знания, данные детям в занимательной форме, усваива­ются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Народная мудрость создала игру, которая является для...

Семинар – практикум: Занимательная математика для дошкольников.

Семинар практикум:"Занимательная математика" для детей старшего дошкольного возраста...

Занимательная математика для дошкольников

Занимательная математика и дидактические игры для дошкольников...

Занимательная математика для дошкольников. Задачи в стихах.

Задачи на внимание и сообразительность.- Сколько ушей у трёх мышей?- Сколько лап у двух медвежат?- У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр? (Одна)- У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и...