Сенсорное развитие детей
статья по математике на тему

Ольга Викторовна Андриенко

      Развитие сенсорной сферы детей, безусловно, не может происходить без участия взрослых, ведь именно от них ребенок узнает об общепризнанных образцах. Суть сенсорного развития ребенка заключается в том, что процесс восприятия проходит путь от простого к сложному, и только усвоив начальный этап, ребенок может продвигаться дальше. Поэтому сенсорное развитие детей условно делят на два этапа: ранний и дошкольный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konfirentsiyu.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

Андриенко Ольга Викторовна,

Воспитатель

МАДОУ №21, г. Бердск, Новосибирской области.

Сенсорное развитие детей

Раннее детство ребенка характеризуется постоянным процессом познания окружающего мира. Это нам взрослым все давно известно и знакомо, а маленький исследователь делает важнейшие открытия в своей жизни. Ребенок познает мир при помощи органов чувств, вот почему ему мало увидеть и услышать, ему нужно еще потрогать и даже попробовать. В педагогике процесс освоения окружающего мира через ощущения и восприятия называется сенсорным развитием.

      Развитие сенсорной сферы детей, безусловно, не может происходить без участия взрослых, ведь именно от них ребенок узнает об общепризнанных образцах. Суть сенсорного развития ребенка заключается в том, что процесс восприятия проходит путь от простого к сложному, и только усвоив начальный этап, ребенок может продвигаться дальше. Поэтому сенсорное развитие детей условно делят на два этапа: ранний и дошкольный.

     Сенсорное развитие детей раннего возраста происходит благодаря активно развивающемуся мозгу. Именно в раннем детстве так важно для малыша накопить знания о внешних свойствах предметов: форме, цвете, размере, запахе, вкусе и т.д., что важно для дальнейшего развития его памяти, речи и мышления. Целью сенсорного обучения является не машинальное запоминание названий цветов или форм, а  формирование умений использовать общепринятые образцы при оценке свойств предметов и веществ. 

  И родители, и педагоги должны побуждать малыша к активности, желанию обследовать и действовать с предметами, называя их характеристики и увеличивая пассивный словарный запас т.е восприятие ребенка опережает развитие его речи. Такое обучение происходит в процессе дидактических игр с помощью пособий в детском саду.

   Самыми удобными для развития сенсорики детей 2-3 лет являются деревянные игрушки и дидактические игры.

  Использование  дидактических  игр для детей младшего дошкольного возраста, развивает сенсорные способности детей углубляя и обобщая представления и знания. В дидактических играх «Чудесный мешочек»,  «Что внутри?», «Узнай фигуру по контору», «Найди пару» и т.д., можно использовать магазинный материал и изготовить своими руками (пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью). Например: предложите  ребенку  с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.  

В повседневной жизни, в быту и на улице родители должны регулярно формировать у детей знания о цвете и форме, домик всегда маленький, снег белый, яблоко круглое. Формирование сенсорных эталонов в быту дает возможность накапливать базу сенсорного восприятия ребенка.   

   Развитие сенсорных способностей лучшим образом достигается с помощью игр, пения, рисования, на занятиях со строительным материалом и другим. Помогает ребенку развиваться взрослый человек - мама, папа или воспитатели в группах. При этом в возрасте 3-4 лет не так важно дать ребенку весь багаж знаний, как научить его воспринимать информацию и анализировать ее.

Дети 3-х летнего возраста начинают устанавливать отношения по величине сначала между 3-мя, потом 5-ю однородными предметами. В результате таких упражнений у детей развивается глазомер. Упражнения и игры могут проводиться со всей группой или с подгруппой (5-6 детей), продолжительностью от 10 до 15 минут.

   В процессе ознакомления с формой существенную роль играет обучение приемам обведения контура геометрических фигур и предметов, ощупывая контуры кончиками пальцев. В ряде случаев можно использовать прикладывание сравниваемых предметов друг к другу и постепенный переход к зрительному сравнению. 

 Поэтому, обучая детей выполнять простейшие продуктивные действия, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых разных действий.

 

Список литературы:

  1. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1989.
  2. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада. – М., 1983
  3. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста: Кн. Для воспитателей дет сада и родителей. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996.
  4. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года): Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез,2010 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Задачи сенсорного развития детей в детском саду.

В статье рассматривается значение сенсорного развития дошкольников и его задачи для разных возрастов....

Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...

Консультация для родителей 2-младшей группы. "Сенсорное развитие детей 3-4 лет". Игры для сенсорного развития детей.

Сенсорное развитие ребёнка- это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и других....

Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...

Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...