Программа "Квадратенок"
рабочая программа по математике (младшая группа) на тему

Круглова Валентина Викторовна

Программа "Квадратенок" составлена с учетом физиологических особенностей детей младшего дошкольного возраста. Развивает сенсорные способности у детей 3-4 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_programma_po_dpu.docx100.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Родничок»alt

РАССМОТРЕНО

На заседании педагогического совета

Протокол№      

 от «           »  __        ________  201        г

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующая МАДОУ

__________     (Краснолуцкая Н.Н.)

«__     _» _____________ 20_г.

 

 

Программа по дополнительному образованию

«Квадратенок»

(сенсорика)

Вторая младшая группа

От 3 до 4лет.

Воспитатель: Круглова В.В.

первая квалификационная категория;  

 

2014-2015 г.

Пояснительная записка.

Ребенок познает окружающий мир через ощущения и восприятие. Уровень развития ощущений и восприятия определяет успешность познавательной деятельности ребенка.

Основой умственного развития и воспитания ребенка является сенсорное воспитание, которое направлено прежде всего на развитие ощущений и восприятий.

В содержание сенсорного воспитания входит развитие зрительных ощущений: детей учат различать и называть цвета, формируют у них представление об оттенках, развивают способность при рассмотрении картины видеть, как с помощью цвета достигается художественная выразительность изображения. Умение различать длительность и силу звуков, цвета, оттенки, формы дает возможность лучше понимать музыкальные произведения, живопись, получать-эстетическое удовольствие от слушания музыки, рассматривания произведений искусства. Сенсорное воспитание предполагает развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.

Сенсорное воспитание направлено на развитие тактильной чувствительности- умения различать на ощупь качество предметов и правильно их называть. При этом дети оперируют такими понятиями, как «гладкий», «мягкий», «пушистый», «твердый», «холодный», «теплый». Одна из сторон сенсорного воспитания – развитие обонятельных и вкусовых ощущений.

Для определения свойств и качеств предмета детей учат обследовать его. Обследование-это специально организованное восприятие, направленное на определение детьми формы, величины предмета, его свойств.

3

Данная программа разработана в связи с внедрением ФГОС в образовательные процессы МАДОУ. Срок реализации программы один год (2014-2015 учебный год).Работа по реализации программы «Квадратенок» разделена на три этапа.

1 этап: Сенсорика

Цель: Развивать сенсорные способности.

Задачи: Создавать условии для ознакомлением детей с цветом, формой, величиной.

2 этап: Игры в развитии сенсорных способностей

Цель: Развивать умение выполнять постепенно усложняющие правила дидактических игр.

Задачи: Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи.

3 этап: Предпосылки логического мышления

Цель: Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов.

Задачи: . Развивать наглядно-образное мышление.

Возрастные особенности  детей (3-4 лет)

-В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса—и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание.

4

Список детей

Ф.И. ребенка

Дата рождения

Иванов Рома

13.03.1012

Измайлов Эльдар

22.02.1012

Жиембаваев Тимур

27.08.2011

Князькина Мила

29.01.2012

Михеев Рома

03.07.2011

Лопаткин Данил

24.12.2011

Новицкая Соня

18.12.2011

Поротикова Кристина

26.01.201

Полторацкий Макс

21.01.2012

Понисько Артем

12.12.2011

Старовая Таня

26.08.2011

Хачатурян Даша

27.12.2011

Евдокимов Савелий

02.06.2012

5

Учебный план по дополнительному образованию.

Дни недели

Время проведения

Вторник

 16.00 -16.15

Пятница

16.00-16.15

 

Учебный план образовательной деятельности.

Дни недели

Понедельник

Пятница

Кол-во занятий

Кол-во часов

1

15мин

1

15мин

Кол-во занятий

Кол-во часов:

В неделю

2

30 мин

В месяц

8

2 часа

В год

72

18 часов

6

Цели.

  • Развивать сенсорные способности, как предпосылку развития логического мышления.
  • Развивать наглядно - действенное мышление на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата.

Задачи:

  • Развивать воображение, используя заместители.
  • Развивать память и внимание.
  • Развивать восприятие; создать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т.п.); развивать умение воспринимать  звучание различных музыкальных инструментов, родной речи.
  • Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
  • Совершенствовать навыки установления тожества и различие предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям названия форм( круглая, треугольная, прямоугольная).
  • Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств). Развивать образное представление (используя при характеристики предметов эпитетов и сравнения).
  • Продолжать показывать разные способы обследования предметов, активно включая движения рук по его предметам и его частям (обхватывая предмет руками, проводя то одной, то другой рукой (пальчиком) по контору предмета). Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

7

Ожидаемые результаты:

  • Группирует предметы по цвету, размеру, форме (отбирает все красные, все большие, все круглые предметы и т.д.).

  • Составляет при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделяет один предмет из группы.

  • Находит в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.

  • Определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимает конкретный смысл слов: больше - меньше, столько же.

  • Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму.

  • Понимает смысл обозначений: вверху - внизу, впереди – сзади, слева- справа, на, над – под, верхняя – нижняя(полоска).

  • Понимает смысл слов: утро, вечер, день, ночь.

Этапы:

1.Учить детей называть формы (круглая, треугольная, прямоугольная, квадратная).

Учить детей новым способом обследования во время проведения экспериментальных  и исследовательских работ.

8

2.Совершенствовать восприятие детей активно включая все органы чувств. Развивать умения воспринимать звучание различных музыкальных инструментов родной речи.

Обогащать чувственный  опыт детей и умение фиксировать его в речи.

3.Совершенствовать навыки установление тождества и различие предметов по их свойствам: величине, форме, цвету.

Воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине.

Ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса—и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развивать память и внимание.

I ЭТАП:  Сенсорика

  • Форма:
  1. Волшебная страна геометрических фигур (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат).

Дидактические игры:

  • «Назови фигуру»
  • «Подбери предмет по форме»
  • «Сложи предмет»
  • «Кроватки для фигур»
  • « Составь узор из геометрических фигур»

9

  • Цвет:
  1. Радуга – дуга.

II ЭТАП: Дидактические игры

  • «Назови цвет»
  • «Спрячь мышку»
  • «Разноцветные комнатки»
  • «Разноцветная полянка»
  • Величина:
  1. Длина, ширина, высота, величина в целом.

Дидактические игры:

  • «Покажи большой дом»
  • «Покажи длинную дорожку»
  • «Кто пойдет по этой дорожке?»
  • «Построимся на зарядку»
  • Количество:
  1. Один, много и др.

Дидактические игры:

  • «Соберём грибочки в корзинку»
  • «Выбери большие мячи»
  • «Цыплята и наседка»
  • «Птичий двор»
  • Ориентировка в пространстве:

Дидактические игры:

  • «Найди предмет»
  • «Где находится предмет?»
  • «Куда пошёл котик?»
  • «Кто где живет? (небо, земля, вода)»

10

Игры на развитие мелкой моторики:

  • Пальчиковые игры:
  • «Шнуровочки»
  • «Фигурная мозаика»
  • «Переберем зернышки»
  • Аппликация:
  • «Зеленый луг»

III ЭТАП : Игры на развитие мышления:

  • «Соберем букет цветов»
  • «На полянке» (собрать грибы)
  • «Назови детенышей»
  • «Скажи наоборот»
  • «Разложи картинки»
  • «Назови части суток»
  • «Когда это бывает?»
  • «Загадки» (фрукты, овощи, животные, растения).

Интегрированные занятия:

  1. Путешествие в страну цветов.
  • Формирование элементарных математических представлений + Рисование + Музыка
  1. «Наши любимые сказочки»
  • Сенсорика +Дидактические игры + Музыка
  1. «Помогите зайчикам»
  • Дидактические игры + Сенсорика + Аппликация (из риса) + Пальчиковые игры

11

Развлечения, досуги:

  1. На лесной лужайке (стихи, песни, пальчиковые игры, игра инсценировка).
  • «Поможем зверятам»
  1. «В гостях у клоуна Фили» (закрепить геометрические фигуры, цвет, форму, величину).
  2. Физический досуг (с родителями).
  • «Мы сильные, смелые»  (стихи, песни, пальчиковые игры, дидактические игры, лабиринты)
  1. Игра – драматизация:
  • «Теремок» (сериационный ряд)
  1. Показ сказки: «Ежик заблудился» (фланелеграф) ориентировка в пространстве

Взаимодействие с семьями детей по реализации  программы дополнительного образования «Квадратёнок»

Активные формы работы

Время проведения

Фотовыставка «Будем знакомы» с рассказам о семье

Сентябрь

Мастер класс «Делимся семейным опытом»

Ноябрь

Выставка «Цветик-семе цветик»

Декабрь

День добрых дел «Изготовление пособий»

Январь

Консультация-практикум «Забавные фигурки»

Март

Презентация « Мы повзрослели»

Май

12

Литература.

  • А.К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду.
  • С.В. Никитин. Сенсорное воспитание в детском саду.
  • Ж. Пиаже. Ребенок и мышление ребенка.
  • Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду /Л.А. Парамонова. М.: «Академия», 2002.

13

Содержание.

1.Пояснительная записка…………………………………………….3

2.Список детей………………………………………………………….5

3.Учебный план по дополнительному образованию…………….6

4.Цели и задачи………………………………………………………...7

5.Ожидаемые результаты……………………………………………..8

6.Этаны…………………………………………………………………...9

7.Перечень основных видов организованной образовательной деятельности……………………………………………………………11

8.Равлечения и досуги…………………………………………………12

9.Активные формы работы  с родителями……………………………………………………………….12

10.Перечень литературы……………………………………………….13