Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через математические дидактические игры
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме
Конкурсная работа. Авторская разработка. Отчет по теме самообразования с применением педагогических технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка "Я - Мастер своего дела" | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Математика — это интересно!
«Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить. Для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать «стихию ребенка» — игру»
(Ф. Фребель)
Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днем. Познавательное развитие детей дошкольного возраста одна из приоритетных задач, поставленная ФГОС перед дошкольным образованием. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий. Я поставила задачу – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранения самоценности, неповторимости периода детства. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, формирующих умственные действия, необходимые для познания окружающего мира.
В чем моя миссия, как педагога? Ребёнок развивается в деятельности. Деятельность - единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. «Образованным человеком называется тот, - писал Н. П. Чернышевский, - кто приобрел много знаний и привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, или, как выражающие одним словом, привык «мыслить».
Что же такое мышление? Прежде всего, мышление является высшим познавательным процессом и представляет собой нарождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Отличие мышления от других психических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить. Мышление - это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. «Учитесь мыслить, играя» - говорил известный психолог Е.В. Заика, разработавший целую серию игр, направленных на развитие мышления. Игра и мышление – эти два понятия стали основополагающими в современной системе математического развития дошкольников. Известными учёными (Выготский Л.С., Давыдов В.В, Ж. Пиаже, А.В. Запорожец) установлено, что овладение логическими операциями занимает существенное место в общем развитии ребёнка. Так, Ж. Пиаже считал уровень сформированности операций классификации и сериации центральным показателем уровня интеллектуального развития ребёнка. Такие психологи и педагоги, как А.М. Леушина, Н.А. Менчинская, рассматривают формирование математических представлений как сложную познавательную деятельность ребенка.
Опыт педагогов-практиков А.В. Белошистой, З.А. Михайловой, Е.В. Сербиной убеждает в том, что важно сформировать у дошкольников познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Дидактические игры разрабатывались исследователями – А.П. Усовой, Ф.Н. Блехер, З.Б. Богуславской, А.И. Сорокиной. Игра - это особая, необходимая для развития ребенка ведущая деятельность, именно в процессе игры дети вычисляют, сравнивают предметы, занимаются конструированием, решают логические задачи, контролируют свои действия. Им это интересно, потому что они любят играть, каков ребенок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни.
Но зачем логика, дошкольнику? На каждом возрастном этапе создается определенный «этаж», на котором формируются психические функции, определяющие переход к следующему этапу. Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, способностью «действовать в уме», труднее будет даваться учеба, решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате пострадает здоровье ребенка, ослабеет интерес к обучению.
Согласно выявленной проблеме обозначила тему по самообразованию «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через математические дидактические игры и упражнения». В связи с данной проблемой определена цель: создание условий для развития мыслительной активности в дидактических играх у детей старшего дошкольного возраста. Согласно цели обозначены следующие задачи:
- Создать условия для развития аналитического восприятия, умения использовать разные способы познания: обследование объектов, установление связей, сравнение по разным основаниям, упорядочивание, классификация.
- Создать условия для развития умения у детей замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые.
- Развивать умение анализировать, искать и находить причину явлений.
- Обеспечить условия для формирования способности выявлять в общих чертах предметов, явлений основные закономерности.
- Создать условия для отражения результатов познания в речи, умении рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии.
- Создать условия по совершенствованию познавательных умений по выявлению свойств, качеств и отношений объектов приемами сравнения, упорядочивания и классификации.
Проанализировав программу, пришла к выводу, что логическое мышление не является приоритетным. Отсутствие в методической литературе четкой классификации дидактических игр способствовало подбору математических дидактических игр, формирующих логическое мышление. На основе этого создана система работы, которая эффективно используется в практической деятельности. Для комплексной системы работы в 2011 году внедрила проект «Математические ступеньки» с целью - потребность в игре и желание играть у дошкольников, для решения определенных образовательных задач, посредством занимательных дидактических игр и упражнений. С 2014 года инновационной деятельностью занимаюсь в рамках реализации стандарта. Осмыслив положение ФГОС ДО, организовала и осуществляю образовательную деятельность, которая направлена на развитие личности каждого воспитанника. Своей первоочередной задачей и педагогической концепцией – считаю грамотное сочетание инновационных педагогических технологий с традиционными средствами развития. Для развития мыслительной деятельности внедрила парциальную программу «Школа 2100» под редакцией А.А. Леонтьева по математическому развитию, программу «Ступеньки» Петерсон Л.Г. и практический курс «Раз – ступенька, два – ступенька» под редакцией Л.Г. Петерсон, Н.П. Холиной, способствуют каждому ребенку продвигаться вперед своим темпом. Воспитанники показали хорошие результаты по математическому развитию. Работа по данным программам способствует успешному обучению выпускников в школе. Организация работы обеспечивается дидактическими принципами: комфортности, минимакса, непрерывности. С целью совершенствования формирования логических операций применяю авторскую разработку интеллектуального массажа по методике швейцарского детского психолога Ф. Ауглина, через активизацию моторики и воображения. Широко внедряю здоровьесберегающие технологии: стретчинг, цветотерапия, зрительную гимнастику «Прыгающий взгляд», кинезиологию («гимнастика мозга» по методике П. Деннисона). Успешно провожу непосредственно образовательную деятельность (далее НОД) по типу «Загадка» - создание проблемной ситуации, (используя опыт А.А. Смоленцевой и О.В. Пустовойт, разработавших более трехсот проблемных ситуаций для дошкольников). НОД «Открытие нового» направлено на освоение детьми новой, содержательной деятельности. «Счастливый случай», «Знатоки», «Умники и умницы», «Вопрос на засыпку», которые способствовали формированию умения применять имеющиеся знания в новых условиях.
Активно использую поисково-исследовательские технологии, создающие условия для формирования у детей умения размышлять, делать выводы, активизировать в речи новые математические понятия. Для раскрытия личностных качеств и воспитания благородного человека применяю гуманно-личностные технологии Ш.А. Амонашвили. Образовательный процесс организую с применением игровых технологий: игротерапия, сказкотерапия – составление сказок с математическим содержанием, куклотерапия – способствует развитию эмоций, чувств, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не проявляет, арттерапия – обеспечивает эмоционально – положительное состояние, совершенствует образное мышление. В технологии развивающих игр Б.Н. Никитина – НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей) - ключевое слово методики, то есть, если соответствующие способности не развиваются, то эти возможности начинают утрачиваться. Поэтому предлагаю новое игровое действие тогда, когда вижу, что ребенок проявляет к этому действию интерес, даже если по возрастным показателям рано. Набор задач дается в различных формах: в виде модели, плоского рисунка, схемы или устной инструкции. В работе по этой технологии придерживаюсь следующих требований:
- Не ограничивать развитие ребенка рамками и предписаниями (свободное движение - основа интеллектуального и физического развития).
- Не делать ЗА ребенка то, что он может сделать САМ (у ребенка есть право «сделать это самому»).
- Сорадование – это награда за найденное решение, стимул к будущим победам.
Для обогащения образовательного процесса и «поэтапном формировании умственных действий» (П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина), разработала комплекс дидактических игр и упражнений. Последовательность игр построена на основе системы развития логических приемов мышления: анализ и синтез, классификация, обобщение и упорядочивания групп предметов. В разработке использована методика Р.Л. Непомнящей и Е.А. Носовой, позволяющей детям перейти от наглядно - образного к наглядно-символическому мышлению. Широко применяю в работе с детьми Кубики Никитина, головоломки типа «Пентамино».
Для поддержания интереса к этим увлекательным интеллектуальным заданиям использую неожиданную форму – напольный вариант «Пифагор» и «Сложи узор». Необычный вариант привычной игры заинтересовал детей, вызвал новый поток воображения и фантазии. Свою роль в развивающей работе вижу не в навязывании знаний в готовом виде, а в создании условий для развития их через познавательно-исследовательскую деятельность, через решение поисковых задач и проблемных ситуаций. Подтверждение своих мыслей нашла в словах А. Дистервега - «Плохой учитель преподает истину, хороший учит её находить». Для успешного интеллектуального развития в группе создан центр «Умных игр», оборудованный необходимыми учебно-игровыми пособиями: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пентамино», шахматы, лото, разрезные картинки, головоломки; магнитный конструктор – способствующий развитию у детей потребности «действовать в уме».
В совместной деятельности с детьми, независимо от уровня интеллектуального развития, провожу ситуации «ожидания» между режимными моментами и в паузы после игр большой физической нагрузки. «Умные минутки» - словесно-логические игры и упражнения типа: узнавание предметов по заданным признакам; проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно и объяснить ход рассуждения; полно и связно объяснить, в чем неправдоподобность ситуации по рисунку, содержанию, стихотворению. «Мудрёные» вопросы - у стола могут быть 3 ножки? Бывает небо под ногами? Можно левой рукой достать правое ухо? Логические концовки: если стол выше стула, то стул... (ниже стола); если два больше одного, то один…(меньше двух). В рамках проекта совместно с родителями создана игротека, содержащая: загадки, считалки, пословицы и поговорки, задачи-стихи, стихи-шутки. Что способствовало проведению совместной деятельности с детьми живо и интересно. Для поддержки и развития одаренных детей организовала кружок «В гостях у Математики» с целью развития интеллектуальных способностей, используя авторские игры и упражнения А.З. Зак и В.Г. Гоголевой. Учитывая интересы воспитанников, создаю «ситуацию успеха» для каждого ребенка с учётом его достижений на данный момент развития. Опираясь на знания детьми домашней географии – названий улиц, домов, этажей и квартир, предложила «Таблицу домов для чисел» с указанием номеров квартир на каждом этаже. Работа по данной таблице вызвала у детей большой интерес.
В условиях введения ФГОС возникла необходимость внедрения социо-игровой технологии, которая позволяет осуществлять принцип интеграции, развивать коммуникативные навыки, двигательную активность, умение взаимодействовать в микро группах. Эффективность системы работы по данной теме подтверждают данные гистограммы.
Уровни сформированности математического развития (2011-2014гг)
Уровни | 2011 год | 2014 год | ||||||||||
Констатирующий этап | Формирующий этап | Контрольный этап | Констатирующий этап | Формирующий этап | Контрольный этап | |||||||
высокий | - | - | 1 | 4% | 2 | 9% | 5 | 20% | 15 | 60% | 19 | 76% |
средний | 10 | 45% | 12 | 55% | 13 | 59% | 14 | 56% | 8 | 32% | 5 | 21% |
низкий | 12 | 55% | 9 | 41% | 7 | 32% | 6 | 24% | 2 | 8% | 1 | 3% |
Кол-во детей | 22 | 100% | 22 | 100% | 22 | 100% | 25 | 100 | 25 | 100% | 25 | 100% |
Таким образом, диагностическое обследование показало, что уровень развития логического мышления у детей составляет: 76% - высокого 21% - среднего уровней. Данные подтвердили эффективность системы работы. Наработанный материал по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста апробирован в работе с детьми и распространен среди педагогов ДОУ, города, Республики Хакасия, Российской федерации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных программ, методик, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Наблюдая за детьми ...
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных программ, методик, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей.Наблюдая за детьми старшей группы, мы отметили, что дети очень...
Развитие логического мышления у детей старшего возраста через математические игры.
Взаимозависимость математического развития и формирования логических приемов умственных действий – одна из основных методических проблем математического образования дошкольников. С первых минут своей ...
Индивидуальный план профессионального развития «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование дидактической и пространственной среды В.В. Воскобовича» воспитателя Мельниковой Ольги Сергеевны на 2020 – 2025 уч.г.
Индивидуальный план профессионального развития«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование дидактической и пространственной среды В.В. Воскобовича»воспит...
«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через игры и познавательные задания».
https://disk.yandex.ru/i/15lAJlW_96tA4w...
«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»
laquo;Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»....
«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через игру»
laquo;Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через игру»...