Программа "Квадратенок"
рабочая программа по математике (младшая группа) на тему
Программа "Квадратенок" составлена с учетом физиологических особенностей детей младшего дошкольного возраста. Развивает сенсорные способности у детей 3-4 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_programma_po_dpu.docx | 100.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Родничок»
РАССМОТРЕНО На заседании педагогического совета Протокол№ от « » __ ________ 201 г |
УТВЕРЖДАЮ: Заведующая МАДОУ __________ (Краснолуцкая Н.Н.) «__ _» _____________ 20_г. |
Программа по дополнительному образованию
«Квадратенок»
(сенсорика)
Вторая младшая группа
От 3 до 4лет.
Воспитатель: Круглова В.В.
первая квалификационная категория;
2014-2015 г.
Пояснительная записка.
Ребенок познает окружающий мир через ощущения и восприятие. Уровень развития ощущений и восприятия определяет успешность познавательной деятельности ребенка.
Основой умственного развития и воспитания ребенка является сенсорное воспитание, которое направлено прежде всего на развитие ощущений и восприятий.
В содержание сенсорного воспитания входит развитие зрительных ощущений: детей учат различать и называть цвета, формируют у них представление об оттенках, развивают способность при рассмотрении картины видеть, как с помощью цвета достигается художественная выразительность изображения. Умение различать длительность и силу звуков, цвета, оттенки, формы дает возможность лучше понимать музыкальные произведения, живопись, получать-эстетическое удовольствие от слушания музыки, рассматривания произведений искусства. Сенсорное воспитание предполагает развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.
Сенсорное воспитание направлено на развитие тактильной чувствительности- умения различать на ощупь качество предметов и правильно их называть. При этом дети оперируют такими понятиями, как «гладкий», «мягкий», «пушистый», «твердый», «холодный», «теплый». Одна из сторон сенсорного воспитания – развитие обонятельных и вкусовых ощущений.
Для определения свойств и качеств предмета детей учат обследовать его. Обследование-это специально организованное восприятие, направленное на определение детьми формы, величины предмета, его свойств.
3
Данная программа разработана в связи с внедрением ФГОС в образовательные процессы МАДОУ. Срок реализации программы один год (2014-2015 учебный год).Работа по реализации программы «Квадратенок» разделена на три этапа.
1 этап: Сенсорика
Цель: Развивать сенсорные способности.
Задачи: Создавать условии для ознакомлением детей с цветом, формой, величиной.
2 этап: Игры в развитии сенсорных способностей
Цель: Развивать умение выполнять постепенно усложняющие правила дидактических игр.
Задачи: Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи.
3 этап: Предпосылки логического мышления
Цель: Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов.
Задачи: . Развивать наглядно-образное мышление.
Возрастные особенности детей (3-4 лет)
-В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса—и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание.
4
Список детей
Ф.И. ребенка | Дата рождения |
Иванов Рома | 13.03.1012 |
Измайлов Эльдар | 22.02.1012 |
Жиембаваев Тимур | 27.08.2011 |
Князькина Мила | 29.01.2012 |
Михеев Рома | 03.07.2011 |
Лопаткин Данил | 24.12.2011 |
Новицкая Соня | 18.12.2011 |
Поротикова Кристина | 26.01.201 |
Полторацкий Макс | 21.01.2012 |
Понисько Артем | 12.12.2011 |
Старовая Таня | 26.08.2011 |
Хачатурян Даша | 27.12.2011 |
Евдокимов Савелий | 02.06.2012 |
5
Учебный план по дополнительному образованию.
Дни недели | Время проведения |
Вторник | 16.00 -16.15 |
Пятница | 16.00-16.15 |
Учебный план образовательной деятельности.
Дни недели | Понедельник | Пятница |
Кол-во занятий Кол-во часов | 1 15мин | 1 15мин |
Кол-во занятий Кол-во часов: В неделю | 2 30 мин | |
В месяц | 8 2 часа | |
В год | 72 18 часов |
6
Цели.
- Развивать сенсорные способности, как предпосылку развития логического мышления.
- Развивать наглядно - действенное мышление на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата.
Задачи:
- Развивать воображение, используя заместители.
- Развивать память и внимание.
- Развивать восприятие; создать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т.п.); развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи.
- Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
- Совершенствовать навыки установления тожества и различие предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям названия форм( круглая, треугольная, прямоугольная).
- Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств). Развивать образное представление (используя при характеристики предметов эпитетов и сравнения).
- Продолжать показывать разные способы обследования предметов, активно включая движения рук по его предметам и его частям (обхватывая предмет руками, проводя то одной, то другой рукой (пальчиком) по контору предмета). Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
7
Ожидаемые результаты:
- Группирует предметы по цвету, размеру, форме (отбирает все красные, все большие, все круглые предметы и т.д.).
- Составляет при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделяет один предмет из группы.
- Находит в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
- Определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимает конкретный смысл слов: больше - меньше, столько же.
- Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму.
- Понимает смысл обозначений: вверху - внизу, впереди – сзади, слева- справа, на, над – под, верхняя – нижняя(полоска).
- Понимает смысл слов: утро, вечер, день, ночь.
Этапы:
1.Учить детей называть формы (круглая, треугольная, прямоугольная, квадратная).
Учить детей новым способом обследования во время проведения экспериментальных и исследовательских работ.
8
2.Совершенствовать восприятие детей активно включая все органы чувств. Развивать умения воспринимать звучание различных музыкальных инструментов родной речи.
Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи.
3.Совершенствовать навыки установление тождества и различие предметов по их свойствам: величине, форме, цвету.
Воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине.
Ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса—и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развивать память и внимание.
I ЭТАП: Сенсорика
- Форма:
- Волшебная страна геометрических фигур (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат).
Дидактические игры:
- «Назови фигуру»
- «Подбери предмет по форме»
- «Сложи предмет»
- «Кроватки для фигур»
- « Составь узор из геометрических фигур»
9
- Цвет:
- Радуга – дуга.
II ЭТАП: Дидактические игры
- «Назови цвет»
- «Спрячь мышку»
- «Разноцветные комнатки»
- «Разноцветная полянка»
- Величина:
- Длина, ширина, высота, величина в целом.
Дидактические игры:
- «Покажи большой дом»
- «Покажи длинную дорожку»
- «Кто пойдет по этой дорожке?»
- «Построимся на зарядку»
- Количество:
- Один, много и др.
Дидактические игры:
- «Соберём грибочки в корзинку»
- «Выбери большие мячи»
- «Цыплята и наседка»
- «Птичий двор»
- Ориентировка в пространстве:
Дидактические игры:
- «Найди предмет»
- «Где находится предмет?»
- «Куда пошёл котик?»
- «Кто где живет? (небо, земля, вода)»
10
Игры на развитие мелкой моторики:
- Пальчиковые игры:
- «Шнуровочки»
- «Фигурная мозаика»
- «Переберем зернышки»
- Аппликация:
- «Зеленый луг»
III ЭТАП : Игры на развитие мышления:
- «Соберем букет цветов»
- «На полянке» (собрать грибы)
- «Назови детенышей»
- «Скажи наоборот»
- «Разложи картинки»
- «Назови части суток»
- «Когда это бывает?»
- «Загадки» (фрукты, овощи, животные, растения).
Интегрированные занятия:
- Путешествие в страну цветов.
- Формирование элементарных математических представлений + Рисование + Музыка
- «Наши любимые сказочки»
- Сенсорика +Дидактические игры + Музыка
- «Помогите зайчикам»
- Дидактические игры + Сенсорика + Аппликация (из риса) + Пальчиковые игры
11
Развлечения, досуги:
- На лесной лужайке (стихи, песни, пальчиковые игры, игра инсценировка).
- «Поможем зверятам»
- «В гостях у клоуна Фили» (закрепить геометрические фигуры, цвет, форму, величину).
- Физический досуг (с родителями).
- «Мы сильные, смелые» (стихи, песни, пальчиковые игры, дидактические игры, лабиринты)
- Игра – драматизация:
- «Теремок» (сериационный ряд)
- Показ сказки: «Ежик заблудился» (фланелеграф) ориентировка в пространстве
Взаимодействие с семьями детей по реализации программы дополнительного образования «Квадратёнок»
Активные формы работы | Время проведения |
Фотовыставка «Будем знакомы» с рассказам о семье | Сентябрь |
Мастер класс «Делимся семейным опытом» | Ноябрь |
Выставка «Цветик-семе цветик» | Декабрь |
День добрых дел «Изготовление пособий» | Январь |
Консультация-практикум «Забавные фигурки» | Март |
Презентация « Мы повзрослели» | Май |
12
Литература.
- А.К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду.
- С.В. Никитин. Сенсорное воспитание в детском саду.
- Ж. Пиаже. Ребенок и мышление ребенка.
- Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду /Л.А. Парамонова. М.: «Академия», 2002.
13
Содержание.
1.Пояснительная записка…………………………………………….3
2.Список детей………………………………………………………….5
3.Учебный план по дополнительному образованию…………….6
4.Цели и задачи………………………………………………………...7
5.Ожидаемые результаты……………………………………………..8
6.Этаны…………………………………………………………………...9
7.Перечень основных видов организованной образовательной деятельности……………………………………………………………11
8.Равлечения и досуги…………………………………………………12
9.Активные формы работы с родителями……………………………………………………………….12
10.Перечень литературы……………………………………………….13